Сущность эстетического воспитания, его цели и задачи.

Восприятие прекрасного все чаще сводится к стоимости художественного шедевра на аукционе. Оценивание «престижности» красоты вытесняет истинные эстетические ценности, мешает воспринимать прекрасное как высшее мерило человечности и составляющее нравственности. Можно ли воспитать вкус у детей и взрослых или это прерогатива только «утонченных» натур? Насколько актуально эстетическое воспитание сегодня, как правильно его организовать? Искать ответ на эти сложные вопросы будем в нашей статье.

Что такое эстетическое воспитание

Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. При этом выбор средств такого воздействия огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Прививать навыки самопознания, самосовершенствования через призму красоты нужно с самого раннего детства.

Родители, обеспокоенные будущим своего малыша, приступают к его воспитанию с рождения. Красивые яркие игрушки, классическая музыка, ласковые лица родителей – вот главные составляющие воспитательного процесса. Гармония и красота в вещах, словах, поступках позволяет маленькому человечку видеть, чувствовать и ценить прекрасное.

«Правильные» жизненные ориентиры «подхватывает» детский сад и школа. В учреждениях образования углубляют нравственные понятия через призму красоты и доброты, учат на примеры литературных героев выбирать правильный жизненный путь. С помощью живописных полотен учится мечтать, а затем воплощать мечты в жизнь. На уроках трудового искусства постигать науку прекрасных «грязных» рук и способность создавать шедевры в повседневной обыденности.

Однако на практике путь эстетического воспитания тернист и сложен. Часто его неправильное построение или полное отсутствие связано с безграмотностью взрослых, которые сами, не имея четкого понятия о нем, не могут передать ценность красоты окружающего мира.

Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах. Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созидании прекрасного, но и в его создании.

Красной нитью в эстетическом воспитании должна проходить мысль о необходимости воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневный вещи: быт, работу, семью.

Тесная взаимосвязь эстетики в повседневной жизни активно проявляется во всем. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Возможность ценить красоту природы – патриотизм, любовь к малой родине. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне восприятия искусства, учат нравственности.

У эстетически развитой личности все жизненные проявления гармоничны и красивы. Они требуют «равноправного» развития физической, нравственной и интеллектуальной культуры, совершенствовать которые нужно всю жизнь.

Правильно сформированный вкус позволяет оценить жизненные проявления уродства и красоты, комедии и драмы. Он также требует ежедневного совершенствования, «проверки» и развития. Сформировать вкус можно только под воздействием эстетического идеала. И здесь важную роль играет общественное окружение человека: от его гармоничности и нравственности зависит правильный выбор человека.

Важная составляющая эстетического воспитания – формирование навыков нравственного поведения, уважения к общественным, общечеловеческим законам, любви ко всему живому, окружающему миру.

Воспитание эстетики, как и все воспитание, – долгий процесс. Большая «картина» красивой человеческой души рисуется постепенно: каждый год человеческой жизни добавляет в нее новый мазок. Каким он будет, насколько яркими будут краски, зависит от жизненных обстоятельств, семьи, социального окружения человека.

Психологический аспект

В ходе обучения у детей формируется эстетический вкус. Он проявляется в оценке произведений искусства, при рассматривании живописных полотен. При этом восхищаться красотой мира можно и в быту. Дети видят эстетику в окружающих их предметах, одежде.

Эстетическое воспитание дошкольников — это долгий процесс, основная роль в котором отдается обучению. При этом педагог воздействует, прежде всего, на психологию ребенка. Детям читают книги (в каждой возрастной группе определенные произведения), дают слушать музыку.

Чтобы приобщиться к красоте художественного слова, читают книги таких авторов, как:

  • Чуковский К. И.
  • Маршак С. Я.
  • Михалков С. В.

Понять красоту музыки помогают произведения следующих композиторов:

  • Кабалевский Д. Б.
  • Чайковский П. И.

Все это воздействует на детей психологически. Для прослушивания произведений они не тратят физических сил. Работает только мозг. Если книги приносят ребятам удовольствие, то это формирует их эстетический вкус.

Цели и задачи

Цель эстетического воспитания проста и сложна одновременно: научить человека видеть прекрасное во всех его проявлениях, анализировать и оценивать увиденное, принимать активное участие в его создании.

Задачи воспитания эстетично развитой личности также многогранны. Их условно делят на 2 группы.

1 группа задач работает в таком направлении:

  • Формирует вкус, созидательное отношение к окружающей природе;
  • Развивает возможности чувствовать, слышать, видеть прекрасное в природе, искусстве, литературе, поступках людей;
  • Воспитывает потребность в созерцании красоты и отличный художественный вкус.

2 группа задач направлена на развитие умений создавать прекрасное в искусстве и повседневной жизни.

Только тесное взаимодействие этих задач позволит добиться высоких воспитательных результатов.

Методы и средства

В педагогике разработано множество методик, помогающих развить вкус человека. Однако до сих пор ни одна из них не может заменить личный пример близких, родных людей. Также важна психологическая, нравственная обстановка, в которой человек живет и растет. На личном примере воспитанник учится таким вещам:

  • Общаться;
  • Ухаживать за собой;
  • Относиться к себе и окружающим.

Другие методы тесно связаны со средствами, с помощью которых достигается эффективность воспитания. Перечислим самые популярные из них:

  • Беседы;
  • Творческие мастерские;
  • Занятия в кружках, секциях;
  • Посещение выставок, театров, музеев;
  • Участие в фестивалях, конкурсах интеллектуального, творческого содержания;
  • Домашние творческие вечера.

Мы уже говорили о том, что успех эстетического воспитания во многом зависит от того, когда к нему приступили. Чем раньше ребенок начал постигать красоту окружающей его действительности, тем быстрее у него сформируются правильные эстетические идеалы, к которым он будет стремиться на протяжении всей жизни.

Игра – вторая по эффективности возможность воспитать гармоничную личность, умеющую ценить прекрасное. Являясь частью игрового сценария, его действующим лицом, ребенок накапливает правильно сформулированные эстетические впечатления, вникает в правила нравственного поведения. Игра готовит личность к «выходу» на жизненную арену. Развитие речи помогает сформировать представление о богатстве языка и культуры, прививает потребность к чтению.

Участие в праздниках, концертах, выставках – следующее звено развития вкуса через непосредственное участие в создании прекрасного. Посещение театров, музеев, выставок, концертов совершенствует задатки вкуса, формирует и совершенствует эстетический идеал.

Средства формирования эстетической культуры учащихся в работе классного руководителя

Эстетический опыт человечества, накопленный за тысячелетия его развития, богат и разнообразен, представая во всей полноте материального мира, который человек создал в соответствии со своими представлениями о законах красоты.

На протяжении веков формировались представления об идеале красоты, которые находили выражение в чистом виде, прежде всего, в произведениях искусства и ремесел. Формирование эстетической культуры личности осуществляется прежде всего на основе восприятия произведений искусства (С.А. Аничкин, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев, Г.С. Лабковская, Н.М. Сокольникова,

О. Б. Гордиенко, Н. В. Киреева и др.), которые являются прямым отражением эстетического восприятия действительности творческой личностью и непосредственно воздействуют своим содержанием на зрителя, читателя, слушателя.

Искусство — одно из самых мощных педагогических средств формирования эстетической культуры личности, которое предстает перед нами как своеобразный мост, соединяющий людей независимо от возраста, интересов, языка, национальности. Искусство — это особый мир культуры, общения, взаимоотношений и самовыражения человека.

Эмоциональное богатство искусства, его чувственность, символизм и образность находятся в гармонии с эмоциональным миром человека. С раннего возраста ребенок способен выражать эмоции, искренне откликаться на проникновенные и образные смыслы художественной культуры своего народа, которая близка и понятна ему с рождения. Поэтому искусство является необходимым компонентом в предметной системе любой образовательной системы.

Не менее эффективным средством эстетического воспитания школьников является природа. Большой опыт эстетического воспитания детей с помощью природы накоплен К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским и другими известными педагогами.

В.А. Сухомлинский утверждал, что научить ребенка жить в мире красоты, «чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира создавала в нем красоту», формируя его профессиональное кредо. «Радость труда, — говорил педагог, — немыслима без чувства красоты» Создавая для всех науку о том, как красота мира должна создавать красоту в самом человеке, В. А. Сухомлинский видел высшую воспитательную задачу в формировании людей, которые не только любят природу, но и способны украсить ее для всеобщего счастья.

Труд и организация быта ребенка имеют особое значение для формирования эстетической культуры личности.

Работа всегда была важнейшим условием развития человеческой личности. В процессе работы возникало чувство прекрасного. Помимо приобретения профессиональных навыков, он помогал молодому поколению приобрести эстетические взгляды, вкусы, традиции, эстетические нормы и стандарты, принятые в обществе.

Эстетическое воспитание

В обыденной жизни применить все теоретические составляющие эстетического воспитания бывает сложно. Ведь воздействие эстетики на человека, обучение и совершенствование навыков происходит всю его сознательную жизнь. Оно зависит от многочисленных факторов: семьи, школы, общества. Рассмотрим их подробнее.

В семье

С семьи начинается все. В этой фразе нет преувеличения. Первые шаги малыша, его слова, улыбка адресованы самым близким, родным людям из его окружения. Сделаны они с поддержкой этих близких людей и под их руководством. В данном случае поведение родителей является эстетическим идеалом, к которому бессознательно стремятся дети.

Воспитание эстетики в семье складывается из нескольких составляющих:

  • Опрятность членов семьи, чистота в доме;
  • Эмоциональная и нравственная атмосфера;
  • Умение выражать эмоциональные привязанности;
  • Наличие правил семейного поведения и поддержание дисциплины.

Базой для развития эстетического сознания малыша являются такие факторы:

  • Пение колыбельных песен мамой;
  • Оценивание красоты картинки, стихотворения, песенки;
  • Рисование предметов окружающей действительности;
  • Чтение сказок и стихов;
  • Проведение бесед, во время которых ребенок получает исчерпывающие ответы на свои вопросы;
  • Оформление детской комнаты, всего жилого помещения.

Помимо бессознательного восприятия окружающей действительности ребенком эстетическое воспитание в семье должно дополняться воздействием родителей. Оно состоит из таких последовательных воспитательных аспектов:

  • Прививать малышу наблюдательность, умение анализировать увиденное;
  • Сопоставлять формы, цвета, запахи, строение предметов;
  • Акцентировать внимание малышей на окружающие «мелочи»: листья, бабочки, особенности формы зданий;
  • Подбирать вещи для повседневного обихода со вкусом, рассказывать ребенку об их достоинствах;
  • Позволять малышу самостоятельно делать выбор между понравившимися вещами.

Так как эстетическое воспитание тесно связано с другими воспитательными разделами, мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты, можно проводить во время любого вида деятельности ребенка.

В школе

Работа в школе по развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических способностей сложна. Эта сложность вызвана наличием или отсутствием безусловной базы определенных навыков и умений, которые закладываются в семье. При их отсутствии педагогам сложно воздействовать на личность ребенка, развивать, совершенствовать его, делать ценителем прекрасного.

Однако это вовсе не значит, что отсутствие тяги к прекрасному, хорошего вкуса должно стать причиной педагогического бездействия. Работа педагогов должна быть распланирована таким образом, чтобы на каждом учебном предмете и внеклассном мероприятии красной нитью проходила мысль о воздействии эстетики на жизнь человека.

Нахождение ребенка в детском коллективе, где ценят, создают эстетические ценности, накладывает положительный отпечаток на его сознание, нравственность. Под воздействием социального воздействия медленно, но верно происходит формирование тех черт характера, которые так необходимы гармонично развитому человеку. Особенно это важно для тех малышей, которые не смогли пройти эстетическую «адаптацию» с родителями.

В обществе

Чем старше становится человек, тем сложнее ему «переделать» себя. Это же правило касается возможностей эстетики. Человек, который на протяжении многих лет жил с бессознательным отрицанием «ненужных» ему эстетических вещей, вряд ли сможет за один вечер научиться восторгаться бессмертными творениями великих классических музыкантов.

Приобщиться к миру прекрасного можно только одним способом: с помощью «горячего» желания самого человека. Возникает такое желание, как правило, исключительно под воздействием социума, то есть, ближайшего окружения человека.

Однако это вовсе не значит, что заниматься развитием эстетики должны только те взрослые, которые «потеряли» в детстве возможность развивать изумительную способность видеть прекрасное во всем. Вкус развивается, совершенствуется на протяжении всей человеческой жизни. Остановка в данном случае означает духовную болезнь, которая может трагически закончится для «пациента» обесцениванием всех значимых ранее эстетических факторов.

Педагогические основы

Педагог в ходе своей деятельности должен уметь побудить ребенка не только эмоционально отмечать предметы искусства, но и формировать собственное эстетическое представление о них. Благодаря этому, малыши учатся оценивать, у них появляются элементарные понятия о красивых предметах.

В дошкольном возрасте, наряду с эстетическим воспитанием, происходит формирование художественных навыков. Если у ребенка есть определенные задатки, то появляется большой шанс развить их в талант.


Эстетическое воспитание дошкольников должно быть разноплановым, чтобы вовремя выявить одаренного ребенка

Нельзя упустить одаренность. Если дети умеют не только формировать личные впечатления и выражать их, но и передавать физически (рисование, лепка), то это говорит о высшей стадии развития.

В своей работе педагог проводит большое количество практических занятий. Детское творчество в основном основано на подражании. Чем младше ребенок, тем сильнее он пытается повторить все за взрослым.

В старшем возрасте ребята уже проявляют инициативу. Например, они могут дополнить рисунок деталями, не предусмотренные планом. Такую самостоятельность нельзя подавлять.


С возрастом у детей появляется желание дополнить рисунок новыми деталями — это нужно поддерживать

В основе педагогической деятельности лежит не только приобщение ребенка к искусству. Прежде всего, дети сами по себе являются творцами. И когда в них просыпается желание создавать, его нужно поддержать. В старших группах детского сада художественные поделки становятся полнее и более выразительными.

Крупская Н. К. отмечала, что наряду с эстетическим чувством развивается творческое мышление. Это легко заметить, если понаблюдать за детьми. Наиболее развитые малыши могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. У них работает воображение, они сами распределяют роли, создают разнообразные ситуации.

Таким образом, педагог дает детям в ходе обучения много знаний. Сами же дошкольники комбинируют все воедино, оценивают увиденное и услышанное. Это в результате дает хороший результат: ребенок развит не только нравственно, но и понимает эстетику мира. Он умеет применить свои знания в практике.

Согласно ФГОС, обучение эстетичности должно проходить в тесном союзе с художественными навыками. Благодаря лепке и рисованию, ребенок выражает свои переживания и впечатления от увиденного. Детям предлагают массу вариантов реализовать себя. Цель таких мероприятий – вызвать желание творить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]