Задачи:
Формирование у детей положительного отношения к природе.
Формировать знания и развивать умения у детей по уходу за объектами природы.
Воспитывать в детях мотив общественно значимого труда.
Совершенствовать трудовые навыки и умения детей.
Материалы к занятию: клеенка, фартуки, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, палочка, лейка с водой, коробка или ведро с землей, совочки, баночки с черенками в воде на каждого ребенка, у воспитателя несколько комнатных растений (Герань), от которых берут черенки.
Ход занятия
Вводная беседа с детьми о комнатных растениях. • Какие растения вы знаете в уголке природы? (Дети называют несколько растений.) • Почему они называются комнатными? (Это растения, которые в нашей местности не растут в открытом грунте круглогодично, т.к. они не переносят холодных зим.) Сюрпризный момент: Слышен стук в дверь, входи почтальон, приносит красивую коробку. Воспитатель объясняет, что чтобы узнать, что лежит в коробке и её открыть, надо отгадать загадку: Загадка. Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. На окне в такую рань Распустилася … (герань).
Воспитатель: Каждый цветок прекрасен по-своему. Герань — символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Не зря еще герань называют «бабушкин цветок». «Бабушкин» — значит родной, привычный, домашний… Родился цветок далеко-далеко в Южной Африке. Привезли его к нам путешественники-мореплаватели. Всем он понравился за то, что он так красиво цветёт. Давайте внимательно рассмотрим герань (пеларгонию). Растение это светолюбивое, у него прямой стебель, округлые, светло-зелёные листья на длинных черенках. На листочках как будто нарисованы бурые, коричневатые круги. Цветки растут «букетиком» — соцветием.
Посадка черенка. Воспитатель: Ребята, а кто хочет посадить черенок герани, чтобы потом подарить такое красивое растение маме? (Дети высказываются.) Как сажать черенки? (Показ воспитателя.)
Сделать ямку палочкой, воткнуть в землю и прокрутить.
Поместить черенок в углубление в земле.
Землю около черенка прижать, но не слишком близко к стеблю.
Посаженный черенок польём.
Самостоятельная трудовая деятельность. Посадка детьми черенков. Дети считают количество листьев и запоминают. Когда появится новый лист, черенок прижился, растет. Поливают растение.
Итог занятия: Разговор с детьми об уходе за растениями. Напомнить о том, что эти растения ребята принесут в подарок маме.
Труд детей на воздухе
Посильный труд детей на воздухе
Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
В.А. Сухомлинский.
Труд дошкольников в природе имеет свою специфику:
Конечная цель
отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Например, чтобы вырастить овощи, ягоды, цветы и т. п. результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал какую-то игрушку — можешь играть).
Предполагает участие и помощь взрослого.
Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Детей младшего дошкольног
о возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
В средней группе
дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскапывание очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). При этом у детей воспитывают настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.).
Старших дошкольников (5—7 лет)
необходимо приучать работать во все времена года:
Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников.
Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц.
Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай — летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.
Организация труда дошкольников.
Детский труд следует дозировать.
Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка. Например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание.