Проведение занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ для детей 3, 4 и 5 лет
Моторика верхних конечностей напрямую взаимодействует с высшими функциями психики и сознания: мышлением, координацией, вниманием, наблюдательностью, речью, воображением, зрительной памятью. Ее важная роль в том, что вся жизнь малыша потребует в дальнейшем использования координированных, точных движений пальцев, кистей. Они нужны для письма, одевания, рисования, выполнения других ключевых функций и действий в процессе учебы, работы, жизни в целом.
Занятие в детском саду
Важно! Развивать моторику у детей на четвертом году жизни можно в форме занятий в детсаду или вместе с родителями дома (самообразование).
Цели и задачи
Цели и задачи развития детской моторики у детей трех, четырех, пяти лет состоят в следующем:
- стимулировать развитие активности, детской речи;
 - развивать движения рук, пальцев, координацию;
 - обучать и тренировать ребенка в различии цветов, их сопоставлении;
 - развить мелкую моторику основных трех пальцев: указательного, большого, среднего;
 - подготовить руку ребенка к письму;
 - развивать сенсомоторную координацию верхних конечностей;
 - косвенно повлиять на общее развитие интеллекта малыша;
 - сформировать шнуровательные навыки (шнурование, «бантик»);
 - развить ориентирование в пространстве (верх, низ, лево, право);
 - развить восприятие, внимание, творчество;
 - развивать способности к творчеству.
 
Основные виды развития мелкой моторики у ребенка
Группировка занятий, игр, развивающих упражнений делятся на несколько видов:
- игры пальчикового типа;
 - лепка;
 - игры с маленькими предметами;
 - рисование;
 - пальчиковый массаж;
 - различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание).
 
ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.
А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.
Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:
- навыков самообслуживания;
 - усидчивости;
 - мышления;
 - внимания;
 - воображения;
 - словарного запаса;
 - памяти.
 
Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе
Игры, способствующие развитию моторики ребенка, включают следующие типы развлекательных занятий:
- пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями малыши заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.;
 - оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея — следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым;
 - шнуровка — вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем;
 - игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.);
 - лепка из глины, теста, пластилина.
 
Занятия по познавательному развитию в подготовительных группах
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:
- застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
 - откручивание крышек на баночках и бутылках;
 - перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
 - лепка из пластилина или теста;
 - сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
 - рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
 - рисование пальчиковыми красками или карандашами;
 - вырезание фигурок по контурам;
 - игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
 - нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
 - ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
 - массаж с помощью шипованных мячиков.
 
Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.
Упражнения для развития моторики в средней группе детского сада
В перечень упражнений, способствующих развитию моторики, входят следующие занятия:
- рисование карандашами. Их использование способствует напряжению рук малыша, чтобы подобрать силу нажима для проведения линий разной толщины, яркости;
 - сбор пазлов, мозаик, конструкторов;
 - застегивание и расстегивание пуговиц, замков.
 
Сбор пазлов из бумаги
Мелкая моторика у детей от 4 до 7 месяцев
В 4 месяца в соответствии с нормами развития ребенка малыш обычно крепко держит погремушку, умеет трясти ею, класть ее в рот и даже перекладывать из ручки в ручку. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок использует ладошки как клешни или грабли, то есть поднимает интересные для него предметы загребающим движением. Также малыш умеет хватать предмет одной рукой, перекладывать его в другую и делать вращательное движение запястьем на себя, чтобы рассмотреть вещь.
Как развивать моторику рук у ребенка от 4 до 7 месяцев
Что можно сделать для развития ребенка в этом возрасте:
- Кладите игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы у него был стимул за ними тянуться.
 - Давайте ему играть с кубиками и мягкими игрушками для развития зрительно-моторной координации.
 
Подведем итог
| Итак, у малыша в возрасте от 4 до 7 месяцев обычно развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет тянуться к предметам одной рукой. ● Он перекладывает предметы из одной руки в другую. ● Он умеет поднимать предметы загребающим движением ладони. | 
Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС
В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:
- для расслабления рук (кистей);
 - для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
 - для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
 - для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.
 
К первому виду относятся следующие упражнения:
- «Рыбка» в воде;
 - «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
 - «Ежик» с ладошками;
 - «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
 - «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
 - «Полет птичек» с активной работой рук;
 - «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
 - «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
 - «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
 - «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
 - «Паук» — передвижение пальцев по стене;
 - «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
 - «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
 - «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.
 
Ко второму виду относятся следующие упражнения:
- «Катание карандаша» с помощью ладони;
 - «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
 - «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
 - «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
 - «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
 - «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
 - «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
 - «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.
 
К третьему виду относятся следующие упражнения:
- «Покрути шишку» с помощью ладоней;
 - «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
 - «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.
 
К четвертому виду относятся следующие упражнения:
- катание предмета по столу вперед-назад;
 - катание предмета по столу по кругу;
 - надавливание пальцами;
 - ловля подкинутого мяча;
 - надавливание на мяч двумя руками;
 - перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.
 
Уроки рисования цветным песком на световом столе для детей
Пальчиковые игры и упражнения
Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.
Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память.
Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).
Пальчиковые рисунки
Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.
Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.
Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке о, «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.
Массаж ладоней и пальцев рук
Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Пальчиковый массаж
Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.
ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.
Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:
- Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
 - Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
 - Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
 - Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
 - Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
 - Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
 - Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
 - Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
 - Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.
 
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Занятия в детском саду включают те же упражнения и игры, что и дома.
Пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в средней группе
План занятия включает указание темы, постановку целей, задач, вводную (психологический настрой, разминка), основную (упражнения с предметами, рисование) и заключительную части (подведение итогов, похвала каждого ребенка).
Развитие мелкой моторики у детей 3, 4, 5 лет — это важный аспект общего полноценного развития малыша. Перед началом занятий можно получить консультацию у логопеда, невролога, педиатра, которые это подтвердят. Но следует помнить, что все уроки должны приносить радость и удовлетворение как детям, так и родителям, и тогда первые результаты не заставят себя долго ждать.
Мелкая моторика у детей от 1 до 3 месяцев
В возрасте до 1 месяца в соответствии с нормами развития ребенка ручки малыша обычно сжаты в кулачки, а пальчики руки обхватывают большой палец. Если положить ему в руку погремушку, он сможет ее схватить, и на этом пока все. Если по ладошке малыша провести пальцем, он крепко за него ухватится. Однако не стоит пробовать поднять его — ребенок может внезапно отпустить палец. Это всего лишь один из многих младенческих рефлексов, которые бывают у ребенка с рождения, — ладонный хватательный рефлекс, и малыш его не контролирует. В возрасте около 3 месяцев ручки малыша начинают расслабляться. Ладошка большую часть времени находится в полуоткрытом положении. Теперь, если ему в ручку положить погремушку, он может ее схватить, поднести ко рту или выронить, когда ему перестает быть интересно.
Как развивать моторику рук у ребенка от 1 до 3 месяцев
В этот период для развития ребенка рекомендуются следующие действия:
- Потрясти перед ним или над его головой игрушкой. Ребенок будет тянуться к ней или хлопать по ней ручкой.
 - Давать ребенку яркие предметы, по возможности разных размеров, форм и с разной текстурой.
 
Подведем итог
| На этом этапе у ребенка развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет сжимать и разжимать ладошку. ● Он подносит ручки ко рту. ● Он может держать игрушку вроде погремушки и трясти ее.  | 
Мелкая моторика у детей в возрасте 1 года
Поздравляем! Вашему малышу исполнился годик! В этом возрасте развитие ребенка идет семимильными шагами, и он уже много чего умеет. Родителей обычно впечатляет общая моторика, в частности долгожданные первые шаги, но и в области мелкой моторики есть чему удивиться. Благодаря более совершенной общей моторике, ребенок все больше стремится исследовать мир вокруг себя. В процессе этого совершенствуется и мелкая моторика. Малыш все еще не умеет брать самые мелкие предметы, но это достижение не за горами. Пока ребенку нравится изучать и играть с более крупными предметами, например с деревянными кубиками и деревянными пазлами. На этом этапе значительный прогресс происходит в развитии зрительно-моторной координации. Сейчас ребенок все чаще пользуется какой-то одной рукой, но это вовсе не значит, что у него уже определилась ведущая рука (то есть он будет левшой или правшой).
Как развивать моторику рук у ребенка в возрасте 1 года
По мере взросления ребенка можно делать с ним следующие упражнения на развитие моторики рук:
- Покажите малышу, как складывать бумагу. Можно сделать с ним веер-гармошку или бумажный самолетик.
 - Пусть ребенок вставляет кубики или штырьки разной формы (квадратные, прямоугольные, треугольные) в соответствующие отверстия.
 - Покажите ему, как ставить кубики друг на друга, чтобы получилась башенка.
 - Предложите ему игрушки, которые можно безопасно разбирать и собирать, например набор стаканчиков, которые вкладываются друг в друга.
 - Предложите ему лепить что-нибудь из пластилина.
 - Поручите ему несложную работу по дому, например подмести, расставить предметы или помочь вам в приготовлении еды (помешать блинное тесто или положить овощи в кастрюлю).
 - Поиграйте вместе на улице, например можно покидать друг другу мячик.
 
Подведем итог
| В возрасте от 1 года до 2 лет у ребенка развиваются следующие навыки и умения: ● Он может строить башню из кубиков и тут же ломать ее. ● Он играет с коробками, контейнерами и крышками от них. ● Он умеет поднимать движущийся предмет, например мячик. ● Он листает книги. ● Он поворачивает ручки дверей. ● Он умеет вставлять штырьки в соответствующие отверстия. ● Он рисует карандашами или пальцами. ● Он умеет пить из кружки. ● Он умеет сам есть ложкой (с переменным успехом). |