Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе


Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе

Транскрипт

1 Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятий Сентябрь 1. Что нам осень принесла. Цель и задачи наблюдений -Закреплять представления детей об овощах и фруктах; -Учить их классифицировать, правильно называть и различать; -Знать их место произрастания; -Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); -Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Формы работы Беседа «Что нам осень принесла» Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Чтение: Ю. Тувим «Овощи» Игра «Дорисуй овощ» Лепка «Овощи для магазина» Дидактические игры: «Угадай на ощупь» «Узнай по описанию» 2.Золотая осень. Деревья. 3.Зеленая аптека -Учить детей различать деревья хвойные и лиственные деревья; отличать их по коре, листьям, плодам. — Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; — Познакомить детей с лекарственными растениями: ромашкой и подорожником; — Закрепить понятие о листьев, коры, плодов деревьев -Отгадывание загадок -Игра «Соедини листья с плодами» -Дидактическое лото «С какого дерева листочек» -Рисование «Разноцветные листочки» -Чтение стих-я А. Майков «Кроет уж лист золотой» -И. Токмакова «Сосны» -Беседа о пользе лекарственных трав; иллюстраций с растениями;

2 Октябрь 1.Осенняя пора. взаимосвязи растительного мира и человека; — Воспитывать бережное отношение к растениям. -Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей; -Показать связь между живой и неживой природой. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. -Отгадывание загадок; -Аппликация «Сестрички -ромашки»; -Наблюдения за состоянием погоды на участке -Наблюдения за трудом взрослых. -Чтение стих-я Ерихеева «Осень» -Дидактические игры: «Найди такой листок, как на дереве» «Кто скорее соберёт» -И.Бунин «Листопад»(отрывок) -И, Токмакова «Ветрено» -Лепка «Как ёж готовится к зиме» 2. Грибное царство 3 Полезные ягоды. -Познакомить детей с грибами; -Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка); — Дать знания о полезных свойствах грибов. -Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) муляжей грибов, иллюстраций; -Загадки о грибах; -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении; -Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы» иллюстраций, муляжей -Отгадывание загадок -Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».

3 Ноябрь 1.В мире растений 2.Подводное царство -Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения; -Классифицировать их по окраске, строению, запаху; -Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями; — Воспитывать эстетические чувства. — Познакомить с аквариумными рыбками; -Учить выделять и называть части тела рыб, повадки; -Познакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений; -Чтение рассказа «Зелёные страницы» -Беседа «Мой любимый цветок» -Дидактические игры: «Собери букет» «Узнай растение» -Рисование «Поляна цветов» -Опыт «Что любят растения», «Как развивается растение» иллюстраций с изображением аквариумных рыб, водорослей; -Игра «Мы весёлые рыбки»; -Лепка «Рыбка» -Аппликация «Аквариум» (коллективная) -Рассказ Л. Берг «Рыбка» 3.Вода-волшебница -Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вкус, цвет запах, текучесть) -Вода прозрачная, но -Чтение рассказов, сказок познавательного характера; -Опыты (превращение

4 может менять окраску; — Расширять знания детей о значении воды для всего живого; -Воспитывать бережное отношение к воде. снега в воду, воды в лёд). -Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»; -Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить»; — Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» Декабрь. 1.Путешествие в деревню. 2.Жители леса. -Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде; — Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе; — Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают); — Прививать добрые чувства к животным. — Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных); -Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей малыш»; -Отгадывание загадок о домашних животных; -Чтение стихотворения «Путаница» К. Чуковского; игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных; иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные. -Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери»: -Дидактические игры: «Найди детёныша»; «Кто, что ест», «Кто, где живёт»;

5 3.Снег и лед. — Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе; -Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение; — Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). -Рисование «Животные в лесу» (трафарет) -Сказки «Лисичкасестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» -Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?»; -Лепка «Заяц-длинные уши» -Опыт со снегом -«Нужен ли зимой растениям снег?» -Цветные льдинки -Рисование «Снежинки» -Постройка горки с помощью взрослых Январь 1.Пернатые друзья Зимняя сказка. -Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач); — Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» — Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии -Беседа о зимующих и перелётных птицах; -Наблюдения за птицами на участке; -Дидактические игры: «Кто, где живет»? альбома «Пернатые друзья»; -Слушание пения птиц (аудио запись «Голоса птиц»); -Чтение стих-я «Покормите птиц зимой». картины «Зимние забавы»;

6 Февраль. 1. Царство комнатных растений на жизнь растений, животных, на деятельность людей; — Показать детям связь между живой и неживой природой; -Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. — Закрепить названия знакомых комнатных растений, познакомить с новыми растениями ; — Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. — Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. -Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок) -Рисование «Зимушказима»; -С. Козлов «Зимняя сказка» -А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка:» -И. Суриков «Зима» -А.Барто «Ёлка» -Чтение пословиц, поговорок о зиме. растений; -Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага); -Беседа о строении растений; -Беседа об уходе за комнатными растениями; -Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы»; -Лепка «Кактус». 2. Наши младшие друзья — Познакомить детей с обитателями уголка природы; -Развивать интерес, наблюдательность; -Уточнить, какие домашние живут дома; -Учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы, домашним животным. -Воспитывать -Рассказ воспитателя о обитателях уголка природы; иллюстраций; -Беседа с детьми о домашних питомцах; -Дидактическая игра «Кто что ест».

7 3. Воздух Март 1. Весна-красна. 2. Береги живое. ответственность за тех, кого приручили. -Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); -Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды); — Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. -Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. — Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. -Вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. -Приучать бережно относится к цветам, -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) -Надувание мыльных пузырей -Пузырьки-спасатели -Надувание шаров -Поиск воздуха -Загадочные пузырьки -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) -Рассказ о значении чистого воздуха для всего живого. -Чтение стихотворения И.Токмаковой «Весна»; -Дидактические игры : «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детёныша»; картины А. Саврасова «Грачи прилетели». -Беседы: «Как светит солнышко весной?», «Какой снег?», «Где будут первые проталинки?» -«Кто Весной прилетает к нам из теплых стран?» -«Как мы можем помочь птицам?» -Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли»; -Игра «Где живут животные»; -Игра «Какой цветок

8 3. Мы — друзья природы животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. -Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе; -Учить бережному и доброму отношению к природе; просит помощи, нарисуй его». -Беседа «Что такое природа»; -Беседа «Правила поведения в природе»; -Игра «Экологический светофор»; Апрель 1.Насекомые — наши помощники 2. Цветы весны. Первоцветы. -Расширить представление детей о жизни насекомых; -Уточнить представления о пользе насекомых; -Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде; -Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. -Познакомить детей с первоцветами; -Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе; -Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между -Наблюдения за насекомыми; иллюстраций; -Дидактические игры: «Найди насекомых, поедающих листья» «Как спрятаться бабочкам»; -Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика») -Рисование «Божья коровка» -Лепка «Зелёная гусеница» -Наблюдения за цветением; -Дидактическая игра «Цветы в вазу» «Найди такой же» -Чтение стихотворения «Подснежник» Е.Серовой, -Аппликация » Подснежник»; — Слушание «Вальса цветов» П.И.Чайковского

9 3.Мой дом — Земля Май 1.Экологическая тропинка 2.Песок, земля. потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). -Расширять и систематизировать знания детей о природе; -Формировать интерес к проблеме охраны природы; -Показать Землю как общий дом всех людей и живых существ, живущих рядом с человеком. — Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). -Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев). -Знакомить детей со свойствами песка, земли; — Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства; -Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам; — Беседа «Береги цветы»; — Игра » Цветочная полянка» -Дидактическая игра «Живая и неживая природа»; -Рассказ воспитателя о планете Земля; — Чтение стихотворения Л.Дайнеко «Есть на Земле огромный дом»; -Беседа «Как человек охраняет природу» -Дидактическая игра «Что будет, если » -Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги» -Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы» -Игра «Опиши, а мы отгадаем»; -Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу» -Опыт с песком «Что такое песок», «Песок сухой, мокрый», «Тяжелый, легкий песок»; -Дыхательное упражнение «Движение песка»; -Опыты на определение цвета, наличия воздуха и воды в почве; -Опыт: как почва влияет на рост и развитие

10 -Воспитывать бережное отношение к объектам природы. растений (рыхление, прополка, удобрение)

Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Елена Цебенко

Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Цебенко Елена Ивановна МКДОУ д. с 401 г. Новосибирск

Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план и ей выделяют все больше внимания.

Почему эта проблема стала актуальной? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная и неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»

?

Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д)

Основная задача ознакомления с окружающим в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время занятий детей мы знакомим с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений педагогической работы,выделенных в программе: «Человек»

,
«Предметный мир»
,
«Живая природа»
,
«Неживая природа»
.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение как к природе, так и к себе и к окружающим людям.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей среднего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности, формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, мы считаем необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, воплощать их в реальную действительность (отражать в игре, в изо деятельности, ухаживать за животными и растениями и т. д.). В этом им должны помочь взрослые (родители и педагоги)

.

У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологической культуры. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.

Содержание формирования начал экологического воспитания должно отличаться научностью. Оно должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой.

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи.

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.

Бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитания бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако,этого не достаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных. Крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений)

ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы. Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их необходимо учить не рвать красивые цветы, т. к. эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов.
Воспитатель не должен употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные»
.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Важно также вовлекать детейв практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное. Таким образом, я поняла, что дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Воспитатель детского сада — одна из фигур педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.)

. Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных
«экологических пространствах»дошкольного учреждения.
Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших»

, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности
дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. Совместно организационно — хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия, как взрослых, так и детей. Дошкольникимогут стать участниками этой деятельности тремя способами:
— слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

— наблюдая за деятельностью взрослых;

— практически участвуя в ней.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве»

в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы в детском саду.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]