Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома


Когда начинать формировать нравственные качества личности

Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет — в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.

К 5 годам малыш уже, как правило, способен оценивать свои поступки, отделять хорошее поведение от плохого, контролировать свои эмоции.

Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России

Духовное чтение

1. Сле­дует еже­дневно читать Еван­ге­лие. Обу­че­ние осно­вам веры издревле было обя­зан­но­стью отца. Жела­тельно воз­ве­сти это в еже­ве­чер­нюю тра­ди­цию. В наше время суще­ствует мно­же­ство посо­бий для рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния детей.

2. Полезно читать и жития свя­тых, адап­ти­ро­ван­ные для детей. Ребё­нок не дол­жен быть пас­сив­ным слу­ша­те­лем, после про­чте­ния сле­дует обсуж­дать про­чи­тан­ное, зада­вать вопросы. Важно пока­зать свя­тых не как леген­дар­ных героев давно минув­ших вре­мён, а как наших веч­ных настав­ни­ков и помощ­ни­ков, к кото­рым мы можем обра­щаться. Пока­зать, что было глав­ным в жизни всех этих вели­ких людей.

3. Полез­ная тра­ди­ция для детей и взрос­лых — еже­дневно выпи­сы­вать и заучи­вать тро­нув­ший сердце стих из про­чи­тан­ной главы Евангелия.

Этапы нравственного развития ребенка

Родители, воспитатели и сверстники играют критически важную роль в развитии духовно-нравственных качеств, которые по своей сути являются сводом правил и ожиданий, обуславливающих поведение. На разных этапах своего развития у детей разные ценности, разные точки зрения и множество связей, которые влияют на их нравственное развитие.

  1. Этап наказания и подчинения. На ранних этапах нравственного развития дети руководствуются желанием избежать наказания, а свои потребности удовлетворяют путём подчинения правилам и простым выбором между правильным и неправильным.
  2. Этап справедливости и равенства. На этом этапе развития дети становятся эгоистичными, они стремятся удовлетворить свои потребности раньше других. Очень редко дети удовлетворяют потребности других.
  3. Этап ожиданий и правил. С опытом и с помощью со стороны взрослых дети продвигаются к следующему этапу нравственного развития, когда индивидуальная мораль формируется вместе с нормами межличностного общения и ожиданиями окружающих (например, сверстников, учителей и родителей).
  4. Этап закона и порядка. На этом этапе развития поведение характеризуется подчинением закону, уважением к лицам, облечённым властью, и приверженностью общественным правилам и нормам.
  5. Этап общественного договора. Вне рамок традиционных представлений подобающее поведение основано на общественных нормах, правилах и законах. Однако необходимо следить, чтобы не нарушались индивидуальные ценности, и поддерживалась справедливость.
  6. Этап универсальных и этических принципов. Несмотря на то, что поведение часто подчиняется правилам, законам и ожиданиям, существуют исключительные обстоятельства, когда независимое суждение и моральные основания могут превосходить общепринятые нормы в процессе принятия решений.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников зиждется на нескольких важных «китах»:

  • жизненный принцип, построенный на добре, отсутствии греховности и зла;
  • гуманное отношение к своим и чужим;
  • развитие культурных навыков;
  • рост и гармоничное развитие ребенка как личности.

Каждый из принципов предполагает определенную работу с малышом. Так, в первом случае нужную информацию помогут донести добрые сказки или понятные детям православные притчи, в которых добро непременно побеждает зло.

Гуманному отношению к окружающим научат ненавязчивые беседы, рассказы и примеры из жизни.

Воспитать тягу к культурным ценностям можно, для начала посещая с ребенком музеи природы, а затем и галереи, выставки. Если недостает нужных знаний самим, можно взять экскурсовода, который с учетом возраста интересно и увлекательно расскажет об экспонатах.

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок и советской мультипликации

Как воспитывать духовно-нравственные качества, примеры и рекомендации

Личный пример

Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.

Например, если папа декларирует, что надо любить животных, а сам отшвыривает ногой приблудного котенка, то вряд ли это явится достойным примером для подражания. Если мама самым любезным образом общается с соседкой, а за ее спиной выдает нелестные оценки, то дочка скорее получит урок лицемерия и двоедушия, чем искреннего отношения к близким.

Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.

Умение делиться

Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.

Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.

Забота об окружающих

Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.

В раннем возрасте неоценимое значение имеет духовно — нравственное воспитание детей сказкой. Заботиться об окружающих, в частности, живо учат сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», русская народная про петушка, курочку и бобовое зернышко и т.д.

Усваиваем главные этические нормы детсадовца

Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.

  • Надо объяснить ему, что обижать других людей, а особенно бить их, категорически нельзя.

Это первое «нельзя» ведет за собой второе, которое косвенно продолжает первое:

  • Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
  • Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.

Эти три «нельзя» в итоге превращаются в неоспоримую истину: нельзя вырасти хорошим человеком, если нарушать их.

Консультация на тему : «Духовное воспитание дошкольников в современном мире»

Духовно–нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Но в достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных жизненных проблемах требующих принятия решений?

В нашем детском саду проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств у ребят, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей раннего и дошкольного возраста закладываются в семье.

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада, а именно:

— жизнь семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой и молитвенной жизни;

— уход за маленькими детьми (долгое грудное вскармливание, пестование), забота о престарелых членах семьи;

— уважение и взаимопочетание между супругами;

— использование в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр совместного изготовления игрушек-самоделок;

— посильное участие детей в трудовой деятельности семьи;

— общая семейная трапеза;

— семейное чтение с последующим обсуждением прочитанного;

— существование семейного совета с решающим словом старшего члена семьи;

— духовное руководство семьи священником;

— взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи.

Сегодня затруднена передача семейных традиций воспитания, взрослые дети всё реже живут со своими родителями, часто живут в разных городах. Образование детей нередко превосходит таковое у родителей, что способствует необоснованному скептицизму по отношению к родительским советам, в том числе и в области воспитания. Ребёнку — дошкольнику необходима идеальная норма, непреходящие образцы для подражания и духовный абсолют. Но где и как «набираться ума», чтобы самим стать хорошими родителями? Возможно ли возрождение семейных традиций, и в какой форме?

Первой ступенью в развитии духовной нравственности у детей является преемственность детского сада и семьи. Ведущим принципом по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Необходимо активно сотрудничать с родителями воспитанников по формированию духовно-нравственных основ семьи, организуя родительские собрания, беседы за круглым столом, анкетирование, диспуты. Повышая престиж материнства и отцовства, необходимы фотовыставки и конкурсы поделок «Папа может всё, что угодно», «Мамины руки не знают скуки» (показывать мастерство, творчество, и трудолюбие родителей).

В спортивных эстафетах «Папа, мама, я – спортивная семья» пропагандировать здоровый образ жизни

Современная педагогика признаёт реальность духовной основы человека и реальность духовного мира. Практика же духовно-нравственного воспитания показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием. Необходимо целенаправленное духовно-нравственное воспитание и образование, восстанавливающее целостность человека, предполагающее развитие всех его сил, сторон, соблюдающее иерархический принцип устроения человека. Задача эта в комплексе может быть решена только совместными усилиями семьи, образовательных учреждений.

Вход на сайт

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников

Духовно-нравственное воспитание

детей является одной из основных задач
дошкольного
образовательного учреждения. Оно направленно на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших
духовных ценностей
, таких как жизнь человека, семейные традиции, поведение в обществе.
Дошкольное воспитание
является очень важным периодом в
духовно
-нравственном становлении личности, именно поэтому ребенка необходимо знакомить с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности уже с малых лет. «Конечная цель разумного
воспитания
детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н. И. Пирогов. [1]

Основная наша цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность

, стремящуюся к
духовному росту
, доброте, способную противостоять злу.

Духовно-нравственное воспитание

строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной
культуры
, с учётом традиций своего края и возможностями
восприятия дошкольника
и в процессе такого
воспитания
главная задача педагога – отобрать из множества впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему и помочь развить положительные качества, основываясь на его
восприятии
: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события,- основы такого эмоционального
воспитания личности и восприятия
отдельных элементов
духовно-нравственной культуры
закладываются в раннем детстве и уже на данном этапе развития должны подкрепляться поддержкой со стороны
воспитателей детских садов
, а также родителей
воспитанников
.

Знакомство ребенка с родными традициями и нормами можно начинать с художественной литературы. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. [4] Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного

и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о
духовно-нравственном воспитании
.

Очень важной частью духовно-нравственного воспитания дошкольников

является бережное отношение к игрушкам. Можно
«пригласить кукол в гости»
и поухаживать за ними. Или помочь мишке собрать малину в лесу, а потом
«сварить варенье»
из пластилина или даже в виде поделок и рисунков. Такие игры побуждают детей к активным действиям, они уже
воспринимают
игрушку как объект заботы и поддержки. Эти качества очень важны и в общении с окружающими и должны
воспитываться с самых ранних лет
.

Обязательно после игры нужно привести игровую зону в порядок – уложить всех кукол по кроваткам или за столики, игрушки по своим полкам. Можно даже устроить своего рода эстафету для детей «Сложи игрушки на место»

. Можно даже в качестве игры устроить пробежки из одного конца комнаты в другой для укладывания игрушек в коробку или специальный сундук. Очень важно при каждом успехе похвалить ребенка, чтобы закрепить хороший результат и выработать положительные эмоции детей для закрепления правильного поведения в сознании. Таким образом, вы показываете, что цените ребенка и замечаете его старания, это также положительно отражается на формировании характера малыша. [5]

Однако все методы воспитания

должны быть систематизированы и применяться в комплексе, нельзя ограничиться литературой или отдельными упражнениями. Начиная работу по
духовно-нравственному воспитанию личности ребенка
, педагог в первую очередь обязан подавать достойный личный пример, продумывать, что целесообразнее показать и рассказать детям, создавать определенные ситуации для нравственного выбора, и уметь давать грамотные объяснения, ведь окружающая обстановка оказывает колоссальное влияние на ценностные ориентации личности. Содержание такого
воспитания
составляют подлинно жизненные ситуации или ситуации, которые описаны в художественном произведении, поведение окружающих людей и самих детей. [7] В ходе этих бесед
воспитатель
или сами дети дают характеристику фактам и поступкам нравственного характера. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Нужно стараться привлекать малышей к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции, чтобы дети активно участвовали: двигались, фантазировали. Таким образом формируются устойчивые представления о мире достаточно наглядно и заодно обогащается активный словарь ребенка.

Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного

возраста рассматривается в двух аспектах: это процесс формирования нравственно-
духовных
социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения, и целенаправленная деятельность
воспитателя
по формированию у детей нравственных представлений, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, природе, вещам, и т. д. Эффективность
дошкольного воспитания
во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми и от взаимодействия детского сада с родителями. Наша цель —
воспитание духовно
и нравственно цельной личности, учитывая возраст ребенка, ведь большая роль в этом принадлежит
дошкольным учреждениям
,
воспитателям
, и вся
воспитательная
работа ДОУ должна строиться не только на основе психолого-педагогических знаний, но и
духовных ценностей
.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Дошкольный возраст – это время воспитания души

, а не образования ребенка…
Духовно-нравственное воспитание
дошкольников — это прежде всего
воспитание
чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам,
воспитателям детского сада
, детям группы, Родине.

Приоритетная роль семьи в формировании

личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе
«Об образовании»
,
Семейном кодексе
. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на
воспитание детей
, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить
воспитательную деятельность семьи
.

Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный как общей, так и духовной культуры

и необходимые педагогические знания. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда
развития окружает ребенка
, каким содержанием наполнены
внутрисемейные отношения
. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах
развития и воспитания
. Причинами
семейных
проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить
внутрисемейные отношения
, нанося значительный вред
духовному и психологическому развитию
становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные
восприятия
родительства и детства.

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования

личности и главнейшим институтом
воспитания
.

В настоящее время практически в каждом отечественном нормативно – правовом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьёй, психолого – педагогического просвещения родителей.

Такое внимание к проблеме объясняется социально – экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. В условиях роста научного знания в области педагогики и психологии значительно повысились требования к воспитанию

и обучению подрастающего поколения. В связи с обогащением науки новыми знаниями о
воспитании ребёнка
, о роли семьи в его личностном становлении проблема повышения психолого – педагогической
культуры
родителей приобрела новое звучание и потребовала глубокой комплексной разработки.

Проблемой многих современных семей

является обесценивание выверенного веками понятия, как
семейные ценности
. Это приводит к падению социального престижа семьи, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются проблемы детства, связанные с нарушением в области
формирования нравственно — духовной
сферы подрастающего поколения.

В основных документах, посвящённых вопросам российского образования, а также в исследованиях последних лет указываются такие пути выхода из сложившейся ситуации, как:

• содействие восстановлению в общественном сознании традиционной ценности брака

, престижа материнства и отцовства;

• возрождение отечественных культурно

– исторических традиций.

Согласно содержанию ФГОС РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для духовно — нравственного воспитания детей

. Приобретенные социальные
ценности
, социальные требования, нормы и идеалы становятся внутренним достоянием личности, которое обеспечивает успешную адаптацию в современном
социокультурном пространстве
.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Воспитывать

у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Все начинается с семьи.

Семейные

традиции и домашние ритуалы важны для
детей гораздо более
, чем для взрослых. Но почему-то традиции представляются нам чем — то глобальным, чем — то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос:
«Какиесемейныетрадиции есть в вашей семье?»
большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям
семейные
традиции необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми. В утере
семейных
традиций некоторые психологи даже видят причину даже проблемного подросткового возраста. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию

у дошкольника чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом — целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за воротами детского сада. Если большинство привычных семейных

ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка
формируется не в один день
, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Таким образом, семья является институтом первичной социализации. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.

Детский сад входит в систему опосредованного, или формального

, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Единство в воспитании детей

обеспечивает выработку правильного поведения
детей
, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и
воспитателей в глазах ребенка
. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать

и иметь представления о нравственных качествах.

Цель моей работы по формированию семейных ценностей и культуры

семьи — достижение следующих результатов:

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2. Нравственные потребности, стремления, чувства:

— активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

— чувство доброжелательности окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

— любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

— чувство симпатии к людям независимо от их национальности;

— приобщение к опыту национальной культуры

, знакомство с
формами традиционного семейного уклада
, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

— ответственность за свои дела и поступки,

— потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование;

— субъективное психо-эмоциональное благополучие;

3. Нравственные умения и привычки:

— следовать традиции празднования именин;

— проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

— анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

— справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

— вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность);

— в приветливой и доброжелательной форме

обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

— тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

— привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

— бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться

и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него
развитых
высоких нравственных качеств не приходится

Нравственное воспитание в детском саду

Детские дошкольные учреждения, вне всякого сомнения, наравне с родителями играют важную роль в духовно-нравственном развитии детей.

Занятия в детском саду включают в себя не только усвоение каких-либо знаний в теории, но и применение их на практике. Дети с малого возраста привыкают к дисциплине, учатся отличать игровое время, когда можно пошуметь и расслабиться, от учебного, когда следует вести себя тихо и внимательно слушать воспитателя.

Интересен опыт некоторых из них, когда воспитатели активно вовлекают в духовно-нравственное воспитание в ДОУ и семьи своих питомцев. Кое-где работают так называемые школы молодых родителей, с помощью которых проводятся ознакомительные прогулки по ближайшим окрестностям. Дети вместе со взрослыми в частности познают, что такое родной край, как его надо любить и беречь.

Когда проходят такие общие детско-родительские мероприятия, папы и мамы получают возможность увидеть свое чадо как бы со стороны, в не знакомой им ситуации, видят, стоит ли обратить на что-то особое внимание в домашнем воспитательном процессе.

Молитва

1. День всех чле­нов семьи начи­на­ется и закан­чи­ва­ется молит­вой. Для детей пра­вило может состо­ять из несколь­ких крат­ких молитв, напри­мер т.н. «начало обыч­ное» (с него начи­на­ются молитвы утрен­ние и на сон гря­ду­щим) в любом молитвослове.

2. Молитва перед едой и после неё — мощ­ней­шее сред­ство духов­ного воспитания.

3. Перед зав­тра­ком при­нято вку­шать неболь­шой кусо­чек просфоры (её можно при­об­ре­сти в храме и наре­зать) и свя­той воды (все­гда можно набрать в храме) с молит­вой «На при­ня­тие просфоры и свя­той воды».

4. Когда ребё­нок выхо­дит из дома (а также перед сном), его нужно пере­кре­стить с молит­вой. Напри­мер, такой: «Гос­поди, бла­го­слови» или «Огради́ (имя ребёнка), Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Тво­его́ Кре­ста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Гос­поди, Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, бла­го­слови, освяти, сохрани силою живо­тво­ря­щего Кре­ста Твоего»; Если у вас строп­ти­вый под­ро­сток, то можно сде­лать это вслед ему, так, чтобы он не видел.

5. Не нала­гайте на ребёнка боль­шого молит­вен­ного пра­вила. При науче­нии молитвы особо важны вни­ма­ние и искренность.

6. К молит­вен­ному пра­вилу имеет смысл добав­лять молитвы в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств: празд­ни­ков, свя­того дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радост­ного или печаль­ного события.

7. При домаш­ней молитве зажи­гайте свечу или лам­паду, жела­тельно, чтобы это было обя­зан­но­стью ребёнка.

8. Не моли­тесь поздно, когда ребё­нок меч­тает только о сне и его вни­ма­ние расслаблено.

9. Сле­дует при­учить чадо к крат­ким молит­вам: «Бла­го­слови Гос­поди», «Слава Тебе, Гос­поди», «Гос­поди поми­луй», «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Гос­поди, бла­го­слови меня на уче­ние» (искренне, не автоматически).

10. Помо­гите ребёнку сде­лать помян­ник. Все имена там должны впи­сы­ваться только им самим по соб­ствен­ному зову сердца, ведь это его помянник.

11. В ком­нате ребёнка (как и в дру­гих ком­на­тах и сто­ло­вой) должны быть иконы. Глав­ной и боль­шей по раз­меру должна быть икона Спа­си­теля или Пре­свя­той Троицы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]