Деятельность воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС

  • Как устроена система повышения квалификации воспитателей согласно закону
  • Зачем воспитателям проходить курсы повышения квалификации
  • Как воспитателю повысить категорию
  • Виды повышения квалификации воспитателей
  • Где можно пройти курсы повышения квалификации
  • Как проходит онлайн курс повышения квалификации воспитателей

К профессионализму воспитателей предъявляют высокие требования, поскольку на них возложена ответственная миссия. Педагог не просто следит за тем как ведет себя ребенок, он отвечает за развитие детей и оказывает им психологическую поддержку. Чтобы выполнять работу качественно, воспитатель должен постоянно обучаться и повышать свою квалификацию

Введение

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

К работе на должность воспитателя допускаются люди, имеющие высшее или среднее специальное образование, в дальнейшем проходящие аттестацию. Аттестацию обязан проходить каждый воспитатель на 1, 2, в. категорию по желанию. На соответствие занимаемой должности обязательно. За не прохождение курсов штраф 5 тысяч заведующей.

Изменился мир, и образовательное пространство в том числе. Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы страны. Принят Стандарт дошкольного образования, который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышения профессионализма педагогов ДОУ в создании образовательной среды для развития личности ребенка.

Педагогу — дошкольнику необходимо оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников, а это все участники образовательного процесса. Грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, осуществлять отбор содержания, реализовывать его, сверяя с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО. И сейчас важно определить пути развития воспитательной системы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Где можно пройти курсы повышения квалификации

Разные виды учреждений предоставляют возможность пройти курсы повышения квалификации. Самые популярные из них:

  • Специальные центры и институты дополнительного образования Они обучают по разным темам узкой и общей направленности. Обычно преподаватели и разработчики таких учреждений — практики, то есть на самом деле знают, что такое работа с детьми. Поэтому они передают педагогический опыт, а не только теоретические знания, что является редкостью в современном образовании. Пример такого учреждения — АБиУС, предоставляющая образовательные услуги уже 20 лет.
  • На базе высших учебных заведений В таких учреждениях преподают кандидаты и доктора наук, которые занимаются исследованиями и разработками в сфере дополнительного образования. Большинство программ доступны только в офлайн формате.
  • НИИ, лаборатории и исследовательские центры Они предлагают большой выбор краткосрочных курсов. Упор на этих курсах делается на теоретическую часть.

При выборе курса важно убедиться, что программа курса соответствует ФГОС и профстандартам. Если она не соответствует этим стандартам, то могут возникнуть сложности.

Роль воспитателя в жизни ребенка и общества

В образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.

Наиболее существенные характеристики личности современного воспитателя в своих фундаментальном исследованиях выделяет профессор Евгения Васильевна Бондаревская[1]:

  1. Гуманистическая педагогическая позиция.
  2. Владение прогрессивными педагогическими технологиями.
  3. Накопление и использование опыта творческой деятельности.
  4. Умение обосновать и выстроить собственную деятельность как систему.
  5. Обладание культурой профессионального поведения, способностью к саморазвитию (умение саморегуляции собственной личности и деятельности).

На наш взгляд, эти личностные характеристики наиболее соответствуют современным требованиям к профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, которые имеют ограничения по здоровью. Владение такими качествами позволяет ему квалифицированно ставить и ежедневно решать комплексные коррекционно-развивающие задачи по исправлению и совершенствованию:

  • восприятия и представления;
  • памяти и внимания;
  • образного мышления и самооценки;
  • эмоционально-волевой сферы ребенка.

Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его.

В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.

Профессиональные качества педагога дошкольного учреждения

Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Функции воспитателя ДОУ:

Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.

Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

Приобщение детей к национальной культуре и традициям.

Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Профессиональная компетентность педагога ДОУметодическая разработка

«Профессиональная компетентность педагога ДОУ»

1. Компетентность: определение и основные составляющие.

В соoтветствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана и внедрена образовательная программа дошкольного образования, которая содержит не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию. Реализация этой новой общеобразовательной программы предполагает опору на профессиональную компетенцию воспитателя.

Компетенция — личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Компетенцию рассматривают и как базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по трем основным направлениям и демонстрировать конкретные показатели компетентности по каждому из направлений (таблица 1).

Таблица 1 Критерии компетентности по направлениям деятельности

Направление Критерии компетентности Показатели компетентности
Воспитательно-образовательная деятельность ∙ осуществление целостного педагогического процесса;

∙ создание развивающей среды;

∙ обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

— знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

— умения результативно формировать знания;

— умения и навыки в соответствии с образовательной программой;

— умение руководить основными видами деятельности дошкольников; — умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность ∙ планирование воспитательно-образовательной работы;

∙ проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

— знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

— умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

— владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Сoциально-педагогическая деятельность ∙ консультативная помощь родителям;

∙ создание условий для социализации детей;

∙ защита интересов и прав детей.

— знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

— умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

К oсновным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

∙ интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, oпыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

∙ информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах;

∙ регулятивная кoмпетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;

∙ коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Профессиональная компетентность педагoга — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1) владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;

2) готовность решать профессиональные предметные задачи;

3) способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности — процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

2. Пути развития профессиональной компетенции воспитателя ДОУ.

Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) умение общаться с каждым ребёнком;

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. К основным путям развития профессиональной компетенции относят:

— курсы повышения квалификации,

— стажировка,

— исследовательская, экспериментальная деятельность,

— активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

— участие в методических объединениях,

— обобщение педагогического опыта,

— самообразование.

Особое внимание следует обратить на последний ресурс. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…».

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. Критериями самообразования являются:

— эффективность профессиональной деятельности,

— творческий рост педагога,

— внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования: изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.

Таблица 2 Развитие профессиональной компетенции воспитателя ДОУ

Форма Цель Результаты
Курсы повышения квалификации развитие профессионального мастерства, профессиональной культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний развитие управленческих умений, изучение и анализ новых нормативно-правовых документов, содействие в определении содержания самообразования, оказание помощи и поддержки в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в образовательный процесс
Стажировка формирование и развитие профессиональных компетенций совершенствование знаний и умений, освоение инновационных технологий, форм, методов и средств, выработка конкретных предложений по совершенствованию деятельности, ознакомление с передовыми технологиями, выработка предложений по совершенствованию
Исследовательская, экспериментальная деятельность формирование в ходе опытно — экспериментальной работы новых характеристик субъектов (объектов) образования, новых условий для повышения качества и доступности образования развитие исследовательской компетенции воспитателей и воспитанников,

личностный рост педагогов и детей,

повышение уровня знаний и эрудиции

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах создание условий для профессионального самосовершенствования, формирование индивидуального стиля педагога формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности,

стимулирование интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю

Участие в методических объединениях формирование потребности профессионального роста Обмен знаниями, оказание помощи, выработка единых требований, совершенствование качества образования
Обобщение педагогического опыта получение знаний по опыту, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью соответствие уровня образования и воспитанности воспитанников, совершенствование методической работы и управленческой деятельности

С позиций компетентностного подхода уровень образованности педагогов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, при этом нужно учитывать, что компетентностный подход не отрицает значения знаний, имеющих различную ценность, а увеличение их объема не означает повышения уровня образованности. Компетентностный подход рассматривается как подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а результаты образования признаются значимыми.

Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования и характеристики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организации деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека.

3. Воспитатель в условиях современности.

В практике функционирования ДОУ выделяется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного педагога, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему. Это противоречие обозначает, что на настоящем этапе возникла необходимость в качественно иных требованиях к компетентностям педагогов дошкольного образования, позволяющим сочетать профессиональные базовые знания с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных задач. И тогда мы «получим» Воспитателя 21 века. Что подразумевается под этим высоким званием? Воспитатель современности – это:

∙ гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

∙ умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

∙ умеющий организовать рефлексивную деятельность;

∙ обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Кроме упомянутых в первом пункте основных составляющих профессиональной компетентности педагога, выделяют также следующие виды компетентностей, необходимые воспитателю нового поколения:

1) компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2) компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

3) компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

4) компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно-привлекательным.

5) компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6) компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

7) компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

8) компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

9) креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

10) компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования – создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

11) компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

Таким образом, понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

Развивающая среда в ДОУ как помощь в работе воспитателя

Кадровое обеспечение введения ФГОС — тоже очень важный момент. Квалифицированные, грамотные кадры, мотивированные на эффективный и качественный труд — залог успешной работы дошкольного учреждения. Ставиться новая цель в образовании: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Стандарт поможет нам грамотно организовать образовательное пространство. Результатом введения ФГОС в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, методической работы. Педагогу — дошкольнику необходимо оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников, а это все участники образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, осуществлять отбор содержания, реализовывать его, сверяя с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» и ФГОС.

В детском саду организована специальная развивающая среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные образовательные технологии, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.

В группах ДОУ и кабинетах специалистов в развивающие зоны включены игры и пособия, которые помогают развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, математические представления.

Развивать процесс познания и формировать когнитивные способности детей педагогам помогают приобретенные и созданные своими руками пособия по инновационной системе ТРИЗ.

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программа должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому[2].

Целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т.к. неспециализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а также особенностью комплектования группы – группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Кроме того, выбранная программа должна «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе[3].

Программа должна:

  • соответствовать принципу развивающего образования;
  • сочетать принципы научной обоснованности;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса.

Организуя предметно-развивающую среду, надо учитывать, что игровая мебель должна быть предпочтительно легкой и на колесных устройствах, чтобы дети сами могли создавать свой «интерьер». Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических требований. Площадь помещения не должна быть меньше предусмотренных норм. Помещение для группы выделяется светлое, просторное. Стены лучше окрашивать от пола до потолка или оклеивать светлыми обоями (но имеющими сертификат соответствия)[4].

Также можно «углубить» 1-2 стены, разрисовав их пейзажем с хорошей перспективой. С целью зрительного увеличения комнаты, можно одну стену оборудовать зеркальными покрытиями (это также хорошо и для наблюдения детей за своими движениями, их красотой и пластикой). Лучше использовать не обычные занавески, а только верхние ламбрекены или жалюзи. Каждое дошкольное учреждение при оформлении группы исходит из своих условий и возможностей. Дизайн группы может быть разнообразным.

Так как обязательным условием является достаточное пространство для движения детей, то чем меньше будет в такой комнате вещей, тем лучше.

Цветы также целесообразно размещать и как украшение. Комнатные растения в декоративных целях в углублениях стен, в различных нишах, а также на полу вдоль окна в специальных подставках.

Пристального внимания в плане охраны здоровья и предупреждения утомляемости детей в процессе организованной или самостоятельной деятельности, заслуживает необходимость обеспечения данной группы рациональной детской мебелью. (Важно, чтобы размеры столов и стульев соответствовали росту детей, имели соответствующую маркировку).

На полу желательно иметь сплошное ковровое покрытие. Важно чтобы предметно-развивающая среда, игровая среда, все материалы, их композиция соответствовала психофизиологическим особенностям данной возрастной группы (раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста).

Большое значение в стандарте уделено процессам воспитания. Обучение и воспитание объединены в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственых и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Жизнь в детском саду для ребенка должна стать одной большой игрой со своими нормами и правилами и воспитателю потребуется большое умение преподнести программный материал так, чтобы ребенок и не заметил, что его чему-то учат, а это он сам является открывателем и исследователем.

Виды повышения квалификации воспитателей

Есть разные виды повышения квалификации воспитателей детских садов. Они могут проходить как в онлайн, так и в офлайн формате. Например:

  • Короткие лекции и семинары до 24 часов Обычно они охватывают одну или несколько тем.
  • Краткосрочные курсы до 72 часов В таких курсах рассматриваются узкопрофильные вопросы. Вообще на курсах применяется комплексный подход, в котором теоретические уроки чередуются с практическими упражнениями.
  • Длительные курсы от 100 часов Это более общие программы, которые рассматривают большое количество вопросов.
  • Стажировки и совместная научная деятельность Этот формат подразумевает много практической части.

В конце любого обучения проводится аттестация. Если воспитатель успешно сдает ее, он получает документ, удостоверение о повышении квалификации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]