ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)
Транскрипт
1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)
2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: подражательско-исполнительский Вид: групповой Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач. ^ Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца) Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья. ^ Возраст детей: 3,5 4 года. Проблема: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. ^ Участники проекта: дети, педагоги, родители. Цель проекта: Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении. Задачи проекта: 1. Развивать кругозор и эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой. 2. Развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью 3. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за объектами живой
3 природы. Задачи исследовательской деятельности: формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы; формировать умение определять возможные методы решения проблемы совместно со взрослым; формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов. Линии развития личности: познавательно-речевое развитие дошкольников; художественно-эстетическое развитие дошкольников; социально-личностное развитие дошкольников. Ожидаемый результат: формирование у детей знаний о зимующих птицах; совместное осуществление поисковых действий, помогающих понять что необходимо зимующим птицам; развитие стремления малышей к самостоятельности; формирование гуманного отношения к природе; развитие интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
4 ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Экологическое воспитание это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева. «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений: — анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; — называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья; — формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе. Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно: — развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде; — учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; — приобщать детей к театральному искусству; — развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам; — воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; — совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей. Содержание экологического воспитания включает два направления: — экологические знания детей, — отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к
5 миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе. Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей. ^ Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе. 1. Задачи оздоровительной направленности: — учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой 2. Задачи образовательной направленности: — формировать элементарные экологические знания; — развивать экологические представления; — формировать начала экологического мировоззрения; — соучаствовать в решении различных экологических задач; — учить детей совместно находить решения в сложных ситуациях — учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: а) познакомить детей с особенностями жизни птиц; б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена. — познакомить детей с Красной книгой.
6 3. Задачи воспитательной направленности: — продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы; — формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам; — воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, желание помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту. 4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями: — учить детей заботиться о зимующих птицах; — учить делать кормушку для птиц из бросового материала. 5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности: — развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации; — учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу. ^ Предполагаемые итоги реализации проекта: Формировать у детей представления о зимующих птицах. Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года. Вызывать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой. Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи. Обогатить словарный запас детей. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщить к совместной деятельности родителей.
7 ^ Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; корм, собранный в процессе проектной деятельности. ^ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА Образовательная Формы и методы работы область Познание Зан Занятия: «Зимние гости», ««Кто как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы». Экс Экурсия по экологической тропе. Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний». Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходство и различия в питании птиц зимой и летом. Ведение дневника наблюдений прилета птиц К кормушке. Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Детский сад». Коммуникация Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение: снегирь и ворона». Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?»,
8 «Один — много», «Большой маленький», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Сосчитай птиц». Экологическая сценка «Доживём до весны». Чтение художественной литературой Чтение: В.Бианки «Сова», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Скребрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Художественное творчество Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», «изготовление кормушек из бросового материала З «Синичка — птичка-невеличка», «Снегири на ветках», «Вылепи любую птицу», «Снегири на ветках», «Сорока белобока». Физкультура Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Воробушки и машины» ^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?» Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц. «Кто как голос подает?» Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать. Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать.
9 Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей, я умею чирикать. «Сосчитай птиц» Цель: Учить согласовывать количественные прилагательные с существительными. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей. «Большой маленький». Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями. Острый клюв остренький клювик. Тонкие лапки тоненькие лапки. Длинная шея длинненькая шейка. Белая грудь беленькая грудка. Черное крыло черненькое крылышко. Толстая шея толстенькая шейка. Короткий хвост коротенький хвостик. Светлые перья светленькие перышки. «Один много» Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона много ворон, Один воробей много воробьев и т. д. «Угадай по описанию» Цель — Учить составлять описательный рассказ. «Скажи наоборот» Цель: Учить образовывать антонимы. Клюв толстый клюв тонкий, Хвост длинный хвост короткий
10 Пальчиковая гимнастика «Кормушка». Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек. Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель — Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются. Подвижная игра «Совушка» Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.
11 «День наступает все оживает», Ночь наступает все замирает». Физкуль, а теперь мы галки «Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка». Наблюдение за птицами зимой (1-я и 2-я недели ноября). Задачи: — формировать представления о жизни птиц зимой; — воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. ^ Ход наблюдения: Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном,
12 А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Воспитатель задает детям вопросы: — Каких птиц вы видите зимой около своего дома? — Почему они прилетают к жилью человека? — Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? — Почему зимующих птиц надо подкармливать? — Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? — Какой корм они охотнее поедают? — Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? — Есть ли кормушка возле вашего дома? Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички и снегири любят пшено, семечки, крошки хлеба. Наблюдение за синицей (3-я и 4-я недели ноября). Задачи: — продолжать вызывать интерес к пернатым — познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. ^ Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «тень-тень!
13 Как хорош весенний день!» (синица) Синица расписная свистит, не уставая. За окном повешу ей Я кусочек сала, Чтоб теплей и веселей Бедной птахе стало. — Что это за птица? — Как она выглядит и какого она цвета? — Какие изменения происходят в жизни синиц зимой? — Чем питаются синицы? Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь смелее, не робей!»- Приглашает воробей. — Какую пользу синицы приносят? — Когда о день? (в ноябре) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает». — Где зимует синичка? — Как они кричит? — Как человек заботится о ней? Наблюдение за вороной (1-я и 2-я недели декабря). Задачи: — расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
14 — воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. ^ Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький А ходит босиком (ворона) — Кто это, как зовут эту птицу? — В чем особенности ее внешнего вида? — Где она живет? — Чем питается? — Есть ли у нее враги? Приметы: Ворона под крыло нос прячет к морозу. Наблюдение за снегирем (3-я и 4-я недели декабря). Задачи: — формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; — познакомить с характерными особенностями снегиря. ^ Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. — Как выглядит снегирь? — Чем питается? — Где зимует?
15 — Как человек заботится о нем? — почему снегирь прилетел к нам зимовать? Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (снегирь) Есть примета: если снегирь под окном чирикает это к оттепели. Наблюдение за голубями (3-я и 4-я недели января). Задачии: — расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). ^ Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы — Кто часто прилетает к нам на участок? — Откуда ни к нам прилетели? — Где они живут? — кто их кормит? — Что они любят клевать? — Как называется домик, где живут голуби? — Голуби перелетные или зимующие птицы? «Ребята! Охраняйте птиц наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц,
16 подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!» Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила: во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки лучше сделать кормушки; подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени; кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. «Доживем до весны» Действующие лица: Воробей, Синица, Сорока. (Появляется взъерошенный воробей) Воробей: Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки Жить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой!
17 А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка) Синица: Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья) Воробьишка! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел? Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них! Синичка: Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки,
18 И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока) Сорока: Добрый день, синичка! Здравствуй! Воробьишка, как дела? Ой, не терпится похвастать- Я сегодня принесла Сногсшибательную весть: Будет всем нам, что поесть: Рассказала мне подружка Про какие-то кормушки. Дескать, дети есть такие- Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот, Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно) Воробей: Перестань трещать сорока, О еде, о жизни легкой, Да еще о добрых детях. Сказки нет, глупей на свете!
19 Не поверю никогда, Будто где-то ждет еда! Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно) Сорока: Воробьишка, ты не прав! Разузнала я вчера: Эти славные ребята Называются юннаты. Так летим же в детский сад, Ведь кормушки там висят. Их, поверьте, там немало. Есть на них зерно и сало, Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно) Воробей: Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво) Синица: А вот я бы полетела. Что-то кушать захотела Я еще два дня назад. Кто со мною в детский сад? Воробей: Так и быть, я полечу-
20 Я всю зиму есть хочу. (Все улетают). Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню (Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей) Синичка: Ах, какой чудесный пир! Я теперь люблю весь мир! Был жестоким день обычный, Оказалось, не со зла. Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела! Воробей: Да, в саду я убедился: На сороку зря сердился. И теперь уж наяву До весны я доживу! А весной мы дружно вместе Будем петь вам, люди, песни, Защищать от злой беды Огороды и сады. Ведь на сытый-то желудок Нам, пернатым, ерунда И любое время суток,
21 И снега, и холода! (Обращается к синичке) Ты со мной согласна? Синичка: Да! Я, сосед, с тобой согласна! Как на свете жить прекрасно! Литература Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО» О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2013г.» В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий 2008г. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2015г. Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина, «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2016г. Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2013г.