Средства трудового воспитания и развития дошкольников


Трудовое воспитание в семье – обязанность родителей, от сохранения которой зависит нравственная ценность человека и общества. В настоящее время у некоторых людей может сложиться неправильное представление об этой обязанности. В этом вопросе часто необходима консультация для родителей.
Планируя родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье», многие педагоги широко цитируют слова Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского.

Мы живем в другое время и ориентируемся на современные моральные ценности, поэтому, говоря о трудовом воспитании, не всегда уместно опираться на педагогическое наследие прошлого.

В современном обществе упал престиж труда. Честный труд больше не в почете.

Причин падения несколько:

  • Страна содержит коррумпированную армию чиновников, поэтому труд остальных граждан оплачивается не по достоинству. Низкая зарплата для человека унизительна. Люди не могут содержать свою семью, создать здоровые условия жизни своим детям.
  • Государство всеми своими действиями способствует росту безработицы.
  • Пенсионеры получают нищенскую пенсию. Размер их пенсии свидетельствует о пренебрежительном отношении чиновников и политиков к людям труда.
  • В нашей стране работают почти бесплатно, но по призванию.

Несмотря на все сложившиеся обстоятельства, трудовое воспитание в семье – бесценный опыт, необходимый человеку для всестороннего развития и самореализации. Важна роль труда в жизни семьи.

Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила воли.

Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к окружающим людям.

Трудовое воспитание в раннем детстве


Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…
С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность.

Моя маленькая дочь в три года с удовольствием бросала в лунки картошку, поливала в саду цветы, собирала ягоду… Она все делала неуклюже и быстро уставала, но была очень счастлива, так как ей нравилась роль маминой и папиной помощницы. Для нее все дела были игрой. Сажая картошку, дочь обращалась к ней со словами: «У меня есть свой домик. А это твой домик. Здесь будет жить твоя сестренка…». Собирая ягоды, она говорила: «Эти большие ягодки – мама и папа, маленькие ягодки – их дочки, эта ягодка похожа на маму…». Радость совместной работы остается у детей и родителей на всю жизнь.

Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект.

Трудовое воспитание дошкольников


Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.
По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость.

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Как наказывать ребенка, если наказание унижает человека.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, что особенно относится к трудовому воспитанию. Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Трудовое воспитание девочки

Многие родители уверены в том, что они знают, как воспитывать девочку. Дальновидная мама заботится о том, чтобы дочь с раннего возраста помогала ей накрывать на стол, мыть и вытирать посуду. Со временем обязанности дочери усложняются – она заботится о младшей сестренке, убирает квартиру, стирает, гладит белье, учится готовить, вязать, шить …

Сначала любое дело мама с дочкой выполняют сообща. При самостоятельном выполнении работы мама не должна скупиться на похвалу. В случае неудачи важно тактично попросить ребенка перемыть пол, перегладить белье, перевязать носок… Нельзя выражать недовольство и унижать его словами: «Надо было сделать это самой. У тебя руки не тем концом вставлены». Прилежание требует времени. Научившись стирать или готовить, девочка начнет ценить труд матери.

Значение детского труда и его виды

Воспитание трудовых навыков у ребенка имеет большое значение в формировании его физического и нравственного развития. Малыши, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными, более крепкими физически.

Процесс труда дисциплинирует детей, развивает в них чувство ответственности за себя и свои действия.


Значение труда в жизни детей

Виды труда зависят от того, какая поставлена цель и в чем заключаются задачи трудового процесса:

  • самообслуживание: ребенок должен иметь элементарные трудовые навыки по уходу за собой;
  • хозяйственно-бытовые навыки;
  • уметь работать на природе;
  • ручной труд.


Две основные задачи трудового воспитания
Все виды труда направлены на то, чтобы малыши могли освоить все особенности окружающего мира, развивать способность мыслить, оттачивать память, изучить предназначение и научиться работать разными орудиями труда, ознакомиться с правилами использования материалов. Дети должны осваивать содержание процесса труда на примере взрослых, подражая им, перенимая определенные трудовые навыки.

Осваивая разные виды труда, дошкольники расширяют свой кругозор, у них формируется уважение к старшим.

Самообслуживание

Средства и приемы освоения действий по обслуживанию себя достаточно просты:

  • надо выполнять все процедуры регулярно;
  • контроль выполнения действий взрослыми;
  • требование со стороны взрослых выполнять всю работу аккуратно, быть опрятным и соблюдать чистоту.


Самообслуживание первый вид труда

Совет родителям: старшего дошкольника надо знакомить со школьной одеждой, атрибутами, пополнять словарный запас малыша и учить аккуратности в обращении с этими предметами. Например, готовить с ребенком одежду с вечера, аккуратно повесив ее на стульчик.

Хозяйственно-бытовой труд

Дошкольники должны осваивать навыки хозяйственной деятельности, уметь выполнять бытовую работу. Ребенку вполне по силам протереть пыль на мебели, дверные ручки. Малыш должен представлять содержание хозяйственно-бытового труда. Методы трудового воспитания позволяют малышу в каждой возрастной категории освоить новые трудовые действия.


Помощь родителям пример бытового труда

Средства воспитания навыков и умений выполнения бытовой работы разнообразны: малыш может помочь накрыть на стол, прибрать за собой, подмести пол. В детском саду дети дежурят, так же накрывают на столы, поливают цветы, протирают пыль на полочках и в шкафчиках.

Взрослым надо корректировать содержание труда в зависимости от принадлежности к возрастной группе.

Совет: не забывайте хвалить ребенка, направлять его, но ни в коем случае не ругать, только тогда воспитательная цель будет выполнена.

Труд на природе

Трудовые навыки, выполняемые в природной среде это прекрасные средства познания красоты своего родного края, развития наблюдательности и совершенствования движений. Задачи, которые предъявляются к этому виду трудовой деятельности это развитие волевых качеств, силы и выносливости.


Уборка территории работа на свежем воздухе

Какие средства трудового воспитания используются в данном виде труда? Дети младшего дошкольного возраста могут кормить рыбок, на прогулке птичек. Более старшим дошкольникам можно поручить поливать цветочки в группе. Родители могут аналогичные задачи поставить перед малышом дома. Если в детском саду есть уголок природы, то малыши могут оказывать посильную помощь в уходе за питомцами. Интересны и такие средства, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, а также, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.


Уход за овощами очень эффективный способ трудового воспитания

Такие средства воспитания любви к труду в природе очень действенны, дети становятся добрее, получают удовольствие от процесса труда.

Ручной труд

Дошкольников надо учить работать руками. Это различные поделки, работа с материалами разного вида. На занятиях в детской саду малыши осваивают навыки выполнения работ с природным материалом, использовать в творчестве разные подручные средства и бумагу.


Дети очень любят делать поделки

Ручной труд призван решать такие задачи, как выработка усидчивости, развитие чувства эстетики и терпения.

Трудовое воспитание мальчика

Сын должен видеть, как отец постоянно работает по дому, не сидит, сложа руки, оставляя домашние дела жене. Труд отца – наглядный урок для сына. Сын без принуждения будет делать любое дело, если для отца оно стало привычным. Отец учит сына пользоваться инструментами, пилить, строгать, забивать гвозди, чинить утюг, часы…

Умный папа научит сына всему, что умеет делать сам, сообразуясь с его возрастом. Дошкольник может подавать отцу инструменты, выполнять посильную работу в доме, в саду, во дворе. Ничем не заменить общение детей и родителей в процессе работы. Такие минуты общения помогают стать ближе друг к другу. Так возникают у детей любимые дела, которыми они занимаются без напоминаний. Именно родители передают детям увлеченность каким-либо занятием.

Замечая красоту, созданную руками матери и отца, наблюдая их явное удовольствие от работы, дети испытывают горячее желание сделать что-то самостоятельно.

Все дети независимо от пола должны приобретать навыки самообслуживания.

Нельзя строго делить обязанности на женские и мужские, убеждать мальчиков в том, что мытье полов (сервировка стола, приготовление еды…) – не мужское дело. Мальчики должны выполнять любую работу, так как не может быть недостойного их занятия.

В детстве у меня было слишком много обязанностей, и я благодарна родителям за то, что они выработали во мне потребность трудиться. Своих дочек я научила всему, что умею. Главное — в любом деле добиваться совершенства: не просто стирать, а стирать безупречно, при приготовлении любого блюда использовать только полезные продукты, обращать внимание на сервировку стола, создавать уют и комфорт в доме… Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие детей».

Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением к труду.

Есть такое понятие «культура труда». Не все родители с ней знакомы. По соседству со мной живет мастер на все руки. Он ремонтирует холодильники, телевизоры, стиральные машины, компьютеры… Однако ему не хватает культуры труда. Это выражается в том, что в его мастерской никогда не бывает порядка, он делает все с душой, но на скорую руку. Аккуратность не культивировалась в его семье. Есть талант и способности, но нет привычки добиваться красоты и совершенства.

В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут дети в своей будущей семье.

Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и «нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли. В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать». Что было бы с людьми, если бы они не были знакомы с этими понятиями? Вся жизнь превратилась бы в сплошной хаос. Все делали бы только то, что им нравится. Важно с детства научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки самоконтроля и самоорганизации.

Как развивать у малышей трудолюбие

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.


В игровой форме дети получают умения и навыки трудиться

Детский труд отличается своеобразность:

  • в содержательном плане – труд простой;
  • действия доступны;
  • связь с игровыми процессами.

Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что 2-3 года в игре отражается труд взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.


Ситуационные игры – увлекательный метод трудового воспитания

Содержание труда малыша похоже на содержание труда взрослого. Важно чтобы труд был осмысленным, приносил радость и разжигал творческие порывы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]