Пять этапов плана по самообразованию к теме экология
I этап – информационно – аналитический. Подбор темы по самообразованию для воспитателей
На этом этапе изучается психолого – методическая литература и подбираются экологические темы по самообразованию для воспитателей. Составляется перспективный план работы, организуются выставки игр и пособий, обобщаются опыты работы по экологическому воспитанию дошколят, вместе с родителями организуется выставка поделок из овощей, фруктов и листьев.
II этап – внедрение в практическую деятельность
На этом этапе разрабатывается программно – методическое обеспечение процесса образования. Формой распространения опыта является:
- календарно-тематическое планирование;
- наглядный материал;
- просмотр педагогической деятельности;
- подготовка памяток, анкет рекомендаций и советов для родителей, педагогов и детей;
- подборка методического оснащения и пополнение методической копилки;
- составление перспективного рабочего плана.
III этап. План самообразования по экологии в ДОУ – это представление рабочего опыта по экологической теме.
Составляются конспекты занятий, консультирования для родителей, педагогов, развлечения по воспитанию экологии. Далее проводится самоанализ воспитательной работы, диагностируются и отслеживаются результаты работы, оформляются отчеты в виде информационных листов в таблицах с результатами.
IV этап – работа с семьей
Оформляются родительские уголки по теме «Заучивание стихов о временах года». Изготавливаются папки-передвижки на следующие темы: «Лесные сокровища», «Птичья жизнь зимой», «Не причиняйте вред природе», «О чем говорят растения». Изготавливают семейные газеты, фотовыставки «Лучшие места отдыха в нашей деревне», а также читают «Изумительный книжный мир», как способ повышения культуры родителей по экологии.
V этап – мероприятия для детей
На данном этапе проводятся мероприятия для ребят «Осенние дары», «Природный мир глазами ребят», подготавливаются стенгазеты «Мир экологии в жизни малюток», «Берегите природные богатства», «Маленький эколог», «Зеленая аптечка». Загадываются загадки, декламируются стихи по экологии, проводятся наблюдения, тематические прогулки и изготавливаются плакаты в защиту природного мира.
Для дошколят экология в Доу и самообразование педагогов направлено на создание и реализацию таких развлекательных замыслов, как:
- обогащение и систематизирование знания дошколят об экологии, природном мире, предметах и явлениях внешнего мира;
- развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи, сенсорики дошколят;
- формирование желания действовать с различными игрушками и играми, побуждение к творчеству в игре, самостоятельности и инициативы;
- воспитание творческой самостоятельности, формирование дружелюбия, дисциплинированности;
- воспитание культуры честного соревнования в соревнованиях.
Самообразование воспитателя в Доу по экологии возрастает вместе с размышлением над тем, чего не хватает нашим малышам. Многие педагоги занимаясь самообразованием, пришли к выводу, что дошколята являются равнодушными к окружающему миру, не замечают тот или иной природный объект, у них нет чувства единого целого с природой.
По мнениям многих педагогов, для понимания экологии и природного мира, ребенку необходимо дать не только знания о ней, а научить слушать и сопереживать природным явлениям, научить видеть, как зеленеет травка, как поют птицы, какой звук издает ветер. Тогда обогатится и внутренний мир малышей. Но без обучения самого педагога и обогащения опыта работы не обойтись, поэтому для воспитателя будут полезны следующие вебинары:
- «Как организовать зону природы в ДОО: методический инструментарий для воспитателей»;
- «Виртуальные экскурсии в ДОО как средство экологического воспитания дошкольников».
Методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждений «Детский сад № 20»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: воспитатель
Кривцова Екатерина Руслановна
Городской округ Дзержинск
2019
2.1.Проект «Работа с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников»……………………………………………………………….7
2.2.Перспективный план проекта…………………………………………..10
- Заключение……………………………………………………………….13
- Литература……………………………………………………………….14
- Приложения………………………………………………………………15
- ВВЕДЕНИЕ
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников — одна из составных частей работы дошкольного учреждения. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют все больше внимания. Причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее; осознание себя как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
В работе с родителями по данной проблеме я решала следующие задачи:
- Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе.
- Установить преемственность в работе с семьей.
- Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья.
Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само с собой», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались» — таковы ответы родителей.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов), либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т.п.).
В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой «в природу» намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и т.д.).
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В своей практике использую следующие формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
- Беседы за круглым столом «Сбережем родную природу», родительские собрания «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома», «Чудеса живой природы» в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
- Беседы и сообщения экологической направленности для родительского уголка. («Экологический паспорт», «Экологическая ситуация», «Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда», «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»).
- Календарь интересных дат — совместные досуги, праздники («День птиц»), КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание — участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д. («Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее», «Мой домашний любимец»)
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок, передвижек.
- Составление в течение года альбома «Я и природа» для каждого ребенка. Здесь помещаются рисунки детей, их фотографии, сделанные во время экскурсий, походов, посещения дачных участков, поездок в деревню и т.д. Родители записывают высказывания детей, забавные случаи и истории, связанные с природой. Дети в группе могут рассказать о том, что нового они узнали, увидели, где побывали, прокомментировать фотографию или рисунок.
- Разработка серии запрещающих и разрешающих знаков. На первых из них (красного цвета) отражаются действия человека, которые могут нанести вред природе и, которые человек не должен совершать. На вторых — разрешающих (зеленого цвета) — изображается все, что благоприятно влияет на природу, способствует её хорошему состоянию. На прогулке дети могут развесить знаки по участку и рассказать о них ребятам из других групп.
- Ремонт старых книг и сбор макулатуры. Дети уже знают, что бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить людям бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Можно устроить выставку отремонтированных вместе с родителями книг. Сдать макулатуру, а на полученные средства купить новые книги, лопатки, грабли и т.д.
При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы — здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.
Еще немаловажно при общении с родителями — верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика — все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.
- . ПРОЕКТ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность проекта: в связи с большой загрязненностью окружающей среды, низким уровнем экологической культуры населения, в России уделяется большое внимание вопросам экологического образования. Сделан акцент на экологическое просвещение всех слоев населения.
Первой ступенькой экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Но воспитание правильного отношения к природе, умения обращаться с живыми объектами природы может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.
Задача педагога: совместно с семьей дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающей среды, учить сопереживать живым существам.
Беседы с родителями выявили большое желание знакомить детей с природой родного края, но в то же время показали низкий уровень экологической компетентности.
Немалое значение в воспитании дошкольников имеет пример родителей. Было решено начать экологическое воспитание дошкольников с создания проекта по работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей.
Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Цель проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания у детей экологической культуры.
Задачи проекта:
- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять.
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
- Пробудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
- Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.
Средства реализации проекта:
Информационное сотрудничество:
- Беседы.
- Консультации.
- Папки – передвижки, папки – раскладушки.
- Презентации.
Совместная деятельность:
- Субботники.
- Экологические праздники.
- Круглый стол.
- Озеленение участка
Ожидаемые результаты:
- Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы;
- Групповые альбомы «Отдыхаем, не вредя», благоустройство и озеленение участка детского сада;
Вид проекта: творческий.
Состав участников: родители, дети, педагоги.
Материально-технические ресурсы: фотоальбомы, ватман, гуашь, семена цветов, контейнер для посадки рассады, мешки для сбора мусора, презентационный материал, проектор.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Формулирование цели и задач проекта;
- Подбор и разработка методической литературы;
- Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме;
- Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте;
- Разработка перспективного плана работы;
Практический
: проведение мероприятий согласно перспективному плану
Презентационный:
- Презентация проекта.
- Подведение итогов.
Презентация проекта: Экологический праздник «Мы — защитники природы».
2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
Октябрь
- Провести родительское собрание «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
- Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
- Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
- Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».
- Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.
Ноябрь
- Провести беседу «Мусор — проблема №1». Цель — донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
- Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн по темам: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
- «Клуб выходного дня» — провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
- Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе по созданию лэпбуков по экологии, макетов климатических зон России, календаря природы.
- Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» — информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
Декабрь
- Разработать и создать совместно с родителями брошюру на тему «Как научить ребенка защищать природу».
- «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.
- Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).
Январь
- Подготовить информацию для стенда в родительском уголке «Влияние природы на духовное развитие ребенка».
- Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
- «Экологический десант» — привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
- Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».
Февраль
- Провести беседу для родителей «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».
- Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
- Оформить передвижную папку ЛЭПБУК для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу».
- Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).
Март
- «Клуб выходного дня» — выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
- «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.
- Домашнее задание — придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
- Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!».
Апрель
- Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
- Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
- «Экологический десант» — совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
- Подготовка буклета «А знаете ли вы, что…» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
- «Клуб выходного дня» — провести беседу с родителями на тему «Огонь — беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
- «Экологический десант» — провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
- Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
- Подготовить и провести экологический праздник «Мы – друзья природы!» для детей с участием родителей.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта пришла к выводу, что подобные мероприятия объединяют детей и родителей общими делами, впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствуют формированию детско-родительских отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. Проект расширил представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить её и уметь охранять; повысил интерес к созданию благоприятной окружающей среды в родном городе; с помощью проекта на личном примере сформировала у родителей осознание того, что нужно относиться к природе бережно, охранять и защищать её.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы смогли решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Дети — наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны. И тогда может быть в нашей стране воздух станет чуть чище, бродячих животных будет чуть меньше, реки станут более глубокими и прозрачными, а люди добрыми.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
4.ЛИТЕРАТУРА
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. — № 5. — С. 22-27.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная прпограмма дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. – 352с.
- Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 2. — С. 47-49.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
- Ф.И.О.
- Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
- Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
- Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
- Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
- Имеются ли в вашем доме животные, растения? Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?
- Трудится ли ваш ребенок в огороде, в саду? Как он это делает: охотно, с радостью или равнодушен к труду в природе?
- Есть ли в вашем доме детские книги о природе? Какие это книги? Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?
- Используются ли в вашей семье занятия ручным трудом?
- Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы? Узнает ли он растения, которые подлежат защите (например, ландыш, купавница, калужница, колокольчик и др.) в лесу, парке?
Приложение 2
Беседа для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Когда у В.Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б.Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд, невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, — и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных? Находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач о животных. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале? Который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным.
Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной форме («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
Приложение 3
Материал к информационному стенду для родителей на тему «Влияние природы на духовное развитие ребенка»
- К.Д.Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, — писал он, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
- В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел, если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.
- Познание ребенком природы затрагивает не только область ума? Но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Правила передаются дошкольникам и в конкретной жизненной ситуации, при помощи объяснения матери или отца, и в результате влияния художественной литературы.
- Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с другими занятиями: чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Взрослый создает условия для того, чтобы знания детей были полными и глубокими и правильно применялись ими в различной деятельности. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечерами дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, А.И.Куинджи, К.Ф.Юона, Н.М.Ромадина, А.А.Пластова и других худождников, сами придумывают незатейливые стишки и песенки о природе.
- Полезно в доме иметь кого-нибудь из животных: собаку, кошку, рыбок, цыплят и др. С животными ребенок может эмоционально общаться: играть и разговаривать. При этом родители являются для детей примером заботливого, внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.
- Вы пришли с ребенком в осенний лес. Спросите его, какой лес ему нравится больше – осенний или летний? Почему? Какими бы красками он воспользовался, если бы был художником и рисовал картину об осеннем лесе?
- Обратите внимание ребенка на то, что часто настроение человека зависит то состояния погоды, явлений природы.
— Когда на улице дождь, — говорит шестилетний Денис, — мне делается скучно и ничего не хочется делать.
— Как ты думаешь, — спрашивает отец Дашу, — какое настроение бывает у людей весной?
— Радостное, — отвечает дочь. – Все рады, что холодная зима кончилась, и скоро будет лето.
— А если бы ты была композитором, то какую бы музыку о весне ты придумала – грустную или веселую?
— Конечно, веселую, солнечную и ручьистую, — ответила Даша.
20
Роль экологического воспитания
Природный мир чрезвычайно разнообразен и богат. С детства любому ребенку необходимо привить любовь к природе. Главная роль в воспитании экологии ребят принадлежит развитию познавательного интереса ко всему окружающему. С удовольствием и интересом малыши наблюдают за домашними животными и растениями.
План работы и темы по самообразованию для воспитателей, экологического воспитания детей в ДОУ можно приобрести на сайте My-Shop:
- «Ознакомление с природой в детском саду»;
- «Войди в природу другом»;
- «Система экологического воспитания в ДОУ».
Дошколята с большим интересом смотрят на мир, окружающий их, но не все замечают. Поэтому с ними необходимо удивляться, побуждать их смотреть и видеть. В результате ребята пожелают узнать намного больше.
Интересные наблюдения во время прогулок, первые опыты, развивающие уроки помогут деткам понять связи между живой и неживой природой.
В таблице показаны цели, задачи, результаты самообразования.
Цель | Задачи | Предусматриваемые результаты | Вид отчетности |
1. Развитие у деток элементов экологии к природе. 2. Формирование у малюток практических навыков и умений в различной деятельности в природном мире. Деятельность должна быть наделена природоохранительным характером. 3. Развитие экологически воспитанного ребенка, сформировать человечное отношение к природному миру. 4. Привлечение родителей в воспитании экологической культуры поведения у дошколят. | 1. Пополнение новыми сведениями и информацией в воспитательной копилке. 2. Изготовление картотеки прогулок, картотеки поучительных игр, составление конспекта занятий, игр. 3. Обеспечение собственного профессионального образования. 4. Разработка авторской программы по экологии; 5. Формирование знаний и навыков деток. 6. Изучение нормативно- правовых документов по ФГОС. 7. Изучение практического опыта. | 1. Пересмотр воспитательских ценностей, мастерства, желание улучшения образовательного процесса. 2. Воспитание природных защитников. 3. Созидательная активность дошколят. 4. Положительное отношение воспитанников к природе. 5. Проявление любознательности и стремления глубокого познания широкого круга объектов и природных явлений. | 1. Консультация для педагогов и воспитателей по экологическому развитию. 2. Проведение анкетирования родителей. 3. Изготовление экологических игр, пособий, картотек для прогулок. 4. Составление конспектов уроков и развлечений. 5. Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, презентациях по теме. |