Консультация » Проведение прогулки в детском саду»


Консультация » Проведение прогулки в детском саду»

Прогулка

Организация и проведение прогулки в детском саду.

Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки

– укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки

:

Физическое развитие детей

– прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей –

дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Решение задач нравственного воспитания

– знакомство с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после полдника. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Планирование прогулки.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Содержание деятельности детей на прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста.

Структура прогулки.

  • Наблюдение.
  • Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
  • Труд детей на участке.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение.

Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры ( игры в семью, космонавтов, больницу и т.д.). Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения. (В нашем детском саду по плану 1 раз в неделю физкультурное занятие выносится на улицу).

Трудовая деятельность детей

. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и

времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Индивидуальная работа с детьми

. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Например, для одних организует игры с мячом, метание в цель, для других – упражнения на равновесие, для третьих спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.п. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т.д.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей:

обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

-сформировать навыки в разных видах движений;

-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

ТРЕБОВАНИЯ САНПИН К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

Пожалуй, трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

Санитарными нормами определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;

Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

Причина частой заболеваемости ребенка не может находиться в прямой зависимости от проведения прогулок в детском саду. Напротив, в детском саду реализуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья каждого ребенка.

При организации прогулок в осеннее — зимний период, следует:

1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать: — обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка; — намокание детской одежды, обуви; 2. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода: — травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках; — травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели; — падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя (обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания); — травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.; — травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя; — травмы при скольжении по ледяной дорожке; — при организации труда дошкольников; — травмы, ушибы во время игр со спортивными элементами; — травмы, ушибы во время игр на мокрой и скользкой площадке; — травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком; — травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
Не допускать:
— заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки. — крыши всех построек очищать от снега, сосулек — посыпать песком. Каждый воспитатель и все замещающие его педагоги должны учить детей узнавать опасные ситуации на иллюстрациях, разъяснять детям. Согласовать со старшей медицинской сестрой, заведующей возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха. Воспитатель должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям. Дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители;

Требования безопасности во время прогулки

1. Не допускается организация прогулки, труда на одном игровом участке одновременно 2 групп воспитанников, присутствие родителей на вечерней прогулке 2. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца, не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.
Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:
1. Обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках; 2. Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки; 3. Не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату; 4. Следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки; 5. При усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада;
Требования безопасности в ситуациях во время прогулки:
1. Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей. 2. При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо: — обеспечить безопасность детей; — убедиться в отсутствии опасной ситуации; — сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном случае; — сообщить в службу спасения по телефону, если этого требует ситуация.
Требования безопасности по окончании прогулки
1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя). 2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка. 3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье. 4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом. 5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время

Виды прогулок в детском саду

1. По месту проведения:

• на территории участка детского сада;

• за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).

2. По содержанию:

• традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т.д.), подвижные и тихие игры и т.д.;

• тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;

• целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);

• экскурсия (как правило, музейная): 1 раз в месяц, начиная со средней группы;

• поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками

Беседа – консультация «Прогулки на свежем воздухе»

Беседа – консультация «Прогулки на свежем воздухе»

Консультация для родителей «На прогулку в парк идем»

Автор:

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание материала:
Беседа и экскурсия посвящена проблеме сохранения окружающей среды, воспитанию чувства экологической ответственности. Данный материал будет полезен классным руководителям, преподавателям биологии, педагогам дополнительного образования, родителям, воспитателям. Прогулка в зеленой зоне благоприятно действует на организм, повышает эмоциональный настрой.
Цель:
формирование представления о пользе прогулок на свежем воздухе.
Задачи:
— вызвать желание у детей и взрослых совершать прогулки на свежем воздухе; — расширять кругозор родителей и детей.

Воспитатель:

Как приятно погулять летом на свежем воздухе. Насладиться красотой природы, благоуханием цветов. А вдвойне приятней, выйти и прогуляться всей группой, со своими друзьями и их родителями. Я очень рада, что вы уважаемые родители нашли время и решили с нами совершить прогулку. Но вот куда мы все пойдем, нам скажут наши дети, отгадав загадку. В городе деревьев мало, И гулять стремятся все, Уходя на два квартала, От проспектов и шоссе. Тут прохладно средь аллей, И зеленых тополей. (Сквер, парк)
Дети
отвечают.
Воспитатель:
Конечно, же, мы идем в наш прекрасный и чудесный парк. Надеюсь, что от нашей прогулки у всех вас останутся только хорошие воспоминания, и все вы получите массу положительных эмоций.
Родители и дети
отвечают – рассуждают.
Воспитатель:
В парк мы пойдем пешком, так что нам придется переходить дорогу. Предлагаю нашим ребятам вспомнить
«Правила поведения на дороге».Ответы
детей. — Переходить дорогу, нужно по переходному переходу. — переходя дорогу, нужно, сначала посмотреть налево, а на разделительной полосе, посмотреть направо. — Переходить дорогу можно на зеленый свет. — Нельзя перебегать дорогу перед идущей машиной. — Если есть подземный переход, то нужно переходить по нему. — Нельзя играть рядом с проезжей частью.

Воспитатель:

А как вы думаете, почему я выбрала для нашей прогулки именно наш парк?
Ответы.Воспитатель:
Конечно, потому, то там много красивых цветов, деревьев, огромная зеленая лужайка, пруд с чистой водой, ну и конечно, же там свежий воздух, который так необходим всем нам. Ребята и уважаемые родители, я надеюсь, вы все помните, правила поведения в общественном месте, и правила поведения на природе.
Ответы.
— Ходить надо по тропинкам и дорожкам. — Не шуми. — Не рви цветы. — Не лови бабочек. — Не разрушай муравейник. — Не рви паутину. — Не сбивай несъедобные грибы. — Не разжигай костер. — Не оставляй после себя мусор.

Воспитатель:

Уважаемые родители! Вы знаете, что прогулки очень важны для ваших детей. На улице нужно проводить, как можно больше времени, а особенно в летний период, да еще и в хорошем месте. Гулять нужно и днем, и вечером, и зимой, и летом. Одеваться нужно по сезону.
Воспитатель:
Ну что готовы, к путешествию, отправляемся. Вот мы и пришли с вами в наш шикарный парк. Оглядитесь по сторонам. Красота!!! Вдохните поглубже воздух. Вы почувствовали, как пахнет в парке? Это благоухают цветы на клумбе. А какие цветы вы видите?
Ответы.Воспитатель:
Вы знаете, ведь красивые цветы, красивые клумбы улучшают и поднимают нам настроение. Так давайте и мы с вами порадуем цветы. Мы с вами в детском саду, а многие из вас дома подготовили стихи о цветах. Но я хочу, чтобы стихи вы прочитали только о тех цветах, которые вы видите в парке.
Ребенок:
В нежный бархат все цветы, Солнышком одеты, Капли утренней росы, Словно самоцветы, На листочках их горят, Радужно сверкая, Изумрудный свой наряд, Долго не теряя. Сильный очень аромат, Бархатцы имеют, И на клумбах их наряд. До зимы алеет.

Ребенок:

С детства настурция, помнится мне, Не на балкончике, не на окне, Только лишь солнышко в небе встаёт, Снова настурция в грядке цветёт. Солнышко медленно по небу ходит, Глаз с него цветик мой алый не сводит.

Ребенок:

Что за странные цветки, Под названьем Ноготки? Так похожи на ромашки – Все в оранжевых рубашках, Целый день они смеются. Все Календулой зовутся.

Ребенок:

Осени поздней прощальный костёр В гроздьях рябин догорает, А георгины в саду до сих пор Пламенем ярким пылают.

Ребенок:

Анютины глазки — Цветочек из сказки, В них — вера, надежда, любовь. Анютины глазки — Трехцветные краски, Проснувшись, Вас радуют вновь

Ребенок:

Белая ромашка, Лепестки — вразлёт, Мчусь с тобой в ладони, Словно вертолёт. Лепестки – пропеллер, Я чуть-чуть лечу. Я ромашку маме, Подарить хочу!
Воспитатель:
Стихов много о цветах знаете, вот загадки отгадывать вы умеете? Загадки тоже о цветах, которые растут в парке. — Красивые цветочки Расцвели в саду, Запестрели красками, А осень на носу.(астры) — Золотой и молодой, За неделю стал седой, А денечка через два, Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший …(одуванчик) — Посмотрите — у ограды, Расцвела царица сада. Не тюльпан и не мимоза, А в шипах красотка …(роза) — Белая корзинка – Золотое донце, В ней лежит росинка, И сверкает солнце.(ромашка)
Воспитатель:
А давайте родителей послушаем. Уверена, они тоже знают лекарственные цветы и где их применить. Наверное, многие из них применяют настойки из цветов в домашнем хозяйстве, может расскажут какие – нибудь интересные рецепты.
Рассказы родителей.

Родительница:
Календула – ее применяют при ушибах, ожогах, фурункулах.

Родительница:

Мать- и – мачеха – применяют при ангине, дыхательных путей. Цветы липы добавляют в чай, отхаркивающее и бактерицидное средство.

Родительница:

Подорожник – прикладывают к ранам, оказывает противовоспалительное, ранозаживляющее действие. Ромашка – антисептическое, потогонное, обезбаливающее действие. Отваром ромашки промывают волосы.

Воспитатель:

Вы все молодцы, Потрудились от души. Предлагаю поиграть, И цветы мне назвать. Будем играть в игру, называем цветок, следующий игрок, называет цветок, на последнюю букву. Играют и взрослые, и дети.Например: астра, следующий игрок – называет на «А» астильба и т.д.
Игра: «Назови цветы».Воспитатель:
А сейчас играют детишки. Девочки называют цветы женского рода, например, она моя – роза, а мальчики мужского – например, он мой – василек.
Игру начинаем
и цветы вспоминаем.
Воспитатель:
Хорошо погуляли, в игры поиграли, надеюсь, воздухом вдоволь надышались. Ведь свежий воздух продлевают нам жизнь.

Воспитатель:

Всем огромное спасибо, что погуляли. Надеюсь, вам понравилась прогулка. Почаще гуляйте на воздухе, наслаждайтесь красотой.

Материал размещен на сайте: https://ped-kopilka.ru/users/efimova3.

Организация прогулок в ДОУ по ФГОС ДО

Педагогическая консультация для воспитателей

Организация прогулки в детском саду по ФГОС ДО: основные требования

Прогулка — это обязательный элемент режима дня в детском саду. Задачи прогулки — дать возможность каждому ребенку разрядиться, снять напряжение после статистических, сосредоточенных занятий и создать жизнерадостное настроение

Содержательная деятельность на свежем воздухе является любимым времяпровождением дошкольников, поэтому методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС имеет первостепенное значение. Содержание прогулочной активности определяется согласно программе по ознакомлению детей с окружающим миром в рамках календарного планирования с учетом:

1. Погодных условий (в холодное время года целесообразно начинать прогулку с подвижных игр или выполнения трудовых поручений, помогающих поддерживать оптимальную температуру тела, в дождливые дни — с малоподвижных видов деятельности, позволяющих находиться под крышей (игры, рассказы, наблюдения), в жаркие дни — с экспериментированием с водой).

2. Предыдущих видов деятельности (если прогулке предшествовала активная интеллектуальная работа, целесообразно предоставить дошкольникам возможность удовлетворения возрастной потребности в движении и выплеснуть эмоции во время подвижных игр, если же перед выходом на улицу дети были вовлечены в физическую или музыкальную активность, можно сразу приступить к наблюдениям, выполнению проектов, развивающим спокойным играм).

Залогом полезной и увлекательной прогулки, соответствующей требованиям ФГОС ДО и позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи, является использование и последовательная смена следующих структурных компонентов прогулки:

Обязательные структурные элементы прогулки Описание и рекомендации
Наблюдение Заранее планируемая практика наблюдения за явлениями, предметами, объектами, которая может проводиться с коллективом или отдельными группами детей, является важным элементом прогулочной деятельности. Активному всестороннему развитию дошкольников способствует наблюдение за:

· объектами живой природы — растениями и птицами на участке, животными — во время прогулок за пределами ОУ;

· природными явлениями — движением облаков в разное время года, дождем, выпадением и таянием снега;

· трудом взрослых — дворника, водителя, строителя и т.д.

В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму:

1. Установление факта (облака движутся по небу).

2. Формирование связей между частями объекта.

3. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений (облака движутся друг за другом, большие облака движутся медленнее, чем маленькие).

4. Проведение сопоставлений (облака движутся при наличии ветра).

5. Подведение итогов (осенью облака двигаются стремительно, а летом — медленно).

С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений:

1. Кратковременные, призванные сформировать первичные представления о предметах и объектах (как выглядит воробей, какие звуки издает).

2. Долгосрочные, способствующие расширению имеющихся знаний (сезонные изменения лиственных деревьев, стадии роста цветка, процесс изменения снега в течение зимних месяцев).

При организации наблюдений обязательным условием является учет возрастного фактора. С младшими дошкольниками, для которых характерна значительная рассеянность внимания, наблюдения проводят в течение 7-10 минут, с воспитанниками старшей и подготовительных групп — 15-25. Созерцание окружающей природы осуществляется ежедневно, с обязательной сменой объектов наблюдения и длительности данного вида активности для поддержания высокой заинтересованности малышей.

Двигательная активность (спортивные и подвижные игры) С целью сохранения и укрепления детского здоровья, профилактики интеллектуального напряжения и формирования моральных качеств при организации прогулки в детском саду согласно ФГОС значительное место отводят игровой активности, а именно:

· подвижным играм, связанным с бегом, прыжками, метанием предметом, обходом препятствий, удержанием равновесия;

· народным играм;

· играм с элементами спортивной активности (эстафеты, городки, ведение мяча по правилам баскетбола);

· играм с водой;

· малоподвижным играм с интеллектуальной составляющей (угадывание предмета по описанию, поиск общих характеристик).

При организации игровой деятельности на прогулке воспитателю важно принимать во внимание погодные условия, возрастной фактор и время пребывания на свежем воздухе. Длительность проведения подвижных игр:

· на утренней прогулке составляет 6-10 минут для воспитанников младшей группы, 10-15 — средней и 20-25 — старшей и подготовительной;

· на вечерней прогулке — 10-15 минут для младших дошкольников, 12-15 минут — для деток постарше.

Чтобы обеспечить максимальную активность воспитанников, содержание двигательной активности подбирают с учетом возрастных умений:

· с детьми младшей группы рекомендуется проводить игры с текстовым сопровождением, предусматривающие повторение однотипных действий;

· средняя группа — ролевые игры с предварительной подготовкой;

· старшая и подготовительная группа — спортивные соревнования, эстафеты, сюжетно-развлекательные игры.

Кластер двигательной активности заканчивается постепенным снижением уровня активности через виды малоподвижные забавы. Актуальные методические рекомендации предусматривают необходимость разучивания 3-4 новых игр с воспитанниками ежемесячно с их последующим повторением.

Индивидуальная работа по различным направлениям развития С целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного возрастного развития во время прогулки воспитатель проводит непродолжительные индивидуальные занятия познавательной, логопедической, физической, социально-личностной направленности. Индивидуальная работа с воспитанниками отражается в индивидуальном плане, она может включать беседы, игры с различными предметами, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для развития ловкости, внимательности, равновесия.

Материалы и оборудование, необходимые для ведения индивидуальной педагогической работы, воспитатель готовит заблаговременно.

Трудовая деятельность Планирование трудовой деятельности дошкольников во время пребывания на свежем воздухе — важная составляющая методики проведения прогулки в ДОУ по ФГОС. При условии, что трудовые поручения являются посильными, увлекательными и разнообразными, данный вид деятельности помогает сплотить детский коллектив, развить значимые навыки — целеустремленность, готовность к взаимопомощи, ответственность, инициативность.

Трудовая деятельность во время прогулки может организовываться через:

· выполнение индивидуальных трудовых поручений — данная форма работы требует времени, но подходит для малышей всех возрастных групп;

· работу в группах;

· коллективный труд.

С учетом возраста трудовая активность в группах детского сада реализуется следующим образом:

1. Воспитанникам младшей группы педагог дает простые поручения, включающие 1-2 действия (принести один цветок и листик для гербария). Дети работают в непосредственной близости, но отношения взаимозависимости при этом отсутствуют. Групповая деятельность полностью контролируется воспитателем.

2. Детей средней группы воспитатель предварительно делит на подгруппы, проговаривая задачи и особенности их исполнения для каждой, после чего систематически контролирует качество работы каждого «трудового отряда».

3. Перед детьми старшего дошкольного возраста ставится задача, после чего воспитатель инициирует коллективное обсуждение порядка действий, помогает в распределении ролей, пока дети самостоятельно реализуют поставленную трудовую задачу с незначительной помощью со стороны педагога.

Самостоятельная активность Самостоятельная прогулочная деятельность детей организуется под контролем воспитателя при полном обеспечении безопасности. Данный элемент прогулки способствует формированию инициативности, коммуникативных навыков, использованию различных видов пособий с учетом их назначения.

Следует отметить, что порядок реализации структурных элементов прогулки, длительность которых (за исключением самостоятельно активности дошкольников) не должна превышать 7-15 минут, может варьироваться воспитателем с учетом погодных условий, распорядка дня, самочувствия и настроения детей и других факторов. Во время ведения прогулочной деятельности ответственному педагогу важно уделять особое внимание малоинициативным детям, имеющим сниженную потребность в физической активности, воспитанникам с ОВЗ, чтобы предупредить длительное нахождение на свежем воздухе без движений, несущее высокие риски для здоровья.

Необходимость переосмысления устоявшихся традиций дошкольного образования, продиктованная изменениями социального характера, обуславливает целесообразность проведения различных видов прогулок в детском саду по ФГОС ДОУ. Помимо прогулочной активности, организуемой с использованием устоявшихся структурных компонентов, активному всестороннему развитию воспитанников способствует проведение:

1. Прогулка-событие

2. Развлекательная прогулка с персонажем

3. Спортивная прогулка

4. Прогулка — трудовая акция

5. Прогулка — поход

Виды прогулок с детьми, которые педагоги смогут провести летом

Особенности Рекомендации, как организовать
Развлекательные прогулки с персонажем
Цели прогулок-развлечений

Эмоционально и психологически разгрузить детей, создать позитивный эмоциональный фон, удовлетворить потребности в двигательной активности.

Содержание

Такие прогулки могут быть разнообразными

и вариативными, зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.

Результат

Прогулки с персонажем мотивируют детей

к определенному виду деятельности, помогают заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду

Заранее запланируйте прогулку с персонажем и детально продумайте ее сценарий.

 Ориентируйтесь на сценарий досуга на свежем воздухе, так как сценарий этого вида прогулки похож с ним.

 Проводите игру с персонажем несколько раз,

если детям она понравилась. При этом часть воспитанников может заниматься самостоятельной игровой деятельностью.

 В младших группах используйте игрушки-персонажи: резиновые, бибабо и другие по своему выбору. Используйте новые для детей игрушки, чтобы вызвать у них дополнительный интерес.

 В младших группах сами исполняйте роль персонажа, разговаривайте за него, чтобы вовлечь детей в совместную игровую деятельность.

 В группе старшего дошкольного возраста роль персонажа лучше отдать педагогу другой группы, родителю или старшему дошкольнику из другой группы

Прогулки-события
Цели прогулки-события

Способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развивать их любознательность.

Содержание

Прогулка посвящается определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности. Например, День защиты детей. Можно посвятить эту прогулку событию в детском саду. Например, привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочнице.

Результат

Прогулка-событие обогащает знания воспитанников, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку. Помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить знания детей, выяснить характер восприятия определенной темы

Проводите прогулку-событие с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

 Анонсируйте прогулку – повесьте в раздевалке объявление или афишу для детей о предстоящем событии.

 Заранее продумайте условия проведения прогулки.

 Используйте разнообразный выносной материал, чтобы поддержать интерес детей к прогулке.

 Пройдите сами маршрут движения детей и определите, в каком месте удобно будет остановиться для наблюдения, где можно поиграть с воспитанниками в подвижную игру и т. д.

 Включите в прогулку-событие: организационный момент – на сплочение детского коллектива, беседу о предстоящем событии; знакомство с темой прогулки – ввод в событие; подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др.; самостоятельную творческую деятельность детей.

 Количество таких прогулок планируйте с учетом особенностей детского коллектива, общественных событий и интересных дат, но не часто

Спортивные прогулки
Цель спортивных прогулок

Укрепляют здоровье дошкольников, способствуют профилактике утомления, физическому и умственному развитию, помогают оптимизировать двигательную активность детей.

Содержание

Спортивные прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения. Они предоставляют воспитанникам свободу выбора, позволяют учитывать их интересы, желания.

Спортивные прогулки включают разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики. Акцент в них нужно делать на формирование у детей физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни. При этом спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется также включать в нее задания познавательного характера и спортивной направленности.

Сценарий спортивной прогулки составляет воспитатель по физической культуре вместе с воспитателем группы. На спортивной прогулке воспитанники играют вместе

с воспитателем или воспитателем по физической культуре. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на прогулке может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались.

Это воспитатель определяет перед выходом на прогулку с учетом метеоусловий.

Результат

При правильной организации спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, повышают уровень физической подготовленности дошкольников

Проводите спортивные прогулки не реже одного-двух раз в месяц.

 Заранее планируйте сценарий спортивной прогулки.

 Включайте в сценарий прогулки: организационный момент или вводную беседу; подвижные, спортивные игры; спортивные упражнения; самостоятельную деятельность детей; индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников; подведение итогов прогулки, творческое задание.

 Отводите не менее половины времени всей прогулки для спортивных игр.

 Чередуйте в ходе прогулки задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.

 Соблюдайте в ходе прогулки баланс между двигательными видами деятельности и заданиями познавательной и спортивной направленности. Например, это могут быть дидактические игры, игры на внимание, на воображение, литературные задания

(загадки, считалки, стихи).

 Учитывайте опыт пользования детьми предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д.

 Знакомьте детей с различными видами спорта, спортсменами в ходе прогулки.

 Организуйте с детьми целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), чтобы понаблюдать, как занимаются спортсмены или школьники (если нет запрета на выход за территорию детского сада из-за карантинных мер).

 Организуйте с детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке разнообразные подвижные игры сюжетного характера, которые включают основные движения.

 Соорудите условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.

 Проводите с детьми старшего дошкольного возраста беседы о истории развития спорта, спортивных играх древности и современных спортивных играх, Олимпиаде.

 Организуйте тематические сюжетно-ролевые игры, в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.

 Постепенно, начиная со старшей группы, вводите в сценарий прогулки адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, волейбол, теннис и т. п.

Прогулки – трудовые акции
Цели прогулок – трудовых акций

Цель и задачи таких прогулок определяются воспитателем в соответствии с приобретенными навыками и трудовыми умениями воспитанников, а также их физическими возможностями.

Содержание

Прогулки – трудовые акции – это ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Особенность таких прогулок – преобладание трудовых поручений и разных по организации форм труда на улице в соответствии с погодными условиями, не снижая общей двигательной активности детей. Несколько видов трудовых поручений, которые сменяют друг друга последовательно в ходе прогулки

и при этом логично связаны между собой, позволяют избежать утомления детей.

Результат

Дошкольники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. Дети начинают

понимать, что труд на природе – это не игра или развлечение, а серьезное занятие.

Воспитатель воспитывает у них желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев и пр.). Дети учатся трудиться коллективно

Проводите прогулки – трудовые акции регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц. Значительное количество времени нужно отводить все-таки занятиям трудовой деятельностью.

 Организуйте такие прогулки на территории детского сада с учетом сезона.

 Включайте в прогулку наблюдения, например, за сезонными изменениями в природе, ростом и развитием растений, прилетом и кочеванием птиц, трудом человека в природе, и совместную с детьми трудовую деятельность.

 Обязательно оценивайте проделанную работу в конце прогулки.

 Планируйте трудовые поручения на каждого ребенка с учетом в ходе прогулки его возможностей и индивидуальных особенностей. Нагрузка должна быть посильной.

 Чередуйте несколько видов трудовых поручений, последовательно меняйте их в ходе прогулки, выдерживая логическую связь между ними.

 Включайте в прогулку сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встречу с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника.

 Привлекайте младших дошкольников на прогулке

к выполнению простейших поручений: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

 Воспитанникам средней группы давайте самостоятельные поручения. Например, они могут рыхлить землю, ухаживать за растениями, вместе с вами выращивать на участке овощи и цветы: очищать почву от камней и палок, поливать грядки, клумбы, собирать овощи.

 Старшим дошкольникам поручайте рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать и подвязывать растения, собирать урожай.

 Учите дошкольников правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

 Следите, чтобы максимальное время, отведенное на трудовые действия, для старших дошкольников не превышало 30–40 минут.

 Организуйте трудовую деятельность детей на прогулке утром или вечером, а не в жаркие часы дня.

 Следите, чтобы материалы, инструменты для детского труда на прогулке соответствовали гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.

 Не давайте детям для работы то, что может создать травмоопасную ситуацию или неблагоприятно повлиять на их здоровье и физическое развитие

Прогулки-походы
Цели прогулки-похода

Поход – один из видов прогулки, в ходе которой педагоги решают оздоровительные задачи, совершенствуют двигательные навыки и физические качества детей.

Содержание

Это особый вид прогулки, которая отличается от традиционной формой, содержанием и необычной организацией. Педагоги организуют с детьми прогулки-походы в лес, парк, сквер, а также в зеленую зону на территории детского сада. Прогулки-походы требуют серьезной подготовки самого воспитателя и детей.

Результат

В ходе прогулки-похода дети удовлетворяют свои познавательные потребности, учатся любить природу и видеть ее красоту. Подобные прогулки вносят разнообразие в привычную жизнь дошкольников

Проводите прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети достаточно самостоятельные, между ними складываются дружеские отношения.

 Заранее подготовьте детей к прогулке-походу.

 Планируйте такие прогулки не более двух-трех в течение учебного года.

 Сначала организуйте прогулку-поход на территории детского сада.

 Проводите прогулку-поход за пределы территории детского сада, когда дети будут к этому готовы и не будет никаких ограничений.

 Организуйте с детьми предварительную работу перед прогулкой-походом. Включите в нее беседу, игры-эстафеты, чтение художественной литературы и просмотр видеоматериалов туристической направленности.

 Познакомьте воспитанников с необходимыми для похода атрибутами: палаткой, рюкзаком, котелком, спальным мешком и т. п.

 Начинайте прогулку-поход с организационного момента: соберите всех детей, проведите перекличку и инструктаж, даже если прогулка планируется на территории детского сада.

 Организуйте короткие остановки для отдыха, наблюдений за интересными объектами

во время движения группы до привала.

 Включите в прогулку-поход сюрпризный момент: неожиданную встречу или интересное задание для дошкольников.

 Выберите удобное место для конечного пункта прогулки-похода – привала, где можно поставить палатку, развести костер, организовать игры.

 Проводите во время привала и отдыха игры, которые будут стимулировать познавательную

и интеллектуальную активность детей, подвижные и спортивные игры.

 Предоставляйте воспитанникам возможность проявить самостоятельность и на себе почувствовать все трудности в организации быта во время похода, например попросите их помочь установить палатку.

 Вовлеките детей в уборку территории по окончании привала.

 Организуйте на обратном пути короткие остановки для отдыха и наблюдений

Далее с педагогами проводится практическая работа по разработке мини-конспектов следующих видов прогулок: Прогулка-событие; Развлекательная прогулка с персонажем; Спортивная прогулка; Прогулка — трудовая акция; Прогулка – поход. Практическая работа проходит по технологии «Мировое кафе».

В условиях важности сохранения высокого познавательного интереса у поколения детей, растущих в стремительно меняющемся мире, воспитатель в праве активно экспериментировать с формами прогулочной деятельности, сохраняя обязательные структурные компоненты прогулки — организованную активность дошкольников под руководством педагога, взаимодействие малышей без вмешательства (но под контролем) взрослого, самозанятость ребенка. Не менее важный момент — сохранить оптимальное соотношение между игровой и остальными видами деятельности, ввиду того, что первая как основной способ знакомства малышей с миром должна оставаться приоритетной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]