Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников
(Из опыта работы)
Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять их в работе.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.
Наш детский сад второй год реализует примерную парциальную образовательную программу ДО «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Для детей приобщение к экономике – это подготовка к жизни, социальной адаптации в обществе. Формируя у детей правильное представление о финансовом мире, и воспитывая бережливость и деловитость, мы помогаем ему стать самостоятельным и успешным человеком.
Чтобы научить наших воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. Хочу поделиться с вами опытом работы в этом направлении.
Для успешной организации образовательной деятельности мы изучили современные технологии экономического воспитания. Провели педсовет в форме деловой игры «Финансовый ринг», на котором обсудили, в каких видах деятельности мы можем их использовать.
Каждый педагог, представил одну из технологий, используя игровой подход. Например: Технология «Образовательная ситуация». Знакомим детей с профессиями, в которых встречается финансовая грамотность. Для этого используем схему «познавательной гусеницы».
Для знакомства детей с понятием «Реклама», можно использовать технологию «Ситуационная задача».
Например: молочный завод расширил производство молочной продукции. Детям предлагаем прорекламировать новые сорта молочных товаров, т. е сделать рекламу и презентовать её с помощью технологий: «Мастерская» (дети изготавливают рекламу) и «Мини-постановка» (показывают).
Для работы с родителями эффективной технологией являются технологии «Беседа-обсуждение», «Проблемная ситуация».
Например: для родителей предлагается ситуация «Если на каждую просьбу, что-то купить ребёнок реагирует раздраженно то….». Предлагаются варианты ответов. Задача воспитателя донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.
С помощью «Социо-игровой» технологии, через сюжетные ,подвижные сюжетно- ролевые игры знакомим детей с понятиями — аукцион, бартерный обмен, покупка, продажа .
Сегодня я хочу вас научить, как использовать социо-игровую технологию экономического воспитания. Рассмотрим, как можно раскрыть сущность понятия – бартер, используя игру «Бартерный обмен».
Первый вариант игры.
Определить фокус группу для первого варианта игры. Предлагаю педагогам бочонки с мёдом и вареньем.
Объясняю правила игры и раскрываю ситуацию.
На «ярмарке» стоят торговцы и купцы, которые хотят выгодно обменять свой товар.
Первый торговец продаёт мёд, чтобы купить домой варенье. Второй торговал вареньем, чтобы получить деньги и купить мёд. Помогите продавцам решить возникшую проблему.
(Поменяться бочонками.)
Второй вариант игры (с усложнением)
Объясняю правила игры и раскрываю ситуацию.
У меня День рождения я хотела бы для гостей приготовить гуся, но у меня нет денег. Что делать? Но, у меня есть сапоги, которые мне малы. Пойду на «базар», и обменяю сапоги на гуся.
Определяю фокус группу с помощью карточек «товаров» для обмена. (Сапоги, гусь, топор, рубашка, пила). Предлагаю использовать игровой подход.
Я пришла на «базар» и принесла сапоги обменять на гуся. Прохожу по всему «базару», смотрю то, что есть. Люди меняют следующий товар: топор, рубашку, пилу, гуся.
Вижу, стоит Людмила, она меняет топор на гуся. Я к ней подхожу и прошу её никому не отдавать гуся, т.к. я вернусь и заберу его. (Таким образом, учим детей договариваться.)
Я иду дальше по «базару», стоит Ольга. Она принесла пилу и хочет её поменять на сапоги. Меняю сапоги на пилу.
Я иду с пилой встречаю Елену, которая пришла с рубашкой, и меняет её на пилу.
Я обменяла пилу на рубашку. Далее встретила Валентину, которая меняет топор на рубашку.
Я беру топор, возвращаюсь с ним к Людмиле и обмениваю его на гуся.
В результате четырёх обменов я получила то, что хотела, причём, товар был получен без денег.
Таким образом, мы с педагогами определили, что все формы технологий носят интегративный характер и позволяют развивать разные виды деятельности.
В результате работы включения экономического воспитания в образовательную деятельность, в детском саду пополнилась развивающая предметно пространственная среда.
— Поделись опытом работы в журналах «Дошкольник» и «Воспитатель детского сада».
— Пополняем «Методическую копилку» по экономическому воспитанию.
— На сайте ДОУ разместили полезные ссылки для родителей.
— Разработали кейс дидактических игр по экономическому воспитанию.
Данная система работы положительно воздействует на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.