Стили педагогического общения воспитателей ДОУпрезентация на тему


Прямое и косвенное воздействие

В работе с детьми используются следующие виды педагогического воздействия:

  • Прямое педагогическое воздействие, обращенное непосредственно на воспитанников, касающееся их поведения и взаимоотношений в группе. В него входят следующие методы влияния: указания, объяснения, поощрения, наказания и так далее.
  • Косвенное педагогическое воздействие, осуществляемое через третьих лиц. При нем воспитатель напрямую не выдает указаний, но создает определенные условия, способствующие выбору детьми желаемой для них формы деятельности.

Для работы с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, наиболее эффективным является косвенное педагогическое воздействие, так как прямое воздействие зачастую просто не воспринимается адекватно в силу возраста воспитанников. В то же время общение при помощи игры, чтения сказок и художественной литературы, образы искусства намного быстрее и эффективнее достигает своей цели.

На развитие воспитанников огромное влияние имеют особенности педагогического общения воспитателя. Если ему удастся создать необходимую атмосферу, завоевать любовь и доверие воспитанников, обучение и воспитание будет проходить значительно эффективнее, мягче и деликатней, чем при использовании авторитарных, подавляющих характер и личность ребенка методов.

Столь же большое значение имеет и культура педагогического общения воспитателя. Если воспитатель может справиться с детьми исключительно при помощи авторитарных методов воздействия, включая крик и наказания, ему крайне необходимо задуматься о причинах происходящего и оценить собственные способности и возможности как педагога. Возможно, выбранные им методы воздействия – это путь наименьшего сопротивления или просто самый простой способ общения, подавляющий личности детей, а не воспитывающий их. Пересмотрев свои действия, такой воспитатель сможет найти новые, более рациональные и современные психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Особенности и основные проблемы профессионального общения

Общение — одна из распространенных категорий, описанных в философской, социологической, психологической и педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен коммуникации с разных позиций, значения, вкладываемые в понятие «коммуникация», могут быть различными.

Даже в современной психологии существуют различные взгляды на природу процесса общения. Ряд ученых/психологов (К. Осгурд и другие) рассматривают общение как межиндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). В принципе, под коммуникацией здесь понимается процесс передачи и получения информации.

Согласно другому подходу (М. Аргайл, Т. Шибутани и др.), коммуникация сводится к пониманию, обмену информацией и взаимодействию, т.е. интеракции. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что к понятию «коммуникация» не полностью подходят только категории «общение» и «взаимодействие».

Процесс общения сопровождает всю нашу жизнь, в повседневных ситуациях человек активно вступает в общение по тому или иному поводу. Однако ситуации общения можно условно разделить на информационные и целенаправленные. В первом, в соответствии с названием, основным мотивом общения является обмен информацией. К этому типу взаимодействия относятся, например, такие ситуации, как разговоры в гостях, среди друзей или родственников, то есть такие случаи, когда человек может получать удовольствие от общения.

В отличие от первого варианта, целенаправленное общение обычно направлено на достижение результата, решение проблемы. Чаще всего целенаправленное общение связано с выполнением профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное общение всегда ориентировано на достижение цели. Цели, в свою очередь, определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Именно достижение или недостижение целей оценивает степень профессионализма работника, его эффективность, качество выполнения служебных обязанностей.

Исходя из этого, профессиональное общение понимается как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, предполагающими ответственность за их реализацию, между работником и лицом, вовлеченным в его профессиональные интересы.

В свою очередь, прямой контакт подразумевает непосредственное общение между его участниками (обычно вербальное общение).

А опосредованное взаимодействие называется косвенным контактом (это общение посредством письменной речи, использования средств коммуникации и т.д.).

В профессиональной коммуникации мы также можем различать межличностные и массовые контакты. Межличностное общение является более распространенным, так как предполагает прямой контакт между двумя или более людьми. Массовая коммуникация — это серия прямых контактов между неизвестными и неизвестными представителями определенной сферы профессиональной деятельности.

Профессиональное общение многофункционально по своему содержанию и назначению. В психологическом плане выделяют следующие характеристики профессионального общения:

коммуникативный: целью является обмен информацией между его носителями;

интерактивный: цель — взаимодействие участников профессионального контакта;

перцептивный: речь идет о восприятии профессиональной информации.

Профессиональное общение возможно между людьми, обладающими общим уровнем знаний. В процессе профессионального общения специалист приобретает узкоспециализированные знания, усваивает нормы и ценности, сложившиеся в профессии, перенимает опыт других.

Условия развития речи

Развитию речи у маленького ребенка способствуют следующие условия:

  1. постоянное дружеское общение с ребенком, и как результат — его уверенность во взрослом и желание поговорить с ним.
  2. удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
  3. языковая культура всех взрослых, окружающих ребенка! Помните, что дети в этом возрасте сразу же понимают все, что вы говорите и делаете.
  4. обеспечить детей достаточным количеством учебных материалов; книг, картинок, игрушек и т.д. Помните: главное не в красоте украшения (хотя это и важно), а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.
  5. проводить специальные игры и упражнения для развития языка.

Необходимым условием всестороннего развития ребенка является его общение со взрослым. Проблема общения ребенка со взрослыми является предметом исследований многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, Т.А. Маркова, Л.А. Пеневская, Р.И. Жуковская и др.

Взрослые являются хранителями опыта, знаний, умений, культуры, накопленных человечеством. Этот опыт может быть передан только с помощью языка. Язык является «основным средством общения человека». Маленькие дети, которые изучают родной язык, овладевают важнейшей формой лингвистического общения — устной речью. Постепенно развивается лингвистическое общение в его полной форме — понимание речи и активная речь. Говорение — это очень сложная умственная деятельность, которая делится на несколько типов и форм. Речь — это особая функция человека, которая может быть определена как процесс общения через язык. Язык, который формируется у детей в процессе их развития, проходит несколько этапов развития и становится использованной системой средств коммуникации и посредничества различных психических процессов.

Образовательная ценность коммуникации заключается не только в том, что она расширяет общее мировоззрение человека и способствует развитию психических формирований, необходимых ему для успешного осуществления деятельности профессионального характера. Воспитательная ценность коммуникации также заключается в том, что она является предпосылкой формирования у человека общего интеллекта и, прежде всего, многих его перцептивных, мнемонических и мыслительных качеств.

Отношения ребенка со взрослым миром, ведущие на протяжении всей подростковой стадии в силу сложности и различных зависимостей психической сферы, могут выступать фактором реальной полноценной адаптации ребенка в его отношениях с окружающим миром, повышать его активность, самостоятельность в межличностных контактах с другими людьми, а также могут быть источником психологической травмы личности, снижать ее активность в субъектно-субъектных отношениях.

В процессе обучения и социального воспитания ребенка, независимо от той или иной дидактической или личностно-развивающей цели, всегда существует система взаимного влияния между взрослым и ребенком, основанная на определенном уровне взаимного восприятия и построения отношений, где важную роль играет стиль педагогического общения.

Индивидуальная специфика преподавателя, его уникальность определяют стилевые особенности деятельности, связанные с конкретными способами ее осуществления. Каждый учитель стремится максимально использовать свои индивидуальные качества, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те качества, которые препятствуют этому успеху.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]