Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.
Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.
Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.
Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.
Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.
Формирование коммуникативных навыков
Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.
Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.
При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально — коммуникативное развитие детей рассматривается как: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития.
Это обусловлено, с одной стороны – сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой – потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (А. Г. Арушанова, С. С. Бычкова, Ю. В. Полякевич, Е. О. Смирнова и др.).
Е. А. Щербакова рассматривает процесс социально- коммуникативного развития ребенка в единстве его проявлений: адаптации к социальному миру; интеграции и принятия социального мира как данности; дифференциации–способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Согласно ФГОС, основными задачами социально коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:
- Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
- Формирование уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
- Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
- характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Таким образом, в дошкольный период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра — самая интересная и содержательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.
С. Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры, который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми [9].
Согласно концепции, Д. Б. Эльконина, сюжетно — ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе.
Основного пика своего развития сюжетно-ролевая игра достигает в старшем дошкольном возрасте.
Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей в старшем дошкольном возрасте:
- Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как устойчивость, развитие, динамика.
- Важно совместное планирование игры детьми как процесс.
- В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества, формируется перспектива игры.
- В сообществе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми.
- В игре происходит совместное построение развития сюжета.
- Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности.
- Речь дошкольника занимает значительное место в реализации его роли в игре.
В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения.
Также основываясь на мнении Д. Б. Эльконина, стоит отметить, что основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства, порождение новых значений и смыслов, т.е. то, что дети обозначают известным словом «понарошку» (или как будто).
Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжет является главным компонентом сюжетно-ролевой игры.
По мнению А. Н. Леонтьева, сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру.
Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, планируют развитие содержания. В последующей деятельности формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов, рассказы взрослых.
Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры, как отмечает Н. А. Короткова.
Сюжеты игр достаточно разнообразны и вариативны.
Е. Д. Макарова выделяет следующие виды сюжетно-ролевых игр детей:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни.
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.).
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет.
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.
Для ребенка роль отражает его игровую позицию: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.
Принимая роль в игре, ребенок должен реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью, уметь изменять по ходу игры свое ролевое поведение в зависимости от действий и слов партнеров. Более того, в игре ребенку нужно менять свою роль в зависимости от развития сюжета – побыв шофером скорой помощи, превратиться в больного или мастера по починке автомобилей.
Задача педагога состоит в том, чтобы построить ролевое поведение. Внимание детей необходимо переключать с действий с игрушками на взаимодействие с партнером, которым на первых порах является взрослый. Отвечая на ролевые обращения взрослого, и вступая с ним в ролевой диалог, ребенок начнет принимать условность собственной позиции в игре.
Принять и удержать роль помогают специальные маркеры, роли. Маркерами роли называют специфические предметы, которые обозначают, как бы маркируют игровую роль. К ним относятся всевозможные воротники, шапочки, маски, повязки, сумки, детали костюмов животных, то, что ребенок надевает на себя, чтобы перевоплотиться. Это очень важный вид игровых материалов, обслуживающих ролевую игру дошкольников.
Для формирования сюжетно-ролевой игры эффективными являются следующие психолого-педагогические условия:
- организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей;
- использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей с учетом их возрастных особенностей, обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса.
Таким образом, именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок дошкольного возраста имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность детей всегда связанна с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В сюжетно-ролевой игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока сам этого хочет и пока ему интересно, активно ищет партнеров для игры, вступает с ними в определенные отношения. Дети сами придумывают игры, организуются для игры, сами разрешают конфликты, сами создают играющие группы, меняют их состав.
Возможность сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии детей является очевидной, это детерминируется, прежде всего:
- развитием отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;
- усвоением своей роли в группе;
- возможностью попробовать себя в разных ролях или той деятельности;
- построением эффективных связей и взаимодействий;
- созданию условий для развития социально-коммуникативных навыков.
Сюжетно-ролевая игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Сюжетно-ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласия действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
В сюжетно-ролевой игре, дети берут на себя роль взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни, при осуществлении своих основных общественных и трудовых функций.
Большое значение для сюжетно-ролевой игры имеют коммуникативные навыки ребёнка.
Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста необходимо:
- договориться об игре;
- построить яркий ролевой диалог.
Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются умения взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра.
Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров.
При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: умение начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.
На основании исследований С. Н. Карповой и Е. Д. Макаровой, отношения в сюжетно-ролевой игре способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, формированию норм и правил взаимодействия и общения, формированию социально-коммуникативных навыков.
Более активно общение детей начинает проявляться, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния.
Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры–придумывания. Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
Следующая > |
Коммуникативные навыки взрослых
Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.
Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:
- Способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их;
- Способность спрогнозировать ситуацию общения и ее особенности;
- Способность адекватно реагировать на критические высказывания или на провоцирующее поведение;
- Способность следовать заданной цели коммуникации;
- Способность аргументировать свою позицию;
- Способность отказать, просить;
- Способность управлять взаимодействием для получения необходимой информации от собеседника;
- Способность оказывать и принимать внимание, сочувствие, поддержку;
- Способность идти на контакт и правильно реагировать на попытки вступления в контакт;
- Способность создавать атмосферу доверия и сплочённости в рабочем коллективе, в кругу семьи или друзей.
Нарушения развития коммуникативных навыков
На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:
- Отсутствие потребности в общении;
- Склонность к монологу вместо диалога;
- Неспособность принимать во внимание контекст, в котором происходит общение;
- Преобладание оценочных суждений вместо сообщения адекватной информации и др.
Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.
К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.
Значение процесса общения в жизни человека
Большая часть жизни человека, как социального существа, посвящена общению. Именно в общении люди оказывают друг на друга непосредственное воздействие, которое отличается по сложности. Это может быть простое воздействие в виде просьбы или предложения, либо сложное, проявляющееся в различного рода манипуляциях. От того, насколько человек владеет искусством общения, зависит успех в различных делах и деятельности в общем.
Замечание 1
Искусство коммуникации включает в себя множество компонентов: умение слышать своего собеседника, понимать его обращения, выстраивать свою речь и формировать линию поведения, в соответствии с ситуациями.
Диагностика коммуникативных навыков
Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.
Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.
Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.
Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.
Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!
Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.
Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.
Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе
Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.
Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.
Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
Оставить комментарий
Способы развития коммуникативных навыков детей
Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).
Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.
Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:
- Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
- Придумывание название команде;
- Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
- Процесс групповой самостоятельной работы;
- Представление результатов и их совместное обсуждение.
Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.
Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.
В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.
Из опыта работы по созданию социального проекта
Мы разработали проект «Накормите зимних птиц».
Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.
Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.
Задачи:
- Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
- Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
- Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.
Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.
Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.
С помощью проекта:
- Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
- Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
- Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.