Игры, направленные на формирование культуры речевого общения


Добрые слова

Цель игры «Добрые слова» – расширение представления о положительных качествах людей. Дети учатся видеть доброе в близких. Количество участников неограниченное, для игры нужен мяч.

Игроки становятся в круг. Педагог предлагает им вспомнить, какие добрые эпитеты используются при обращении к близким людям: родителям, родственникам, друзьям. Дети называют: «хороший», «заботливый», «красивый», «милый», «дружелюбный», «веселый», «нежный» и прочие слова. Тогда педагог просит участников посмотреть на соседа по игровому кругу, подумать, какими положительными качествами он обладает.

Каждый игрок берет мяч, называет доброе качество соседа. Затем передает эстафету стоящему рядом участнику. Игроки младшего возраста называют только сами эпитеты. Дети средней группы должны также объяснять свой ответ. Например, «Саша щедрый, потому что разрешает играть со своими игрушками».

Дидактические игры на вежливостькартотека по развитию речи (младшая группа) по теме

Дидактические игры на вежливость.

«Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Материал: кукла.

Ход игры

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!

Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»

Цель: создать условия в умении называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные — и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все — и дети, и взрослые.

«Девочка заболела».

Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному.

Материал: кукла, кровать, телефон, кукла-врач.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям прислушаться, ведь кто-то плачет.

Воспитатель. Возможно, кто-то из вас? Нет, это кукла Настенька плачет. Как вы думаете почему? (Воспитатель касается рукой лица куклы.)

Настенька заболела. Что нужно делать? Так, отнести нашу куклу в кроватку. Как помочь кукле? Кого необходимо вызвать? (Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.)

«Появляется кукла-доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай».

Воспитатель. Дети, какое настроение у куклы? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».

Цель: создать условия для закрепления умений у детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».

Цель: создать условия для формирования у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что — нет.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, — хлопаете в ладоши, если нельзя — топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Кто где живет».

Цель: создать условия для умения у детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

Ход игры

Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Абакане, на улице Кирова, в доме № 20, квартира № 25».

Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: создать условия для умения у детей называть слова ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама — мамочка, папа — папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: создать условия для умения детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».

Цель: создать условия для умения детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость — это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: создавать условия для умения у детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: создавать условия для умения у детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: создавать условия для умения у детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я — мальчик, ты – девочка».

Цель: создавать условия для умения у детей различать свой пол; развивать мышление, внимание.

Ход игры

Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я — мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я — девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.

«Я опишу, а ты отгадай!».

Цель: создавать условия для умения у детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель предлагает угадать: кого он описывает — мальчика или девочку. Например: «Этот ребенок одет в великолепную розовое платье, на голове у нее завязаны хвостики!» Или: «У этого ребенка короткие волосы, одет в шорты, футболку!» и т.д.

«Почему у меня такая одежда».

Цель: создавать условия у детей для умения определять свой пол по одежде; развивать мышление, речь, внимание.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать, почему у них такая одежда. Дети по очереди рассказывают: «У меня штаны и рубашка, потому что я-мальчик!» Или: «У меня юбка с украшениями и хорошая кофточка, потому что я — девочка» и т.д.

«Я умею уступать».

Цель: создавать условия для уважительного отношения к друг другу, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.

«Профессии».

Цель: создавать условия для умения узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать — отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны».

Цель: создавать условия для формирования у детей знаний о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры

На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

«Приветствие-прощание».

Цель: создавать условия для формирования представлений у детей о том, когда люди здороваются, прощаются; развивать память, внимательность.

Материал: игрушечные мишка и зайка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «научить» лесных зверюшек здороваться и прощаться, а также объяснить им, когда именно прощаются, а когда — здороваются. Например: когда человек приходит в гости, он говорит: «Добрый день» и т.д. Если дети затрудняются назвать, когда необходимо здороваться, прощаться, то воспитатель предлагает проиграть похожие ситуации.

«Лишний предмет».

Цель: создавать условия для детей в умении определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Сердечное дерево

Для игры нужно подготовить изображение волшебного дерева, а также вырезать листья в форме сердечек. Педагог объясняет воспитанникам, что ураган сорвал листву с волшебного дерева добра. Нужно вернуть листья на ветки. Но сделать это может только тот, кто знает добрые и вежливые слова.

Каждый игрок берет сердечко. Педагог задает вопрос. Ответив правильно, ребенок может прицепить сердечко к ветке дерева. Если игрок затрудняется с ответом, или если отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику.

Вот примеры вопросов:

  • что нужно говорить при встрече;
  • как успокоить плачущего друга;
  • каким словом отблагодарить за помощь;
  • что нужно сказать, если нечаянно ударил локтем человека;
  • что следует сказать при прощании;
  • как пригласить старушку сесть на свободное место в автобусе;
  • что нужно сказать, когда друг поделится с тобой конфетой.

Развлечение для детей старшего возраста «Добрые слова»

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Добрые слова»

Старшая группа

Цель:

воспитывать доброе отношение к себе, окружающим людям.

Задачи:

Побуждать детей к активному участию в обсуждении поставленной проблемы (объяснять, рассуждать);

Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас на праздник доброты и вежливости. Ну а прежде чем начать наш праздник, предлагаю поиграть в игру.

«Раз, два, три, четыре, пять — Вместе мы пойдём гулять, Ручки к солнцу потянулись, Мы друг другу улыбнулись. Быстро за руки возьмёмся, И в кружочек соберёмся. Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта.

— Посмотрите, у нас образовался круг доброты и внимания друг к другу. И я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму.

Приглашаю вас сесть поудобнее на свои места, и пусть вам будет тепло, хорошо и удобно.

«Придумано кем-то просто и мудро — При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро — солнцу и птицам! Доброе утро — улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!»

— А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»? (ответы детей) Знаете, а добро бывает разное. Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши друзья. Как вы думаете, что это за добро? (ответы детей) Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы детей)

— Действительно о таких людях говорят: это «добрый человек». А добрые дела добрых людей называются добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас сделал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы детей)

Ведущий.

Дети. Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях?

Дети.

Петрушка.

Ведущий

. А почему Петрушка молчит?

Пришёл, не поздоровался с нами, ничего не говорит. Что же с ним случилось?

Ведущий.

Сейчас я попробую у него узнать. Знаете, что мне рассказал Петрушка? Оказывается, он сегодня играл с ребятами из другого детского сада и поссорился с ними.

Ведущий.

Петрушка, что же произошло между вами?

Петрушка.

Сначала мне захотелось поиграть в красную машинку, и я отобрал её у мальчика. Потом мне надоело, и я сломал машинку. Затем я стал дёргать девочек за косички, а мальчиков за уши. Рассердились ребята и прогнали меня.

Ведущий

. Как вы думаете, дети, почему? Ответы.

Да, Петрушка, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым.

Как ты поступишь, Петрушка, если тебе надо поиграть игрушкой товарища?

Петрушка.

Я её отберу.

Ведущий.

А, что вы будете делать, ребята?

Дети.

Мы скажем «пожалуйста».

Ведущий

. А когда тебя угощают конфетой, что ты скажешь?

Петрушка.

Ничего.

Ведущий

. А вы, ребята? Ответы детей.

Ведущий

. Я предлагаю поиграть вам в игру:

«Не ошибись, пожалуйста».

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово” — пожалуйста. Будьте внимательны! -Встаньте, пожалуйста! -Будьте добры, похлопайте в ладоши! -Поднимите руки! — Потопайте, пожалуйста. -Попрыгайте, пожалуйста. -Руки вперед. Садитесь, пожалуйста.

Ведущий

. Молодцы, ребята. Я, думаю, и Петрушке было полезно поиграть.

Я предлагаю игру

для старших детей на внимание. Скажите, как можно поздороваться или поприветствовать друзей и знакомых? Ответы детей.

Глазами и головой (дети здороваются глазами так, как придумывают в этот момент, можно предложить подмигивание, кивок головой и др.) — Руками (дети здороваются, как могут и как им позволяет фантазия) — Ртом (сказать: «Здравствуй!», «Привет!», «Здорово!») Ведущий.

А теперь немного изменим правила. Вы по сигналу начинаете двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом: • Один хлопок – здороваемся за руку; • Два хлопка – здороваемся плечиками; • Три хлопка – здороваемся спинками.

Ведущий.

Молодцы. И снова игра:

«Закончи предложение».

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте). За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи). Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день). Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста). Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет). Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер). Если девочка больна, хрипло кашляет она И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова). Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо). И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

Ведущий.

Петрушка, а сказки ты любишь? Сказка нам добро несет, тот, кто знает – тот поймет! Оказывается в сказках тоже живёт добро. И мы в этом сейчас убедимся. Помогайте мне все хором.

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор …(Айболит) Он в Африке живет. И ужасным голосом песни поет. Он просто злодей Это……(Бармалей) Деревянный мальчуган Он шумит как барабан, Любимец взрослых и детей, Всяких выдумщик затей, Длинный нос покажет ловко, Вместо носа не морковка! Кто же это? (Буратино) Человек немолодой Очень с длинной бородой! Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас) Я в ступе летаю – деток похищаю В избе на куриной Ноге проживаю, Нос крючком, глаза торчком Кто же я? (Баба-Яга) Все ждут его зимой, Он и добрый, он не злой, Бородой до глаз зарос. Краснощекий …(Дед Мороз) В сказке серым уродился, Все боятся – как огня! Все зверушки разбежались В домик спрятались от меня! Грозно вдруг зубами щелк.. Злой, ужасный, серый….(Волк) Этих маленьких детей Волк обидел — съел, злодей! Лишь один в живых остался, Волку в зубы не попался. Маме все он рассказал, братьев всех он показал Кто серые они? Если знаешь, назови! ( Козлята) Жил он в птичнике, боялся, Что над ним индюк смеялся, Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

Ведущий.

Добрыми бывают не только слова, но и дела.

Игра: «Выбери картинки с изображением добрых дел».

Ведущий.

А Петрушка вам поможет.

Ведущий.

Мы сегодня повторили так много добрых и ласковых слов и сейчас проверим, запомнил ли их Петрушка.

Игра: «Музыкальный стул»

Дети движутся под музыку по кругу, в середине которого стоит стул. Музыка останавливается и ребёнок, который стоит около стула, называет доброе слово.

Ведущий.

Молодцы, ребята и Петрушка всё-таки научился вежливости.

Петрушка.

Таким теперь я буду всегда. Спасибо, вам, ребята. Побегу к ребятам в другой детский сад, извинюсь перед ними за то, что их обидел. До свидания, ребята!

Ведущий

. В заключение нашего праздника предлагаю потанцевать под весёлую музыку: «Что такое доброта?»

Оцени поступок

Для игры нужно подготовить картинки, изображающие добрые и плохие поступки. Педагог рассказывает, что злая чародейка заколдовала тропинки в лесу. Дети пошли за грибами и ягодами, но заблудились. Чтобы расколдовать лесные тропинки, нужно правильно разделить картинки.

Игроки внимательно рассматривают изображения, рассказывают, что видят, оценивают нарисованные сюжеты. Затем разделяют картинки на 2 группы: в правую сторону кладут положительные сюжеты, в левую – отрицательные.

Заверши предложение

Ведущий произносит начало предложения, а игроки по очереди должны его завершить:

  • Митя воспитанный и вежливый, при встрече он всегда говорит… здравствуйте;
  • когда друг простудился, чихает, нужно сказать ему… будь здоров;
  • мама отругала Ваню за баловство, а он ответил ей… извини;
  • когда люди встречаются вечером, они говорят друг другу… добрый вечер;
  • родители вручили Маше подарок на день рождения, а она ответила… спасибо;
  • прощаясь, люди говорят друг другу… до свидания;
  • мама, укладывая Олю спать, говорит ей… спокойной ночи;
  • Артем вежливо попросил у друга книгу, друг согласился и сказал… пожалуйста.

Игра с элементами решения проектных задач «Вежливые слова и поступки» для младших школьников

Игра с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Вежливые слова и поступки»
Цель: Формирование навыков культурного поведения у воспитанников. Задачи: — продолжить знакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов; — развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор воспитанников; — воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям. Планируемые УУД:познавательные
: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы; •
коммуникативные
: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им; •
регулятивные
: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; •
личностные
: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для работы в группах, пазлы, пословицы, бумага, ножницы, клей. Ход занятия – Начиная занятие, улыбнемся друг другу. Улыбнёмся и гостям — поделимся с окружающими своим хорошим настроением. — Давайте поприветствуем всех. (Ребята хором говорят: «Здравствуйте») — Видите, как хорошо всем, когда звучит наше приветствие. — Ребята, а как еще можно поприветствовать людей? (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!) А кто сможет поздороваться на английском или немецком языке? А теперь давайте поздороваемся на вашем родном ненецком языке! Кто догадался. О чем мы будем говорить? Какая тема нашего занятия? Я предлагаю вам посмотреть видео. Какая же тема нашего занятия? Давайте определим цель нашей работы, для этого давайте обратим внимание на слайд: (слайд) 1. вспомнить — вежливые слова; 2. научиться – правильно использовать вежливые слова в различных ситуациях; 3. зачем знать? (зачем нам нужно знать вежливые слова?) чтобы быть вежливым, добрым, культурным человеком. Ребята, что обозначает слово «вежливость»? «Вежливость» — это качество вежливого человека, умение вести себя в обществе. В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый человек – это воспитанный человек, соблюдающий правила приличия». А как вы думайте, почему нужно быть вежливым? Как долго нужно быть вежливым: день, месяц, год? Почему? • Давайте попробуем вспомнить вежливые слова. У меня есть «цветик-семицветик», вам нужно выбрать лепесток и назвать вежливые слова 1. Слова приветствия
: добрый день, добрый вечер, доброе утро, здравствуйте. 2.
Слова прощания
: до встречи, до свидания, прощайте. 3.
Слова извинения
: простите, извините, мне очень жаль, жаль. 4.
Слова благодарности
: спасибо, очень признателен, благодарю. 5.
Слова просьбы
: не могли бы Вы мне помочь, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит. 6.
Слова пожелания
: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Молодцы! • Ребята, не только слова должны быть у нас вежливыми, надо чтобы и поступки наши были разумными, чтобы никогда не приходилось за них краснеть, стыдиться. Давайте погорим о поступках с позиции вежливого человека: 1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки? (Мальчику не следовало кричать, а спокойно спросить: «Который час?». После ответа сказать «спасибо», забыл сказать «пожалуйста». 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст одного мальчика 8 лет, а другому 11 лет. (Дорогу уступит тот, кто вежливее). 3. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Она подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна ….» Что бы вы посоветовали Лене? Как вы думайте, с каким человеком приятно общаться? (с вежливым) Почему? (когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться) Поэтому нам и нужны вежливые слова! • Физкультминутка — Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «вежливое слово». Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки, пожалуйста! Опустите руки, пожалуйста! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Будьте любезны, садитесь на свои места. Молодцы! Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отражали в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Давайте проверим, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки о доброте и вежливости. • Для этого вам нужно поработать в группах. Пословицы: 1. От вежливых слов язык не отсохнет! 2. На добрый привет — добрый ответ. 3. Жизнь дана на добрые дела.

Советы по выполнению задания (слайд) 1. Выберите капитана команды, вручите ему медаль командира. 2. Посмотрите план работы в группах. 3. Распределите между собой обязанности. 4. Начинайте выполнять работу, отмечайте выполненное задание + На работу вам дается 7 минут. 5. Защита работы. План работы


План защиты работы


• Оцените работу вашей команды: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе?2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?3. Вам нравится результат работы группы?
• Оцените выступление других групп. Отдайте свой голос (цветную полоску), той группе, чье выступление на ваш взгляд наиболее удалась. Молодцы!
Подведение итогов В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Для чего нужно знать вежливые слова? Зачем нам нужно быть вежливым? Рефлексия Ребята, у вас на столах лежат смайлики «грустный» и «веселый». Покажите, пожалуйста, какое настроение у вас осталось после занятия. Занятие наше окончено, всем спасибо за внимание!
Презентация на тему: Вежливые слова и поступки

Рекомендуем посмотреть:

Главные черты воспитанного и вежливого человека Сказка для изучения темы «Этикетные слова» Внеклассное занятие для 2-3 класса. Внешний вид Беседы для младших школьников на формирование культуры речевого общения

Похожие статьи:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета

Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 — 2 класс

Этические беседы с младшими школьниками

Беседы с детьми начальной школы об этикете

Как правильно здороваться

Эта игра для дошкольников развивает концентрацию внимания, может использоваться как физкультурное занятие.

Педагог объясняет детям, что здороваться можно 3-мя способами: головой, руками и ртом. Играющие рассматривают каждый вариант. Каждый игрок предлагает свой вариант приветствия. Головой – это кивок, моргание, подмигивание. Руками – это пожатие, хлопки ладонями, соединение кулаков. Ртом – это произнесение слов «здравствуй», «добрый день», «привет».

Далее дети начинают двигаться по игровой площадке, а педагог дает определенные сигналы. Когда он хлопает в ладоши один раз, каждый ребенок должен поздороваться с оказавшимся рядом игроком за руку. Когда воспитатель хлопает 2 раза, дети здороваются головой. Когда хлопает 3 раза, игроки произносят приветственные слова.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Анастасия Дорошенко

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Тема: Вежливые слова.

Цель: Совершенствовать умение правильно употреблять в речи вежливые слова.

Задачи:Учить детей правильно выражать просьбу, благодарить.

Совершенствовать умение правильно здороваться, прощаться.

Развивать концентрацию внимания на объектах (иллюстрации)

и на ответах сверстников.

Воспитывать умение вежливо общаться, взаимодействовать со сверстниками в игре.

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрации.

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Организация коммуникации

Вводный этап (2-3 минуты)

Подзываю к себе 6 детей, каждого называя по имени.

-Садитесь за столы.

-Ребята, вы знаете что такое вежливые слова?

-Угу, тоесть это те слова, которые мы используем, когда общаемся. Эти слова полезные, добрые, а вежливыми их назвали, потому что без них жить нельзя.

-Какие вежливые слова вы знаете?

-Замечательно, вы так много знаете вежливых слов. Дети подходят.

-Дети садятся за столы.

-Да. Это добрые слова и др. ответы детей.

-Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините и др ответы детей. «Слава, подойди ко мне пожалуйста, Влада, подойди ко мне…»

Показываю рукой на столы.

Киваю головой.

Основной этап (12-15 минут)

-Сейчас мы с вами
поиграем, и проверим, насколько хорошо вы умеете использовать эти слова.
-Я буду показывать вам карточки, вы должны будете назвать, что изображено на карточке.

Показываю первую карточку.

-Что изображено?

-Верно, они здороваются. Что они говорят друг другу?

-Покажите мне, как вы умеете здороваться.

-Замечательно. Ребята, а что мы еще можем сказать друг другу, когда поздоровались?

-Верно. Попробуйте.

-Как у вас здорово получилось. Давайте дальше играть.

Показываю следующую карточку.

-Что изображено?

-Угу. А как он попросил? Что он сказал девочке?

-А что ответила девочка?

-Как мальчик отблагодарил?

-У вас на столах игрушки, попросите вежливо игрушки друг у друга.

-Какие вы вежливые ребята. Давайте дальше играть.

Показываю следующую карточку.

-Что изображено?

-Как вы думаете, что мальчик говорит собачке?

-А что собачка в ответ ему скажет?

-Угостите друг друга.

-Здорово у вас получается. Осталась последняя карточка, что изображено?

-Что они сказали друг другу?

-Что еще могут сказать?

-Покажите как вы прощаетесь друг с другом.

-Ребята, вы молодцы, вы так хорошо умеете пользоваться вежливыми словами.

Дети обращают внимание на карточку, рассматривают.

-Мальчики здороваются, пожимают друг другу руки.

-Здравствуйте, добрый день.

Дети здороваются друг с другом, мальчики пожимают друг другу руки.

-Спросить как дела, пожелать хорошего дня.

Дети спрашивают как дела друг у друга, желают друг другу хорошего дня.

Дети рассматривают карточку.

-Мальчик попросил у девочки мишутку поиграть.

-Можешь дать пожалуйста поиграть медвежонка, я поиграю и верну тебе.

-Возьми пожалуйста, поиграй.

-Сказал спасибо.

Дети вежливо просят друг у друга игрушки, по очереди.

Дети обращают внимание на карточку.

-Мальчик угощает собачку арбузом.

-Я хочу тебя угостить арбузом, угощайся пожалуйста.

-Спасибо.

Дети вежливо угощают друг друга фруктами, благодарят друг друга.

-Люди прощаются.

-До свидания.

-Всего доброго, всего хорошего, помахать рукой.

Наклоняюсь, показываю, чтобы всем было видно.

«Поздоровайтесь друг с другом, скажите друг другу здравствуйте, а мальчики могут еще и пожать друг другу руки»

«Спросите друг у друга как дела, пожелайте хорошего дня»

(«Влада спроси у Славы, как у него дела, Слава ответь Владе как твои дела, и в ответ спроси тоже, (Паша пожелай Вове хорошего дня, Вова поблагодари Пашу и в ответ пожелай тоже)

«Паша, вежливо попроси машинку у Вовы, а Вова попроси у Паши самолет»

«Поблагодарите друг друга за игрушки, Паша скажи спасибо Вове за машинку»

«Влада возьми яблочко со стола, угости Славу»

«Слава поблагодари за яблочко, угости Владу виноградом»

«Паша попрощайся с Вовой, пожелай ему всего доброго, Вова а ты попрощайся в ответ»

Заключительный этап (1 минута)

-Что мы сегодня делали?

-Что нам помогало в этом?

-Какие вежливые слова вы сегодня говорили друг другу?

-Молодцы, ребята, сейчас вы пойдете на физкультуру, а когда придете, можете другим ребятам рассказать о вежливых словах, которые вы знаете. -Играли в вежливые слова, приветствовали друг друга, прощались, угощали, просили игрушки друг у друга.

-Помогали вежливые слова.

-Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, угощайтесь, всего доброго, хорошего дня.

Добрые слова

При словесной игре «Добрые слова» ведущий произносит прилагательные с отрицательным значением, а дети должны заменить их положительными словами. Для примера:

  • сердитый – радостный;
  • грустный – веселый;
  • шумный – тихий;
  • трусливый – смелый;
  • грубый – нежный;
  • болтливый – молчаливый;
  • зловредный – дружелюбный;
  • жадный – щедрый;
  • лживый – правдивый;
  • агрессивный – добродушный;
  • ленивый – трудолюбивый.

Ищем добрые слова

Игра предназначена для старшей и подготовительной групп. Для нее нужно подготовить разделенные на несколько частей карточки. В одной из ячеек изображен взрослый определенной профессии или общественного статуса: родитель, незнакомый человек, сосед, врач, продавец, учитель, кондуктор. Также для игры необходимы отдельные карточки со словами, размером соответствующие ячейкам. На них должны быть написаны слова и фразы, применяемые при обращении ребенка к взрослому: «здравствуйте», «простите», «будьте добры», «скажите, пожалуйста» и прочие.

Ведущий зачитывает фразу, а дети размышляют, при обращении к какому взрослому ее можно применить. Когда определятся с выбором, кладут карточку на правильную ячейку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]