Многие родители часто задаются вопросами, с какого возраста отправить ребёнка в детский сад, какие есть группы в государственных садах и какое принципиальное различие между ними.
В зависимости от возраста ребёнок попадёт в ту или иную группу. В государственных садах есть 5 возрастных групп.
- для детей 1-3 года открыта группа кратковременного пребывания;
- детки от 3 до 4 лет попадают в младшую возрастную группу;
- в среднюю группу набирают малышей 4-5 лет;
- старшую группу посещают ребята пяти и шестилетнего возраста;
- и в подготовительную группу ходят мальчики и девочки 6 и 7 лет.
Группа кратковременного пребывания (ГКП)
Как правило, в группу кратковременного пребывания зачисляют совсем маленьких деток от 1 до 3 лет. Этой услугой может воспользоваться любой желающий родитель, который подал необходимые документы и встал в очередь. Такие группы работают 3 раза в неделю по 3 часа всего.
Занятия там начинаются в 8:30 и длятся до 11:30. А также есть вечерняя смена с 16:00 до 19:00. Все зависит от расписания занятий в образовательном учреждении поэтому, всегда уточняйте часы работы в своем саду.
Родителям на заметку
Чаще всего родители волнуются о том, с какого возраста отправить малыша в детский сад и стоит ли это делать так рано, ведь деткам от 1 до 3 лет еще так нужно присутствие мамы. Особенно трудно родителям принять решение, если это первый малыш в семье.
Пребывание в детском саду— это самый первый и важный опыт для каждого ребёнка. Здесь он учится проявлять свои личные качества и общаться с ровесниками.
Если опустить детали, то мнение многих специалистов сходится в одном: с точки зрения психологии знакомство и общение детей в игровой и непринужденной форме помогают малышу адаптироваться и войти в общество. Ведь в этом социуме ребёнок будет расти и развиваться, набираться опыта и проживать разные этапы становления личности. И чем раньше ребёнок начнёт адаптироваться, тем лучше это будет для его психологического здоровья.
Нужно отметить, что молодые мама и папа тоже должны быть готовы к такому ответственному шагу.
И прежде, чем отправить малыша в группу кратковременного пребывания, убедитесь, что это именно то место, где будет комфортно вашему сыну или дочери.
Сегодня можно быстро найти отзывы в интернете о любом продукте или услуге. Поищите отзывы и комментарии о вашем детском саде. А ещё наверняка у вас есть знакомые мамы, чьи детки тоже ходят в этот сад. Также вы можете прийти в садик и увидеть все собственными глазами, и пообщаться с нянечками и воспитателями.
Какие занятия проводят с детьми в группах кратковременного пребывания
Обычно в таких группах проводят по 2 занятия в неделю физкультуры и музыки и по одному разу занятия рисования, лепки, литературы и конструирования.
Записаться в группы ГКП тоже не сложно. Они имеются практически во всех дошкольных учреждениях. А чтобы вас зачислили в группу, необходимо:
- обратиться к заведующей сада с просьбой о зачислении ребенка в ГКП. Если места в группе есть— вас обязательно примут;
- если свободных мест нет, обратитесь в т.н «Мини-ОСИП» ( это окружная служба информационной поддержки).
- также можно записаться в группу и через портал городских услуг
Когда вы нашли место, необходимо побеспокоиться о документах для сада. Их немного, но собирать придется быстро:
- паспорт родителя или законного представителя ребенка;
- свидетельство о рождении малыша;
- регистрация ребенка в городе;
- если у вас имеются льготы, предоставьте также документ на включение в льготную категорию;
Зачисление в ГКП происходит также, как и в обычную группу сада. Вас ставят на очередь и когда появляется место, вам звонят и сообщают, что ребёнок может ходить в сад.
Порядок зачисления в группу кратковременного пребывания.
Когда свободных мест в группе мало, заведующая детским садом должна руководствоваться определёнными правилами при зачислении ребенка в группу. Так, например, вашего ребёнка примут быстрее, если:
- ваша семья (или ребёнок) проживает/прописан в этом районе;
- льготные категории детей
Если из данного списка все дети зачислены, то в порядке очереди зачисляются:
- детки с временной регистрацией
- малыши из других районов
Родителю не нужно ходить каждую неделю или месяц в детский сад, чтобы узнать, освободилось ли место. Обычно родителям присылают оповещение с уведомлением на электронную почту или звонят на мобильный телефон.
При поступлении в детский сад проверьте наличие медицинской карты, а непосредственно перед зачислением нужно предоставить:
- контакты ребенка и его родителей;
- общий анализ крови и анализ мочи;
- анализ на энтеробиоз и яйца-глист
Прежде чем зачислить ребенка в группу в детском саду, родитель должен будет подписать договор об оказании услуг, где будут прописаны все права и обязанности как родителей, так и воспитателей.
Как правило, подобного рода документы защищают обе стороны от возможных претензий. Поэтому каждому родителю стоит не лениться и прочитать этот договор внимательно.
Особенности пребывания малышей в группе кратковременного пребывания
Ребёнок находится в детском саду не целый день, а всего лишь какую-то часть дня, так что питание здесь не предусмотрено. Но любой малыш может свободно попросить воды. Так что прежде, чем отправить сына или дочь в детский сад, не забудьте покормить его.
Адаптация в группе проходит довольно мягко. Любой родитель может зайти в группу и посмотреть, как там себя чувствует их ребенок. Так малышу проще пережить долгое расставание с родителями и освоиться в новом окружении. Помните также, что психика ребёнка довольно ранима в этом возрасте, и любое нововведение может плохо повлиять на его эмоциональное состояние. Но если подготовить малыша и отправить в группу кратковременного пребывания, то можно избежать негативных эмоций со стороны малыша.
Первые дни в ГКП длятся всего лишь полчаса для ребёнка. Затем время пребывания становится больше, но все зависит от поведения и привыкания ребёнка. Часто воспитатели рекомендуют начать с получаса и добавлять лишь по 15 минут каждые несколько дней, чтобы не нагнетать ситуацию.
Примерное расписание в группах кратковременного пребывания:
- Понедельник — 9:00-9:10 музыкальные игры; 10:10- 10:20 дидактические игры;
- Вторник— 10:00- 10:10 развитие движения, 10:30-10:40– художественное творчество (здесь обязательно чередуются рисование, лепка, аппликация, раскрашивание);
- Среда— 9:00-9:10 дидактическая игра, 10:00-10:10 развитие речи;
- Четверг— 9:00-9:10 подвижная игра; 10:00-10:10 игры со строительными материалами;
- Пятница— 9:10-9:20 развивающая игра; 10:00-10:10 музыкальная игра
Средняя ежемесячная стоимость ГКП составляет около 1500 рублей. Однако, если у вас есть льготы, то можно написать заявление на компенсацию оплаты (или часть компенсации).
Какие дополнительные расходы ожидают родителя
Во многих садах и группах имеются также дополнительные расходы, которые чаще всего зависят от руководителя детского сада. Этот момент также стоит оговорить заранее, и лучше всего это сделать, в момент подписания договора с садом. Хотя, времена, когда велись огромные сборы в садах, уже давно прошли.
Тем не менее, некоторые родители сталкиваются с настоящим вымогательством. В этом случае стоит обратиться на горячую линию борьбы с коррупцией.
Как вести себя взрослым?
И воспитатель, и родитель могут поспособствовать благоприятному протеканию адаптации к яслям. Соответствующая помощь, поддержка способны облегчить психоэмоциональное состояние ребёнка.
Основная задача родителя – заранее подготовить малыша к посещению яслей.
Нельзя помещать ребёнка в незнакомую среду просто так, без предварительной подготовки.
- Само пребывание в дошкольном учреждении целесообразно начинать с нескольких часов и увеличивать это время впоследствии постепенно.
- Родителям рекомендуется обучить малыша всем правилам личной гигиены дома. Так ему будет проще привыкнуть к требованиям воспитателя.
- Целесообразно выработать и определённый режим питания, отказаться от перекусов, а также привить навыки пользования столовыми приборами. Важно объяснить ребёнку, что нужно съедать порцию целиком – иначе ему попросту не будет хватать энергии, а испытываемый физический дискомфорт он объяснить не сможет.
- Дневной сон – неотъемлемая часть подготовки к посещению детского сада, к этому тоже придётся привыкнуть. В яслях малыши спят, потому что их досуг динамичен, насыщен, разнообразен. Если ребёнок отказывается от дневного сна дома, следует более ответственно отнестись к организации свободного времени.
- Одежда и обувь должны быть удобными, практичными. Малыш не должен бояться испачкать или помять её. Движения не должны быть стеснены, а при необходимости ребёнок должен самостоятельно уметь обслуживать себя – целесообразно отказаться от сложной шнуровки, застёжек, креплений.
- Следует разрешать брать с собой в ясли только те игрушки, которыми он готов поделиться, которые не жалко испортить или потерять.
Нельзя забывать, что обман, даже обусловленный резким изменением обстоятельств, может стать очень тяжёлой правдой для ребенка, поколебать его доверие к родителю и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду.
Воспитатель также играет важную роль в процессе адаптации ребёнка. Качество взаимодействия с малышом и с родителями влияет на то, как в целом пойдёт весь процесс и как быстро он закончится.
Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю, в первую очередь, нужно установить контакт с родителями и договориться, чтобы они приводили детей с интервалами в 10 минут. Это позволит встретить каждого малыша и найти с ним общий язык, облегчить процесс расставания с родителем.
Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя в безопасности:
- проявлять ласку, доброжелательность, интерес;
- предлагать помощь;
- чаще улыбаться;
- тактильный контакт;
- вовлечение в групповые игры;
- интересоваться о настроении, самочувствии.
Интерьер помещения должен быть уютным – предметы декора, уголки для уединения, чистый, мягкий ковёр, разнообразие игрушек.
Младшие группы для детей 3-4 лет
Младшие группы открыты 5 дней в неделю (понедельник-пятница) с 7 утра до 19:00 вечера. В эту группу записывают малышей 3 и 4 лет.
В этом возрасте каждый ребенок проходит период становления личности, формируются привычки и особенности характера.
В младшей группе дети знакомятся с внешним миром, заводят новые знакомства и осваивают новые навыки. Порой дети узнают в разы больше в детском саду, общаясь со сверстниками, нежели сидя дома с мамой.
Воспитатели проводят множество развивающих занятий. Особенно это стало актуально в настоящее время. Так детки, посещая младшую группу:
- узнают окружающий мир;
- учатся правильной речи;
- читают художественную литературу (в частности сказки и рассказы);
- учат буквы и цифры, знакомятся со счетом;
- занимаются лепкой и конструированием;
- изучают азы рисования и аппликации
Особенности младшей группы:
- в 3-4 года ребенок уже активно развивается и это развитие кардинально отличается от того, что было в яслях. До 3 лет детки нуждаются в пристальному внимании и ласке, а после 3 лет у малышей просыпается любознательность к окружающему миру;
- В возрасте 3 лет дети начинают проявлять интерес к групповым играм. Малыш начинает активнее знакомиться со сверстниками и общаться в социуме. Воспитатели могут лишь помочь и подтолкнуть малышей к общению. Так появляется первая самостоятельность.
- Многие педагоги и психологи уверены, что развитие детей в 3 и 4 года— это самый ответственный период. Отметим, что именно в этом возрасте дети часто болеют простудными и вирусными заболеваниями, контактируя друг с другом. Здесь уж придётся проявить терпение, ведь юный организм малыша сталкивается со многими разновидностями бактерий и вирусов. Но совсем другое дело, когда няни и воспитатели детского сада проявляют халатность и малыши заболевают.
- Впервые малыши проявляют своё интеллектуальное развитие в социуме. Нужно заметить, что у каждого малыша оно разное. Кто-то быстрее понимает, о чем говорят воспитатели, а кто-то чуть медленнее. Здесь все находится в руках воспитателей, ведь они должны найти индивидуальный подход к каждому малышу. Если вам попались именно такие няни и воспитатели, будьте спокойны— вы выбрали правильный детский сад.
- Чаще всего в младшей группе дети обретают навыки самообслуживания: они сами учатся одеваться и раздеваться, ходить в туалет и умываться и даже пытаются кушать самостоятельно;
Чему учатся дети в младшей группе детского сада
- в этом возрасте ребенок учится сам одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться;
- держать столовые приборы и кушать самостоятельно;
- понимают, что нужно доесть суп и потом приступать ко второму блюду;
- просятся на горшок, самостоятельно ходят в туалет и моют руки до и после туалета и игры.
Основные образовательные навыки в младшей группе:
- ребёнок умеет ориентироваться по сторонам. Он понимает, что лево и право — это разные направления, а одежда имеет лицевую и изнаночную стороны;
- ребёнок ориентируется в понятиях пространства и времени. Например, ребёнок поймёт, если вы скажите: под кроватью, перед собой, возле стола и так далее.
- различает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник;
- различает цвета;
- ребёнок может по модели (глядя на взрослого) построить пирамиду из кубиков одного цвета, разложить предметы по цветам;
- в этом возрасте дети стремятся помогать взрослым: донести тарелки до стола, полить или побрызгать цветы, пронести сумку и другое;
Какие занятия проводят с детьми младшей группы в детских садах?
Какое бы занятие не проводил воспитатель, оно должно проходить в игровой форме. Ни в коем случае не стоит заставлять ребёнка играть во что-то или заниматься чем-то. Все это нужно для того, чтобы развить у ребенка интерес к действиям. Так у малыша вырабатывается самостоятельность и желание все сделать, как можно лучше.
Особенности занятий в младших группах:
- в этом возрасте ребёнок ещё не умеет держать концентрацию долго поэтому, занятия должны длиться не более 15 минут. В противном случае вы потеряете внимание ребенка и у малыша просто пропадёт интерес;
- в 3 года уделяется основное внимание мелкой моторике рук и координации движения. Будет здорово, если вы позволите малышу самостоятельно завязывать шнурки и застегивать пуговицы на одежде;
- активно развивается устная речь ребят. Воспитатели читают сказки и рассказы, которые настраивают ребенка на изучение и запоминание новых слов и словосочетаний. Важно также показывать картинки малышу и давать ему возможность повторить все недавно выученные слова;
- ребенок также развивает свои эстетические навыки через лепку и рисование;
- в этом же возрасте вводятся и физические упражнения, чтобы развить у малышей гибкость, ловкость, выносливость и скорость;
- также присутствует и музыкальное образование, где дети учатся различать звуки по высоте и интенсивности, а также знакомятся с музыкальным ритмом;
- в это время в саду начинают устраивать костюмированные представления.
Положение о разновозрастной группе
Елена Барукова
Положение о разновозрастной группе
Продолжение
ПОЛОЖЕНИЕ
о разновозрастной группе
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано для МОУ ___, в котором функционируют дошкольные разновозрастные группы (далее — МОУ)
в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
— Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
СанПин. 2.4.1.3049-13;
— Уставом Учреждения;
1.2 Положение регулирует деятельность разновозрастных групп общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 7 лет (далее — разновозрастная группа)
.
1.3 Положение принимается Педагогическим советом ОУ и утверждается приказом руководителя. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя ОУ;
1.4 Срок данного положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Порядок комплектования разновозрастной группы.
2.1Приём детей в разновозрастную группу ОУ оформляется приказом руководителя на основании документов в соответствии с Положением о комплектовании воспитанниками МОУ, реализующих программы дошкольного образования и призвано обеспечить принцип общедоступности и бесплатности дошкольного образования.
2.2В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей: от 1,5 лет до 3 – не более 17 человек. При наличии в группе детей любых 4-х возрастов – не более 18 человек.
3. Организация развивающей среды.
3.1 Развивающая среда разновозрастной группы должна быть организована с учётом следующих принципов:
3.1.1 Принцип уважения к потребностям в движении, в общении. В познании. Подбор оборудования
и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Развивающая среда должна иметь свободное пространство, которое должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. Свободное пространство создаётся с помощью невысоких ширм или стеллажей с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его более свободным для наблюдения. Высота мебели в групповой комнате должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75см)
. При планировании интерьера используется нежесткое центрирование (зонирование,создаются следующие центры активности:
— Центр познания (Решение задач познавательно-исследовательской деятельности (развивающие и логические игры; речевые игры; игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
— Центр творчества (Решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и игры импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
— Игровой центр (обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр)
;
— Литературный центр (обеспечивает литературное развитие дошкольников)
;
— Спортивный центр (обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей).
3.1.2. Принцип функциональности. В обстановке помещения должны находиться только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.
3.1.3. Принцип опережающего характера содержания образования. Кроме материалов, которые предназначены детям определенного возраста, должны быть включены в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год)
.
3.1.4. Принцип динамичности – статичности среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование, не реже одного раза в два месяца.
3.2. Столы следует расставлять по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одною возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.При размещении столов необходимо учитывать следующее:
— детям должно быть хорошо видно и слышно воспитателя;
— они свободно могут вставать и выйти из-за стола, не мешая другим.
3.3. Обозначения на шкафчиках, вешалках для полотенец необходимо менять по мере перехода детей в более старшую возрастную подгруппу. Для малышей используются картинки, для детей среднего дошкольного возраста – геометрические фигуры, для старших – буквы и цифры от 0 до 9.
4. Организация и проведение режимных моментов
4.1. При наличии в составе группы двух смежных возрастов детей, за основу берётся режим дня старших детей, режимные моменты с младшими детьми следует начинать на 5 – 10 минут раньше, чем со старшими.
4.2. При подъёме детей после дневного сна сначала организуют подъём старших детей.
4.3. Прогулка детей разновозрастной группы на улице организуется в соответствии с графиком определения погодных условий.
4.4. Прогулка на улице не проводится при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту детей младшей подгруппы разновозрастной группы.
4.5. В методике руководства утренней и вечерней гимнастиками, при подборе упражнений, следует исходить из существующих общих указаний, при этом учитывать возрастной состав своей группы.
4.5.1. При организации утренней гимнастики необходимо учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Младшие дети выполняют упражнения меньшее количество раз. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений. Для того чтобы старшие дети могли выполнить упражнения большее количество раз, им предлагается начать выполнять упражнения и показать младшим, как правильно его выполнять, затем это же упражнение они выполняют с младшими детьми.
4.5.2. Возможны случаи, когда в комплексы гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений младшие наблюдают и отдыхают.
4.6. Организация одевания.
4.6.1. В разновозрастной группевнимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на младших детей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать младшим воспитатель приглашает старших детей.
4.6.2. При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами. Воспитатель сам упражняет младших в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу.
4.7. В процессе повседневной деятельности обеспечивается формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков в соответствии с программными требованиями, воспитываются привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. Воспитатель четко представляет объем программных требований для каждой группы.
4.7.1.При формировании навыка следует:
— использовать индивидуальный подход к каждому ребенку;
— создавать благоприятную обстановку для формирования навыков личной гигиены (спокойный тон взрослого и т. н.)
;
— соблюдать принцип постепенности — от простого к сложному, (детей 3-5 лет учат правильно одеваться и раздеваться, а перед старшими ставится задача делать это быстро);
— сосредотачивать внимание детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем;
— в зависимости от конкретных задач по отношению к воспитанникам своей группы подбирать методику педагогического воздействия (в одних случаях показ, в других напоминание и т. п.)
;
— младших приучать к самостоятельности, используя стремление ребёнка всё сделать самому;
— контролировать качество выполнения навыков старшими детьми: делать всё обстоятельно, быстро, аккуратно, без напоминания взрослых;
— соблюдать принцип постоянства и единства требований
— требования к детям должны быть постоянны и едины у всех взрослых, воспитывающих детей.
5. Планирование и организация образовательного процесса
5.1. Содержание образовательного процесса в разновозрастных группах строится в соответствии с образовательной программой, разработанной в МОУ и утверждённой Советом педагогов.
5.2. Образовательный процесс в разновозрастных группах включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребёнка и выполнение государственных требований.
5.3.Планирование образовательного процесса:
5.3.1. При разработке учебного плана разновозрастной группы часы учебной нагрузки рассчитываются для каждой возрастной подгруппы детей отдельно.
5.3.2. В регламенте мероприятий непрерывной образовательной деятельности разновозрастной группы:
— Занятия по физическому развитию образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
— в младшей группе — 15 мин. ,
— в средней группе — 20 мин. ,
— в старшей группе — 25 мин. ,
— в подготовительной группе — 30 мин.
Два раза в неделю для детей 5 — 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. (12.5. СанПиН 2.4.1.3049-13)
по старшей возрастной
подгруппе;
— время проведения занятий познавательного цикла рассчитывается в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 для каждой возрастной подгруппы отдельно.
5.3.3. При календарном планировании занятий следует предусмотреть межпредметные связи и связь с игровой деятельностью детей.
5.4. В основе организации процесса обучения в разновозрастной группе лежит планирование непрерывной образовательной деятельности по одной теме, предусматривающее дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной группы.
5.5. Формами организации образовательного процесса в разновозрастных группах являются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, игровая деятельность.
5.6. Для рационального построения образовательного процесса воспитатель формирует списки подгрупп с указанием даты рождения и возраста детей.
5.7. Физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности организуются фронтально.
5.7.1. При организации фронтальных занятий образовательные задачи ставятся для старшей и младшей подгруппы отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.
5.7.2. Продолжительность занятия следует дифференцировать в соответствии с возрастом детей. Следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию младших. При одновременном начале, занятие для младших детей следует заканчивать на 5 минут раньше.
5.7.3. При организации на занятиях совместной деятельности детей разного возраста педагог рассаживает их парами (старшего и младшего вместе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, взаимные симпатии. Если образовательное учреждение не располагает одноместными столами, то, объединяя детей, воспитатель должен иметь в виду показатели их роста.
5.8. Планирование и организация физкультурных занятий.
5.8.1. Физкультурные занятия целесообразно проводить со всеми детьми одновременно. Детей необходимо, разделить на подгруппы в соответствии с возрастом.
5.8.2.Вводная часть физкультурного занятия планируется следующим образом:
— одинаковые задания для всех детей: упражнения на внимание, на развитие быстроты реакции, упражнения с изменением темпа и направления движений (ходьба, остановка по сигналу и принятие заданной позы; чередование ходьбы и бега, ходьбы врассыпную и перестроения в колонну, пары и др.);
— упражнения, одинаковые по содержанию, но разные по степени трудности (перешагивание через предметы разной высоты; ходьба по дощечкам разной ширины; бег змейкой между предметами, которые расположены на разном расстоянии, и др.);
— одинаковые движения, но с различной дозировкой или способом выполнения (прыжки на двух ногах с продвижением вперед на разное расстояние: первая подгруппа выполняет прыжки на двух ногах с продвижением вперед, вторая — прыжки на одной ноге;ходьба: младшие идут на носках, старшие — скрестным шагом и др.);
— разучивание сложных упражнений только для второй подгруппы. В этом случае занятие начинают со старшими детьми, а затем уже подключают младших детей, последние выполняют общие упражнения вводной части занятия.
5.8.3. В основную часть занятия включают общеразвивающие упражнения. Подбираются 4-5 общеразвивающих упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Увеличения нагрузки для старших дошкольников достигается за счет усложнения исходного положения, включения в работу других частей тела. Используются и другие варианты, старшие выполняют упражнения, стоя в парах, младшие индивидуально.Количество повторений общеразвивающего упражнения может быть одинаковым: упражнения для мышц верхнего плечевого пояса повторяют 6 раз подряд или 8 раз с отдыхом; упражнения для мышц туловища и ног повторяются только 5-6 раз, так как они оказывают на организм большую нагрузку. В случаях, когда упражнение дает значительную физиологическую нагрузку, младшие дошкольники заканчивают его выполнение раньше.При разучивании общеразвивающих упражнений используются следующие приемы:
— показ нового по структуре движения;
— объяснение или указание при выполнении детьми новых общеразвивающих упражнений, состоящих из знакомых дошкольникам элементов;
— задание детям на выбор исходного положения для выполнения определенного упражнения.
— частичное регламентирование задания;
— многократные повторения отрабатываемых движений (важно для детей среднего дошкольного возраста, у которых только начинают формироваться пространственные ориентировки);
— выполнение одних и тех же по структуре упражнений с различными пособиями: с флажками, с мячами, с палкой, с обручем, с веревкой (снимает монотонность в повторении, оттачивает точность, свободу движений). В основной части занятия проводится обучение основным движениям, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, ознакомление детей с рациональными способами их выполнения. Обучение направлено на формирование умения правильно и быстро выполнять двигательное действие, быстро принимать решение в сложившейся ситуации. Основные движения, спортивные упражнения, элементы спортивных игр включаются в занятие в виде конкретных заданий (перепрыгнуть дорожку, прыгать из обруча в обруч, а также в форме подвижной игры («Волк во рву»
и др.).Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях:
— используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия);
— используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия);
— для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения. Для этого подбираются движения, не требующие подстраховки. При выполнении парных упражнений возможно объединение в пары детей из старшей и младшей подгрупп (старший ребёнок получит возможность контролировать действия младшего, подсказывать, как правильно его выполнить).
5.8.4. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игры для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях.
5.8.5. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).
5.8.6. При соответствующих погодных условиях сочетаются физкультурные занятия на свежем воздухе с занятиями в помещении. Занятия на свежем воздухе, в часы прогулки, проводятся с каждой возрастной подгруппой в отдельности и в разные дни (обучение спортивным упражнениям, элементам спортивных игр)
.
5.9. Планирование самостоятельной двигательной деятельности детей соответствует содержанию организованных форм работы, на физкультурных занятиях.
5.9.1. Задачи, решаемые на занятии, определяют содержание самостоятельной деятельности детей. Содержание самостоятельной деятельности дополняется и обогащается за счёт вариативности упражнений, разнообразия оборудования, введения элементов игры.
5.9.2. Планирование приёмов основывается на индивидуальных особенностях детей, уровня их физической подготовленности.
5.10. Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности.
5.10.1. В разновозрастной группе занятия по рисованию, лепке и аппликации проводятся со всеми детьми одновременно. При этом содержание занятий для младших и старших дошкольников остается единым, а программные задачи разные.
5.10.2.Отбор тем для занятий осуществляется по следующим направлениям:
— усложнение изобразительной задачи, которую воспитатель ставит перед детьми;
— обучение детей использованию в своей работе разных выразительных средств.
5.10.3. При решении одной и той же изобразительной задачи в каждой возрастной подгруппе выполняется различный объем работы, младшие дети изображают один предмет, а старшие дети — 2, 3 и более. Детям предается для рисования, лепки, аппликации один и тот же предмет, но с разными требованиями к его изображению. Усложнение изобразительных задач осуществляется и за счет повышения требований к технике рисования, лепки и аппликации или путем использования разных изобразительных материалов. В процессе непрерывной образовательной деятельности по одной теме программные задачи дифференцируются за счёт различных выразительных средств,к которым относятся: форма, объем, цвет, линия, композиция, пластичность лепного образа и др. На каждом возрастном этапе дети овладевают определенными выразительными средствами, что обязательно учитывается при планировании занятий. При проведении непрерывной образовательной деятельности по одной теме комплексно используются разные виды изобразительной деятельности (младшие, рисуют Колобка, старшие — выполняют способом аппликации лес и зверей). Для каждой возрастной подгруппы подбирается вид изобразительной деятельности, который наиболее соответствует уровню умений и навыков детей.
5.10.4. Методика проведения непрерывной образовательной деятельности по одной теме. Вводная часть занятия организуется воспитателем со всеми детьми одновременно, или с постепенным включением разных возрастных подгрупп. В рассматривании предмета, принимают участие все дети, вначале отвечают младшие дети, при затруднении младших — старшие приходят к ним на помощь. Восприятие игрушки, картинки осуществляется дошкольниками каждого возраста дифференцированно под руководством педагога. При проведении обследования предмета старшие дети анализируют его на расстоянии, для младших организуется зрительное восприятие с осязанием.
Построение вводной части занятия следующее: воспитатель в опирается на опыт старших дошкольников, (предлагает детям пяти-шести лет приготовить для малышей сюрприз, выучить потешку, содержащую описание игрушки, с которой их будут знакомить). В основной части занятия намечаются этапы перехода от руководства одной возрастной подгруппой к другой. Педагог сосредотачивает внимание на работе с младшими детьми при первоначальном знакомстве с формой, обследованием предметов, показом способов изображения. При правильном выполнении задания детьми младшего возраста, воспитатель организовывает дополнительное упражнение, (нарисовать много яблок, много елочек)
и переходит к руководству деятельностью старших детей. В конце занятия дети каждой возрастной
подгруппы привлекаются к оценке и анализу результатов собственной деятельности и работы всей группы. Занятия по замыслу планируются самостоятельно.
5.10.5. Организация взаимодействия детей на непрерывной образовательной деятельности по одной теме. В процессе непосредственно организованной образовательной деятельности по одной теме дошкольники все вместе участвуют в одном виде деятельности, организовывается сотрудничество детей разного возраста.Формы участия старших и младших дошкольников в сотрудничестве различны:
— старшие дети показывают младшим выполнение задания;
— объясняют;
— контролируют действия.
— младшие использовать действия старших в качестве образца;
— заимствуют у старших способы и приемы работы. На занятиях организуется совместная деятельность детей разного возраста. Особенностью совместной деятельности является наличие общего результата,который получается тремя путями:
— путем объединения отдельных изображений, относительно законченных и самостоятельных (все дети вырезают цветы для коврика, действуя независимо, друг от друга, и в общей работе отчетливо виден результат деятельности каждого ребенка).
— путем объединения таких частей, которые в отдельности не представляют собой законченного смыслового целого, (на занятиях по лепке один ребенок лепит чашку, а другой блюдце)
.
— результат работы одного служит основой для начала работы другого (на занятиях по аппликации один ребенок обводит трафарет карандашом, другой его вырезает, третий наклеивает).
5.11. Планирование и организация занятий по конструированию и ручному труду.
5.11.1. Для всех возрастных подгрупп целесообразно организовывать однотемные занятия.
5.11.2. Организация занятий предусматривает постепенное включение в него детей разных возрастов (обучая детей анализу образца постройки вначале приглашаются старшие дети, затем младшие). Программные задачи для двух подгрупп близкие по содержанию решаются с некоторым усложнением конструкций.
5.11.3.Посадка детей на занятии зависит от содержания программного материала:
— при выполнении возрастной подгруппой самостоятельного задания дети усаживаются за столы, расставленные в форме буквы П,
— каждая подгруппа по одну сторону стола.
— при выполнении возрастной подгруппой единого задания дети усаживаются за общим столам.
5.11.4. На занятиях по ручному труду педагог создаёт доверительную, спокойную обстановку.
5.12. Занятия познавательного цикла организуются с каждой возрастной подгруппой отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.
5.13. Планирование и организация сюжетно-ролевых игр.
5.13.1. Педагоги составляют краткий план работы по развитию сюжетно-ролевых игр. В соответствии с кратким планом по развитию сюжетно-ролевых игр в календарном плане образовательной работы осуществляется тематическое планирование, обусловливающее содержание и развитие конкретных сюжетно-ролевых игр. Тематическое планирование предусматривает проведение работы по тем разделам программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых игр (ознакомление с окружающим, развитие речи, конструирование, ручной труд и др.). При тематическом планировании учитывается взаимосвязь между отдельными видами деятельности (обучением, трудом и игрой)
.
Средние группы в детском саду
В средние группы принимают детей 4-5 лет. Родители могут приводить своих малышей ежедневно с понедельника по пятницу с 7:00 утра до 19:00 вечера.
К 4-5 годам ребенок уже формируется как личность. Малыши умеют оценивать себя и других детей. Ребята стараются не отставать от своих сверстников. Кроме того, у малышей уже можно заметить индивидуальные черты характера.
Вы легко можете отметить, как ваш ребенок пытается копировать ваши действия. А если у него появляются какие-либо трудности, он самостоятельно старается решить проблему. Ребёнок все ещё активно общается с другими детьми в группе (или даже в детском саду), активно делится своими умениями и черпает новые знания у своих сверстников. Все это помогает всестороннему развитию ребёнка и расширяет кругозор малыша.
К 4-5 годам ребёнок уже практически сформирован. При этом вы можете заметить, что каждый ребёнок индивидуален: у каждого свой характер, интересы, вкусы и предпочтения. Детки в этом возрасте довольно активны и подвижны, они регулярно заводят новые знакомства. Порой родители начинают переживать, когда видят излишнюю активность своих сына или дочери. Не стоит переживать и уж тем более ограничивать активность ребенка. В этом случае родитель может лишь помочь малышу развиваться правильно, создавая комфортные условия для взросления. Например, ребенка необходимо записать в детский сад, где он реализует все свои потребности, общаясь со сверстниками и воспитателями. А дома ребёнок уже будет вести себя спокойнее и более расслабленно.
Какие основные занятия должны быть в средней группе детского сада?
- знакомство с окружающим миром (какие предметы нас окружают, что происходит вокруг нас, что такое «дружба» и «семья»)
- элементарные математические процессы (дети учатся счету от одного до 10, а также учатся сложению и вычитанию);
- развитие речи (дети учатся пересказывать короткие сказки и рассказы, обогащают свой словарный запас, учатся правильно говорить);
- знакомятся с литературными произведениями и авторами любимых сказок и рассказов;
- посещают уроки по лепке, рисованию конструированию (благодаря этому у малыша развивается образное и пространственное мышление);
- музыкальные уроки (дети продолжают знакомиться с музыкальными произведениями, ритмом и темпом);
- занимаются физическими упражнениями (всего 10-20 минут упражнений помогут ребенку развивать выносливость и скорость). Вообще в этом возрасте спорт крайне полезен для детей. Вы можете записать своих сына или дочь на гимнастику или на уроки танцев. Обычно дети с удовольствием занимаются выбранной деятельностью и общаются с новым коллективом. Здесь не так важно, будет ли ваш ребенок лучшим. Тут на пользу идёт сам процесс занятий. Ваш ребенок будет расти здоровым и уверенным в себе, он сумеет добиться любой цели и научится решать любые проблемы самостоятельно;
Какова психологическая атмосфера в средней группе.
Каждый родитель должен понимать, что все вышеперечисленные занятия должны проходить в доброжелательной форме. Ребёнок должен сам желать заниматься тем, что предлагает программа в детском саду. Педагогам стоит обращать особое внимание на взаимоотношения в детском коллективе. Тут крайне важно, чтобы психологически детям было комфортно и уютно— это основное условие пребывания в детском саду.
Если вы замечаете какие-то проблемы в коллективе или какое-либо психологическое давление на малыша со стороны воспитателей или сверстников, стоит задуматься о смене детского сада.
Сегодня много садов открыто как частных, так и государственных. И если вас беспокоит какой-то момент, не теряйте времени, ведь психологическое здоровье ваших сына или дочери должны быть на первом месте.
Деление по специализации
В ДОУ формируются коллективы не только по возрасту, времени присутствия. Часто происходит деление групп детей по специализации в детском саду. Как правило, воспитанники таких отрядов нуждаются в исследовании у конкретных медицинских специалистов. Делят на следующие:
- группы оздоровительного или санаторного типа – ходят малыши, которые часто болеют и у них ослабленный иммунитет. Посещая учреждения, ребят направляют на лечебную физкультуру. Меню для них разрабатывается индивидуально. Им постоянно оказывается медицинская помощь и проводится контроль;
- логопедические отряды – деление считается самым распространенным. Подобные коллективы отличаются от обычных только тем, что с ними систематически и целенаправленно работают логопеды, решая проблемы, корректируя речь;
Видео: Нужна ли ребенку логопедическая группа?
- группы с ограниченными возможностями здоровья – отличаются неоднородностью состава. Ходят на занятия ребята с нарушениями зрительного, слухового, опорно-двигательного аппарата, а также с задержкой в развитии и с синдромом Дауна, аутизма. Особенность воспитательного процесса заключается в грамотном подборе методик и технологии обучения.
Деление дошкольников, как видно из статьи, происходит по нескольким принципам. Чаще всего встречается распределение по возрасту. Но если у малыша есть какие-либо проблемы со здоровьем или родители не могут надолго расстаться с ним, рекомендовано рассмотреть заведения, где происходит раздел детского коллектива по специализации и времени пребывания.
Старшая группа в детских садах
Государственные детские сады и старшие группы работают каждый день с понедельника по пятницу с 7:00 утра до 19:00 вечера. Дети 5-6 лет посещают старшую группу.
Обычно старшую в группу зачисляют тех ребят, которые уже выпустились из младшей и средней групп. Получается, они уже многое умеют и знают, но продолжают развивать свои навыки в старшей группе.
Как правило, занятия длятся не более 25 минут и заканчиваются «физкультминутками», чтобы дети могли переключить своё внимание, расслабиться и отвлечься.
Какие занятия проводятся в старшей группе?
- продолжается знакомство с окружающим миром (дети уже многое знают в этом возрасте и способны общаться на любую из тем: о семье, о природе, делиться впечатлениями о просмотренном мультфильме или прочитанном рассказе)
- развитие речи ( в этом возрасте дети абсолютно точно понимают, что от них хотят взрослые, умеют самостоятельно выражать свои мысли, делать выводы и даже спорить)
- знакомство с литературой (здесь дети учатся разбирать и обсуждать не только детские произведения, но и обсуждать сказки с подтекстом, былины и распознавать основную мысль произведения);
- математические занятия (в этом возрасте дети учатся принципам сложения и вычитания, а также пробуют самостоятельно придумывать задачи и искать способы решения);
- аппликация и лепка (кроме того, что дети обожают подобные занятия, они также развивают чувство прекрасного, учатся доводить любое дело до конца, самовыражаться, вырабатывать настойчивость и аккуратность);
- рисование (конечно же, этот вид деятельности развивает чувство прекрасного, особенно помогают живопись и графика);
- музыкальные занятия помогают ребенку развивать музыкально-творческие способности и учатся эмоционально воспринимать любое музыкальное произведение;
- ручной труд и изготовление поделок из подручных средств и природных материалов. Здесь в ход идут все подручные предметы: вата, палочки, трубочки, шишки и жёлуди, опавшие листья, бумага и картон.
- физическая культура помогает и дальше развивать физические способности вашего малыша.
На заметку родителям
В возрасте 5-6 лет у каждого ребёнка уже формируется основные качества и черты характера:
- развивается интеллект. Многие родители замечают, что у ребенка меняются взгляды и суждения. Они теперь более взвешенные и логичные, а ребенок хочет регулярно объяснять свои слова и поступки;
- проявляются волевые качества ( ребёнок начинает понимать разницу и смысл слов и фраз, типа, «хочу», «могу» и «необходимо»;
- ребенок учится брать ответственность за сказанные слова и свои действия;
- формируются социальные взаимоотношения с приятелями и коллективом. У ребенка проявляются интерес к сверстникам; ребёнок хочет дружить, появляется первая симпатия;
- у ребенка формируется собственное мнение относительно любой темы и малыш активно стремится выразить своё личное мнение;
- ребёнок учится анализировать и у него меняются свойства памяти. В этом возрасте ребёнок может концентрировать своё внимание дольше особенно на тех предметах, которые ему кажутся интересными и полезными.
Ошибки родителей и воспитателей
Главная ошибка родителей при переходе в дошкольное учреждение – это попытки воздействовать на ребёнка, не обращая внимание на явную демонстрацию негативных реакций.
Многих детей приводят в сад буквально насильно – в слезах и истерике. Для ребёнка такие обстоятельства становятся психотравмирующими.
Большинство родителей серьёзно загружены по работе, но это не повод проявлять незаинтересованность, не общаться с ребёнком по дороге домой, не спрашивать о проведённом в саду дне.
Малышам хочется и нужно:
- делиться эмоциями;
- опытом;
- получать одобрение со стороны.
Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, ведь впоследствии педагог становится для малышей второй мамой, значимым взрослым, к которому всегда можно обратиться за помощью.
Если какой-то малыш весь день отстранён и безынициативен, важно уделить ему особое внимание. Принципиально важная задача любого воспитателя – неустанно следить за поведением, настроением, самочувствием каждого малыша.
Халатное отношение к их физическому или психическому здоровью способно спровоцировать развитие серьёзных расстройств.
Подготовительная группа в детских садах
В 6-7 лет дети посещают подготовительную группу. График работы этой группы такой же, как и у предыдущих: с понедельника по пятницу с 7:00 утра до 19:00 вечера. Это заключительный год в детском саду, а на следующий год ребенок уже отправляется в школу.
В подготовительной группе дети готовятся к школьным занятиям, поэтому, они изучают литературу, математику, чтение и рисование. Кроме того, дети знакомятся с правилами дорожного движения. Особенно здесь полезны будут комплексные занятия.
Отличительной особенностью подобных занятий является то, что в одном занятии совмещены разные виды деятельности. Это помогает ребёнку сохранить концентрацию дольше не смотря на то, что и в 6-7 лет дети довольно подвижны и активны;
Здесь же устраиваются костюмированные театральные выступления с песнями и танцами. А выпускной бал символизирует прощание с детским садом и со вступлением в новый этап взросления.
Чем занимаются дети в подготовительной группе?
В этом возрасте в саду у ребенка уже есть распорядок дня и дети стараются придерживаться его даже, когда находятся дома с родителями.
Примерный распорядок дня в подготовительной группе:
- ребёнок приходит в детский сад и переодевается;
- пока группа собирается, ребёнок занимается самостоятельной деятельностью;
- утренняя гимнастика;
- завтрак;
- игры по собственному желанию;
- занятия, согласно методическому плану;
- игры на улице;
- обед;
- сон;
- подъем, посещение туалета;
- полдник;
- игры по собственному желанию;
- игры и прогулка на улице;
- ужин;
- сборы домой
Подобный распорядок дня помогает организовать и настроить малышей на подготовку к школе. В то же время, дети много общаются и играют на улице, но и занимаются литературой, математикой и письмом. Детям рассказывают о том, что такое светофор, как ориентироваться и правильно вести себя на улице.
На заметку родителям
Часто родители задаются вопросом: во сколько лет отправить ребенка в школу? Кто-то хочет отправить малыша в 6 лет, а кто-то думает о том, что ещё 1 год ребёнку стоит побыть в саду.
Психологи утверждают, что ребёнок должен быть физически и морально подготовлен, чтобы отправиться в первый класс.
Если вы видите, что вашему малышу ещё некомфортно и непривычно покидать сад и ему всего 6, то лучше оставить его в подготовительной группе. Если ребёнок пойдёт в 7 лет в школу, он абсолютно ничего не потеряет. Кроме того, это поможет ребенку избежать психологического стресса.
Возрастные особенности детей подготовительной группы
В 6-7 лет каждый ребенок мечтает научиться чему-то важному и полезному. Занятия в саду ребёнок скорее воспринимает, как игру, где малыш всячески старается проявить себя и свои лучшие качества и способности. Особенно ему хочется отличиться от других и заслужить похвалу.
Не стоит молчать в это время. Хвалите своих сына или дочь даже, если у них еще не все получается. Вы покажите ему, что цените его старания и успехи. Так у ребенка формируется самоуважение и здоровая самооценка.
Интеллект ребенка становится заметно выше. Представления о мире тоже меняются и становятся более широкими.
Как видите, детский сад играет важную роль в воспитании ребенка и становлении его как личности. Но не стоит забывать, что и мальчику, и девочке крайне важно регулярное внимание и забота как со стороны отца, так и со стороны матери. И в 2 и в 7 лет, говорите ребёнку, как вы его любите, что вы всегда на его стороне и какой он молодец, что старается.
Какие схемы существуют?
Практика позволила выработать определённые схемы по включению малышей в ясельную группу. Каждый родитель должен определиться с подходящим вариантом, опираясь на личностные особенности своего малыша.
Предварительная подготовка
Многие родители начинают жить по режиму детского сада задолго до первого дня пребывания в нём:
- ранний подъём;
- похожее меню;
- обеденный сон;
- знакомство с разными видами деятельности;
- организация взаимодействия со сверстниками (например, на игровой площадке);
- оставление ребёнка с другими родственниками или близкими друзьями.
Плюс такого подхода заключается в том, что ребёнок заранее, постепенно привыкает к альтернативной реальности. Он понимает, что дом и мама, знакомые игрушки – это не единственное, что есть в этом мире. Малыш с готовностью начинает проявлять познавательный интерес в ненавязчивой обстановке.
Минус этой схемы адаптации выражается в смешивании понятий – малыш не будет видеть разницы между пребыванием дома и в яслях, если станет жить по круглосуточному расписанию. Психофизическая разгрузка после посещения детского сада также важна и необходима.
Режим посещения
Некоторые родители предпочитают вводить малыша в новую среду постепенно – ходить пару раз в неделю по несколько часов. С одной стороны, ребёнок так будет чувствовать себя комфортно, с другой – появится капризность, нежелание соблюдать правила, режим, любые требования, противоречащие собственному желанию.
Другие взрослые предпочитают поместить малыша в ясли сразу на весь день, водить его в дошкольное учреждение систематически, без пропусков и прогулов по уважительной причине.
Безусловно, такие действия сократят период адаптации, но и могут нанести непоправимый вред психическому здоровью ребёнка.
Сопровождение
Некоторые родители предпочитают находиться неподалёку. Так, малыши, видя присутствие взрослого в непосредственной близости, безусловно, легче переживают нахождение на новой территории. Однако это не исключает усугубления ситуации, когда совместное посещение детского сада закономерно прекратится.
При выборе той или иной стратегии поведения следует опираться на индивидуальные особенности малыша. Если ребёнок энергичен и активен, с воодушевлением познаёт окружающий мир, имеет опыт общения со сверстниками, гиперопека ни к чему.
Если же малыш отличается замкнутостью, сторонится всего нового, чрезмерно привязан к матери, то к процессу адаптации стоит подойти с пониманием и сделать всё, чтобы малышу было максимально комфортно, спокойно.