Статья на тему: «Цели и задачи экологического воспитания дошкольников»статья по окружающему миру по теме


Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Через игру закрепляются понимание о жизни растениях и животных, полученные во время экскурсий, непосредственного контакта с обитателями луга, леса, пруда.

Технология проведения экологической игры:

  1. Выбор темы из программы.
  2. Определение цели и условий игры.
  3. Продумывание поэтапного ходы игры.
  4. Распределение ролей.
  5. Знакомство с правилами.

Методика обучения таким играм зависит от особенностей возраста дошкольника. Существуют разные виды игр: предметные, настольные, словесные, творческие. При создании творческих игровых ситуаций можно использовать сказочных персонажей.

Например, Красная Шапочка ходит к бабушке через лес и может встретить разных его обитателей, собирать листья лесных деревьев. Важное значение для проведения игр имеют игрушки: куклы, рыбки, зверьки. Они должны быть эстетичными, яркими, реалистичными. В этом случае игра стимулирует активность детей, повышает их эмоциональный настрой.

Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Дунаева Юлия Александровна

воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко»

Сеченовский район

Нижегородская область

Интенсивная просветительская работа по формированию у населения экологического сознания начинается в детском саду – в первом звене системы непрерывного экологического образования.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к рукотворному миру, себе и к окружающим людям. В основе экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособленных зависимостей от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ (пищевые связи). Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснение взрослого. Могут самостоятельно или при помощи взрослого выделить отдельные трудовые действия, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, которые направлены на сохранение и улучшение жизни животных и растений.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается отдельными формами поведения ребенка, которые служат критериями оценки его экологической воспитанности (экологической культуры).

Экологическая культура – это совокупность взглядов на природу, осознанное отношение к ней, которое отражается на поведении человека и всей его практической деятельности.

«Хранилищем» традиционной экологической культуры является экологическая субкультура детей.

На сегодняшний день различные аспекты детских субкультурных особенностей представлены в исследованиях В.В. Абраменковой, М.А. Козловской, Е.Ю. Копейкиной, Е.Е. Сапоговоой, Е.О.Смирновой и Р.Е. Радевой, М.В. Осориной. Смысл и значение детства и детской субкультуры как социально-исторического явления рассматривают А. Баркан, М.Д. Дональдсон, В.Т. Кудрявцев, В.Д. Шадриков и др.

Экологическую субкультуру как форму существования описывает А.Д. Клещев, а Г.П. Сикорская видит в экологической субкультуре образовательный системокомплекс. Экологическую субкультуру Детства и саморазвитие ребенка в ней изучает В.А. Зебзеева.

Основным педагогическим условием, способствующим становлению экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования является использование эколого-субкультурных практик Детства.

Эколого-субкультурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия с природой в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах – со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи объектам природы, а также формирование негативного отношения к проявлениям недовольства, обиды, грубости кем-либо по отношению к объектам природы.

Эколого-субкультурные практики, применяемые в ДОУ:

1. Обустройство собственной экологической культурной среды ребенка.

2. Насыщенное информацией речевое и предметное общение с воспитателями и сверстниками.

3. Практика вопрошания, начала рефлексии (задать вопрос экологического содержания и найти на него ответ).

4. Практика познания и самостоятельное учение.

5. Нравственные нормы практики общения и взаимодействия с природой.

6. Становление характера и своеволие (стремление и способность действовать ради блага природы, несмотря на свои желания).

7. Привычное участие в природоохранной деятельности и труде в природе.

8. Культурное пространство природоведческого чтения.

9.Экологическое творчество.

10. Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов.

11. Музицирование и овладение элементарными основами музыкальной культуры.

12. Регулярное прослушивание и свободное пение песен о природе.

13. Экологоориентированная двигательная активность.

14. Коллекционирование.

15. Посещение культурных учреждений и культурно-массовых мероприятий.

16. Телевидение и компьютер – замена традиционно любимых детьми современных мультфильмов на те, которые воспевают природу и грамотного, заботливого, бережливого по отношению к природе человека.

Эколого-субкультурные практики предполагают включение ребенка в решение проблемных экологических ситуаций развития с целью приобретения экологического опыта; реализацию накопленных ребенком знаний и опыта в специально организованных и не регламентируемых видах деятельности или ситуациях, в окружающей педагогической, социальной или природной среде.

Экологическая культура как качество личности формируется как в процессе педагогического взаимодействия, так и при стихийном становлении и активности самого индивида, каждая из обозначенных практик будет включать и самодеятельность ребенка и культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, отражающие знаки, символы, образы природы.

Литература:

1. Зебзеева, В.А., Моисеева, Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования: монография /В.А. Зебзеева, Л.В. Моисеева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2008. – 169с.

2. Копейкина, Е.Ю. Субкультура детства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии: (24.00.01) /Копейкина Елена Юрьевна. — Нижний Новгород, 2000. — 31с.

3. Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка /Н.Б. Крылова //Новые ценности образования (Самобытность детства). — 2007. — №3. — С.79-108.

4. Е.В. Михеева. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. — №6 (40). – С147-150 с.

Дневник производственной практики Экологическая практика

Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Омский педагогический колледж №1»
ДНЕВНИК
производственной практики
Экологическая практика
специальность 44.02.04
Специальное дошкольное образование
Студентки группы

ФИО

Руководитель практики

ФИО

База практики

ОМСК 2018
Инструктаж по технике безопасности
Учебная экологическая практика

специальность 44.02.04
Специальное дошкольное образование
Обучающийся группы

База практики

Ф.И.О. обучающегосяДата проведенияДопуск к работеПодпись инструктируемого
1
2

Ф.И.О. должность инструктирующего __________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи) М.П. организации Сведения о базе практики

ДОО

Адрес:

Заведующий

Старший воспитатель:

Воспитатели групп
Список детей

Блохина Аня
Григорьев Коля
Жигульских Марина
Константинов Илья
Иорк Женя
Корниенко Лиза
Меньчикова Наташа
Попов Никита
Лобанов Дима
Суханов Миша
Сивков Дима
Талеров Эдик
Татарникова Лиза
14Савинцев Влад
15Садыков Фаррук
16Шадрин Алёша
17Шуваева Оля
18Гаан Андрей
19Борисов Женя
20Роор Ира

Индивидуальный план ежедневной работы обучающегося

ДатаВиды деятельностиПримечание
Инструктаж по технике безопасности
Знакомство с ДОУ
Знакомство с группой детей дошкольного возраста
Изучение специфики труда воспитателя
Мониторинг эколого — развивающей среды в группе
Мониторинг эколого — развивающей среды в ДОО
Мониторинг эколого — развивающей среды на участке ДОО
Фотоотчёт на тему экологическое пространство

Задание № 1Мониторинг эколого — развивающей среды в группе
В группе растут следующие комнатные растения:

— алоэ, толстянки. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.

— хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.

— фуксия, бегония. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому малыши смогут изучить их строение.

— каланхоэ

— глоксинии

— крассула

-колеус, гипестес с разноцветными листьями. Эти растения достаточно яркие, и детям будет интересно наблюдать за их ростом, способствует развитию у них наблюдательности.

Растения соответствуют программе, по которой работает группа.

Растения ухоженные, фуксия, бегония и глоксинии цветут.

В уголке природы нет животных, т.к. у ряда детей аллергия.

Весной в уголке природы проращивают лук.

Предметы ухода за растениями:

2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.

Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.

Однако следует обращать внимание на тех ребятишек, кто стремится навести порядок после труда в уголке природы, хвалить их за аккуратность, любовь к чистоте, приводить в пример остальным: «Посмотрите, ребята, как постарались Оля и Алёша! Они не только цветы рассадили, но и всё чисто убрали, ни соринки не оставили. Нашим новым цветам так приятно будет жить на чистой полке, в порядке, уюте. Они тоже благодарят Олю и Алёшу, кивают своими листочками». Вскоре поддержание порядка и чистоты в уголке природы станет увлекательным делом для всех ребят.

Календари и дневники наблюдений

Не менее важными задачами организации уголка природы являются:

Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.

Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.

Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.

Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).

Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.

Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха — знаками (туча, дерево, человечек).

Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях

Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.

Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.

Все рисунки детей помещают в окошки календаря и рядом с ним, даже если они вышли не очень похожими. Во-первых, маленькие творцы запомнят и оценят, что их произведения не остались без внимания, а во-вторых, в рисунках детей шестого года жизни важна не схожесть с оригиналом, а желание поделиться увиденным с окружающими. Чтобы развивать у воспитанников желание наблюдать за погодой и вести календарь, рисовать значки-символы в окошках календаря поручают всем детям по очереди, а не только тем, кто хорошо рисует.

Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников

Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:

Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей). Почему не все они притягиваются, хотя звенят, если постучать ими друг о друга?

Увеличительное стекло и ткань, бумага, кожа, мех в небольших лоскутках. Как выглядит их поверхность при увеличении? Какой из материалов наиболее похож на наши ладони, чем, почему?

Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Почему одни катятся или улетают, если на них подуть? Камень падает громко, а перо тихо. Камень можно бросить далеко, а шарик из салфетки нельзя. Почему?

Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни. Одни плавают, другие тонут. А что случится с пёрышком? С мячиком для пинг-понга? Дети способны сделать правильное предположение на основе полученного опыта и испытают огромную радость, когда их догадка подтвердится.

Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны

Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:

песок, глина;

сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);

каштаны, жёлуди, шишки;

обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;

чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);

крупы, мука;

семена растений.

В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:

букет осенних листьев;

корзинка с овощами или фруктами;

грозди рябины (следует подчеркнуть в беседе с малышами, что после того, как рябина «погостит» у них, её отдадут на корм птицам и ягоды не пропадут зря);

еловая или сосновая ветвь;

макет (поделка) снегиря на ветке;

макет снеговика;

полянка с подснежниками (поделка) и так далее.

В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами

Дидактические игры и пособия

Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака — друг человека, помогает ему, защищает, а волк — дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).

О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).

Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.

О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.

О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).

О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.

О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.

О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.

Таблица 1

Игры на экологическую тематику для детей

Название и оборудование игрыЗадачиХод игры
Экологическое солнышко. Плакат с изображением солнышка, в центре и на концах лучей которого расположены кармашки. Предметные картинки: 3–4 «центральные» и по 6 зависящих по смыслу. Конверты (мешочки).Формировать у детей представление о взаимосвязях между живой и неживой природой, совершенствовать умение высказывать своё мнение, воспитывать экологически целесообразное поведение.Воспитатель располагает плакат так, чтобы он находился на уровне глаз детей и был всем хорошо виден. Достаёт из мешочка «центральную» картинку и укрепляет в центре солнышка. — Дети, кто изображён на картинке? (Корова). Корова — очень полезное животное, а чем же она полезна? (Она даёт много молока, из которого делают вкусные витаминные, полезные для здоровья продукты). А какие явления природы помогают корове давать молоко? Давайте расскажем. Из другого мешочка (конверта) педагог или ребёнок по одной извлекает и устанавливает в кармашках на концах лучей солнышка картинки с изображением объектов природы, дети поясняют, как то или иное связано с коровой (Одуванчики и клевер — еда, которую корова ест, чтобы давать молоко. Пчёлы опыляют цветы, которые ест корова. Камни — из камней построен тёплый коровник и т. д.)
Выстрой цепочку. Карточки с изображением явления природы, живого объекта (начального), цепочки из стрелок 2–3 пустых окошек, ведущих к другому объекту (завершающему). Предметные картинки.Закрепить знание взаимосвязи между явлениями природы, миром животных и растений, развивать связную речь, умение строить предложения, воспитывать интерес к миру природы, любовь к животным, растениям.Детям раздают карточки, на которых изображено животное, растение, явление природы, просят рассмотреть, что было вначале и что стало потом. Когда ребёнок опишет свою карточку, ему предлагают достать из конверта ещё 2–3 картинки, связанные по смыслу с его карточкой, разложить их в окошки и описать, что же произошло с героем. Например, на карточке в первом окошке изображён серый зайчик, а в последнем — белый. Ребёнок рассказывает: «Сначала зайчик был серый, а потом стал белый, сменил шубку». Достав из конверта картинки с изображением снегопада, лисы, серого зайчика, который прячется под кустом, ребёнок выстраивает цепочку и поясняет: «Осенью зайчик был в серой шубке, но выпал снег, всё стало белым. Лиса ищет зайчика, хочет поймать. Зайчик в своей серой шубке боится выйти на снег. Но природа подарила ему белую шубку, чтобы прятаться на снегу от волка и лисы».
«Найди дом для животных». Большие карточки с изображением луга, леса, поля, сада. Предметные картинки с изображением растений и животных-обитателей этих природных зон.Закрепить знания о растениях и животных леса, луга, сада, поля. Развивать познавательный интерес, представление об экосистемах ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе.Игра проводится по принципу лото. Детям раздают большие карточки, просят внимательно рассмотреть и назвать, что на них изображено. Ведущий достаёт из мешочка или конверта предметные картинки и показывает детям, и тот, кто узнал «обитателя» своей экосистемы, забирает карточку себе. Если ребёнок ошибся и никто из детей не знает правильного ответа, на ошибке внимание заострять не нужно, карточку откладывают и повторяют действия с ней, когда конверт (мешочек) опустеет.

Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.

Прекрасными наглядными пособиями являются папки, которые педагог оформил сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край».

3,62 Mb.
Поделитесь с Вашими друзьями:

С чего начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников

Первый шаг- создание условий для этой работы: уголок природы с аквариумом, мелкими животными в группе, небольшой зимний сад, музей природы. В живом уголке могут содержаться птицы, рыбы, пресмыкающиеся, маленькие зверята.

Ребята кормят их, убираются, наблюдают, изучают их особенности. Важное значение имеют и прогулки, когда ребята наблюдают, и делают выводы о тех или иных явлениях в живой и неживой природе.

Нельзя умалить роль родителей в экологическом воспитании. Сейчас в семьях содержатся кошки, собаки, попугаи, черепахи. Стоят аквариумы, комнатные растения. Взрослым следует ежедневно приобщать детей к миру природы, постижению ее тайн, чтобы уже с раннего детства возникло чувство единства с окружающим миром.

Экологическое воспитание в детском саду


Уже в юном возрасте начинается взаимодействие малыша со сверстниками, с взрослыми, с объектами природы. Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы-почемучки, перенимает ценности и традиции старших.
Возраст от 3 до 6 лет – наиболее восприимчивый. Дошкольник усваивает опыт взрослых людей, основываясь на доверии к ним. Уже с малых лет он учится активно сотрудничать с природой, сопереживать ей.

Экологическое воспитание закладывается в семье и продолжается в яслях. Каждое дошкольное учреждение составляет свою программу по формированию природоохранных знаний, охватывающую весь воспитательный процесс, начиная с прогулки и заканчивая учебными занятиями.

Экологическое образование

Теперь о понятии «экологическое образование». В педагогической литературе можно встретить множество определений понятия «образование». Поэтому во избежание разночтений вспомним, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2014 г.) образование рассматривается как единый процесс воспитания и обучения.

В этом случае экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение.

Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий, под экологическим воспитанием — формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений.

В других современных источниках, в том числе относящихся к дошкольному образованию [6], в понятие «образование» наряду с обучением, воспитанием включается и развитие.

Учитывая сказанное, экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой.

(Здесь необходимо обратить внимание, что многие педагоги придерживаются старых терминологических представлений и в своих разработках образовательных мероприятий выделяют цели образования, цели воспитания и цели развития, что в свете сказанного логически неверно: цели образования уже включают в себя реализацию целей воспитания и целей развития.)

Цель экологического образования — формирование экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Ни то ни другое у дошкольников сформировано быть не может. Поэтому при работе сними можно говорить лишь о предпосылках или начале формирования экологической культуры.

Принципы и модели экологического образования

В теории экологического образования одним из первых был сформулирован принцип междисциплинарности, который предполагает формирование экологических знаний, умений, отношений в процессе изучения всех или почти всех учебных дисциплин. Применительно к дошкольному образованию этот принцип нацеливает педагогов на осуществление экологического образования в рамках всех названных во ФГОС образовательных областей.

В настоящее время известны три модели экологического образования: однопредметная, многопредметная и смешанная.

  • Однопредметная модель реализуется в рамках специального экологического курса (в дошкольном образовании это «Юный эколог» и др.) или интегрированной дисциплины экологической направленности.
  • Многопредметная модель реализуется за счет насыщения экологическим материалом всех или почти всех учебных дисциплин.
  • Смешанная модель предполагает изучение экологических вопросов в каждом учебном предмете и целостно в специальном предмете (предметах).

Очевидно, что наиболее эффективна смешанная модель.

Экологический подход в образовании дошкольников

В содержание экологического образования дошкольников включаются знания, относящиеся к тому или иному разделу научной экологии. Например, в примерной основной программе «Мир открытий» предполагается формирование первичных представлений о том, что в природе все взаимосвязано, а человек — часть природы,а также о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания [4].

Однако гораздо большие возможности для экологического образования детей представляет не собственно экологическое содержание программ или занятий, а реализация педагогом экологического подхода в образовании.

Под экологическим подходом понимается включение экологических аспектов в большинство рассматриваемых с детьми вопросов, соотнесение изучаемых объектов с человеком, его поведением, деятельностью. С.Н. Николаева включает «экологический подход» в определение понятия «экологическое воспитание дошкольников»:«… это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии» [2].

В этой же работе С.Н. Николаевой есть разделы «Экологический подход к пониманию разнообразия в живой природе», «Экологический подход в упорядочении представлений о многообразии в живой природе». Понятно, что только этим использование экологического подхода не ограничивается.

Практически любой рассматриваемый естествоведческий, а иногда и обществоведческий вопрос может включать в себя и экологическую составляющую. Например, при изучении растения рассматриваются не только его внешний вид или строение, но и влияние на его рост и развитие экологических факторов: влаги, света, тепла. При изучении природных зон обсуждаются не только особенности климата, растительного и животного мира, но и вопросы адаптации организмов к условиям среды (например: почему у карликовой березы неглубокая корневая система, низкий искривленный ствол? почему медведь, обитающий в ледяной пустыне, белый? и т.п.).

Возрастные особенности отношения дошкольников к природе

Их необходимо учитывать в образовании детей. После рождения ребенок не в состоянии идентифицировать себя и окружающую среду. Еще Ж. Пиаже установил, что основной чертой отношения к миру у дошкольника является эгоцентризм. Ребенок четко не дифференцирует свое Я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира свои собственные побуждения. Результатом является антропоморфизм, т. е. наделение объектов и явлений окружающего мира свойствами, присущими самому ребенку. Эта особенность восприятия во многом сохраняется и у младших школьников, а частично и у взрослых людей.

И после того как ребенок начинает осознавать разницу между своим Я и окружающими объектами и явлениями, он еще определенное время не разделяет среду на природную, техногенную и социальную. Отношения в мире людей дети переносят и на отношения в мире природы и в мире вещей. Это проявляется в олицетворении. Олицетворение — наделение объектов и явлений природы качествами, свойствами человека определенного типа: например, лису — хитростью, зайца — трусостью. Такие отношения во многом сохраняются и у младших школьников, часто и позже.

На ранних этапах развития ребенка педагог поддерживает антропоморфизацию природы, побуждает сопереживать животному, растению: «не трогай котенка — ему больно так же, как тебе», «не ломай ветки — растению больно».

Пример игровой ситуации: воспитатель обращается к детям с предложением ответить на полученную телеграмму.

«Мы первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень». (По В. Бианки. «Телеграммы из леса».)

При работе со старшими дошкольниками в содержание игры, построенной на очеловечивании природы, начинают вводить экологические сведения. Вот пример игровой ситуации, аналогичной описанной выше.

Педагог зачитывает телеграмму из леса.

«Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле — на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь: их много. Нужна срочная помощь! Передайте это детям. Срочно. Ваш Дятел».

Здесь дети уже получают представление о взаимоотношениях птиц и насекомых, об экологической роли дятла.

Названные особенности восприятия детьми природных объектов (очеловечивание, олицетворение) предоставляют возможность для интеграции собственно экологического воспитания и воспитания нравственного.

Проблемы экологического воспитания

Главная проблема этого направления — низкая оснащенность садов. Необходимы условия для создания зимнего сада, мини-лабораторий. Для осуществления игровой деятельности нужны дидактические материалы, карты, пособия, макеты, игрушки.

Вторая проблема – жизнеспособность разработанной системы воспитания. Программа по экологическому воспитанию и вся методика экологического воспитания дошкольников будет реализовываться в том случае, когда продумана каждого этапа работы, результат работы: каким мы хотим видеть воспитанника на момент поступления в школу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]