Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка
Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики. При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии. Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.
Пальчиковая гимнастика
Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду
В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:
- Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
- Активизация речевых центров.
- Создание позитивного настроя в группе.
Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка.
Например:
- Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
- За функционирование желудка отвечает указательный;
- Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
- Печень связывается с безымянным пальцем;
- Сердце — с мизинцем.
Дополнительное привлечение внимания ребенка
Виды
Пальчиковые упражнения многообразны, поэтому специалистами принято их классифицировать по особенностям проведения:
- Манипуляции. Развивают воображение. Каждый пальчик малыша служит определенной ассоциацией или образом. Например, игра «Пальчик». Для этого берем ручку крохи и по очереди загибаем пальчики в кулачок. При этом для каждой фаланги придумываем значение (мизинец – маленький, безымянный – слабенький, средний – длинный, указательный – сильный, большой – толстячок). В конце добавляем, что получился крепкий кулачок.
- Стихотворная форма. Деятельность рук, сопровожденная стихами, способствует развитию творческого потенциала, памяти, внимания.
Не пропустите: Что такое лэпбук?
Игра «Дом»:
- Сложите ладошки над головой имитируя крышу.
(я хочу построить дом)
2. После сделайте кружок обеими руками.
(Чтоб окошко было в нем)
3. Вертикально ставим ладошки.
(Чтоб у дома дверь была)
4. Одну руку приподнимаем. Пальчики на ней растопыриваем в разные стороны.
(Рядом чтоб сосна росла)
5. Далее соединяем ручки в замок.
(Чтоб вокруг забор стоял)
(Пес ворота охранял).
- Работа с предметами. Для таких игр подбирают объекты, находящиеся в доме. Отлично подходят:
- Крупы (горох, манка, пшено, гречка и другие). С их помощью можно рисовать узоры пальчиками на плоской поверхности, перебирать мелкие в одну емкость, а более крупные в другую, изготовлять различные открытки с помощью клея и т.д.
- Бусинки. Крупные бусины можно нанизывать на веревочку, создавать поделки.
- Рисование. Карандаши выбирайте с четкими гранями. Они будут дополнительно массировать пальчики ребенка.
- Бумага. Крохе предлагают мять, разрывать материал.
С их помощью малыш составляет различные фигуры используя только пальчики (машинки, птицы, человечки и т.д.).
Сюжетные.- Считалочки.
- Массаж.
- Игры для укрепления кистей рук.
- Тематические. Для занятия подбирается конкретная тема
(времена года, погодные условия, сказки). Кроха изображает услышанное пальчиками. - С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук). Такой вид игры чаще всего используют в детском садике.
- Кинезиологические. Такие игры предполагают одновременное взаимодействие двух рук. Например, нарисовать в воздухе круг с помощью левой руки, а квадрат используя правую или наоборот.
Каждый из перечисленных видов помогает ребенку развиваться физически и эмоционально. Специалисты, владеющие целой картотекой
заданий, используют все типы упражнений с детьми
младшей группы
и старшей.
Виды упражнений для кистей и пальцев
В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.
Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.
Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.
Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет. В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.
Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:
- Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
- Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
- Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.
Проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе
Пальчиковые игры для детей 5 лет
Лесенка. Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка.
Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.
Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.
К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.
Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули… Покрутили…
Постучали. И открыли!
Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.
Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.
Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.
После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.
Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ
Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.
Кризис трех лет — советы родителям от психолога
Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.
Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.
В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.
4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).
В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.
Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.
К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.
Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах
Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:
- 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
- 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».
Цель
Ученые выяснили, что правильная речь р
ебенка полностью зависит от развитости мелкой
моторики.
На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, подающих сигналы в головной мозг. Поэтому чем точнее и скоординировано руки выполняют движения, тем лучше формируются речевые способности и другие навыки.
Основные задачи пальчиковых игр для детей
:
От 6 мес. — 2 лет.
- Активизация мозго
вых центров, отвечающих за умение говорить. - Такая гимнастика
стимулирует кроху к подражанию взрослым. Малыш
с раннего возраста
учится понимать окружающих. - Ребенок получает умение следить за предметом.
- Развивается понимание ритмичности движений.
От 3 – 5 лет.
- Обучение концентрировать внимание.
- Развитие памяти.
- Активизация мыслительного процесса.
- Снятие напряжения физического и эмоционального.
От 5-6 лет.
- Формирование творческих способностей.
- Гимнастика рук необходима для умения писать в процессе школьного обучения.
- Совершенствование навыков координации движений.
- Развитие воображения и умения нестандартно мыслить.
На заметку! Только к 3
годамребенок способен научиться выполнять движения руками как взрослый.
С помощью пальчиковых игр малыш учится быстро переключать внимание, что способствует умственному развитию. Важно проводить упражнения поэтапно, а также подбирать занятия в соответствии с возрастом крохи.
Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год
Время проведения | Тема игры | Цель | Младшие дошкольники (2-4 года) | Старшие дошкольники (5-7 лет) |
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь) | Животные, насекомые и птицы | Развить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь |
|
|
II период (Январь, Февраль, Март) | Приход зимы | Познакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей |
|
|
III период (Апрель, Май, Июнь) | Семья, дружба, одежда | Расширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку | «Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом. |
|
Развитие логического мышления дошкольников
Помимо представленных выше упражнений картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.
Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением. Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.
Подгрупповое занятие
Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ
Диагностика проводимых упражнений состоит из 3-х этапов:
- Фиксируется уровень развития детских навыков в сентябре;
- Замеряются промежуточные результаты в середине года (январь — февраль);
- Подводятся итоги эффективности пальчиковой гимнастики в конце года (июнь).
Обратите внимание! Проведение пальчиковой гимнастики позволяет в игровой форме оценить и корректировать координацию движений и развитие мелкой моторики, как младших, так и детей дошкольного возраста
Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании
В статье дано определение понятию «пальчиковые игры», рассмотрены подходы к классификации и значении пальчиковых игр в дошкольном детстве.
Ключевые слова: игра, пальчиковые игры, пальчиковые упражнения, мелкая моторика.
Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Во время игры ребенок получает всестороннее развитие: получает новые знания, опыт коммуникации с окружающими, отдыхает и развлекается, овладевает умениями и навыками. Развиваются также и психические процессы — мышление, память, воображение, речь и другие.
Несмотря на то, что «игры с пальчиками» известны были многим народам еще в древности, только в конце XIX века во Франции они были включены в учебный план дошкольного учреждения в качестве метода развития ребенка. Фридрих Фребель предположил, что существует взаимосвязь между проговариванием специально заученных историй и повторяющимися движениями. В частности, указывалось благотворное влияние на развитие мышление, памяти, самопознание ребенка.
В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора (потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и «Сорока-белобока кашку варила», однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.
Г. В. Плеханов утверждал, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего — предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит со сложившимися способами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как в ходе игры дети повторяют движения взрослых.
Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. [1].
Пальчиковые игры это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.
Для детей от 3 лет могут быть организованы игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает гнездо, а другая — птицу, приземлившеюся в гнездо. В возрасте 4 лет используют несколько событий, сменяющих друг друга. В старших группах игры могут быть оформлены разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Таким образом, в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.
Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале. К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном русле. И. Е. Светлова раскрывает значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит в том, что [2]:
развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;
формируется и развивается устная речь ребенка;
развиваются творческие навыки, воображение;
непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
корректируется эмоциональная сфера ребенка.
Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л. И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и пр. [3]. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других — ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И. В. Дворова, О. П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом [4]:
пальчиковые игры без речевого сопровождения;
пальчиковые игры с речевым сопровождением;
народные пальчиковые игры;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
В педагогической литературе выделяют разные виды пальчиковых игр, в зависимости от их назначения (цели).
- Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
- Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»): «Колечко», «Кулак — ребро — ладонь», «Ухо — нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
- Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к , «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
Пальчиковые игры — уникальная система упражнений для пальцев и рук, «рассказывание» стихов и сказок руками. Пальцы и кисти приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. В процессе пальчиковых игр развивается восприятие ребенка, умение вслушиваться в речь взрослого, малыш концентрирует внимание и учится правильно его распределять. Развивается память, ведь в пальчиковых играх нужно многое запомнить — положение пальцев и последовательность движений, сами стихи. Повышается эмоциональный настрой, формируются добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Кроме того, пальчиковые игры могут проводиться в любой режимный момент, как самостоятельный вид деятельности, так и в структуре занятия.
При организации и проведении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:
− начинать следует с разминки — сгибания и разгибания пальцев в медленном темпе, постукивания. Также может быть проведена предварительная работа — разбор сюжета игры с ребенком, слов, отдельных движений.
− движения пальцев рук выполняются в медленном темпе, если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним;
− текст игры произносится выразительно, делая паузы, подчеркивая отдельные слова и фразы, а движения выполняются синхронно с текстом;
− необходимо следить за верным выполнением движений кисти и пальцев с оптимальной амплитудой и нагрузкой;
− пальчиковые игры проводятся систематически, ежедневно,
− необходимо сочетать уже изученные игры с новыми — вводить элемент новизны, но при этом припоминать уже знакомые;
− продолжительность игры зависит от возраста детей — малыши играют 3–5 минут, средние и старшие — 10–15 минут;
− пальчиковые игры проводятся как для правой, так и для левой руки, при этом чередуется сжатие, растяжение, расслабление кистей руки, изолированные движения каждого из пальцев;
− приветствуется и поощряется творческая деятельность ребенка (может предложить свои движения или слова).
Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Ребенок становится партнером по игре. Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног.
В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
Таким образом, пальчиковые игры представляют собой упражнения, основанные на инсценировке рифмованной истории, нацеленные на улучшение подвижности пальцев рук ребенка, следовательно, являются средством развития мелкой моторики.
Легкость в организации и проведении, а также доступность игр уже в младшем дошкольном возрасте позволяют использовать данный метод в контексте любого режимного момента, учитывая возможности и разный уровень развития детей.
Литература:
- Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет / Е. А. Борисова // Логопед: научно-методический журнал / ред. Т. В. Цветкова, О. А. Степанова. — 2006. — № 1. — с. 65–75.
- Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. — М.: «Олма–Пресс», 2001. — 236 с.
- Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л. И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2014. — № 12. — С. 56–59.
- Ткаченко В. Н. пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 07.11.2019)