«Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»учебно-методический материал на тему


Определение понятия экологическое воспитания

Экологическое воспитание – это привитие морально-нравственных категорий, который отвечают за формирование у человека бережного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, так как именно в этот момент у человека закладывается набор основных нравственных ценностей.
Замечание 1

В рамках экологического воспитания ребенок знакомится с основными представлениями о природе, осознает, что он является частью этой природы, и что люди несут ответственность практически за все, что происходит на нашей планете. Ребёнок должен научиться бережно относиться к окружающей среде. Эти цели и задачи как раз и реализуются в рамках экологического воспитания.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование.

Экологическое образование дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ.

Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

— научность и доступность — знакомство дошкольников с совокупностью элементарных научных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения;

— гуманистичностъ — воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни; имеющего представления о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.;

— системность — отражение в характере, логике, последовательности подачи материала, организации работы в дошкольном учреждении, в изучении живых объектов как систем разного уровня.

— целостность — отражение, прежде всего, целостного восприятия дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы).

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её — дело сложное.

Для этого педагогу необходимо жить в гармонии с природой, а дети как активные участники воспитательного процесса готовы подражать каждому его движению.

Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Какова же роль природы в формировании личности дошкольника?

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года: когда лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручейка, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, дошкольник непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.

У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений.

Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе детей знакомлю с свойствами и качествами объектов и явлений природы, акцентирую внимание детей на их изменения и развитие.

На развитие личности ребёнка положительно влияют поручения в природе.

Это наиболее доступная форма труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе.

В труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. Знания о природе помогают детям ориентироваться в качествах, признаках и свойствах предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребёнок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными, и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вытекает вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретённые в детстве не разрушаются, — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Поручения привлекают детей, вызывают радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача: формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимостью охраны природы — насущной заботы всего человечества Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного развития и роста. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо решать и рассматривать их в комплексе.

Сложность и разнообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдения, игра, труд, чтение, организация опытов, беседа и т.д.) в их взаимосвязи.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Мною разработаны и реализованы в сотрудничестве с детьми и родителями экологические проекты «Кормушка» и «Экология воды».

Совместная проектная деятельность позволяет родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать своих детей, сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами. Были проведены выставки рисунков и работ »Живое дерево», »Времена года» ,»Планета Земля» , «Береги воду». Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно сказывается на отношение детей к миру природы.

Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, взаимоотношение человека с природой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Список литературы

  1. .Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе С. В. Машкова Издательство «Учитель» 2010 г.
  2. .Организация опытно- экспериментальной деятельности 2-7 лет Мартынова Е.А. Издательство «Учитель» 2010 г.
  3. .Экспериментальная деятельность детей : из опыта работы Менщикова Л.Н. «Учитель»2008 г.
  4. .Зелёные сказки : Экология для малышей Шарыгина Т.А. «Книголюб» 2002 г.
  5. .Секреты знакомых предметов. Пузырёк воздуха. Шапиро А.И. «Агентство образовательного сотрудничества» 2007 г.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: detsad5livny@cp9.ru