Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе


Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе

Транскрипт

1 Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков в средней группе Воспитатели: Цидик Е.А., Ковалева Н.Ф. Режимные процессы Содержание навыков Методические приёмы Сентябрь держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»; Русская народная сказка «Жихарка». Расправление кровати самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем. Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь, закреплять умение расправлять свою кровать Октябрь Приучать есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем. Расправлять кровать: сложить аккуратно покрывало, расправить одеяло. Стихотворение «Машарастеряша» «Кто правильно и быстро положит одежду». Чтение: И. Ищук «Мои ладошки» «Как надо расправлять постель». Русская народная сказка «Три медведя» Чтение Н.Литвинова «Королевство столовых приборов». Беседа «Каждой вещи своё место». Чтение отрывка из стихотворения «Вот какой рассеянный» «Расскажем малышам, как надо умываться». Чтение наизусть детьми потешки: «Водичка, водичка..» Чтение С. Михалков «Я сам».

2 Расправление кровати Одевание раздевание Ноябрь пользование вилкой. одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек. правильно умываться, своевременно пользоваться носовым платком. заправки постели, умение аккуратно накрывать кровать покрывалом. Декабрь есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности. правильного умывания, пользования индивидуальным полотенцем. просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться вилкой» Чтение И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду». Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» (отрывки). «Кто правильно и быстро заправит постель». Беседа «Как правильно есть второе блюдо». Упражнение «Как мы умеем наводить порядок». Успенский «Разгром» Чтение А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». Беседа «Как заботиться о своей одежде». Январь есть второе блюдо. пользоваться салфеткой по Чтение рассказа Драгунского «Тайное становится явным»

3 необходимости. Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды. быстро и правильно умываться. мыть, протирать, чистить свою обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья. Февраль пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости. Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу насухо вытираться только своим полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках. просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню. Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды» Игра-драматизация по произведению А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». Чтение Д.Крупской «Чистота» Чтение английской народной песенки «Робин Бобин Барабек Игра соревнование «Наведём порядок в шкафчиках». Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое.» «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё». Март правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки. Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой». Чтение русских потешек : «Зайчишка трусишка», «Хотел дед уху сварить» выворачивать снятую Чтение М. Зощенко «Глупая история» одежду на лицевую сторону, аккуратно ставить обувь Беседа «Микробы наши

4 заправка заправка кровати быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета. Формировать привычку следить за своим внешним видом. принимать участие в смене постельного белья. Апрель есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом. аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду. Закреплять правила умывания, соблюдения порядка в умывальной комнате. Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде. Учить принимать участие в смене постельного белья: надевать чистую наволочку, с помощью взрослого надевать пододеяльник на одеяло. враги» Беседа «Чистота залог здоровья» Беседа «Культура еды серьёзное дело», Б.Заходера «Кискино горе» Игра-соревнование «Чей стул самый аккуратный», повторение потешек по теме Чтение Е. Винокуров «Купание детей» «Как помочь товарищу». Май детей есть с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно. детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и Н Гернет и Д.Хармс «Оченьочень вкусный пирог» «У кого в шкафу порядок»

5 заправка заправка одежде, завязывать шнурки. мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости Формировать привычку напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. менять постель: стелить чистую простынь, надевать наволочку и пододеяльник. Июнь правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой. детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник. Закреплять и совершенствовать привычку следить за чистотой тела Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Беседа «Чистые руки здоровые дети» Чтение отрывка из произведения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Продуктивная деятельность: шитьё кукольного белья. Чтение рассказа Пермяка «Как Маша стала большой Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Чтение О. Григорьев «Варенье». Чтение С. Михалков «Всё сам». Чтение Т. Кожомбердиев «Всё равно». «Кто самый аккуратный» Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» Июль во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол. аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Сюжетно-ролевая игра «Кафе». И.Токмаковой «Плим» ( 2 четверостишия) Чтение Я. Аким «Неумейка».

6 заправка заправка Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Август Закреплять и совершенствовать умения культурно есть, правильно пользоваться приборами, салфеткой. быстро одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в шкафу, помогать товарищам. мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости. Постоянно следить за своим внешним видом, помогать товарищам устранять неполадки во внешнем виде, принимать участие в смене постельного белья. «Чьё полотенце чистое, тот правильно умывался». Показ, напоминание, указание, вспоминание и называние знакомых произведений по теме. Сюжетно-ролевые игры: «Мы на дне рождения», «Кафе». Игра соревнование «Кто быстрее всех», «Кто самый аккуратный». Напоминание, чтение отрывка стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

Культурно-гигиенические навыки детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 3

2. Содержание культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах 3

3. Специфика приемов формирования культурно-гигиенических навыков 5

4. Средства формирования культурно-гигиенических навыков: образец взрослого, собственная деятельность детей, художественное слово 8

5. Заключение 10

Список литературы 11

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет). Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет). Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).

Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции — сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды.

Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать — так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Обучая детей, нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно–гигиенических навыков, а так же их необходимость.

Для закрепления правил и их усвоения, с детьми 5-7 лет целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно — гигиеническими навыками.

Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Конечно, игровые приемы уместны в работе с малышами, у которых еще только начинают складываться первые навыки жизни в коллективе сверстников. У старших детей уже есть опыт организации собственного поведения в подобных ситуациях, поэтому, если ребенок поступает неправильно (тянет к себе всю тарелку, пытается выбрать из-под кусочков хлеба горбушку и пр.), более целесообразно использовать моральные оценки: «Нескромно, невежливо так поступать».

Можно выделить группу задач, связанных с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства. Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка.

Собственная деятельность детей. Ее содержание определяется педагогом группы в части создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор детьми видов и форм деятельности по всем основным направлениям их развития, а также при выборе целей, определяющих организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Например, дидактическая игра, спланированная педагогом для усвоения культурно-гигиенических навыков, постепенно становится самостоятельной деятельностью дошкольников. культурно-гигиенические умения и навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Процесс формирования у детей культурно-гигиенических умений посредством использования игры-экспериментирования будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:

— подобран комплекс игр-экспериментов по каждому культурно-гигиеническому умению

— эти игры постепенно становятся самостоятельной деятельностью дошкольников

— родители активно используют данные игры дома.

Широко используется для усвоения детьми культурно-гигиенических навыков художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.

Художественное слово позволяет лучше запоминать и устанавливать причинно-следственные связи в действиях ребёнка. Художественное слово позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе разыгрываем маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Использование художественного слова, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают, полюбившие им потешки стихи, сказки. В товремя, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и т.д.

Использование художественного слова, создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

1. Приложение 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ 2008 г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

2. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11.

3. Мартынова Е.А., И.М. Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2011

4. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.

7. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

9. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10.

10. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

11. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. ».- М.: Мозаика-Синтез,2010-30-38с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]