Театральный уголок в детском саду: назначение, идеи оформления с фото, оснащение игрушками и аксессуарами и детский репертуар для спектаклей


Уголок искусства

Для правильной организации деятельности детей предусмотрено зонирование пространства в групповой комнате. Именно поэтому там можно встретить различные тематические уголки типа «Кухня», «Больница», «Школа» и т. д.

Некоторые воспитатели в детском саду театральный уголок выводят в отдельную структуру. Однако чаще мы видим большие художественные центры, где объединены различные подсистемы. Они могут сочетать в себе кружок рисования, музыки, ручного труда и театра. Таким образом осуществляется экономия места. А главное, соблюдаются базовые принципы театрального уголка.

Требования к творческому центру

Поскольку театральный уголок в группе детского сада является важнейшим элементом художественного и эстетического развития детей, то он должен соответствовать следующим принципам:

  1. Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
  2. Принцип сменяемости материала. Необходимо постоянное обновление репертуара, сценариев, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, их заинтересованности, программного обеспечения, тематики проводимых занятий и пр.
  3. Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
  4. Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
  5. Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

Обустройство художественного центра

Мебель для театрального уголка в детском саду может быть изготовлена самостоятельно из подручных средств, либо быть выполнена на заказ. Основными составляющими элементами театра являются ширма и уголок ряженья. Остальная атрибутика имеет свои отличия в зависимости от возраста детей.

Например, для детей младшего дошкольного возраста используют реквизиты для инсценировки известных детям сказок («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.), а именно: фланелеграф для показа картинок и мини-ширма для настольного театра. Можно использовать незатейливые элементы ряженья типа шарфа, зонта, бус или шляпы.

Для оснащения уголка в средней группе используют всевозможные маски. Это могут быть и животные, и сказочные персонажи, и даже изображения овощей. Из атрибутики используется большая ширма для постановки спектаклей и витрина для костюмов.

Дети старшей группы детского сада могут использовать в постановках декорации, изготовленные своими руками. Это усиливает интерес детей в подготовке представления. Рекомендовано иметь в наличии реквизит для инсценировки 4-5 разноплановых сказок. Благодаря этому у детей будет выбор. Также они могут на основе этих материалов и декораций придумывать свои сказки и постановки, развивая, таким образом, творческое мышление.

Организация уголка театрализованной деятельности в ДОУ

Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона

или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка

. Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр математики;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
  2. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
  3. Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
  4. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для младшей группы

  1. Коврограф (фланелеграф).
  2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  4. Маленькая ширма для настольного театра.
  5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
  7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Для детей от двух до четырех лет

необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.

Тематика наборов определяется образовательной программой.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.

Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
  2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  3. Стойка-вешалка для костюмов.
  4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
  7. Театр математики.
  8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение театрального уголка для старшей группы

  1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  2. Стойка-вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.

Для детей четырех-шести ле

т игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

Празднично-карнавальные игрушки

Для детей до двух лет

необходимы:

  • Для участия в праздничных утренниках и развлечениях:карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и других персонажей).
  • Для праздничного оформления группы и участка — надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера. Материалом для них могут служить бумага, пленка, легкие ткани и нетканые материалы.

Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, снежинки.

Для детей от двух до четырех лет

, кроме карнавальных шапочек, нужны готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).

Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу.

Необходимы также полуфабрикаты для изготовления елочных игрушек-самоделок с применением пленки, бумаги, ткани (для флажков, гирлянд), а также природного материала (скорлупа ореха, шишки, желуди, ветки и прочее).

Детям от четырех до шести лет

могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.

Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.

В содержание работы по театрализованной деятельности входит:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
  • литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», »Вспомни и расскажи».

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ

д/с № 347 «Ладушки»

_______Н.В.Третьякова

Положение о проведении смотра-конкурса

на лучший театральный центр среди групп ДОУ.

1. Цель смотра-конкурса:

создание оптимальных условий для развития творческой активности ребенка в музыкально-театрализованной деятельности.

2. Задачи смотра-конкурса:

2.1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в музыкально-театрализованной деятельности;

2.2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации музыкально-театрализованной деятельности;

2.3. Пополнять атрибутами музыкально-театральный центр.

3. Участники смотра-конкурса:

В конкурсе принимают участие педагоги и родители всех возрастных групп ДОУ.

4. Срок проведения:

4.1. Конкурс проводится с 1.09.2014 по 30.10.2014г.

4.2. Все музыкально-театральные центры подготовить до «30» ОКТЯБРЯ 2014 г.

4.3. Подведение итогов «30» ОКТЯБРЯ 2014Г..

5. Смотр-конкурс оценивает творческая группа в составе:

• заведующего ДОУ Третьяковой Н.В.;

• старший воспитатель Александрова С.Л.; Голоскова З.Б.;

• педагог-психолог Дударева А.Н.;

• музыкальный руководитель Басанцова Г.Н., Чуркина Д.В.

6. Критерии оценки музыкально-театральных уголков:

6.1.Требования к оформлению:

  • Эстетичность
  • Доступность
  • Соответствие возрасту детей и требования программы

6.2. Наполняемость театрального центра:

  • Разнообразие видов театра и соответствие их возрастной группе;
  • Наличие атрибутов и элементов декораций;
  • Наличие и разнообразие костюмов для театрализованной деятельности;
  • Наличие атрибутов, декораций, элементов костюмов и пр., изготовленных в совместной деятельности взрослых и детей;

6.3. Оригинальность идей;

6.4. Наличие картотек («Пальчиковая гимнастика», «Физкуль, «Театрализованные игры и упражнения»);

6.5. Наличие фонотеки диски с записями детских песен, классических произведений, с подборкой фоновой музыки для режимных моментов;

6.6. Методическая копилка (конспекты занятий с элементами театрализации, сюжетно-ролевых игр, спектаклей).

6.7. Наличие разнообразных музыкально-дидактических игр по возрасту детей; разнообразных музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных).

6.8. Умение воспитателя презентовать свой центр.

7. Подведение итогов и награждение победителей

:

7.1. Подведение итогов состоится 30.10.2014г.

7.2. Определяются победители, занявшие 1, 2, 3 место. Победители награждаются дипломами на педагогическом совете.

7.3. Самые активные родители отмечаются дипломами на родительском собрании группы.

Разновидности представлений

Театральный уголок в детском саду подразумевает не только разучивание сценария и постановку представления. Существует множество видов спектаклей, в которых дети будут развивать не только фантазию и творческое мышление, но и мелкую моторику, ассоциации и даже тактильную чувствительность.

В детском саду театральный уголок, как правило, состоит из нескольких блоков. При их формировании нужно учитывать возрастной фактор. Художественный центр может включать в себя такие виды театра:

  • Пальчиковый.
  • Настольный.
  • Театр игрушки: мягкой, вязаной, из конуса и т. д.
  • Кукольный.
  • Театр петрушек.
  • Театр перевоплощения.

Особенно разнообразны представления с использованием кукол. Реквизитом могут быть:

  • Марионетки.
  • Куклы с «живой» рукой.
  • Перчатки-варежки.
  • Люди-куклы.
  • Самоделки на нитке или резинке.
  • Тростевые куклы.

Рекомендуется чередовать различные виды творческой деятельности, чтобы не вызывать пресыщения у детей.

Кукольный театр своими руками

Для создания театра понадобится коробка с бортиками высотой до 10 см. Подойдет коробка от печенья. Обклеиваем коробку цветной бумагой с помощью двухстороннего скотча.

Приступим к созданию занавеса. Ширина занавеса может быть от 3 до 5 см, длинна по размеру коробки. На листе красной бархатной бумаги отмеряем ширину занавеса 2 раза и отрезаем полоску. Затем складываем пополам, рисуем контур портьер и вырезаем. Готовую деталь разрезаем по центральному сгибу. Складки, имитирующие драпировку занавеса, рисуем фломастером. Приклеиваем занавес по краям коробки.

Затем делаем ламбрекен. Отмеряем 2 см по ширине, рисуем контур и вырезаем. Длину ламбрекена меряем по коробке. Вырезаем, рисуем драпировки, приклеиваем поверх занавеса.

С помощью канцелярского ножа с боковой стороны коробки делаем прорезь шириной до 1 см, через него будут меняться декорации.

Фоны для декораций можно распечатать или нарисовать от руки. Размер картинок нужно подобрать под внутренний размер коробки. Если фоны сложены по ходу сказки или пьесы, их смена создаст впечатление настоящего театрального действия.

Для изготовления персонажей понадобятся трубочки для сока, двухсторонний скотч и распечатанные изображения героев. Вырезанные фигурки закрепляем на трубочках. Все готово! Можно начинать представление.

Материал для оформления

Для создания театрального уголка в детском саду своими руками подходят любые подручные средства. Чаще всего используют:

  • пакеты из-под молока и другие тетрапаки;
  • картонные коробки;
  • пластиковые бутылки;
  • киндер-сюрпризы;
  • перчатки, варежки;
  • платки, палантины, косынки, шарфы;
  • шерстяные нитки;
  • папье-маше;
  • лоскуты ненужной ткани;
  • бумагу и картон;
  • одноразовую посуду;
  • жестяные банки;
  • подстаканники;
  • носки и ненужную одежду;
  • поролон и пенопласт;
  • деревянные ложки;
  • соленое тесто;
  • природные материалы и пр.

Приспособить для оформления можно любой предмет. Однако главное — соблюдать меры предосторожности. Та атрибутика, которую ребенок будет постоянно использовать в своей театральной деятельности, должна быть безопасной.

Нетрадиционные виды театра

Кроме привычных материалов для кукольных театров можно использовать и альтернативные виды.

Это могут пластиковые и деревянные ложки. На них рисуют или крепят изображения персонажей. При рисовании по пластику следует использовать акриловую краску. Если приходится рисовать гуашью, ее смешивают с небольшим количеством клея ПВА.

Интересные варианты получаются из баночек от йогурта и пластиковых бутылок. Их обклеивают цветной бумагой, крепят изображения персонажей и добавляют фрагменты декораций. Получаются объемные мини сюжеты. Такие фигуры не требуют дополнительных декораций и развивают воображение детей.

Игра в театр полезное и интересное занятие. Она улучшает память, развивает ораторские способности. Ребенок учится пересказывать текст, выделять главное, не бояться публичных выступлений, а у родителей появляется возможность разглядеть таланты ребенка.

Идеи для украшения

В оформлении театрального уголка в детском саду ключевую роль играет так называемая кукла-зазывалка. Это своего рода талисман и хранитель театра. В качестве этого предмета может выступать любой персонаж из сказки. Он может быть даже вымышленным, главное, чтобы он всегда был на видном месте. Желательно, чтобы этот атрибут театра находился всегда в театральном уголке и занимал центральное положение. Еще лучше, если он будет принимать участие в постановках или выступать в роли зрителя.

Как оформить театральный уголок в детском саду? Этим вопросом задаются все начинающие воспитатели. Первоначально необходимо изготовить ширму, как большую, так и маленькую, для настольного театра. Для этого можно использовать любую легкую ткань. Достаточно повесить ее на палку или багет и закрепить на штативе. Также можно применить деревянную рамку.

Большой популярностью пользуются ширмы-окошки. Они являются универсальными, их можно использовать как для большого, так и для настольного театра. Для их изготовления нужно взять лист плотного картона и вырезать в нем окошко. В отверстии нужно повесить шторку, и ширма готова.

Пример оформления театрального уголка в детском саду на фото ниже показывает, что, имея большую фантазию, можно сотворить красочный и интересный «храм Мельпомены».

Театр теней. Как просто и быстро сделать

Шаг 1. Готовим сцену

Берем коробку средних размеров. Желательно шириной 10-15 см, но подойдет и коробка другой ширины. Понадобится линейка, карандаш, степлер, ножницы. Разъединяем коробку с одной длинной стороны. Должен получиться большой прямоугольник, у которого одна плоскость ровная без сгибов. НА этой стороне отмеряем от края по 5 см. Чертим рамку экрана и вырезаем ее. Скрепляем степлером по углам так, чтобы получилась Г- образная конструкция с вертикальным будущим экраном. Отрезаем лишнее.

Отмеряем бумагу, которая закроет экран с припуском на приклеивание. Верх экрана можно закрепить степлером. Остальные стороны на бумажный клей.

Шаг 2. Создаем персонажей

Понадобится карандаш, картон, ножницы, степлер, соломинки для напитков. Рисуем персонажи и вырезаем их. Кроме героев действия можно сделать солнце и облака, птиц и деревья, дома и замки. При помощи степлера крепим фигурки к соломинке.

Шаг 3. Играем спектакль

Разучиваем сказку, устанавливаем позади экрана настольную лампу, и играем сказку. Не забудьте про звуковые эффекты.

Театрально-музыкальный центр

Довольно часто можно встретить совмещенные уголки. Художественные постановки имеют музыкальное сопровождение. Для этого в театральном уголке предусмотрены различные инструменты и технические приспособления.

В качестве фабричных и самодельных инструментов используют деревянные ложки, трещотки, маракасы, свистульки и прочее. Театрально-музыкальный уголок в детском саду также может содержать в себе шумовые баночки (контейнеры из-под киндер-сюрприза с различными наполнителями), молоточки из пробок, блины из спилов, металлофоны, бубны, колокольчики, гармошки, гитары и пр. Все эти приспособления можно использовать для создания своего звукового сопровождения или воспроизведения существующих композиций. Это развивает чувство ритма у детей и прививает любовь к музыке.

В старших группах детского сада применяют магнитофоны для прослушивания музыкальных произведений, записей звукошумовых эффектов, просмотра видео-фонотеки литературных произведений. Дети в подготовительных группах разыгрывают сценки под готовые звуковые сопровождения, например, под аудиосказки.

Содержание работы по театральной деятельности

Деятельность творческого уголка должна иметь четкую направленность. Поэтому нельзя просто пустить на самотек игры-постановки детей. Необходимо постоянно контролировать процесс театральной деятельности.

С этой целью просматривают кукольные спектакли и проводят беседы по ним, устраивают игры-драматизации, литературные коркурсы «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Разыгрывают сказки и инсценируют постановки по стихотворениям. Также обязательно выполняют упражнения для формирования выразительности исполнения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]