Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников


Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Из опыта работы воспитателя по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Автор: Мерзлякова Наталья Владимировна, воспитатель детского сада «Солнышко», МОУ «Ыныргинская СОШ», Чойского района, Республика Алтай.
Описание: данный проект можно использовать (изменив задачи в соответствии с возрастом детей) в работе с детьми детского сада, начиная со средней группы и включая подготовительную (возраст детей от 4-х до 7-и лет). Данный материал будет полезен и интересен воспитателям детских садов. Привлекательность данного проекта в его доступности, краткосрочности, результативности, информационной и эмоциональной насыщенности. Преимущество разработки этого проекта заключается ещё и в том, что в условиях нашей сельской местности реализация данного проекта, входит в зону ближайшего окружения детей.
Пояснительная записка «Расскажи — я забуду, Покажи — я запомню, Дай попробовать — я пойму». (китайская пословица) Актуальность выбранной темы Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Экспериментирование в старшей группе является важной частью образовательного процесса. Основная форма работы с дошкольниками и ведущий вид деятельности для них является игра. Но почему именно игра помогает ребенку развиваться? Дело в том, что детский мозг устроен так, что если малышу не интересен тот или иной предмет, как бы вы ни старались, запомнить и понять его должным образом он не сможет. В конечном итоге может сложиться ситуация, когда ребенок напрочь начнет отвергать, то или иное занятие. Значит, малыша необходимо заинтересовать. Тогда на помощь и приходят игры-эксперименты. Поэтому тему самообразования я выбрала «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Цель работы по теме самообразования: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника. Задачи: — изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры; — развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента; — воспитывать экологическую грамотность дошкольника. Детское экспериментирование — это важный процесс самообразования малышей. Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное развитие мышления и обычно моторики рук. Конечно, при подготовке к школе подобные игры просто незаменимы — они готовят малышей к взрослой жизни и позволяют понять сложные процессы. Всем деткам (да и многим взрослым) нравится получать знания без лишнего напряжения. Это помогает усвоить большее количество информации за меньший промежуток времени. Если занятие в старшей группе детского сада организовано верно, то в конечном итоге малыш будет в полной мере готов к школьной жизни, да еще и получит вагон полезных дополнительных знаний, которые будут помогать ему в более старшем возрасте. Игры для старшей группы — это основной источник знаний об окружающем мире и его особенностях. У игрового метода существует ряд целей, которые должны быть в полной мере реализованы в ходе проведения разного рода занятий. Цели экспериментов — это создание интересной обстановки для каждого ребенка. Игры для старшей группы должны формировать знания об окружающем мире и свойствах разных веществ, с которыми будут взаимодействовать малыши (вода, песок и так далее). Эксперименты — это еще и прекрасный способ научить детей обращаться с теми или иными предметами, использовать их по назначению, дабы достичь желаемого результата. Экспериментирование в старшей группе позволяет ребятам раскрыться и проявить свои знания на практике. Любое дело и занятие должно преследовать свои задачи, которые необходимо осуществить за проведенный промежуток времени. Таким образом, у игр тоже они имеются. Экспериментирование в старшей группе развивает познавательные интересы у почти готовых к школе малышей. Это крайне важно, так как отсутствие увлеченности ведет к потери внимания и концентрации. А это пагубно сказывается на дальнейшей успеваемости. Игры также развивают у ребят мыслительные процессы и мышление в целом. Иногда для решения поставленной задачи необходимо проявить нестандартный подход. Если у человека нет возможности развивать свои мысли, то и верному решению взяться неоткуда. Игры экспериментирования в старшей группе должны формировать у детей гуманное, толерантное и правильное отношение к людям и окружающей среде. Кроме того, в конце они также должны научиться некой дисциплине и правилам поведения. Все эксперименты, проводимые с детьми, должны быть как-то систематизированы и разделены между собой. Наиболее удачным способом является «дробление» по месяцам. Это помогает формировать наиболее подходящие подходы к игровым процессам, учитывая все особенности того или иного месяца. Следует понимать, что в разное время года детское экспериментирование значительно отличается друг от друга. Поэтому следует учитывать особенности места проживания и текущее время года. Так, например, зимой нельзя играть в песочнице, а осенью — со снегом. Поэтому следует учитывать особенности места проживания и текущее время года. Таким образом, мною был составлен план работы на учебный год по творческой теме с детьми старшего дошкольного возраста детского сада «Солнышко».
Скачать Из опыта работы воспитателя по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Игра — викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе Огород на подоконнике в детском саду Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»

Похожие статьи:

Эко театр в детском саду

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Мною определены следующие задачи:

  • Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам
  • Совершенствовать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы
  • Развивать экологическое мышление, творческое воображение и речь в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей
  • Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды детской деятельности. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для детей.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

  • Комплекс познавательных занятий с использованием ИКТ.
  • Разработан перспективный план НОД с детьми дошкольного возраста.
  • Усовершенствован центр экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения), природный уголок с различными растениями, оформлен огород на подоконнике где дети выращивают лук, чеснок, фасоль, петрушку, укроп, дубы, огурцы, цветы.
  • Пополнена картотека, включающая подборку презентаций, экологических игр, физкультминуток, загадок, стихотворений и песен о природе.
  • Постоянно пополняется детская мини-библиотека с произведениями детской литературы, различными энциклопедиями.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из задач моей работы является, совершенствовать умения и навыки детей в наблюдении за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них развивается наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т.д. Разработала циклы наблюдений за живыми объектами природы.

Знакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же в уголке природы находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице). Различные модели заместители реальных объектов (глобус, календарь погоды, рисунки-модели растений, животных и других объектов природы, природных явлений).

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игровые технологии, которые включают различные виды игр. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, в дидактических играх.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности.

Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальную деятельность. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Мною разработаны экологические проекты «Юные защитники природы», «Поможем птицам зимой», «Удивительные насекомые», «Грибы — грибочки», «Люби и знай свой край» и др.

Общими задачами этих проектов были:

  • формировать у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

  • реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая почта».
  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проекты позволяют детям и родителям участвовать в экологических акциях ( «Чистое утро», «Покормите птиц зимой», «Чтобы деревья стали большими» и др.). Работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Ожидаемые результаты проектов:

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды
  • повышение уровня знаний по экологии у детей
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью во взаимодействии с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации, практикумы, мастер-класс. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально.

Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Анализируя результаты работы я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее.

Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе, участие в познавательных играх, выставках, конкурсах. Воспитанники моей группы постоянные участники и призёры конкурсов разного уровня.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]