Стремление к самостоятельности и активности детей среднего дошкольного возраста позволяет не только развивать у них чувство уверенности в собственных силах при выполнении простейших процессов самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и пр.), но и включать детей в несложный хозяйственно-бытовой труд семьи и детского сада (сервировка стола, мытье игрушек и чайной посуды, вытирание пыли, стирка кукольной одежды и мелких детских вещей и пр.). Задача педагога — учить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), осваивать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто и т.д.). Именно целостное освоение трудового процесса и способность получить результат дают возможность ребенку стать действенным субъектом посильной ему трудовой деятельности, почувствовать свою умелость, самоутвердиться, вызывают желание взять на себя повседневные трудовые обязанности, освобождая от них взрослых (уборка игрового уголка, дежурство по столовой и пр.). Освоение позиции субъекта детского труда — главное педагогическое условие для вхождения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становления отношений со взрослыми и сверстниками, воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств.
Представления, познавательные, речевые, трудовые и игровые умения. В ходе собственной трудовой деятельности вычленять цель, предмет труда, трудовые действия, результат в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде, правильно называя их. Уметь устанавливать последовательность в конкретных процессах хозяйственно-бытового труда.
Переносить представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы (сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких детских вещей и пр.).
Проявлять самостоятельность в самообслуживании (умение пользоваться туалетом, тщательно умываться, пользоваться всеми столовыми приборами, одеваться и раздеваться; умение следить за своим внешним видом, устраняя неполадки с небольшой помощью взрослого).
Освоить некоторые специальные трудовые умения: правильно и симметрично расставлять столовые приборы; наливать достаточное количество воды; намыливать; тереть губкой (тряпочкой), оттирая грязь; споласкивать; выжимать; тереть ткань о ткань при стирке, развешивать для просушки и т.д.
Отражать процессы самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в играх на бытовую тематику.
Отношение к труду. Испытывать радость от участия в труде, от оказанной взрослому помощи. Проявлять добросовестность, ответственность, активность, инициативность в труде. Быть уверенным в своих способностях. Стремиться помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно относиться к результатам чужого труда; уважать умелость и самостоятельность другого человека.
Уровни освоения программы
Низкий. Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь советами и указаниями по подготовке к работе и выполнению трудовых действий.
Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, без напоминаний следит за своим внешним видом. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь, самоконтроль недостаточен. Ребенок ярко проявляет эмоции по поводу успехов и неудач в труде, стремится научиться, стать умелым, войти в реальные трудовые связи с близкими. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
Высокий. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий, его труд результативен. Ребенка отличают быстрота, точность, слаженность трудовых действий, самоконтроль. Иногда он выступает в роли организатора в коллективных формах трудовой деятельности. Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно входит в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, способен к деловому сотрудничеству, проявляет внимание и заботу к детям, уважение к старшим.
Самообслуживание у детей средней группы
Привлечение детей к оказанию помощи своим сверстникам имеет успех лишь в том случае, если первые заранее знают, в каком виде эту помощь можно оказать, и владеют этими умениями. Если ребенок, например, не умеет застегнуть туфлю себе, он не сможет этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощники другому, является самообслуживание. Ребенок, действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому . Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками одевания, раздевания, не могут иногда применить усвоенный способ действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков в другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждать в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивает общими напоминаниями: » Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво». Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходит на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно. К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помочь кому-то, но и пытаются » научить » опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения. При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные обязанности в этом виде труда, объясняется, почему надо их выполнять, показывает их значимость для окружающих. Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо заинтересовывать их разнообразием этого труда, создать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, закрепление навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности. Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности самообслуживания способствует и то, что воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчеркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как сегодня быстро оделись Ваня и Саша. Им Света, Соня помогали. А теперь все дружно поиграем». Анализ результатов труда, объективная их оценка становится эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя. Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Воспитанию у детей средней группы самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям ( плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей на музыкальное занятие), воспитатель вместе с товарищами осуждает его. По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований. В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.
Конспект на тему Самообслуживаниев средней группе
Конспект занятий по организации самообслуживания для средней группы
Цель: -учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на свое место, помогать взрослым и сверстникам в х/б труде.
-развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе
-воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
Оборудование: предметы быта и предметные картинки, игрушка Домовенок.
Ход занятия
Воспитатель накануне читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
-О ком рассказ? Кто будил Машу в д/с?
-Почему однажды Маша опоздала в д/с?
</ -Почему она не смогла найти свои вещи сразу? Где лежали чулки? Где она нашла туфли? Куда было заброшено платье? Где она встретила детей в д/с? Кто виноват, что Маша опоздала?
Воспитатель: -кто следит за порядком в доме?
— как вы помогаете маме в этом?
-кто следит за порядком в группе?
-вы помогаете в этом взрослым? Как?
Дети: убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды.
Воспитатель: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе.
Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас.
Воспитатель: подходит к спортивному уголку, и просит детей назвать, чего не хватает.
Дети: кеглей и мяча.
Воспитатель: подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает?
Дети: корзинки с погремушками
-в уголке изодеятельности — раскрасок.
Воспитатель: вот видите дети многие вещи попрятались. Но я подскажувам, кто поможет их отыскать.
Вы этого героя знаете. Это Домовенок, он живет в каждом доме и все знает, что в нем происходит. Воспитатель показывает детям Домовенка и обращает внимание на его внешность, и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый и в руках у него мешок, вкотором могут быть пропавшие игрушки.
Домовенок хочет с вами поиграть Д/и.
«Чудесный мешочек»
Воспитатель вызывает по одному ребенку и просит достать любую вещь из мешка. Ребенок достает предмет называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:
-почему каждая вещь должна лежать на своем месте?
Дети: чтобы не тратить время на ее поиски и сразу можно было ее взять.
Воспитатель: кто должен следить за порядком?
Дети: взрослые и дети.
Воспитатель: вы знаете, где должны находится каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь свое место. Домовенок предлагает поиграть д/и «Каждой веще свое место»
На столе много мелких предметов (швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол) и (шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики) .
Воспитатель с Домовенком просит поочередно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры Домовенок награждает детей звездочками за помощь.