Понятие и сущность художественно-эстетического развития дошкольников
Определение 1
Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства, реализацию собственного творческого потенциала.
Художественно-эстетическая деятельность по своей природе является специфической деятельностью, в которой каждому ребенку предоставляется возможность раскрыть собственный потенциал, показать свои способности, посредством конкретного продукта деятельности (поделки, рисунки, аппликации и т.д.).
Замечание 1
Концепция дошкольного образования ставит перед воспитателями и педагогами четкие задачи, решение предусматривает художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, а также развитие в них творческого начала, необходимо для дальнейшей жизнедеятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В соответствии с Концепцией ДО, к воспитателям предъявляется ряд требований, а именно наличие определенных компетенций, необходимых для всестороннего художественно-эстетического развития детей дошкольников:
- Умение устанавливать рабочие отношения с каждым ребенком, основанные на взаимном доверии и уважении.
- Уважительное отношение к личности каждого воспитанника.
- Уважить выбор и потребности каждого воспитанника.
В соответствии с ФГОС ДО к художественно-эстетической деятельности, направленной на развитие ребенка в рамках ДОУ относится:
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
- Музыкальная деятельность, включающая в себя музыкальное восприятия (прослушивание музыкальных произведений, знакомство с музыкальными инструментами, обучение игре на музыкальных инструментах и т.д.).
- Художественная литература (слушание художественных произведений, их чтение, обсуждение и т.д.).
Рекомендации для педагогов и воспитателей
Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:
- Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
- Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
- Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).
Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.
Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.
Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):
- умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
- умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
- умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
- умение комбинировать ранее известные методы в новый.
Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.
Задачи художественно-эстетического воспитания детей разных возрастных групп ДОУ
Задачи художественно-эстетического воспитания детей младшей группы ДОУ:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Художественно-эстетическое развитие дошкольников 430 ₽ Реферат Художественно-эстетическое развитие дошкольников 270 ₽ Контрольная работа Художественно-эстетическое развитие дошкольников 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Осуществление всесторонней подготовки к восприятию художественных произведений искусства.
- Осуществление детей к посещению культурно-эстетических мест: театр, кино, музей, выставка и т.п.
- Приобщение к декоративным видам деятельности.
- Ознакомление с музыкальными и художественными жанрами.
- Способствование развитию музыкальных способностей.
- Формирование интереса к художественной деятельности, знакомство с разными техниками рисования.
- Пересказ знаменитых произведений с опорой на иллюстрации и картинки.
Основные задачи художественно-эстетического воспитания детей средней и старшей группы ДОУ:
- Формирование у детей интереса к различным видам искусства, приобщение к эстетическому восприятию искусства.
- Ознакомление детей с профессиями художника, певца, композитора, артиста и т.д.
- Ознакомление с архитектурой.
- Закрепление знаний, полученных в младшей группе о книге, книжных иллюстрациях и т.д.
- Продолжение развития интереса к изобразительной деятельности, посредством обогащения представлений детей о видах искусства
- Продолжать развивать интерес к аппликации, лепке, рисованию и т.д. Знакомство с новыми техниками.
- Учить узнавать песни в процессе прослушивания мелодии, выполнять танцевальные движения и играть не музыкальных инструментах.
Примеры занятий с дошкольниками
Эстетическое воспитание дошкольников – это организованный педагогом или родителями процесс. Используют не только теоретическую основу, но и практическую. С детьми занимаются чтением художественной литературы, рассматривают картинки, а также создают предметы искусства.
Интегрированное занятие «Сказочная птица»
Изначально детей знакомят с произведением о сказочном пернатом. Можно использовать художественную литературу о Жар-Птице. Ребятам читают сказки, демонстрируют картинки с описанием волшебного существа.
Интегрированное занятие «Сказочная птица» (аппликация)
Интегрированное занятие «Сказочная птица» (пластилин)
После этого беседуют с детьми. Просят дать описание птицы. Детям, сложно идущим на контакт, задают наводящие вопросы. Например, «Какого цвета у нее перья?». После того как дети оценили привлекательность персонажа, им предлагают сделать свою Жар-Птицу.
В зависимости от возраста детей им раздают краски или карандаши. Можно использовать пластилин. После того как материал роздан, предоставляют ребятам поработать воображением и сделать собственную поделку.
Аппликация «Украшаем посуду»
Это занятие способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует у него чувство прекрасного. В ходе деятельности вырабатывается усидчивость, проявляется аккуратность.
Воспитатель заранее подготавливает раздаточный материал:
- Шаблоны кружек, тарелок – на выбор.
- Вырезает узоры или орнамент.
- Подбирает демонстрационный материал.
Это занятие можно приобщить к циклу о народном творчестве. Перед практикой детям рассказывают о том, как в старину было принято расписывать посуду. Какое значение придавали узорам. В качестве примера показывают фотографии народного творчества.
После теории приступают к практике. Раздают каждому ребенку по предмету посуды и предлагают украсить его, руководствуясь личным вкусом.
Занятие «Украшаем посуду» может быть выполнено также с пластилином
Обращают внимание детей на аккуратность, лаконичность деталей, подобранную цветовую гамму. Можно немного поправлять ребенка в ходе работы, предлагать ему подходящие по цвету детали. В конце занятия устраивают любование созданными творениями.
Поделка к 8 марта «Букет для мамы»
Это занятие подойдет как творческий мастер-класс, так и возможность сделать поделку к определенному празднику. Для проведения мероприятия понадобится предварительная подготовка. Необходимо подобрать материал, из которого дети будут создавать букеты. Это могут быть пуговицы, лоскутки ткани, цветная бумага, ленты.
Самый простой способ сделать букет:
- Использовать вырезки цветной бумаги.
- Подготовить красивые шаблоны.
Для работы педагог вырезает из бумаги красивые цветы. На чистом листе обязательно делают очертания растений, чтобы ребенок видел, куда наклеивать заготовку. Перед началом практической деятельности воспитатель рассказывает детям теоретические основы. После этого раздает материал.
Желательно сделать пальчиковую гимнастику, а затем приступить к созданию поделки.
Создаем натюрморт
Предварительно детей знакомят с таким видом искусства в живописи как натюрморт.
Демонстрируют полотна выдающихся художников:
- «Рябинка», Машков И. И.
- «Васильки», Левитан И. И.
- «Ваза с фруктами», Пикассо П.
Предварительно воспитатель подготавливает шаблоны с пустой вазой для фруктов. После того как дети ознакомились с натюрмортами, педагог демонстрирует им пустой лист. Он рассказывает, что в изображении не хватает фруктов, из-за этого натюрморт не получается.
Дети должны дорисовать в шаблон с вазой фрукты. Используют карандаши, краски или восковые мелки.
Работа с родителями
Эстетическое, как и художественное воспитание дошкольников – это сложный процесс, требующий взаимодействия родителей и педагогов. Если у них различные методы воздействия или законные представители не уделяют этой области образования достаточно внимания, то ребенок не получит необходимые знания.
Часто родители не понимают, как привить детям эстетический вкус. Педагог должен помочь им понять суть образовательного процесса. Для этого можно провести консультации или мастер-классы.
Творческие задания
В дошкольных учреждениях часто проводят различные конкурсы. Например, необходимо сделать скворечник или смастерить поделку из природного материала. Для этого педагог общается родителями, объясняет цели и задачи этого мероприятия.
Важно донести до взрослых, что любую вещь они должны сделать вместе с детьми. Это будет способствовать не только улучшению климата в семье, но и разовьет творческие способности ребенка.
Принципы организации конкурса:
- Педагог разрабатывает план. В него входит продолжительность мероприятия, система оценок, требования к работам.
- Грамотно составляет инструкцию, которой должны следовать родители.
Нельзя принуждать никого к участию. Инициативу должны проявить сами родители и дети. Чтобы участвовало как можно больше семей, педагог должен заинтересовать изначально детей. Например, на прогулке воспитатель рассказывает им о птицах, какие у них домики.
После этого в группе показывает примеры скворечников. Затем рассказывает, что каждый сможет смастерить такой домик сам. Заинтересованные дети уговаривают родителей участвовать в конкурсе.
Мастер-классы
Не у всех взрослых развиты творческие способности. Поэтому воспитатель хотя бы раз в месяц проводит мастер-класс по созданию какой-нибудь поделки. Это может быть куколка из лоскутков, интересный рисунок, поделка из подручных материалов.
Тему воспитатель выбирает самостоятельно, учитывая возраст детей. Это необходимо для того, чтобы полученный опыт родители внедряли в образование ребенка дома.
Консультации
Консультирование о необходимости эстетического воспитания должно проходить регулярно. С целью повышения разностороннего развития педагоги знакомят родителей с проводимыми в их населенном пункте выставками, концертами, мероприятиями.
Например, если в местном музее проходит выставка народного творчества, то можно сделать яркую афишу и повесить ее на дверях группы. На информационном листе указывают место проведения, часы работы и иные необходимые детали.
Необходимо объяснить родителям, что обучение не должно заканчиваться после ухода из сада домой. Консультации проводят на разные темы. С приходом осени помогают родителям научить детей видеть прекрасное в природе. Например, идя домой можно собрать букет из желтых листьев,