↑ Виды деятельности
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная
и
коллективная
.
По характеру: репродуктивная
(повторяющая уже достигнутое) и
продуктивная
— творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная
.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд
.
↑ Общение как вид деятельности
Общение
— вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация
— общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Структура общения:
Субъекты
— те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель
— это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание
— это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства
— это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение
— это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты
: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели
(то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание
(информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения
(способы передачи, переработки и расшифровки информации):
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
Функции
общения:
- коммуникативная
(осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); - познавательная
(олучение новой информации); - социализации
(формирование навыков взаимодействия в обществе); - психологическая
(эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное — общение посредством речи. | Межличностное — общение между двумя людьми. |
Косвенное — общение через других людей. | Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое — общение между тремя и более людьми. |
↑ Игра как вид деятельности
Игра
— это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.
Характерные черты игры:
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
- В процессе игры используются определенные предметы
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Теория игры в истории
Игру как специфическую форму взаимодействия человека с окружающим миром начали изучать еще в античности. Игра посвящена их научным трудам, как таких философов, как Платон, Аристотель, Гераклит.
Греческие философы рассматривали игру не только с социальной, но и с политической и культурной точки зрения. Они определили его образовательную, эстетическую и этическую ценность.
Платон считал игру одним из полезных занятий. Размышляя об игре в своем проекте идеального государства, Платон приходит к выводу, что игра — это человеческое существо, пусть и не автономное, подчиненное существо, игра — достойное занятие для человека. «Человек, — пишет Платон в «Законах», — является своего рода придуманной игрушкой Бога, и в сущности это стало его лучшей целью…». Человек должен жить, играя ‘…’. Что это за игра? Жертвоприношения, песни, танцы, чтобы завоевать расположение богов игрой и жить в соответствии с качествами своей природы, ибо люди в основном младенцы и мало причастны к истине».
Аристотель считал игру важнейшим элементом воспитания детей, полагая, что именно через игру ребенок познает мир и совершенствует свои навыки в свободной форме. Аристотель не связывал игру со всеми формами человеческой деятельности, как это делал Платон, а рассматривал ее как развлечение.
Аристотель отмечал, что словесные игры развивают интеллект.
Римский философ Квинтилиан также отмечал пользу игр для обучения. В своем трактате «Воспитание оратора» он рассказал о пользе игр в обучении чтению.
Так, выдающиеся философы древности (Платон, Аристотель, Квинтилиан и другие) определяли игру как средство эстетического, интеллектуального и физического воспитания ребенка. Поэтому в древности игра использовалась как метод обучения.
Средние века характеризовались негативным отношением к игре, что сделало почти невозможным для человеческой мысли сосредоточиться на изучении этой деятельности. Именно в средние века в Западной Европе возникла так называемая драматизация игр как средство изучения латыни и как средство образования. Уже в 13 веке в некоторых аббатствах школьники участвовали в театральных представлениях: они разыгрывали мистерии на латыни.
Ренессанс ознаменовался возвращением пьесы. Школы начинают активно использовать пьесу в качестве метода обучения.
В XVI и XVII веках идеи эпохи Возрождения об эффективности игрового метода в обучении продолжали жить. В середине XVI века французский философ-гуманист Мишель Монтень опубликовал свое сочинение «Эссе». Монтень признает важность игры в воспитании детей, утверждая, что игра и физические упражнения необходимы перед любым методом обучения и должны играть важную роль в воспитании и образовании ребенка. «В детстве мне внушали отвращение к уродливым трюкам и уловкам, используемым в играх (и действительно, следует отметить, что для детей игры — это не игрушки, а самые серьезные вещи)».
Английский философ Джон Локк развил теорию игр дальше. Образовательные идеи английского Просвещения сыграли важную роль в развитии педагогики в XVIII и XIX веках. Он теоретически обосновал организацию развития ребенка в своем труде «Мысли о воспитании» (1693). Взгляды Локка на игру были развиты Ф. Фребелем, который считал, что, наблюдая за игрой ребенка, можно узнать о его характере и наклонностях.
В последней трети 19 века интерес к игровой деятельности возрос, появились первые научные теории. Игра рассматривается как средство развития навыков и способностей, необходимых для психофизического и личностного развития. Именно через игру ребенок знакомится с обществом. Таким образом, игра рассматривается как способ развития способности к обучению.
↑ Труд как вид деятельности
Труд
— это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации,
например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация —
уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
Что такое игра для детей?
Игра для ребёнка – это не просто развлечение или способ провести свободное время, это – необходимое условие психического и физического развития ребёнка. Игра выполняет несколько функций. Обучение и развитие. … Таким образом, игры способствуют познавательному и физическому развитию ребёнка.
Интересные материалы:
Когда день рождения Шопена? Когда день рождения у Андрея Петрова? Когда день рождения у Ангела Хранителя? Когда день рождения у Димы Дмитренко? Когда день рождения у Юджина? Когда день рождения у Ким Сокджина? Когда день рождения у мэйби бэйби? Когда день рождения у парня Алены Венум? Когда день Светланы в феврале? Когда диспансеризация 2022?
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность
связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная
деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность
связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность
представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная)
деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность
.
Прогностическая деятельность
— это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство
— это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство —
производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный
(осознанная постановка целей и их достижение),
продуктивный
(создание полезного продукта),
орудийный
(создание орудий труда),
преобразующий
(изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и
общественный
(взаимодействие с людьми)
характер деятельности
.
Понятия игра и педагогическая игра
Необходимо проводить различие между понятиями игры и образовательной игры. Образовательные игры имеют специфическую особенность: у них есть определенная цель обучения и соответствующий результат. Образовательные игры имеют образовательную и познавательную направленность.
В соответствии с характером педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- образование, обучение, контроль и обобщение;
- когнитивные, образовательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные и творческие игры;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
В соответствии с характером игровых режимов:
- Предметно-ориентированные;
- Действия;
- Ролевые;
- Оперативный;
- Имитационные игры;
- Игры-драматизации;
- Игры дифференцированы по темам во всех школьных предметах.
Образовательные игры имеют четкую цель. Педагогические цели очень разнообразны. Определены следующие целевые ориентации:
- Дидактика: расширение восприятия, познавательной активности; применение знаний в практической деятельности; развитие определенных навыков и умений, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных навыков и умений; развитие готовности к работе.
- Воспитание: воспитание самостоятельности, воли, выработка определенных установок, взглядов, моральных, эстетических и поведенческих форм; сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникабельность;
- Развитие: внимания, памяти, речи, мышления, сравнения, контраста, умения находить аналогии, воображения, фантазии, креативности, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
- Социализация: изучение норм и ценностей общества; адаптация к условиям окружающей среды; борьба со стрессом, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
- Игровая деятельность, основанная на базовых потребностях человека. Независимо от возраста человек нуждается в самовыражении, самоактуализации и самореализации. В игре человек стремится выразить эти качества.
Игра относится к одной из форм психогенного поведения, т.е. действия человека в игре определяются его внутренним душевным состоянием, внутренними потребностями и способностями.
Игра также выполняет функцию социализации, благодаря которой ребенок приобретает социальные установки, принципы, стереотипы и ценности, принятые в обществе.
Как образовательный метод, игра может применяться для всех возрастов, но она имеет свои специфические особенности. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Поэтому занятия в дошкольных учреждениях чаще всего строятся на основе игровой педагогики.
Именно в дошкольном возрасте развивается способность к обучению. Игра — самый эффективный метод. К трем годам ребенок начинает понимать и выражать свои чувства. Ребенок начинает интегрироваться в социальную среду.
При обучении детей младшего школьного возраста учитываются возрастные особенности. Дети легко вовлекаются в любую деятельность и умеют работать в группах.
Подростковый возраст характеризуется потребностью в самовыражении, создании собственного мира и живым воображением.
В средней школе акцент делается на самовыражении перед обществом. Игровые стили больше сосредоточены на высказывании, отстаивании собственной точки зрения.