Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России: цели и задачи


Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания

Определение 1
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.

Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

  1. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
  2. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
  3. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
  4. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
  5. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
  6. Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • принцип личного нравственного примера;
  • принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
  • принцип индивидуальности воспитания;
  • принцип интеграции программ воспитания;
  • принцип актуальности и востребованности воспитания.

Духовно-нравственное развитие личности ребенка

Духовно-нравственное развитие личности ребенка

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» одной из основных задач современного российского образования является обеспечение духовно-нравственного развития личности ребенка.

Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания. Недостаток этого трудно восполнить в последующие годы.

Для формирования чувства нравственности, патриотизма, духовности очень важно давать детям начальные знания о Родине. Но при этом не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от сердца. В ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все разумное, доброе, вечное, что создавалось веками. Поэтому приоритетным должно стать духовно-нравственное воспитание, основанное на знании традиций, культуры, истории своих предков, не исключая сопряжения культуры и традиций православия, так как история нашего Отечества неразрывно связана с Православием.

В нашей школе в течение нескольких лет одним из направлений внеурочной деятельности является общекультурное. В рамках данного направления разработан и проводится курс «Духовное наследие». Целью программы является духовно-нравственное воспитание учащихся, создание условий для формирования и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины.

Задачи:

• формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;

• сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;

• духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия;

• приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;

• формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.

• возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

• воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;

• развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно-исторических ценностей страны, региона, города;

• воспитание этики доброжелательного отношения к людям других национальностей;

• воспитание коллективизма и ответственности;

• пропаганда здорового образа жизни.

Разделы программы курса «Духовное наследие» следующие:

  1. Мир твоей души
  2. Мир природы
  3. Мир чувств
  4. Мир общения
  5. Человек среди людей.

В ходе работы над разделом «Мир твоей души» дается представление о душевных сокровищах: чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству.

В разделе «Мир природы» на основе расширения представлений детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени года происходит показ, чему может научить человека каждое время года; утверждается вера в добро, дружбу, любовь; определяется, что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро. Обсуждаются вопросы:

— какие дары приносит Земля;

— что человек может сделать для Земли;

— что Земля может сделать для человека.

Раздел «Мир чувств» знакомит с понятием «благородство». Учащиеся определяют, какой бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей. Обсуждаются проблемы:

— Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?

— Может ли доброта исцелить человека?

— Почему чашка воды больше моря?

— Что такое благотворительность?

— Стоит ли помогать нуждающимся, больным и несчастным людям?

— Если нет денег и лишних вещей, чем можно помочь другим людям?

Раздел «Мир общения» позволяет научиться находить друзей, объяснять, что надо человеку, чтобы его уважали и хотели с ним общаться. Учащиеся составляют советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти. На занятиях этого раздела дети учатся познавать себя, свои нравственные качества.

Занятия раздела «Человек среди людей» призваны учить детей правилам общения в различных местах.

Проведение занятий внеурочной деятельности предусматривает как теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией старинных вещей, репродукций, посещение выставок, музеев, так и практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде занятий по сценической речи, декоративно-прикладному искусству (знакомство с ремеслами), вокально-хоровой работы, разучивания народных игр, песен, танцев.

Приведем примеры некоторых видов работ, используемых на занятиях данного курса:

— описание самого кроткого человека в классе, не называя его имени;

— определение значения слов «счастье», «дружба»;

— рисование цветка счастья;

— изображение «сияющей дружбы»;

— описание самого счастливого дня в жизни;

— обсуждение вопроса «Что надо человеку, чтобы его уважали?»;

— составление списка основных правил уважения, правил общения, правил поведения;

— проведение игр: «Цепочка добрых целей», «Что помогает душе расти» и др.;

— проведение праздников совместно с родителями;

— участие в школьных праздниках («Святки», «Масленица», «Встреча птиц» и др.);

— поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла с Днем защитников Отечества, Днем Победы;

— шефская помощь пожилым людям.

Совместная подготовка к проведению календарных праздников реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений. При этом следует учитывать желание и тягу каждого участника праздника, его психологический настрой.

На занятиях курса «Духовное наследие» вводится традиция чаепития как выражение традиции русского гостеприимства, которое устраивается после праздничных посиделок. Во время чаепития у детей воспитываются навыки самообслуживания (сервировка стола, уборка стола после чаепития), культурного поведения за столом, обсуждаются проблемы коллектива. Чаепитие сближает детей и их родителей, делает их одной семьей.

Духовно-нравственное воспитание целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин защитников, а из девочек — женщин-матерей. Оно создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, классу и школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.

Дети — наше будущее. Но они и наше настоящее. От того, какими вырастут наши дети, зависит не только их благополучие, но и здоровье нашего общества.

Исторические аспекты духовно-нравственной педагогики

Развитие и становление системы образования в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды в развитии государств характеризуются определенными взглядами на образование и воспитание детей, возможностями образовательного процесса, потребностями общества в образованных и подготовленных людях и, наконец, состоянием государственной системы образования.

Анализ историко-архивных документов, правовых документов в области образования, нормативных, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем образовании как о сложном образовательном процессе, обусловленном меняющейся социальной, социокультурной и экономической ситуацией в стране.

С древних времен люди создавали свою педагогику, готовили детей к практической деятельности, к борьбе жизни с помощью разнообразных воспитательных средств.

С появлением семьи семейное воспитание стало практически единственной формой образования детей в обществе на протяжении многих тысячелетий; школы и другие учебные заведения были немногочисленны и обслуживали небольшую часть детей, в основном из привилегированных сословий. Классовый характер общества обусловил различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.

В системе образования, разработанной в Афинах в VII-V вв. Век до н.э. доминирующее положение заняли семейное воспитание и образование. В отличие от спартанской системы образования, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейного воспитания. Для девочек, в соответствии с положением женщин в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего образования. Помимо традиционных основ грамотности (чтение, письмо, счет), их обучали игре на музыкальных инструментах, домоводству, рукоделию и шитью.

Многие принципы спартанской и афинской систем воспитания получили дальнейшее развитие в Риме (6 век до н.э.). Как и в Афинах, мальчиков воспитывали и обучали до 7 лет, а девочек и того позже, под присмотром матери или старших родственниц, на которых возлагалась ответственность за их образование. С 7 лет мальчики начинали учиться, обычно под присмотром своих отцов. Образование имело чисто практическую цель — подготовить ребенка к социальной, военной и экономической деятельности в тех формах, которые диктовались социальным статусом семьи. Так, помимо чтения, письма и арифметики, которым обучали всех, сын ремесленника или крестьянина готовился к работе в хозяйстве отца; сын аристократа учился владеть оружием, плавать, ездить верхом, узнавал кое-что об управлении Древним Римом и приучался руководить сельскохозяйственными работами в имении отца. Главной особенностью римского образования и воспитания был его ярко выраженный гражданский характер. Главной целью было воспитание активного члена общества, способного пожертвовать собой ради семьи и государства, храброго солдата, презирающего все иностранное, искусного политика и расчетливого землевладельца. В последующие века эта система в основном сохранилась, были внесены лишь некоторые изменения: Обучение детей стали поручать рабам, их воспитанием занимались специально приглашенные учителя.

Семья — одна из главных тем древнерусских литературно-педагогических памятников XIV в. и отечественных сборников XIV в. Педагогическая мысль Древней Руси ярко проявилась в «Поучении детям» князя Владимира Мономаха, в таких литературно-письменных памятниках, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Духовно-нравственное воспитание XVII – начала XX веков

Эпоха Петра Великого (1682-1725) изменила взгляды на образование. За относительно короткий период времени в России были созданы основы национальной системы образования. До Петра I в России оценивали человека по принадлежности к тому или иному сословию, при Петре I впервые стали значимыми личные достижения и заслуги перед Отечеством.

В эпоху Петра I в обществе начали формироваться новые идеологические ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, знакомство с западноевропейской модой влияли на жизнь и сознание людей. Поклонение всему «чужому» не могло не повлиять на изменение подходов к воспитанию и обучению молодежи. В XVIII. Век в России формируются первые образовательные ассоциации. В XIX веке реализуются различные педагогические проекты творческого, свободного воспитания молодого поколения.

Опыт семейного воспитания стал той почвой, на которой «выросли» первые педагогические теории. Сначала они не подчеркивали специфику воспитания в семье, а использовали опыт семейного воспитания, чтобы сделать общие педагогические выводы.

С появлением государственного образования возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Она решалась по-разному — в зависимости от господствующего общественного строя, философских и общественно-политических взглядов мыслителя или учителя-практика. Так, по убеждению Квинтилиана — теоретика ораторского искусства в Древнем Риме — общественное (школьное) образование имеет больше преимуществ по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Тот, кто воспитывался в уединении, будет ослеплен ярким блеском солнца и не найдет для себя никаких новостей, когда войдет в жизнь со своими знаниями».

Он выделил четыре стадии развития нового поколения (младенчество, отрочество, юность и мужественность) и наметил шестилетний период обучения (шестилетняя школа) для каждой стадии; он сказал, что школа для ребенка — это школа матери в каждой семье. Я.А. Коменский выдвинул систему идей, связанных с признанием великих даров в природе ребенка: естественного влечения к свету, к знаниям, к добру, и определил роль воспитания как помощь ребенку в процессе его взросления. Это стремление проникнуть в природу ребенка было выражено им в определении принципа «естественности».

Английский философ XVII века Локк был убежденным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернанток. Главной целью образования, по Локку, является добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя достичь в школе: Школа — это «отросток общества», а общество таково, что воспитывает безнравственных людей. Поэтому Локк решительно настаивает на том, что образование происходит не в школе, а в семье, где умный и добродетельный воспитатель может воспитать такого же «джентльмена». В этом аргументе — трезвая оценка Локком современного общества и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии природных способностей ребенка оказали большое влияние на историю педагогической мысли. Для него ребенок — это как чистый лист, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей, как следствие, возникла вера в исключительное влияние школы Локка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]