Загадки и задачи на развитие логического мышления.картотека (старшая группа) на тему


Примеры задач с ответами

Логические задачи можно решать на онлайн-платформе «ЛогикЛайк» или приобрести печатный вариант. К каждой загадке прилагается ответ, поэтому можно самостоятельно сверять сказанное с имеющимся решением.

Поиск лишнего предмета

Занимательная игра для дошкольников в картинках предполагает выбор лишнего предмета или слова.

Задача 1

Нарисовано: диван, шкаф, лампа, стол. Нужно определить, какой признак объединяет предметы и почему один из представленных объектов лишний.

Ответ: лампа, т. к. она используется для декора интерьер, другие же предметы относятся к мебели.

Аналогичные варианты:

  • волк, лиса, кот, медведь;
  • лето, утро, зима, весна;
  • малина, брусника, калина, слива;
  • грузовик, велосипед, машина, скутер.

Задача 2: «четвертый лишний».

Изображено 4 фигуры: квадрат, треугольник, ромб и круг. Нужно выбрать лишнюю.

Ответ: круг, т. к. остальные фигуры имеют углы.

Простые загадки на логику

Вариантов логических задач для дошкольного и школьного возраста множество.

Популярные:

  1. На грядке сидят 5 сорок. К ним прилетели еще 3. Кот подкрался и схватил одну сороку. Сколько птиц осталось сидеть на грядке? (Ответ: все улетели)
  2. Когда цапля стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько она будет весить, если встанет на обе ноги? (Вес не изменится)
  3. На столе лежало 5 яблок. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок осталось? (5)
  4. На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)
  5. Шапка без головы, а нога без сапога — что это? (Гриб)
  6. Под каким деревом прячется заяц в дождь? (Под мокрым)
  7. Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (Один, другие пошли в противоположную сторону)
  8. Разрезали батон на 3 части. Сколько разрезов сделали? (2)
  9. Если белый платок опустить в Красное море, то каким он будет? (Мокрым)
  10. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал)
  11. Шел турист к озеру, дошел до перекрестка, где было указано четыре пути: направо, налево, к озеру и обратно. Там сидели двое парней, один из них говорил всегда правду, а другой обманывал. На все поставленные вопросы они отвечали «да» либо «нет». Туристу было сложно понять, кто же говорит правду. И тут он что-то сказал одному из парней, по ответу которого узнал, какая дорога ведет к озеру. Что это были за слова? (Эта дорога ведет к озеру?)

Такие загадки открывают ребенку неопознанный мир, тренируют произвольное внимание, развивают сообразительность. Решать подобные задачи весело.

Поиск закономерности

Задачи на поиск закономерностей учат сравнивать, рассуждать, классифицировать, делать собственные выводы и фантазировать.

Примеры задач по математике:

  • восстановить закономерность — 0,10,110….11110 (1110);
  • продолжить цифровой ряд: 23, 23, 21, 25, 19, 27 (17 и 29 — на 2 меньше и на 2 больше).

Также могут быть задачи с выбором представленных вариантов ответа, из которых нужно найти верный результат.

Например, продолжить ряд чисел: 29, 28, 26, 23.

Варианты ответов:

  1. 20, 17, 14…
  2. 19, 14, 8…
  3. 26, 28, 29…
  4. 16, 10, 4…

Важно установить соответствие с закономерностью.

Еще одна задача:

3126
4168
520

Нужно вписать в поле ответ. Результат: 10.

Арифметические ребусы

Цифровые, арифметические, буквенные, математические ребусы — занимательная игра для детей от 5 лет. Разгадывание шифров способствует развитию внимания, усидчивости, целеустремленности у ребенка. Это путь к получению новых знаний.

Даже простые задачи на сложение и вычитание тренируют логику и развивают скорость мышления.

На картинке изображено: 3 (круг) 1 (квадрат) 2 (круг) 3 = 5. Задание: какой знак спрятан в круге? Ответ: 3+1-2+3=5

При решении арифметических ребусов важно уметь вести нить логических умозаключений и осуществлять арифметические действия.

«Вкусная» математика: подборка научно-популярных сказок для ребёнка

На пред­ло­же­ние заняться мате­ма­ти­кой на лет­них кани­ку­лах нор­маль­ный ребё­нок ско­рее всего отве­тит кис­лой миной. Но – это только если вме­сто скуч­ного учеб­ника вы не пред­ло­жите ему зани­ма­тель­ные книжки по предмету.

Играем и читаем

В нашей под­борке можно ска­чать всего три изда­ния, но какие! На них выросло и впи­тало инте­рес к мате­ма­тике уже не одно поко­ле­ние рус­ских детей.

Любой роди­тель, заин­те­ре­со­ван­ный в раз­ви­тии кру­го­зора и интел­лекта сво­его ребёнка, точно знает: в дет­стве очень важна подача материала.

От того, как рас­ска­зать, зави­сит успех всего пред­при­я­тия – и как будет вос­при­нято, и как запом­нено, и как усвоено.

Даже засти­лать постель или выно­сить мусор ребёнку с его подвиж­ным умом и раз­ви­тым от при­роды любо­пыт­ством гораздо инте­рес­нее не под стро­гим роди­тель­ским взо­ром и по четко сфор­му­ли­ро­ван­ным взрос­лыми пра­ви­лам, а в форме кве­ста, игры или весё­лого соревнования.

Увлекательная наука для детей в нескольких книжках

Что и гово­рить о науч­ном позна­нии, кото­рое подано не в виде сухих при­ме­ров и фор­мул, а в виде ска­зоч­ной пове­сти со своим сюже­том, геро­ями, при­клю­че­ни­ями и непре­мен­ным счаст­ли­вым концом.

И если обычно сказка – ложь, а в ней – намёк, то в слу­чае со ска­зоч­ными исто­ри­ями такого рода всё немного иначе.

Фан­та­зия автора про­буж­дает твор­че­ские и позна­ва­тель­ные спо­соб­но­сти ребёнка и моти­ви­рует его на узна­ва­ние нового и нового и совер­шен­ство­ва­ние его знаний.

Книжки отве­тят на мно­го­чис­лен­ные «зачем» и «почему», помо­гут фор­ми­ро­вать у детей абстракт­ное и мате­ма­ти­че­ское мыш­ле­ние, а глав­ное, про­бу­дят науч­ное любо­пыт­ство, с кото­рого и начи­на­ются самые неве­ро­ят­ные откры­тия. Юные Евклиды и Лоба­чев­ские, это для вас!

В. Лёвшин, «Приключения Нулика»

Эта книжка – уже почти клас­сика оте­че­ствен­ной научно-худо­же­ствен­ной литературы.

Изда­ние – боль­шая три­ло­гия, каж­дая часть кото­рой имеет свое назва­ние и полна событий.

Нулик – юный и любо­зна­тель­ный житель страны чисел. Герой при­гла­шает ребёнка и его роди­те­лей в захва­ты­ва­ю­щее путе­ше­ствие. А стран­ство­вать им при­дётся по миру самой точ­ной из наук – математики.

Пер­вая часть книги «Три дня в Кар­ли­ка­нии» зна­ко­мит ребёнка с Нули­ком и объ­яс­няет, как устро­ено госу­дар­ство чисел.

Вто­рая часть три­ло­гии «Чёр­ная Маска из Аль-Джебры» авто­ром обо­зна­чена как «путе­ше­ствие в пись­мах с про­ло­гом». Эпи­сто­ляр­ное повест­во­ва­ние рас­ска­зы­вает о том, как Нулик и его дру­зья помо­гают раз­ру­шить чары злого вол­шеб­ника таин­ствен­ному незна­комцу и заодно учатся решать уравнения.

Тре­тья часть книжки «Нулик-море­ход» – это «Одис­сея» из обла­сти геометрии.

Нулик и ком­па­ния пла­вают на корабле по «гео­мет­ри­че­ским – тре­уголь­ным, пря­мо­уголь­ным, шести­уголь­ным, пира­ми­даль­ным и про­чим – морям и океанам».

Итак, дети могут побы­вать в вол­шеб­ной стране – ариф­ме­ти­че­ском цар­стве-госу­дар­стве Кар­ли­ка­нии. Автор сказки даёт им воз­мож­ность рас­крыть тайну Чёр­ной Маски из Аль-Джебры.

Вме­сте с юнгой Нули­ком они отпра­вятся в море­пла­ва­ние по морям и оке­а­нам геометрии.

Помимо вол­шеб­ства и при­клю­че­ний – важ­ного атри­бута любой ска­зоч­ной исто­рии – в книге ребё­нок почерп­нёт важ­ные алгеб­ра­и­че­ские и гео­мет­ри­че­ские поня­тия, такие как про­стые и деся­тич­ные дроби, сте­пени и урав­не­ния, отри­ца­тель­ные числа, объ­ёмы тел и пло­щади фигур.

Увле­ка­тель­ное изло­же­ние гаран­ти­рует под­лин­ный инте­рес к мате­ма­ти­че­ским наукам.

И – немного исто­рии. Книжка была опуб­ли­ко­вана в далё­кие совет­ские годы. Еще в 1968 году записки Нулика вышли под назва­нием «Фре­гат капи­тана Еди­ницы». Поскольку этот фре­гат – корабль не бое­вой, а учеб­ный, то и марш­рут море­пла­ва­те­лей был тесно свя­зан со школь­ной про­грам­мой по математике.

Но оте­че­ствен­ное обра­зо­ва­ние не сто­яло на месте. Поэтому, когда про­грамма по пред­мету изме­ни­лась, автор книжки тоже мно­гое изме­нил в тек­сте. Затем повесть не раз пере­из­да­вали. Так книга обрела назва­ние в честь глав­ного героя – Нулика.

И вот пара­докс – в хоро­шей доб­рой сказке и ноль может мно­гое значить!

В. Лёвшин. «Магистр рассеянных наук»

В этот яркий и инте­рес­ный сбор­ник вошли пове­сти Вла­ди­мира Лёв­шина о при­клю­че­ниях его ска­зоч­ных героев, пред­на­зна­чен­ные для юных мате­ма­ти­ков, аст­ро­но­мов и физиков.

Помните, в дет­ской лите­ра­туре, в поэ­зии был такой пер­со­наж – Чело­век Рас­се­ян­ный с улицы Бас­сей­ной? На этот раз речь пой­дёт о неза­дач­ли­вом Маги­стре Рас­се­ян­ных Наук и его спут­нице Единичке.

Еди­ничка вме­сто Нолика – это уже дви­же­ние вперед.

Автор оста­ется верен трех­част­ной струк­туре и в этом своем про­из­ве­де­нии. Сбор­ник содер­жит несколько ска­зоч­ных исто­рий – «Дис­сер­та­ция Рас­се­ян­ного Маги­стра», «Путе­вые заметки Рас­се­ян­ного Маги­стра», «В поис­ках похи­щен­ной марки».

Магистр Рас­се­ян­ных Наук коле­сит по свету в погоне за мате­ма­ти­че­скими загад­ками и казу­сами. Он не только пыл­кий поклон­ник мате­ма­тики, неуто­ми­мый путе­ше­ствен­ник, но и боль­шой пута­ник. Ему необ­хо­димо помогать.

Бед­няга магистр то и дело попа­дает в исто­рии и совер­шает ошибки. А осмыс­ли­вают его про­махи и неудачи дети – школь­ники Клуба «Рас­се­ян­ного Магистра».

Это помо­гает им раз­ви­вать наблю­да­тель­ность, совер­шен­ство­вать мате­ма­ти­че­скую логику и попол­нять багаж зна­ний. При­чём не только по мате­ма­тике, но и в дру­гих научно-попу­ляр­ных областях.

Как счи­тают педа­гоги, опро­бо­вав­шие книжку на млад­ше­класс­ни­ках, рас­сказы, пол­ные самых неве­ро­ят­ных при­клю­че­ний и оши­бок, раз­ви­вают наблю­да­тель­ность, совер­шен­ствуют мате­ма­ти­че­скую логику и убе­ди­тельно под­твер­ждают спра­вед­ли­вость древ­ней истины: на ошиб­ках учатся.

Чего только не слу­ча­ется с геро­ями этой исто­рии! Их ждут экзо­ти­че­ские страны, пла­ва­ние на льдине, про­гулки по краю кра­тера вул­кана и дру­гие события.

Кроме того, вме­сте с пер­со­на­жами автора малень­кие чита­тели под­би­рают мате­ма­ти­че­ские ключи к любому замку.

Вме­сте же они решают самые труд­ные задачи. Тут же выяс­ня­ется, что у мате­ма­тики есть не только свои непре­лож­ные законы и пра­вила, но и неожи­дан­но­сти, тайны, пара­доксы. Это при­дает сюжету осо­бую остроту.

Книжка адре­со­вана детям млад­шего школь­ного воз­раста и их роди­те­лям. Читать такую книгу в оди­ночку будет слож­но­вато – да и не так увле­ка­тельно, как вме­сте с мамой или папой.

Лев Генденштейн. «Алиса в стране математики»

Ска­зоч­ная повесть про Алису постро­ена на основе зани­ма­тель­ных сюже­тов с пер­со­на­жами ска­зок Лью­иса Кэр­ролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Алиса Кэр­ролла – сино­ним всего зага­доч­ного, таин­ствен­ного и необы­чай­ного. И мате­ма­тика как наука, хотя и отли­ча­ется пре­дель­ной точ­но­стью и кон­крет­но­стью, тоже содер­жит много непонятного.

И в эту таин­ствен­ную страну ребе­нок всту­пает за руку с Али­сой и роди­те­лем, кото­рый отва­жится читать ему этот необыч­ный текст.


По замыслу автора книжка при­звана про­бу­дить у детей непразд­ный инте­рес к мате­ма­тике, раз­вить их твор­че­ское вооб­ра­же­ние и логи­че­ское мышление.

Кроме при­клю­че­ний, в этом изда­нии масса полез­ной инфор­ма­ции – это и исто­ри­че­ские, и био­гра­фи­че­ские справки и экс­курсы, бла­го­даря кото­рым можно позна­ко­миться с вели­кими мате­ма­ти­ками древности.

Малень­кому чита­телю откры­ва­ются любо­пыт­ные факты, свя­зан­ные с исто­рией воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия мате­ма­тики как науки с древ­них вре­мен и до наших дней.

Судя по откли­кам роди­те­лей, их при­вле­кает доступ­ность, про­стота и неза­на­учен­ность тек­ста. Дети читают книжку с увле­че­нием и удо­воль­ствием, и есть надежда, что труд­ные уроки мате­ма­тики в школе будут даваться им легче.

Читайте и ска­чи­вайте на нашем сайте:

Ген­ден­штейн Л. Алиса в стране математикиЛёв­шин В. Магистр рас­се­ян­ных наукПри­клю­че­ния Нулика, мате­ма­ти­че­ская трилогия

Как построить занятие

Чтобы ребенок научился рассуждать, принимать объективные решения, мыслить гибко и нестандартно, нужно создать правильные условия для проведения уроков.

Важно не перегружать детей, чтобы игра не оказалась в тягость. Длительность занятия — не более 15-25 минут с перерывом 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы новые знания закрепились в сознании ребенка. Проводить уроки нужно каждый день в игровой форме. Дети школьного возраста могут самостоятельно выполнять заданные упражнения.

Задания каких типов нравятся детям

Дети дошкольного возраста предпочитают решать головоломки с набором красочных картин, аппликаций, с продуманной системой мотивации (если правильно отгадал, то открывается новая фишка или слово).

Для каждого возраста задачи разделены по степени сложности, наличию цветового окраса, с одним ответом или несколькими. Задания могут быть однотипные, как череда дополняющих головоломок, или же содержать разный логический подтекст.

Популярные варианты:

  • поиск второй половинки;
  • установление соответствия — правда или ложь;
  • сложение геометрических фигур;
  • простые алгоритмы;
  • задачи на пространственное мышление;
  • вопрос на логику и смекалку;
  • задания на взвешивание и переливание.

Также это могут быть шахматные турниры, логические нестандартные задания и текстовые головоломки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]