Конспект урока на тему: «Ориентация в пространственном расположении частей тела.»
Тема: Ориентировка на собственном теле: право-лево, верх-вниз, вперед-назад.
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Задачи: 1. Формировать ориентацию в схеме собственного тела; 2. Закреплять речевые обозначения правых и левых частей тела; 3. Развивать связную речь учащихся; 4. Воспитывать прилежание и усидчивость. Ход занятия. I. Организационный момент. Психологический настрой на занятие. Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре Смело, чётко говорим и тихонечко сидим. — Сегодня к нам на занятие пришла в гости кукла Катя. Посмотрите внимательно на нее и расскажите мне, что за одежда на Кате? А почему? Потому что сейчас осень! А что происходит с природой осенью? А почему мы одеваемся теплее? А кто расскажет нам с Катей какой сегодня день недели, месяц, время года? II. Основная часть. Выполнение упражнений. 1. «Мое тело» Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Содержание: педагог показывает на ребенке части тела (туловище, голова, руки, ноги) и называет их. Выясняется, где у человека на туловище находится голова (вверху), ноги (внизу), руки (по бокам — справа и слева). Затем ребенку предлагается показать правые и левые части тела: правый глаз, правое ухо, левую щеку, правую руку, левую ногу и т.д. Для обеспечения большей наглядности можно повязать на правую руку ребенка ленту. 2. «Покажи правильно» Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Оборудование: кукла. Содержание: педагог в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.). Дети показывают ту же часть на себе. Детям также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их называют. Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, дети показывают ее на себе. 3. «Что умеют делать ваши руки?» Педагог объясняет: У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название — правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки? Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Содержание: используются следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук: Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите. В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите. Как называема эта рука? (следует показ). Наденьте на правую (левую) руку браслет. Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую. Подбросьте мяч правой рукой. Переложите кубик левой рукой. И т.д. Физминутка. Вдруг закрыли небо тучи. Начал капать дождь колючий. Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть Прыгают на носочках, держа руки на поясе Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. Идут по кругу, поднимая высоко ноги 4. «Найди пару» Цель: различение правой и левой сторон тела. Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т.п. Содержание: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног). 5. «Покажи» Цель: ориентировка в собственном теле на основе дифференциации правых и левых частей тела с использованием пробы Хеда. Содержание: — покажи правой рукой левый глаз -покажи правой рукой левое ухо -покажи правой рукой левую ногу -покажи левой рукой правый глаз — покажи левой рукой правое ухо -покажи левой рукой правую ногу III. Заключительная часть. — что мы делали на занятии? — оценка работы уч-ся.
Ход занятия
Ведущий (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей группе и, возможно, нам удастся увидеть в обычных предметах что-то новое, интересное и, может быть, мы найдем новых друзей.
Актуализация знаний о видах транспорта.
Давайте вспомним, на чем можно путешествовать? Какой вид транспорта вам больше всего нравится? Давайте мы выберем поезд. Из каких частей состоит поезд? (Локомотив и вагоны.) Кто хочет быть локомотивом? А кто лучше всех сможет вести наш поезд?
Игра «Теневое домино».
В. Чтобы построить поезд, каждый должен взять по одной карточке домино и построить цепочку, приставляя цветное изображение предмета к его тени. А теперь, ребята, станьте друг за другом в таком же порядке, в каком лежат ваши карточки. Скажите, кто за кем стоит. Запомните свои места и можете разойтись. Итак, поезд у нас есть. Теперь необходимо выбрать маршрут нашего движения. Что для этого необходимо? (Карта.)
Чтение схемы-плана (повторение графических символов).
В. Используем для этого план игровой комнаты, который мы составили на прошлом занятии. Давайте представим, что мы только вошли в группу. Что находится слева от вас? (Окна.) Каким цветом обозначены окна на нашем плане? (Голубым.) Что находится перед окнами? (Стол.) Какой он формы? (Прямоугольной.) Какого цвета крышка стола? (Белого.) Покажите, где этот стол обозначен на нашем плане. Что справа от вас? (Столы для рисования.) Сколько их? (Три.) Они одинаковые? (Нет, посередине большой, а по бокам — маленькие.) Какой формы большой стол? (Трапеция.) Какого он цвета? (Белого.) Какой формы маленькие столы? (Квадратной.) Какого они цвета? (Желтого.) Покажите, где они расположены на нашем плане. А что расположено посередине нашего плана? (Ковер.) Каким цветом он обозначен? (Красным.)
А что изображено на нашем плане в правом верхнем углу? (Театральный уголок.) Ребята, на плане стрелками обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Откуда начинается наше путешествие? (От двери.) А вы помните, кто за кем стоял? Итак, в путь!
Игра «Поезд» (движение по схеме в заданном направлении).
Дети получают карту в руки и двигаются по стрелкам до первой остановки, указанной на схеме. Поезд останавливается, вагоны произвольно рассыпаются.
В. Ребята, а кто у нас сидит на месте Павлика? (Обезьяна.) Рассмотрите ее. Какая у нее шерстка? (Пушистая, коричневая, гладкая, теплая, мягкая и т.д.) Какие у нее грустные глаза! Я поняла, почему она так печальна: у нее нет дома. Ребята, а мы можем помочь обезьяне? Как? (Построим дом.) Но чтобы строить дом, надо начертить чертеж.
Ориентировка на листе бумаги (словесный диктант).
В. Возьмите листики и расположите их так, чтобы красная полоса была слева от вас. Возьмите ручки, приготовьтесь. От точки проведите линию на 5 клеток вниз, на 5 клеток вправо, на 5 клеток вверх и т.д. (Дети выполняют задание.)
Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! Теперь обезьяна сможет построить себе дом. А наше путешествие продолжается.
Задание на смену направления движения по словесной инструкции.
В. Пройди вперед до ковра, поверни налево. Дойди до угла ковра и поверни направо. Иди вперед до следующего угла ковра и пройди вперед еще 3 шага. (Вторая остановка.)
Ребята, куда мы прибыли? (В театральный уголок.) Кто здесь живет? (Сказочные герои.) Правильно, вот это Чебурашка — сказочный персонаж. Но он тоже невеселый. Дом у него есть, а вот ковра для игр — нет. Мы можем помочь ему? (Да, мы подарим ему ковер.)
Ориентировка на листе бумаги (создание аппликации).
В. Какой формы у нас лист? (Квадратной.) Рома, положи посередине ковра желтый квадрат. Катя, положи сверху посередине овал, снизу — второй овал, и т.д. В углах ковра приклейте треугольники. Сколько надо треугольников? (Четыре.) Какого они цвета? (Синего.) Между овалами приклейте круги. Красиво у нас получилось? Какой пестрый ковер! Чебурашке он понравился, поэтому он споет нам песенку, а мы давайте проследим за ним глазками.
Гимнастика для глаз, снимающая зрительное напряжение (используется звучащая игрушка).
В. Ребята, а куда же исчез наш план? И что это за письмо? (Читают письмо.) Да, это письмо от крота. Он предлагает вам поиграть в прятки. Сам спрятался и оставил только письмо-подсказку. А вы знаете, кто такой крот? Как он выглядит? Где он может прятаться? Давайте поищем.
Игра «Найди игрушку» (предлагается схема игрового уголка или словесные указания). (Дети выполняют задание.)
В. Где прятался крот? Давайте вместе поиграем в прятки. Куда прячется крот? (На стол, под стол, за шкаф, в шкаф и т.д.)
Крот подсказал мне, где наша карта, она под синей коробкой. Принесите ее, пожалуйста. Но это же не карта, это изображения пляшущих человечков. Давайте и мы потанцуем под музыку.
Физкультминутка (дети выполняют упражнения с опорой на зрительные символы).
В. А нам пора в путь! Паровоз, давай сигнал к отправлению! Мы едем к последней остановке.
Игра «Лабиринт».
В. Ребята, звери потеряли своих детенышей в лабиринтах. Что же делать? (Мы их проведем к маме.) Тогда разберите карточки и помогите детенышам. (Дети выполняют задание.)
Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили? Понравилось вам путешествие? Спасибо за внимание!