Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста


Понятие и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Определение 1
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка дошкольного возраста, с целью развития у него умения видеть прекрасное в окружающем мире, произведениях искусства, а также умения создавать прекрасное собственными силами.

Замечание 1

Эстетическое воспитание детей необходимо начинать с самых первых дней жизни.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс по формированию у детей дошкольного возраста творческой активности, умения воспринимать и оценивать красоту в природе, жизни и искусстве. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя воспитание у детей эстетического отношения к общественной жизни, труду, природе, искусству и быту. Однако познание произведений искусства очень многогранно, поэтому оно выделяется в отдельную часть эстетического воспитания детей.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В процессе эстетического воспитания, дети дошкольного возраста знакомятся с красотой в окружающей жизни, природе и искусстве, они учатся воспринимать и чувствовать эту красоту. Данный процесс способствует развитию у них фантазии и воображения.

Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  • воспитание через художественные средства;
  • воспитание через искусство;
  • воспитание посредством внехудожественных средств (природа, труд, окружающая среда, учебная деятельность и т.д.).

Замечание 2

Таким образом, процесс эстетического воспитания включает в себя общекультурное, философское и психолого-педагогическое образование.

Цель и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы дать детям необходимые знания, умения и навыки из различных областей искусства, а также сформировать у них интерес и стремление заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 420 ₽ Реферат Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 280 ₽ Контрольная работа Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Достижение основной цели эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигается через последовательное решение ряда следующих групп задач:

  1. Первая группа задач эстетического воспитания – это задачи, направленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру и приобретение ими теоретических знаний. Включают в себя ряд следующих задач:
    • воспитание у детей эстетической культуры;
    • формирование и развитие эстетических восприятий, чувств и переживания, а также эстетического отношения к окружающей ребенка деятельности;

  2. развитие у детей умения видеть и чувствовать красоту в поступках, природе, искусстве, окружающем мире;
  3. воспитывать потребность в познании прекрасного;
  4. воспитание стремления окружать себя прекрасным, создавать его собственными руками.
  5. Вторая группа задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей практических умений и навыков в области разнообразных видов искусств. Включает в себя:
    • обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку;
    • формирование и развитие устного творчества.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, подразумевает решение следующих задач:

  1. Осуществление систематического развития восприятия прекрасного и эстетических чувств детей, через различные виды искусств, деятельность, эмоциональную вовлеченность и т.д.
  2. Приобщение детей к искусству, обучение их практическим умениям, воспитание посильно вносить в окружающую среду элементов прекрасного.
  3. Формирование у детей эстетического вкуса и умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развитие у детей творческих и художественных способностей, через организацию деятельности, связанной с искусством.

Развитие эстетических чувств дошкольников средствами театрализованных игр

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Лысаковой Ольгой Владимировной из города Алексеевки, Белгородской области. Сегодня Ольга Владимировна с радостью предлагает вашему вниманию статью «Развитие эстетических чувств дошкольников средствами театрализованных игр». Статья будет интересна воспитателям, а также родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Владимировны:

«Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.»

Увлекательного чтения…

Развитие эстетических чувств дошкольников средствами
театрализованных игр
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Вместе с тем ныне развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы — ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, педагог только готовит атрибуты для «театра». Постоянно ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев…

Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит — измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

Результаты анализа различных точек зрения позволяют рассматривать театрализованную игру как деятельность, подчиненную сюжету-сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных границах. В игре принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается с помощью различных символических средств (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.).

Сходство игр с режиссерской работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. Сюжет любой игры можно представить как последовательность взаимосвязанных ситуаций, и в этом смысле он будет аналогичным повествовательному тексту, который и лежит в основе театрализованной игры.

Целью образовательной деятельности является создание условий для развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности с использованием театрализованных игр.

Обнаруженное противоречие между развивающим потенциалом театральной игры и его недостаточным использованием в работе с детьми дошкольного возраста явилось фактором разработки педагогической технологии и апробации её на практике. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей.

Взаимосвязь этих двух видов художественно-эстетической деятельности в педагогическом процессе обеспечивает:

  • усвоение детьми литературного текста как первоосновы игры-драматизации и сюжетного изображения; накопление и углубление знаний об окружающей действительности, и применение умений создать образы в процессе художественной деятельности, появление новой продукции — сюжетного рисунка и персонажа драматизации;
  • формирование в художественной деятельности чувства формы, ритма, цвета, композиции, выразительной речи, движений;
  • развитие у детей художественно-творческого образа проходит следующие этапы: первичное формирование образа на основе литературного произведения, обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме, понятной для окружающих, взаимообогащение его благодаря перенесению выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой .

Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного развития:

  • развитие разносторонних представлений о действительности;
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
  • развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В сфере социального развития:

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  • воспитание культуры познания взрослых и детей;
  • воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
  • развитие эмоций.

В сфере речевого развития:

  • содействие развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
  • овладение выразительными средствами общения.

В сфере эстетического развития:

  • приобщение к художественной литературе;
  • развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
  • приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
  • создание выразительного художественного образа;
  • развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
  • организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
  • обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов

В сфере развития движений:

  • согласование действий и сопровождающей их речи;
  • развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;
  • поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности мною используются как классические для педагогики формы, методы и средства обучения, так и игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины. В основу обучения положена игровая деятельность, что соответствует возрастным особенностям детей. Учебные занятия по своей сути носят интегрированный характер, а также предусматривают использование игровых форм обучения, пальчиковый и кукольный театр, ролевые игры, игры на драматизацию и воплощение реальных ситуаций. Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры, работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок и др. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные.

Также используются актерские тренинги и специальный цикл упражнений, необходимый для общего развития дошкольников.

Оптимальный выбор средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленными целями обусловлен следующим подходом: средства тесно связаны с приёмами и методами и применяются в единстве с ними. В определении средств я исхожу из того, что к средствам относятся, с одной стороны, различные виды театрализованных игр, а с другой – совокупность предметов и произведений художественной культуры.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Игры, проводимые на занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами

Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Это исключительно важно потому, что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой. Она не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно сказаться на его профессиональной деятельности.

Театрализованную игру можно разделить на две группы: игры-драматизации и режиссёрские.В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации исполняются без зрителей или носят характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища — их называют театрализациями.

Виды драматизации:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Режиссёрские игры бывают групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) Также игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Огромное значение в возникновении у детей театрализованной игры — имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

Можно разделить театрализованные игры по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета

и от художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками]

Опыт организации работы по развитию эстетических чувств у дошкольников с помощью систематизации средств и методов театрально-игровой деятельности свидетельствует о существенных изменениях:

  • в развитии эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей дошкольников;
  • при построении межличностных отношений;
  • в сформированности навыков общения;
  • в понимании и оценивании своих эмоциональных состояний и состояний сверстников;
  • в активизации ассоциативного и образного мышления;
  • в развитии индивидуальных способностей;
  • в освоении выразительности речи, памяти;
  • в совершенствовании артистических навыков дошкольников в плане переживания и воплощения образа.

В итоге совместной деятельности дети научились замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развились творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Чем разнообразнее их впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]