Задачи эмоционального развития дошкольников — Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста


Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

По мнению П.А. Урунтаевой, характерной особенностью чувств является их полярность как простейшего переживания удовольствия — неудовольствия. Чувства имеют разную степень продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, сознанию, динамике развития, воздействию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и так далее. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимика) и тела (пантомима), в интонациях речи.

В зависимости от формы потока, возникает чувственный тон, настроение, эмоции сами по себе, страсти, стресс, разочарование, высшие чувства. Высшим продуктом эмоций человека являются стабильные чувства к объектам, которые удовлетворяют его высшие потребности. Высшие чувства имеют ярко выраженный объектный характер, поскольку они связаны с конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, они делятся на моральные, эстетические и интеллектуальные. Мораль переживается человеком в процессе восприятия явлений действительности и сопоставления их с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к красоте в природе, в искусстве, в жизни людей.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста связано в первую очередь с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Самым важным изменением в области мотивации является появление социальных мотивов, которые больше не обусловлены достижением узко личных, скрытых целей. Установлено, что социальные эмоции и нравственные чувства, которые не присутствовали или не наблюдались на эмбриональной стадии, начинают интенсивно развиваться в дошкольном возрасте. Установление иерархии мотивов приводит к изменениям в эмоциональной сфере.

Отсеивание основного мотива, которому подчинена вся система других, стимулирует последовательные и глубокие переживания. И они касаются не сиюминутных, мгновенных, а скорее отдаленных результатов деятельности. То есть эмоциональные переживания вызываются уже не непосредственно воспринимаемым фактом, а тем глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с руководящим мотивом действий ребенка. Эмоции теряют свою ситуативность и становятся более глубокими по своему смысловому содержанию, возникая в ответ на предлагаемые психические обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника развивается эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его думать о возможных результатах деятельности, предвидеть реакции других людей на его действия. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно меняется. Если раньше ребенок испытывал радость от получения желаемого результата, то теперь он испытывает радость от того, что может получить этот результат. Если раньше он выполнял моральную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он выполняет ее в предвкушении того, как окружающие будут рады его поступку.

Таким образом, ребенок дошкольного возраста постепенно начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своих действий. В дошкольном возрасте ребенок овладевает высшими формами экспрессии — выражением чувств с помощью интонации, мимики, пантомимы, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Итак, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой стороны, эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Также из аргументации А.Д. Кошелевой можно утверждать, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и когнитивной сферы личности и самосознания. Вовлечение языка в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, более обобщенными. Первые попытки сдерживать эмоции, например, их внешнее проявление — слезы, можно заметить у 3-4-летнего ребенка. Хотя малыши еще плохо умеют это делать. Старший дошкольник начинает в некоторой степени контролировать выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слов.

Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

Ошибки со стороны родителей

Основная проблема отрицательных эмоций ребенка состоит в том, что родители не понимают, как обеспечить ему развитие положительных. Частая ошибка родителей в стремлении порадовать своих детей – огромное количество различных подарков и игрушек. Это способствует тому, что ребенок перестает испытывать радость от получения новых игрушек и обладания ими, это кажется ему естественным процессом.

Советы родителям о поведении с детьми

Этот неправильный подход со стороны родителей напрямую влияет на развитие безответственного отношения к вещам у ребенка, который не будет ценить то, что имеет и будет воспринимать все знаки внимания как должное. В будущем такое отношение распространится на чужие и общественные вещи. Небольшое количество игрушек вызывает много радости от их обладания, а ребенок бережет и ценит их. Впоследствии это формирует не только аккуратность и бережливость как личностные качества, но и прививает уважение к труду.

Особенности организации педагогического процесса в дошкольном учреждении

Дошкольный возраст — это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В это время начинается процесс социализации, который устанавливает связь ребенка с ведущими сферами жизни: миром людей, природой и материальным миром. Ребенок приобщается к культуре и общечеловеческим ценностям. Ребенок закладывает фундамент своего здоровья. Дошкольное детство — это время первого становления личности, формирования основ уверенности в себе и индивидуальности ребенка.

Задача такого воспитания — не максимально ускорить развитие ребенка, не форсировать сроки и темпы его перехода на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего создать условия для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого дошкольника.

В дошкольном возрасте процесс познания происходит у ребенка в эмоциональной и практической форме. Каждый ребенок дошкольного возраста — это маленький исследователь, который с радостью и удивлением изучает окружающий мир. Ребенок стремится быть активным, и важно не дать этому стремлению угаснуть, чтобы способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем более она значима для него и соответствует его природе, тем успешнее его развитие, тем больше реализуется потенциал и начальное творческое развитие.

Справедливо отмечается, что главная задача воспитателя — наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными занятиями, проблемами и идеями, вовлечь каждого ребенка в осмысленную деятельность, способствовать реализации интересов детей, их жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление проявлять инициативу и находить разумный и достойный выход из различных жизненных ситуаций.

При организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о специфике педагогической и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Дошкольное образование содержит такие задания, которые имеют не только образовательную, но и педагогическую ценность. Эти задачи включают формирование правильных представлений об окружающем мире, развитие языка, арифметики и приобретение навыков рисования, лепки и т.д.

Разработано значительное количество форм и ресурсов для педагогической работы с дошкольниками, включая занятия, дидактические игры и материалы. Каждый из этих ресурсов обладает различными возможностями с точки зрения образовательных и воспитательных задач.

Дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам воспитательной работы с детьми, в соответствии с задачами детского сада, исходя из требований активного управления развитием каждого ребенка для обеспечения высокого уровня всестороннего развития всех детей в детском саду.

Среди средств воспитательной работы в дошкольном учреждении преподавание имеет большое преимущество, так как обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что делает обучение очень эффективным.

Обучение, применяемое к целому ряду содержания образования, а именно: изучение окружающей среды, обучение языку, развитие математических представлений, музыкальных навыков, развитие движений, рисование, лепка и так далее, оказывает глубокое воспитательное воздействие на детей, развивает их способности и интересы, расширяет кругозор, обогащает навыки в различных видах деятельности и улучшает внимание. Образование дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, значительно способствует смягчению неравномерного развития детей, наблюдаемого на практике.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Этапы и методы экспериментальных исследований

Чтобы подтвердить теоретические положения исследования на практике, мы организовали экспериментальную работу. Условно его можно разделить на три основных этапа.

Первый этап — исследовательский.

На этом этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта работы в дошкольных учреждениях было сделано следующее:

  • Формирование гипотезы исследования;
  • Определение инструментов исследования;
  • Отбор и изучение экспериментальной группы.

Методологический аппарат исследования представляет собой комбинацию методов: Анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Метод тестирования является самым важным. Мы использовали тесты, опубликованные в психологической литературе. В частности, мы использовали специальный рисуночный тест «Рисунок семьи».

Этот тест можно проводить с детьми в возрасте от пяти лет. Она основана на признании того, что дети по-своему оценивают поведение своих родителей, кажутся взрослым не такими, как они, воспринимают события не так, как мы, делают не такие выводы, как мы. Особые наблюдения детей вызывают эмоциональные реакции, которые взрослые не понимают и не принимают. Во внутреннем мире ребенка, казалось бы, несочетаемые, случайные вещи сплетаются воедино, возникают фантастические образы, собственные «теории», версии. Дети используют их как основу для своего оригинального поведения.

Исторически использование техники «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии». Рост интереса к технике рисования был подогрет публикацией основополагающих монографий по этой технике К. Мачовера (1949) и Дж. Бака (1948). Рисуночные техники стали очень популярны среди психологов-практиков в 1950-х и 1960-х годах. В 60-е годы эта техника быстро распространилась среди клинических психологов, и в разных географических регионах разные имена (в США — В. Халс, во Франции — И. Минковски, М. Моро и т.д.) связаны с приоритетом в ее использовании. Э. Хамер (1958) говорит об этом так: «Вероятно, это, как и многие стоящие изобретения, родилось одновременно в умах разных людей». Однако Р. Бернс и С. Кауфман (1972) отмечают, что самое раннее упоминание в литературе об использовании рисунка семьи принадлежит В. Хьюму (1951). Не вдаваясь в подробности, следует лишь о использовался для этих целей и ранее. Можно говорить о развитой системе анализа и интерпретации семейного рисунка, начиная с работы В. Вольфа (1947). Этот исследователь придавал исключительное значение влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте и разработал набор методик для оценки внутрисемейных отношений. Рисуя, он анализировал:

(a) порядок рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропуск членов семьи на рисунке;

(b) различия между графическими изображениями в формах, пропорциях.

В. Вульф отмечает, что порядок в рисовании может указывать на важность роли рисуемых лиц в семье. Ребенок рисует от более значимого к менее значимому. Автор отмечает, что упущение членов семьи — редкое явление и что за этим всегда стоит какой-то мотив. Часто это выражает желание уменьшить эмоционально неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Что касается характеристик персонажей, то автор подчеркивает их масштаб. Если реальная ситуация не соответствует соотношению размеров на рисунке, это свидетельствует о том, что размер определяется ментальными факторами, а не реальностью. Различия в рисунке отдельных частей тела также могут быть показательными.

В целом, В. Вольф (1947) разработал те особенности рисунка, которые впоследствии станут предметом интерпретации других авторов.

Новизна работы В. Халса (1951, 1952) заключается в анализе процесса рисования (использование карандашей, стирание рисунков, вычеркивание, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии). Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к нарисованным деталям, о его общем эмоциональном состоянии.

Диагностика

Основные диагностические методы эмоциональной сферы детей:

  • тестирование
  • наблюдение
  • опрос
  • беседа
  • анкетирование
  • анализ образцов детского творчества (рисунков).

Проводя наблюдение за дошкольником, обратите внимание такие факторы, как эмоциональный фон, настроение, степень выраженности эмоций, уровень эмоциональной подвижности. Наблюдая, можно легко заметить, насколько богат эмоциональный фон ребёнка, умеет ли малыш контролировать свои эмоции, присуща ли ему эмоциональная неустойчивость.

Используя один из методов диагностики или в комплексе, можно выяснить:

  • насколько адекватна реакция дошкольника на явления
  • как он воспринимает и интерпретирует состояния и настроения других людей
  • широту диапазона эмоций, которые ребёнок понимает и переживает, глубину его переживаний, способы передачи эмоций с помощью речи;
  • адекватно ли проявление эмоций при общении.

Указанные методики могут использовать как профессиональные детские психологи, так и воспитатели детских садов.

Эмпатия у детей

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно — способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Это интересно. Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения. Хотя бы поэтому родителям обязательно следует уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и других способностей малыша.

Советы по развитию эмпатии:

  1. Создайте в семье тёплую атмосферу, где будет царствовать любовь и взаимопонимание.
  2. Разбирайте с ребёнком разные жизненные ситуации.
  3. Знакомьте малыша с принципами существования в обществе.
  4. Объясняйте, как правильно поступать с людьми в разных ситуациях.
  5. Поясняйте, какие последствия может нести то или иное поведение людей.
  6. Развивайте у малыша позитивные социальные черты характера: оптимизм, доверие, прощение, солидарность.
  7. Учите малыша делать полезные поступки, помогать другим. Не забывайте о похвале.
  8. Сопереживайте ребёнку, общайтесь с ним о том, что он чувствует.
  9. Развивайте ребёнка эмоционально: обсуждайте тематические изображения и фотографии, изображайте эмоции перед зеркалом, играйте в эмоциональные игры.
  10. Будьте для ребёнка примером для подражания: придерживайтесь тех же принципов, которым вы обучаете малыша.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]