Нравственное воспитание детей дошкольного возраста


Направления нравственного развития дошкольников

Определение 1
Нравственное развитие – это формирование у человека основных нравственных свойств, осмысленного восприятия собственной личности и ее места в социальной среде, понимания своего предназначения и потребности в непрерывном совершенствовании своей личности.

Нравственное развитие осуществляется в ходе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – это усвоение индивидом основ нравственности, выработка нравственных ориентиров поведения, усвоение основ морального функционирования общества и привычек поведения, присущих ему.

Нравственное воспитание основывается на моральных нормах и принципах социального поведения. Оно отражает преемственность поколений и передачу социального опыта.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Рисунок 1. Нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если моральные нормы являются категорией социальной т.е. они отражают требования общества к поведению отдельной личности, соблюдению ею норм социального взаимодействия, то нравственность является категорией внутренней т.е. она является внутренним регулятором поведения личности. От того, насколько развит данный регулятор, зависит моральное поведение личности в социальной среде и ее общее развитие.

Нравственное воспитание начинается с раннего возраста ребенка. Это актуально потому, что сформированные привычки поведения в дошкольном возрасте, становятся устойчивыми основами поведения человека на протяжении всей его жизнедеятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 400 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 250 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нравственное воспитание дошкольников нацелено на формирование самобытной личности, обладающей навыками социального взаимодействия и самоконтроля поведения. Ребенок должен научится контролировать свои действия и поступки, выражать мнения, учитывать потребности и интересы другого человека, выработать адекватную самооценку и выражать свое мнение и свои взгляды, а также конструктивно отстаивать свои интересы в обществе.

Нравственное развитие дошкольника ориентировано на формирование его нравственного облика. Основными направлениями нравственного развития дошкольника являются:

  1. Формирование личностных свойств воспитанника. Необходимо создать условия для раскрытия природных задатков личности и раскрытие ее потенциала.
  2. Моральное развитие личности. Здесь происходит формирование морального опыта жизнедеятельности дошкольника, освоение им опыта социального поведения и взаимодействия.
  3. Выработка адекватного отношения к окружающим: уважения чужого мнения и точки зрения, принятия чужой точки зрения, отличной от своей, в качестве верной, равноправия и равнозначности всех участников социальной сферы деятельности.
  4. Патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование гражданских качеств личности: любовь к Родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, осознание своей принадлежности к конкретной культуре.
  5. Усвоение этических норм поведения. Они отражают ценности социальной среды и правила поведения в обществе, являющиеся негласными. Они основаны на соотношении интересов личности и общества.

В дошкольном возрасте происходит выработка основ моральных суждений и оценок. Ребенок осмысливает их и учится применению в практической деятельности. Чтобы поведение ребенка формировалось на основе его обусловленности нравственными нормами, требуется организация системы нравственного воспитания, которая учитывает возрастные особенности развития дошкольников и ориентируется на социальное становление личности воспитанника и его всесторонне гуманистическое развитие.

Механизм нравственного становления личности

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?Задание: Попробуйте объяснить, что произойдет с нравственным качеством при исключении одного из компонентов. Можно ли заменить его другим компонентом?При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

В первую группу задач нравственного воспитаниявходят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Воспитание носит исторический характер,и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых.

Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие — патриотизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на выработку у них нравственных чувств, представлений и ориентиров социальной деятельности, а также привычек поведения и мотивов социальной деятельности.

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на решение двух групп задач:

  1. Задачи по разработке механизма нравственного развития ребенка. Эта группа задач является постоянной и устойчивой. Механизм нравственного развития связан с выбором форм, методов и технологий организации воспитательной деятельности, ориентированных на выработку у воспитанников нравственных идеалов, которые соответствуют конкретному этапу социально-экономического развития общества.
  2. Задачи по формированию у личности определенных качеств, социальных навыков. Эти задачи отражают необходимость достижения определенного уровня развития общества и удовлетворение его потребностей. На каждом историческом этапе развития общества, ему требуются люди, наделенные определенными качествами. Поэтому, задачи данной группы меняются в соответствии с динамикой развития социальной среды.

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на:

  1. Воспитание основ культурного поведения и культурного взаимодействия в социальной среде;
  2. Воспитание навыков коллективного взаимодействия;
  3. Воспитание основ гуманизма и гуманных качеств личности;
  4. Воспитание трудолюбия;
  5. Воспитания патриотических качеств.

Психологический аспект

Воспитание детей неразрывно связано с психологическими понятиями. То, как формируются познавательные навыки и умения ребенка, это важная составляющая всего процесса обучения и воспитания.

С точки зрения психологии подход к дошкольникам должен базироваться на следующих принципах:

  • терпеливом отношении к индивидуальности каждого участника;
  • понимании свойств ребенка;
  • принятии особенностей ребенка.

Дошкольный период – важнейшая часть детства, которая тесно связана с нестабильностью эмоций у детей, неполном понимании своей роли и требований к поведению.

Совокупность приемов и методик, которые используют на базе дошкольных учреждений, помогает детям понять, какие формы общения устойчивы, а какие нежелательны в обществе или семье.

Примеры занятий с дошкольниками

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС на практике представляет собой поочередно идущие друг за другом занятия, практики, приемы. Они применимы как в домашних условиях, так и в группах на базе дошкольного учреждения.

Занятие «Семья»

Воспитатель готовит раздаточный материал, составляет опросник и организует детей. После вступительного слова воспитатель задает вопросы детям о родителях, братьях или сестрах. Воспитатель рассказывает детям о значимости семьи, корректируя информацию с поправкой на возраст.

Дети водят хоровод, а потом рассаживаются по стульям. Воспитатель показывает детям карточки животных. Дети отгадывают, кто, чья мама. Завершение занятия: дети после вопроса воспитателя рассказывают, как их называют дома, какие ласковые имена они знают.

Весенний лес

Это занятие знакомит младших школьников с названиями деревьев, природными особенностями. В начале занятия педагог предлагает отправиться в весенний лес, но говорит, что для этого понадобится включить свое воображение.


Занятие «Путешествие в весенний лес»

Дети переходят в локацию, оформленную с помощью декораций и вспомогательного материала. Воспитатель поочередно указывает на макеты и просит детей называть увиденное. Удобно использовать на этом занятии куклу лесовичка, который будет рассказывать о лесе и давать задания.

Примеры заданий:

  • нарисовать одуванчик;
  • вспомнить стих о весне;
  • отгадать загадки;
  • принести лесовичку предметы, которые он описывает.

В конце занятия лесовичок благодарит детей за знания и помощь. Отдельно он читает лекцию о том, как важно беречь лес и ценить природу.

Познай себя

Занятие построено на ассоциативных техниках. Аналогиями могут быть разные конструкции, но удобнее всего использовать пример устройства автомобиля и человеческого тела.

Воспитатель демонстрирует детям машину, показывает ее в разрезе и просит сказать, без чего машина не может работать. Дети должны постепенно сделать вывод, что машине нужен бензин. Воспитатель проводит аналогию с человеком, рассказывает, как течет кровь, просит сказать, без чего не может жить человек.

Результатом занятия должно стать формирование простейшего аналитического мышления, когда дети учатся:

  • сравнивать предметы одушевленного и неодушевленного характера;
  • проводить аналогии;
  • воспринимать задачи не буквально, а учиться рассуждать и мыслить отвлеченно.

В зависимости от возраста детей можно задать рассуждения на разные темы, дополнив его более сложными примерами.

Рыбки

Интересное занятие, которое знакомит детей не только с особенностями рыб, но и учит бережному отношению к ним. Для занятия необходим аквариум. Воспитатель просит детей сформулировать свои вопросы к рыбам и задать их через стенку аквариума.

Дети должны сделать вывод, что рыбы не умеют разговаривать. Тогда воспитатель зачитывает письмо от имени рыбы, где она загадывает загадки и рассказывает о своих особенностях: строении тела, наличии хвоста, чешуи.

Интегрированное занятие «Вода»

Для занятия понадобится вспомогательный материал: куклы и небольшие тазики с водой.

Сначала воспитатель проводит языковую и артикуляционную гимнастику, где просит детей поочередно дотрагиваться до глаз, носа, ушей, лба. Затем рассказывает о том, как важно умываться утром и вечером. Демонстрационным материалом может служить мультфильм «Мойдодыр».

После этого дети по команде воспитателя приступают к умыванию своих кукол. В процессе они помогают друг другу. Завершающий этап – чтение стихов, сопровождаемых активными двигательными действиями.

Воспитатель рассказывает о том, как для человека важна вода, что нужно делать, чтобы научиться экономить ресурсы, как принято в обществе заботиться о природе, чтобы сохранить чистоту рек и озер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]