Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе план-конспект занятия (старшая группа)


Музыкальные занятия в ДОУ

1. Содержание и структура музыкальных занятий.

Основная форма образовательной деятельности с детьми – музыкальные занятия, в ходе осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым необходимо как можно раньше создать максимально-благоприятные условия для их развития. Музыкальные занятия направлены на развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих, интеллектуальных и умственных способностей. Программа по музыкальному воспитанию решает следующие задачи:

ü формирование навыков восприятия произведений музыкального искусства,

ü стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности,

ü развитие воображения и музыкальной памяти.

Вышеперечисленные задачи решаются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития.

Опора в практической реализации поставленных целей и задач на ребёнка, его непосредственную реакцию, на произведения музыкального искусства.

Основной подход личностно-ориентированный, т. е с учётом специфических особенностей развития детей данной возрастной группы и психофизиологических особенностей каждого ребенка, при реализации поставленных задач учитывается принцип развивающего обучения, который и определяет, ведущие методические принципы:

ü Принцип деятельности.

На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия в игре – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога

.

ü Принцип вариативности.

Материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

ü Принцип креативности (организации творческой деятельности).

Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

ü Принцип непрерывности.

Процесс развития не заканчивается на занятиях, а продолжается в домашних условиях.

ü Принцип гуманности.

Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

Занятия должны быть построены с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника содержания представляет спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному. От знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства. Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включается в беседу – общение с каждым ребёнком. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Каждое занятие должно быть тщательно продумано и подготовлено, а также сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрпризности, новизны. Импровизация присутствует на каждом занятии и необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она даёт возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины и этот поиск осуществляется совместно. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пение, ритмика, слушание музыки, игры на детских инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально-дидактические игры). В дошкольном возрасте у ребенка уже проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям. Поэтому приоритетными становятся задачи.

Усвоение материала на музыкальных занятиях может идти ускоренными или замедленными темпами в зависимости от уровня подготовленности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, и их продолжительность составляет 15 минут в средней, и от 20 до 30 минут в старших группах детского сада. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Наиболее установившейся структурой музыкального занятия в практике детского сада является следующая последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально-ритмические упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого музыкальная игра или танец.

1.
Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.
Цель

– настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах и хороводах.

2.
Основная часть.
a)
Слушание музыки.
Цель

— научить ребенка на занятии вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.

b) Подпевание и пение

.

Цель

– развивать вокальные задатки ребенка и учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.

c) Музыкально-дидактические игры

.

Цель

— познакомить с детскими музыкальными инструментами, развивать память и воображение, музыкально-сенсорных способности.

3.
Заключительная часть. Игра или пляска.
Цель

— доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.

Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизиологического состояния детей. Однако при любом варианте структуры музыкального занятия следует соблюдать гигиену нервной системы, учитывая её возрастные особенности и быструю утомляемость.

Музыкальному руководителю и воспитателю следует помнить: любое музыкальное занятие должно обучать и развивать, а главное формировать его базовую структуру.

Любое музыкальное занятие будет успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который будет даваться детям и отвечает требованиям программы. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения. У более старших детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

При организации занятий необходимо учитывать следующие положения:

восприятие музыки происходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств, осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, что означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить работу так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умение чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов искусств и интеграции художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическим для каждого из них средствами.

Воплощение переживаемого в творческой деятельности особенно дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его художественный опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество.

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка); музыкальных игрушек (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара); настольных музыкально-дидактических игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудио визуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибутов и костюмов для игр.

Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Виды музыкальных занятий.

В зависимости от состава детей занятия принято подразделять на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (небольшие группы по 4-7 детей), индивидуальные, объединённые (занимаются 2-3 возрастные группы). В зависимости от содержания занятия они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными.

Каждый из указанных видов музыкальных занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи. Тот или иной вид музыкальных занятий заранее намечается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастных группах детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.

Рассмотрим некоторые из видов музыкальных занятий в отдельности.

Содержание фронтальных музыкальных занятий каждой возрастной группы определяется «Программой воспитания в детском саду». Фронтальные музыкальные занятия объединяют все основные виды детской музыкальной деятельности – слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

При отборе и последовательности различных видов музыкальной деятельности на занятиях необходимо учитывать способность детского организма и особенно нервной системы дошкольников (всех возрастных групп) справиться с той или иной учебной нагрузкой.

Наиболее типичное фронтальное музыкальное занятие предусматривает последовательное чередование основных видов музыкальной деятельности детей: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений. Структура музыкального занятия может варьироваться. Рассмотрим примерные варианты занятий и их специфику.

1. Музыкальное занятие начинается слушанием музыки. В таком случае вход детей на занятие не требует музыкального сопровождения. В данном случае важно настроить детей на восприятие музыки и сосредоточить их слуховое внимание. По окончании слушания целесообразно перейти к пению и повторению разучиваемого репертуара песен. Здесь же включаются упражнения на развитие певческих навыков, музыкально-сенсорных и творческих способностей. В конце занятия проводятся кратковременные музыкально-ритмические упражнения в целях уточнения движений танца или игры.

2. Музыкальное занятие может начинаться входом детей под музыку марша, затем следует музыкально-ритмические упражнения (с предметами или без них, танцевальные, образные). После этого идёт пение со всем комплексом указанных выше певческих музыкально-сенсорных заданий, повторением и разучиванием одной-двух песен. По окончании пения детям предлагают прослушать знакомое им музыкальное произведение и музыку к новой музыкальной игре, программу которой педагог предварительно раскрывает в сюжетно-образном рассказе. Если игра несюжетная, то слушание музыкального произведения сочетается с анализом его (характера и структуры, средств музыкальной выразительности) и при активном участии детей. Затем даётся объяснение игровых действий и следует музыкальная игра.

3. Музыкальное занятие может быть связано с постановкой творческих задач. Такие варианты музыкальных занятий предусматривают выполнение детьми творческих заданий в области пения и музыкально-ритмических движений. Если творческие задания предлагаются в пении. Целесообразно планировать и проводить их в начале занятия, когда дети не утомлены и наиболее активны.

4. Наиболее эффективными можно считать занятия, сочетающие процесс обучения с творческими заданиями одного или двух разделов детской музыкальной деятельности. Они чередуются с процессом разучивания песен и включаются в музыкально-ритмические движения в играх и плясках.

5. Кроме названных следует разобрать и специфику тематических занятий для старшей и подготовительной группы детского сада. Отбор всех музыкальных произведений определяется его темой. Она является «сквозной» для всех видов музыкальной деятельности – слушания музыки, пения, ритмики и, когда возможно, игры на каком-либо детском музыкальном инструменте.

6. Определённый интерес для общего и музыкального развития детей подготовительной группы имеют комплексные занятия, творческие в нетрадиционной форме, музыкальные занятия познавательной направленности и интегрированные занятия.
Подписаться music2baby

Конспект музыкального занятия для дошкольников 3-5 лет

Конспект музыкального занятия «Строим новый теремок»

Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.Описание материала: Данный материал будет полезен учителям ДШИ, воспитателям детских садов, музыкальным руководителям детских коллективов. Цель: формирование музыкальных способностей. Задачи: • Вспомнить сюжет русской народной сказки «Теремок»; • Развивать музыкальный, ритмический, динамический слух; • Закрепить пройденный материал (артикуляционные упражнения, песни, игры) • Развивать актерское мастерство; • Развивать память, внимание; • Развивать артикуляцию; • Вызвать интерес, пробудить фантазию; • Воспитывать коммуникативные качества личности. Оборудование: карточки –картинки, музыкальный инструмент, картинка- пазл, мяч. Предварительная работа: Изготовление карточек-картинок к упражнениям, картинки – пазла, разучивание с детьми музыкального материала (песня «Посмотрите как у нас-то в мастерской», песня-игра «Тили-бом»), разучивание скороговорок.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Вспомните из какой сказки эти слова: «Кто кто в теремочке живет, кто кто в невысоком живет?» (русская народная сказка «Теремок») Правильно, из сказки «Теремок»! А теперь разучим попевку про Теремок:


Стоит в поле теремок Он не низок не высок Кто кто в нем живет Кто мне дверь отопрет? (Дети разучивают попевку) А теперь постарайтесь отгадать мои загадки про героев сказки «Теремок»: • Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (Мышка)


Давайте представим какая она? (маленькая, проворная, любопытная….) Ребята постарайтесь спеть попевку от лица мышки (дети поют, стараясь интонационно и эмоционально показать какая мышка маленькая, проворная, любопытная … ) • Зелёная, но не трава. Холодная, но не лёд. Поёт, но не птица- Вот такая небылица. (Лягушка)


Как известно лягушки любят прыгать. Попробуем с вами музыкально изобразить как поет эту попевку прыгучая лягушка (педагог пропевает попевку staccato —отрывисто, дети повторяют) • Был он рус, но выпал снег, Побелел пушистый мех, И невидим он зимой Волку с рыжею лисой! (Заяц)


А зайчик у нас очень трусливый, сердце у него так и уходит в пятки (педагог пропевает попевку так: поет первую строчку и делает 4 хлопка в ладоши, объясняет детям, что так бьется сердце трусливого зайца после каждой строчки попевки) • Хвост пушистый бережёт И зверюшек стережёт: Знают, рыжую в лесу – Очень хитрую (лису)


Лиса хитрая, изворотливая плутовка, у нее красивый пушистый хвост , ребята давайте покажем как лиса горделиво выхаживает красуясь своим хвостом и исполняет попевку. (Дети поют попевку изображая походку лисы, ленивую поступь, как она трогает свой хвост и тд…) • Внешность собаки, В сереньком фраке, В лесу под кустами Щёлкает клыками. (волк)


Ребята, а какой бывает волк в сказках? (злой, голодный, жестокий, он может быть как глупым (сказка «Лиса и волк») так и мудрым (сказка «Иван Царевич и серый волк») и тд…) А как воет волк? Давайте попробуем с вами повыть (дети пробуют как вместе, так и по одному) А теперь пропоем нашу попевку и после каждой строчки попробуем повыть как голодный серый волк. • Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)


Медведь в сказках добрый, сильный, способен защищать слабых, найти справедливость, и единственное верное решение. Но вот беда – он такой неуклюжий, ведь именно он разрушил теремок. Покажите как ходит косолапый медведь. Молодцы! Пропоем попевку от лица медведя, будем петь и изображать как он неуклюже, неторопливо ходит. Педагог: А сейчас мы с вами вспомним и повторим скороговорки про героев этой сказки:


(в среднем темпе проговариваем каждую скороговорку по 3 раза, следим за правильным дыханием и четкой дикцией) • Мышка мыла шишки. Слишком много шишек было Мышка шишки не домыла. • Лягушка квакушка квакала песню лягушке на ушко. • Заяц косой стоит с косой Траву косит, сено носит. • В лесу лиса под сосенкой Стелила постель лисенку. • Возле леса жили волки Выли ночью волки громко. • Прорычал медведь в берлоге, У него замерзли ноги. Педагог: Молодцы, ребята! А теперь вспомним сюжет сказки «Теремок». Я буду вам задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать правильно:


1. Где стоит теремок? (в поле) 2. Кто первый прибежал к теремку? (мышка) 3. Какой высоты теремок? (не низок, не высок) 4. Кто пришел к теремку после лягушки? (заяц) 5. Кто развалил теремок? (медведь) 6. Сколько зверей собралось в теремке, когда к ним пришел медведь? (пятеро) 7. Кого первым позвала мышка жить в теремке? (лягушку) 8. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, а как звали волка? (волчок — серый бочок) 9. При каком условии звери были готовы простить медведя за его нелепый поступок? (если медведь поможет им построить новый теремок) Педагог: Ребята, давайте поможем героям сказки построить новый теремок, чтобы места хватило всем, даже медведю? А без чего мы не можем построить дом? (ответы детей) Загадаю вам загадки:


• Головой железной бьёт Тех в кого он попадёт, В пол забьёт и в потолок Гвоздик острый… (молоток) • Очень важный инструмент. Заготовит дров в момент. У неё есть зубы: Остры, а не тупы. Догадались, что была это нужная — … (Пила) • Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук, да стук. (Гвоздь) • В нём сучки и нос лопатой, Со спиною он горбатой. Нарубил дров полон двор, Как зовут его? (Топор) • Уховёртка хвалится — Танцевать мне нравится. Я с Шурупами дружу И любого закружу. «Посмотри!» Пустилась в пляс И Шуруп в доске увяз. (Отвёртка) • Ленту мерную скрутили И в футлярчик поместили. Измерять длину по меткам Помогает нам … (рулетка) Как они называются одним словом? (инструменты)Правильно, инструменты! Педагог: Так из чего же нашим героям строить дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким будет дом из этого материала (задание для школьников): Из соломы – соломенный; Из камня… Из дерева… Из металла… Из стекла … Из железа… Из кирпича… (Для детей младшего возраста можно поиграть в игру по типу «съедобное не съедобное» только наоборот ловить нужно предметы которые пригодятся для строительства, а съедобные не ловить. Например: кирпич, яблоко, гвоздь, отвертка, огурец, помидор, доски и тд…) Педагог: Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом?(ответы детей) А мы попробуем построить дом по своему.(артикуляционные упражнения)


Для установки стен возьмем «молотки» и постучим. •
Упражнение «Молоток». Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т]. В стене они сделали большие светлые окна. Вот такие. • Упражнение «Окно». Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5. Когда стены и потолок были готовы, звери решили их покрасить. Покрасим потолок. • Упражнение «Маляр». Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх Методические указания: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. А теперь окошки и стены покрасим. • Упражнение «Красим окна» — облизать губы; «Покрасим стены» — языком водить внутри щек. На крыше дома выложим вот такую трубу. • Упражнение «Труба» — губы вытянуть широкой трубочкой Вымоем пол. • Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами Когда в доме стало чисто, повесили красивые «шторы». Вот такие. • Упражнение «Шторы» Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов, активировать мышцы языка Методические указания: улыбнуться широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами, удерживать в таком положении. Педагог: А в какой песне, которую мы с вами разучивали, встречаются инструменты? Правильно, песня «Посмотрите как у нас-то в мастерской») Давайте ее пропоем!


Посмотрите, как у нас-то в мастерской, Там работнички трудятся день-деньской. Как начнут они топориком рубить, — (дети складывают руки в «замок» и показывают движения рубящего топора)
Молоточком по гвоздочкам колотить. –
(кулачком стучат по ладошке)
А пилами-то пилят, пилят, пилят, —
(руку выставляют вперед и убирают назад –«пялят»)
Во все стороны опилочки летят. Время плотничкам работушку кончать, Вот пойдут они вприсядочку плясать:
(мальчики пляшут вприсядку, девочки кружатся)
Ай, люли, ай, люли, ай, люли, Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли! Ай, люли, ай, люли, ай, люли, Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли!
Педагог: Молодцы, вспомнили песню! А теперь поиграем в игру «Тили-бом».


Тили-бом, тили-бом Мы построим новый дом! Попляши от души Твои ножки хороши! Выбираются 2 человека – это «Ворота», они стают лицом друг к другу ,берутся за руки и поднимают их вверх (получаются ворота). Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Исполняя попевку получившаяся цепочка детей должна пройти под воротами. На последний слог слова «хороШИ» «воротики» резко опускают руки, и те, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами». (по типу игры «Золотые ворота») Педагог: Перед вами разрезанная картинка нашего нового Теремка, ваша задача собрать картинку.


Педагог: Какие вы молодцы! Вам удалось построить новый Теремок в котором нашлось всем место и маленькой мышке и большОООму медведю. Поаплодируем друг другу! До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по музыке в средней группе «Птицы весной» Конспект музыкального занятия в средней группе Развитие музыкально-ритмических навыков у детей 2 младшей группы Музыкальное развлечение в средней группе ДОУ. Сценарий

Похожие статьи:

Музыкальная сюжетно-ролевая игра для детей 3-4 лет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]