Особенности проведения физкультуры для детей в ДОУ

Вопрос об охране и укреплении физического состояния детей считается одним из самых важных практически во всех детских садах. В этом направлении работа проводится, опираясь на соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм, правильный подход к организации сбалансированного питания, системные закаливания детей, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия.

На сегодняшний день физкультура для детей в ДОУ имеет особое значение. По данным статистики, в России за последние годы увеличилось до 60 % количество детей, возрастом от 3 до 7 лет, которые отличаются функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Основной задачей детского сада является правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку для того, чтобы положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.

Важность физической культуры в детском саду для обычных детей и детей с ОВЗ

Именно физкультура является для большинства детей возможностью в будущем стать полноценными членами общества. Если правильно заниматься с малышом дошкольного возраста физическими упражнениями с понятной им проблемой, он будет учиться взаимодействовать с ровесниками, стремясь к первым достижением и развитию.

Что касается детей с ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья), для них существует индивидуальный подход, учитывающий следующие особенности:

  • коррекционно-компенсаторная работа. Подразумевает подбор упражнений, учитывающий основные и возможные сопутствующие недуги. В этом случае принято использовать комплексный подход, способствующий развитию физических способностей;
  • профилактические меры. Эта часть относится к наиболее важным, так как позволяет повышать тонус жизненных сил, а также здоровья, улучшать общее самочувствие и укреплять иммунитет;
  • психология. Нередко основной причиной поведения дитя асоциального характера является неуверенность в себе и в собственных силах. В результате малыш не понимает своей роли в обществе и не умеет взаимодействовать с ровесниками. Поэтому комплексный подход призван помочь ребёнку преодолеть подобные проблемы;
  • физкультура с детьми с ОВЗ в ДОУ также включает в себя образовательное воспитание. Это значит, что все дети с подобными проблемами должны обучаться спортивной культуре, а также правилам соревнований, что поможет им получить навыки работы с другими детьми в команде и впоследствии сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.

Обратите внимание! К основным упражнениям для детей с ОВЗ относятся такие занятия, которые направлены на приобретение важнейших бытовых навыков, сюда включены мелкая моторика рук, микро ориентировки, а также движение ног. Все эти упражнения всегда основываются на положениях о физических и психологических особенностях малыша, а также специальных методических принципах работы с каждым из них.
Для дитя без отклонений физические занятия также играют очень важную роль. Упражнение способствует не только укреплению здоровья, а и физическому развитию. Физкультура способна помочь умственной активности, а также благоприятно воздействует на организм в целом. В этом плане воспитатели предпринимают следующие меры:

  1. Утренняя зарядка. Она всегда благоприятно влияет на повышение работоспособности, а также улучшает самочувствие на целый день.
  2. Кратковременные вставки физических упражнений. Они призваны снимать утомление и повышать умственную способность, чтобы избавить ребёнка от чувства переутомления.
  3. Различные виды закаливания с разрешения родителей. Проведение физкультурных праздников, которые призваны не только улучшать самочувствие, а и способствовать физическому развитию, положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, что в будущем поможет ему воспринимать физические упражнения, как способ повышения настроения.
  4. Кроме утренней гимнастики, сюда включены такие её виды, как пальчиковая, артикуляционная и дыхательная.
  5. Для каждой группы всегда составляются особенные режимы двигательной активности, в которых, помимо организованных разновидностей упражнений по физкультуре, в режим дня дошкольников включены самостоятельные подвижные игры, учитывающие их индивидуальные и возрастные особенности.

Выбор вида спорта для ребенка

Впрочем, некоторые общие рекомендации сформировать на основе сказанного все-таки можно. Обращаем ваше внимание, что эти рекомендации прекрасно подойдут не только при выборе секции для ребенка, но и для взрослых, которые раньше не занимались спортом хоть сколько-нибудь серьезно, но еще не успели нажить особых проблем со здоровьем и хотят заняться профилактикой, «пока не началось». Во-первых, при выборе спортивной секции следует обращать внимание не только на моду, престижность (теннис, горные лыжи), предполагаемую практическую полезность (бокс, карате) или зрелищность (фристайл, паркур, фигурное катание) рассматриваемого вида спорта, но в первую очередь на вовлечение в тренировочный процесс максимального количества мышц организма и масштабируемость нагрузок, а во вторую очередь на травмобезопасность. Во-вторых, обязательно нужно помнить, что основной задачей являются не спортивные достижения, а накопление «запаса здоровья». Поэтому физкультурно-оздоровительные секции в данном случае предпочтительнее профессиональных спортивных федераций — у тех другие цели и задачи. Исходя из этих критериев, можно выделить следующие виды спорта, наилучшим образом отвечающие созданию «запаса прочности» при тренировках в физкультурно-оздоровительном режиме.

Особенности физкультуры в современных детских садах

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

  • организация такого оздоровительного комплекса, который способствует формированию оптимальной последовательности движения и постепенных наращиваний физической нагрузки, что в дальнейшем будет способствовать укреплению иммунитета ребенка, а также положительно воздействует на стимуляцию психофизиологического развития. Это позволит предупредить развитие множества патологических изменений в организме;
  • удовлетворение возрастных потребностей в физических упражнениях, которые должны восприниматься каждым ребёнком, как «мышечная радость», а воспитателями, как основное средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Во время подобных занятий по физической культуре малыши не только постигают особенности и возможности своего тела, а и общаются с ровесниками посредством соревнований по внимательности и ловкости.

Универсальные (для мальчиков и девочек):

Бодибилдинг — этот вид спорта, пожалуй, следует признать одним из лучших для указанной цели, в особенности для ребенка, не имеющего опыта спортивных занятий. Огромное количество (тысячи, если не десятки тысяч) упражнений и их вариантов, наилучшая из всех рассматриваемых видов спорта дозируемость нагрузки позволяют проработать все мышцы по индивидуальной программе, причем на любом уровне подготовленности занимающегося. А работа с отягощениями, особенно со штангой и гантелями, позволяет наработать разнообразные стереотипы движений, применимые в реальной жизни. Плюс к этому, самой по себе целью данного вида спорта является увеличение мышечной силы и массы и гармоничное развитие мышечной системы, то есть основная цель занятий совпадает с основной целью занимающегося в нашем случае. Бодибилдинг целесообразно дополнять игровыми видами спорта (в облегченном режиме занятия для удовольствия, а не на результат) для дополнительного развития координации движений и скоростно-силовой выносливости. Либо, наоборот, использовать в качестве корректирующего воздействия (1-2 тренировки в неделю) при основном занятии другими видами спорта, либо в качестве предварительной подготовки к началу занятий чем-то еще.

Плавание — этот вид спорта (как и любые водные виды спорта, включающие плавание: водное поло, синхронное плавание и т.д.) также предлагает достаточно универсальную нагрузку, так или иначе включающую в работу все мышцы нашего организма. Для наилучшего результата следует разнообразить используемые стили плавания и виды нагрузок (плавание по поверхности на груди и на спине, плавание под водой, ныряние, плавание по течению и против течения и т.д.) на каждой тренировке. Девочкам необходимо помнить о том, что серьезные занятия плаванием формируют характерные особенности фигуры (развитый плечевой пояс и мышцы спины, т.н. «фигура пловчихи»). В качестве дополнительной пользы плавание развивает умение, которое может пригодиться в реальной жизни.

Велосипедный спорт — в последние годы велосипед становится все более часто используемым повседневным видом транспорта в нашей жизни. И это отлично, поскольку езда на велосипеде, вопреки распространенному мнению, включает в работу не только ноги, но и все мышцы нашего организма. Кроме того, велосипед, как и плавание, является отличным кардиотренингом. Необходимо только напомнить, что при езде на велосипеде ребенок в обязательном порядке должен пользоваться защитными приспособлениями (шлем, налокотники, наколенники, перчатки) и соблюдать ПДД при движении или пересечении транспортных магистралей. Дополнительная польза очевидна — использование велосипеда в современном городе зачастую позволяет добираться до нужного места ничуть не медленнее, чем на автомобиле. Необходимо отметить, что велосипедная «акробатика», очень модная в последние годы, отличается повышенной травмоопасностью и рекомендована для наших целей быть ни в коем случае не может. Только спокойная езда.

Скалолазание — этот вид спорта, сейчас переживающий в России «второе рождение», также предлагает достаточно разнообразную физическую нагрузку и развивает отличные двигательные стереотипы, применимые в повседневной жизни. Недостатком является, пожалуй, только слабая возможность дозирования нагрузок — все тренировки происходят с собственным весом занимающегося и уровень нагрузки регулируется в основном продолжительностью тренировки.

Многоборье (видов многоборья существует множество, описываемые достоинства характерны практически для любого из них, но в данном случае мы в первую очередь имеем в виду классические легкоатлетические многоборья) — незаслуженно забытый в наше время комплексный вид спорта, который во время СССР являлся основой общей физической подготовки во многих ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школах). В настоящее время адаптированная и специализированная система многоборья является основой подготовки солдат, сотрудников силовых ведомств и МЧС России. Большое количество сложных многосуставных движений позволяет достаточно качественно проработать все мышцы, вдобавок развивая полезные двигательные стереотипы, координацию движений и скоростно-силовую выносливость. «Недостаток» у этого вида спорта один — сегодня вы практически нигде не найдете надлежащих условий для занятий и тренеров, способных помочь вашим детям добиться в этом виде спорта хорошего результата. Своеобразной разновидностью и «наследником» многоборья можно назвать паркур — максимально быстрое передвижение без остановки в обычных городских условиях с преодолением любых препятствий (заборы, стены, перила, лестницы и т.д.), встречающихся на пути. Это, несомненно, интересный и перспективный вид спорта, но отличается достаточно высокой травмоопасностью, требует высокого уровня физического развития сам по себе и поэтому для поставленных нами целей не подходит.

Хайкинг (другое название «скандинавская ходьба», т.е. ходьба с лыжными палками, а также возможен и бег с лыжными палками, который еще в годы СССР использовали лыжники в летнее время) — несмотря на распространенное мнение, что это спорт «для старушек», хайкинг позволяет тренироваться с достаточно серьезными нагрузками даже людям в очень хорошей физической форме. Главное его достоинство — минимум оборудования и доступность где угодно. Классический страх детей и многих взрослых — смеются окружающие. Посмотрим еще, кто будет смеяться через 15 лет. Лучше сейчас ходить с лыжными палками, чем потом с ортопедическими. После освоения базовой техники вполне пригоден для самостоятельных тренировок. Лишь бы терпения хватило для регулярных занятий в этом случае, у детей (да и у взрослых, что уж греха таить) с этим чаще всего проблемы.

Стандартные комплексы упражнений

Если ребёнок постоянно выполняет зарядку, у него повышается аппетит и активность на весь день. Все упражнения подобраны таким образом, чтобы воздействовать на мышцы позвоночника, шеи, поясницы, плеч, конечностей и таза. Основная цель, которую преследуют воспитатели, это воздействие на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также профилактика такого заболевания, как сколиоз.

Лучше всего зарядку подводить на свежем воздухе, что и пытаются делать все воспитатели в тёплые поры года, а зимой хорошо подойдёт проветренное помещение, обычно это спортивный или музыкальный зал. Очень хорошо на организм дитя влияет гимнастика одновременно с закаливанием. В дальнейшем это положительно воздействует на иммунную систему и устойчивость организма малыша ко многим заболеваниям.

Комплекс упражнений включает в себя три этапа:

  • вводная часть. Зарядка (вращения головой, круговые движения руками, повороты туловища, наклоны);
  • основные упражнения. Растяжка мышц рук, ног и спины, приседания с постепенным увеличением повторений, отжимания (по возможности);
  • заключительная часть. Легкий бег с переходом на шаг, встряхивание мышц для расслабления.

Первый этап включает в себя различные виды ходьбы, а также бега, которые необходимы для постепенной активации различных групп мышц. Далее можно приступать к таким упражнениям, которые будут способствовать укреплению и силе мышц, а также подвижности в суставах, формировании осанки и координации. Что касается заключительной части, сюда обычно входят некоторые виды гимнастики и умеренная ходьба.

Преимущественно для мальчиков:

Спортивная (силовая) гимнастика или акробатика, а также «дворовые» или «уличные» ее варианты (в основном включающие в себя упражнения на перекладине и с собственным весом, такие, как отжимания, «пистолетик» и т.д.) — прекрасный способ очень серьезно повысить собственные физические возможности. Большое разнообразие нагрузок и количество выполняемых движений включает в работу мышцы всего организма, вырабатывает полезные в повседневной жизни стереотипы движений. В качестве недостатка можно отметить более высокие риски получения травм, чем в универсальных вариантах. Собственно, поэтому эти виды спорта и считаются традиционно более мужскими, не так ли?

Гиревой спорт — при минимальном необходимом снаряжении (пара гирь или даже одна гиря в минимальной постановке вопроса) гиревой спорт позволяет добиться очень высоких силовых результатов, повысить координацию движений, скоростно-силовую выносливость, наработать сложные двигательные навыки и стереотипы. Полезны как базовые упражнения с гирями — рывок, толчок, жим, так и жонглирование, различные специальные упражнения, разработанные позднее. При достаточной фантазии с гирями можно получать весьма впечатляющие результаты. Недостаток примерно тот же, что и у многоборья, — очень плохо с тренерами. А без правильной техники при самостоятельных занятиях либо будет снижен результат, либо повышен риск получения травмы.

Борьба или единоборства — борьба в данном случае является более предпочтительной по сравнению с видами спорта, допускающими ударную технику. И даже в этом случае, в связи с гораздо более высокой травматичностью по сравнению с другими рассматриваемыми видами спорта, стоит серьезно подумать, прежде чем отдавать ребенка в «боевые» секции. Эти виды спорта тоже дают нагрузку на все мышцы организма, но и проблем приносят немало. Основным преимуществом боевых искусств считается развитие способности к самозащите. Однако в современном обществе этот фактор играет далеко не определяющую роль, большинству людей в жизни вообще не приходится вступать в конфликты с применением физического насилия, либо такие случаи в течение жизни единичны. Конечно же, лучше уметь и ни разу не получить шанса применить, чем не уметь, когда это вдруг понадобится… Но с другой стороны, микротравмы и иногда более серьезные повреждения (они при серьезных занятиях неизбежны, причем гораздо чаще, чем в повседневной жизни) практически сводят на нет полезные эффекты от роста физических возможностей. Одна из самых больших групп наших «спортивных» пациентов, к примеру — бывшие борцы и «рукопашники». То есть данные виды спорта полезны больше для других целей, не тех, которые рассматриваются в данном материале.

Упражнения, используемые на занятиях

Физические упражнения должны быть разработаны для того, чтобы дети могли освоить различные формы и возможности движения, развивать и совершенствовать требуемые для этого навыки. Все занятия должны проводиться в игровой форме.

Можно использовать упражнения, при которых ребята учатся лазать, целенаправленно ловить и бросать, прыгать, ритмично двигаться, быстро бегать, выполнять задания парами, пользоваться инвентарем (мячи, скакалки, веревки, маты).

При разработке занятий не нужно забывать, что большой плюс – это музыка. Физкультура в детском саду с использованием музыкального сопровождения помогает развить чувство такта и ритма. Да и просто улучшает настроение. Упражнения, которые выполняются под любимые звуки детских песен, доставляют большое удовольствие детям. Ведь они могут подпевать и ассоциировать себя с любимым персонажем.

Организация занятий

Физкультура в детском саду должна способствовать развитию моторики у детей, создавать у них положительную мотивацию, но прежде всего — радовать их. Чтобы достичь этого, инструктор при организации занятий должен ориентироваться на интересы и способности детей, на актуальные потребности, а также на имеющиеся помещения и их оснащение инвентарем. При всем этом необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Программа физической культуры должна содержать в себе большое число разнообразных подвижных упражнений и игр, также нужно предоставлять достаточное количество времени для выполнения каждого упражнения.
  2. Занятия должны соответствовать развитию детей, то есть необходимо исключить завышенные или заниженные требования.

  3. Детям нужно предоставить достаточно возможностей для совершенствования и развития способностей и навыков, а также для тренировок самостоятельно.
  4. Инструктор физкультуры в детском саду реализует индивидуальный подход по отношению к каждому ребенку: создаются подгруппы детей исходя из состояния здоровья и их темпов физического развития; на занятиях ведется наблюдение за самочувствием детей; меняется содержание и нагрузка занятий в соответствии с особенностями каждого из детей.
  5. Следует помнить, что лучшего результата можно достичь с помощью многократных повторений, но самый лучший способ обучения – это личный пример.
  6. Желательно пытаться избегать упражнений, когда дети соревнуются индивидуально. Лучше организовать командные состязания.

Не самый оптимальный спорт для детей

А вот видов спорта преимущественно для девочек, пригодных для наших целей, к сожалению, попросту нет. Можно было бы назвать популярные художественную гимнастику или фигурное катание, но эти виды спорта в силу своей специфики провоцируют, во-первых, гипермобильность суставов, во-вторых сколиозы, в-третьих — достаточно травмоопасны и некомфортны для суставов в целом. Яркий пример «пользы» фигурного катания для здоровья — Евгений Викторович Плющенко (знаменитый российский фигурист, двукратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, завоевавший также огромное количество других спортивных наград на чемпионатах высочайшего уровня), у которого в процессе занятий фигурным катанием с нагрузками крайне высокой интенсивности, выполнением сложных прыжков возникли серьезные проблемы с позвоночником и необходимость вмешательства нейрохирургов. Насколько опасны высокие нагрузки для опорных суставов говорит и пример Алексея Константиновича Ягудина (знаменитый российский фигурист, соперник Е.В. Плющенко, олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира) — он вынужден был прекратить спортивную карьеру из-за серьезных проблем с тазобедренным суставом. Это лишь наиболее известные случаи, о многих мы просто не знаем. Конечно, при снижении интенсивности нагрузок снижается и риск, но не в достаточной степени, чтобы вообще избежать проблем. О типичных проблемах у девочек, в детстве занимавшихся бальными танцами, фигурным катанием и художественной гимнастикой, вам расскажет любой врач, занимающийся заболеваниями суставов. Поэтому данные виды спорта сами нуждаются в дополнительных корректирующих занятиях и уж точно не могут служить поставленной цели сами по себе. Впрочем, универсальные виды спорта предлагают достаточно широкий выбор, которым девочки могут свободно пользоваться наравне с мальчиками.

А как же игровые виды спорта (футбол, хоккей, регби, теннис и т.д.), спросите вы? В первую очередь следует отметить намного меньшее разнообразие возможных нагрузок в таких видах спорта. Вторым важным недостатком является сравнительно высокая травматичность (эта группа пациентов у нас даже крупнее «боевых» спортсменов). Несмотря на преимущества, которые подобные виды спорта предоставляют в части развития координации, скорости реакции и т.д., их использование для целей развития максимально возможной мышечной массы и силы менее целесообразно, чем рассмотренных выше видов спортивной нагрузки. Многие из таких видов спорта (теннис, метания, стрельба из лука, гребля на каноэ и др.) вообще предполагают ассиметричную нагрузку, что провоцирует развитие сколиозов. Грамотный тренер, конечно же, будет заставлять ребенка прорабатывать обе руки одинаково, но это встречается далеко не всегда, а для некоторых видов спорта просто затруднительно делать. А вот гребля на байдарках, к примеру, довольно полезна для профилактики сколиозов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]