Ход занятия.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы…
Ребята посмотрите на эти изделия с хохломской росписью. Как называется орнамент, изображённый на них? (растительный)
А что здесь нарисовано?
Посмотрите внимательно – лист клубники может быть большим и маленьким. А какой формы ягоды? (продолговатые)
Мы с вами наблюдали, что цвет ягод, пока они растут, всё время меняется – от белого, розового до ярко-красного и густо-малинового. Вот и получается, что на одном и том же кустике мы видим разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья.
Но даже одна и та же ягода, одно и тоже растение изменчивы становятся чуточку другими, от утра к вечеру, от одного дня к следующему. Искусство хохломских художников отразило и эту их изменчивость.
Перед тем как приступить к рисованию, давайте вспомним, на каком уже знакомом элементе надо рисовать «клубничку»
?
(завиток)
Какие уже знакомые элементы можно использовать? (травку, листья, цветы)
Как рисуется уже известный вам элемент «завиток»
? (концом кисти, плавным движением, кисть держать тремя пальцами перпендикулярно листу)
Дети учатся рисовать листья клубнички, несколько человек выходят для показа.
Уточняю как дети будут рисовать цветы (тычком)
Спросить 3-4 человек проанализировать работу соседа.
Вопросы для анализа:
— Аккуратно, правильно выполнен элемент «клубничка»
?
— Как расположен узор?
— Аккуратно ли выполнены остальные элементы?
Беседа «Знакомство с элементом женского народного костюма — кокошником» Цель: познакомить детей с элементом женского народного костюма — кокошником. Задачи: — рассказать детям о значении кокошника, как элемента. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Хохломская роспись является одним из самых старинных промыслов в России, относящихся к художественному прикладному искусству. Невероятная. Консультация «История Хохломской росписи» История Хохломской росписи. Как за Волгой яр хмель Над кусточком вьется. Перевился яр хмель На нашу сторонку. Как на нашей стороне Житье.
Конспект НОД по хохломской росписи «Сундук-Ковчег» Конспект НОД по Художественно –эстетическому развитию. Тема : «Сундук –Ковчег». Хохломская роспись» Задачи: -продолжать знакомить детей.
Конспект занятия в старшей группе по знакомству с элементами хохломской росписи «Рябинка» «Рябинка» Программное содержание: 1. Продолжать учить детей рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка.
Занятие по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи» Тема: «Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи» Программные задачи: продолжать знакомить детей с гжельской росписью – её историей,.
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Матряшина Т. А. Дата проведения:.
Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию хохломской росписи «Валенки для Деда Мороза» Валенки для Деда Мороза. Фотоотчёт занятия по декоративному рисованию (хохломская роспись)Программное содержание: Продолжать знакомить детей. Занятие по пластилинографии в младшей группе «Ягода клубничка» ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ » ЯГОДА КЛУБНИЧКА»Цель:Учить детей рисовать клубничку в технике пластилинографии. Задачи:. Знакомство с хохломской росписью. Фотоотчёт При знакомстве с народным прикладным творчеством России,никак нельзя обойти стороной хохломскую роспись. Родившись в селе с именем Хохлома.
Источник
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»
Закирова Гульнара Мизфатовна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
Учить рисовать «завитки»
. Упражнять в
рисовании тонких плавных линий концом кисти.
Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла.
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;
Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка)
, лист бумаги для показа способа
рисования «завитка» с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью.
Раздаточный материал: готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков»
.
1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.
2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.
3. Практический – работа детей за столами.
Словарная работа: «завиток»
, криуль, растительность.
Интеграция с ОО:
Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию), колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения — умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Предварительная работа.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Экскурсия в музей народного творчества или краеведческий музей (с воспитателем, искусствоведом или с родителями в выходные дни.) Организация в детском саду мини-музея или «музея в чемодане» («в сундучке»), экспонатами которого могут быть предметы старины и народного декоративно-прикладного искусства, принесённые родителями для временной экспозиции.
Подготовка «книжечек» для иллюстрирования детьми на трёх последующих занятиях по рисованию. Эту работу воспитатель проводит сам или вместе с детьми в самостоятельной художественной деятельности. Книжка делается следующим образом: два листа бумаги белого цвета складываются пополам, один вкладывается в другой и скрепляются степлером или сшиваются иголкой с ниткой.
Материалы, инструменты, оборудование.
Альбом для детского творчества «Золотая хохлома», пособие для ознакомления с характерными элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание занятия.
Перед занятием воспитатель выставляет на столе или на большой подставке предметы с хохломской росписью и приглашает детей полюбоваться ими.
Примерный рассказ воспитателя «Золотая хохлома».
— Село Хохлома Нижегородской области, где с давних-давних времён проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. Село называется Хохлома, и посуда, которая здесь изготавливается, тоже называется «хохломой». Вот уже много-много лет умельцы делают здесь деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки… В наше время мастера научились делать современные наборы посуды — для соков, мороженого, варенья, салатов и пр., а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.
Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и все изделия называют «золотой хохломой». Золотая, — потому что все предметы блестят как золото.
Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном. Как вы думаете, какие? Да! Красный, чёрный, зелёный, коричневый и жёлтый. В этом состоит особенность данного жанра, у него есть свои строгие правила.
Посмотрите на эту посуду и скажите, какими же узорами мастера украшают свои изделия? Да, любимые узоры мастеров хохломской росписи — это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые. Мастера очень любят их рисовать и ласково называют «травкой». Иногда мастера рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называются «Кудриной» (от слов — кудри, кудрявая).
Рассмотрите эти узоры (воспитатель демонстрирует детям таблицы с вариантами элементов и узоров). Сейчас я покажу вам, как можно рисовать «травку» и «кудрину». Воспитатель знакомит детей с вариантами растительного орнамента (см. рисунок) и предлагает самим попробовать нарисовать сначала травку, а потом ягодки и цветочки. Воспитатель показывает детям основу будущих книжек-малышек, поясняет, что они сами будут рисовать картинки в этих книжках, чтобы подарить их малышам.
— Сегодня мы нарисуем сказочный — золотой — лес. Вслушайтесь: золотой лес — золотая хохлома… Давайте нарисуем лес, как хохломские мастера. В этом лесу будут кустики, веточки, деревца с листочками — травкой и Кудриной, с ягодками и цветочками. Дети рисуют «золотой лес» по мотивам хохломской росписи на первом развороте книжки и в конце занятия рассматривают, у кого какой лес получился и похож ли он на золотую хохлому.
После занятия. Декоративное рисование и аппликация по мотивам хохломской росписи — на полосе, круге, в уголках страницы будущей книжки (в форме квадрата или прямоугольника).
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
Ирина Волкова
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
Конспект ООД по рисованию в старшей группе
Тема: «Золотая хохлома»
Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки)
. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью
(всем ворсом, концом)
. Прививать интерес к народным промыслам.
Материалы и оборудование
Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью, образцы элементов хохломской росписи, бумажные заготовки посуды, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, диск с русской — народной музыкой.