Положение
ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранном социально-образовательном проекте «Молодые защитники Природы» по формированию у учащихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, экологической культуры и культуры природолюбия (5 – 11 классы)
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка и подростка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Формирование у детей и подростков экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено в общеобразовательных организациях.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментариев экологического образования и воспитания учащихся общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего и (или) среднего общего образования, как части патриотического воспитания, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы».
Проект «Молодые защитники Природы» является следующим за экологическими природоохранными социально-образовательными проектами «Эколята – Дошколята» (дошкольные образовательные организации) и «Эколята» (1-4 класс) этапом общего процесса формирования экологической культуры учащегося.
Природоохранный социально-образовательный проект «Молодые защитники Природы» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в средних и старших классах школ российских регионов.
Цель Проекта
Формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи Проекта
• дать учащимся общеобразовательных организаций знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы; • способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы; • помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека; • расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей; • помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с Природой и окружающим его миром; • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций новые инновационные инструментарии, формы, методы, подходы и приёмы, способные сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к Природе; • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Содержание Проекта
В рамках Проекта с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Учащимся 5 – 11 классов предлагается во время обучения в школе стать участниками проекта «Молодые защитники Природы».
Каждому члену Проекта вручается Свидетельство и Знак «Молодой защитник Природы».
С 5 по 11 класс реализуется программа по развитию природоохранной и экологической деятельности, формированию экологической культуры и культуры природолюбия учащегося.
К 14 годам подросток становится гражданином, ему вручается паспорт. К этому возрасту у подростка формируется гражданская позиция по отношению к природе родного края, как части природного наследия страны.
Во время вручения общегражданского паспорта подросток может принести Клятву гражданина России по сохранению природы своей малой родины (на верность Родине).
В Клятве говориться, что он, как гражданин России, обязуется беречь природу своей родины как части национального природного наследия и достояния своего государства, которое необходимо сохранить и передать будущим поколениям.
После Клятвы учащемуся вручается Диплом «Защитника природы своей малой Родины».
Особенностью Проекта «Молодые защитники Природы является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности и формирования у подростка культуры природолюбия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка и подростка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.
С учащимися общеобразовательных организаций проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг общеобразовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
Проект ориентирует деятельность педагога на системный подход в развитии культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.
Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.
Для каждой возрастной группы учащихся составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию учащегося.
Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности учащихся.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия; • повышение общей культуры; • формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; • развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; • расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения; • предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы; • комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования; • создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы; • внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений учащихся по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем; • предоставления учащимся возможности общения со своими сверстниками из других общеобразовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории общеобразовательных организаций любого региона Российской Федерации.
Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у учащихся.
Исполнительными структурами по развитию Проекта «Молодые защитники Природы» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».
В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.
Проект «Молодые защитники Природы» базируется на:
• применении в процессе воспитания культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования учащегося, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний; • рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса общеобразовательной организации, направленного на развитие у учащихся культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария; • использовании в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Молодые защитники Природы», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у подростка культуры природолюбия; • присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ; • включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам; • предоставлении учащемуся возможности дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.
Проект «Молодые защитники Природы» с целью формирования у учащихся средних и старших классов культуры природолюбия предусматривает:
• использование в общеобразовательных организациях учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Молодые защитники Природы»; • использование в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов; • разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта; • разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание разнообразных игровых комплексов и программ для общеобразовательных организаций, а также для организации занятий в семье; • разработку специальных элементов оформления помещений в общеобразовательных организациях; • организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий; • издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников; • создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах; • организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы; • организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации; • создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих к общеобразовательным организациям территорий для проведения в рамках Проекта занятий с учащимися; • использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
Проект «Молодые защитники Природы» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание учащихся в школе и в семье, направленное на развитие у них культуры природолюбия.
Рекомендуемые принципы работы, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний; • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; • последовательность в обучении и воспитании; • преемственность при рассмотрении изучаемых тем; • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов; • простота и доступность изучаемого материала; • наглядность при изучении тем и вопросов; • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров; • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала; • поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; • добровольность в сознании и действиях учащегося при изучении учебного вопроса и темы; • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны учащегося.
Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:
• урок; • тематическое занятие; • чтение; • беседа; • наблюдение; • обсуждение; • прослушивание тематических рассказов и отрывков из литературных произведений; • задание; • игра; • просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма; • просмотр фрагментов телевизионной передачи; • просмотр тематического мультипликационного фильма; • прослушивание радиопередачи; • викторина; • конкурс; • тематическое оформление классов и помещений; • встреча; • утренник; • прогулка; • работа на природе; • проведение опыта; • экскурсия; • поход; • акция; • тематическое мероприятие.
Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Молодые защитники Природы»:
• учебное пособие «Молодые защитники Природы»; • учебники и учебные пособия; • различные тематические книги; • хрестоматии; • рабочие тетради и дневники; • альбомы и тетради для раскрашивания; • наглядные и раздаточные материалы; • журналы и газеты; • художественные, познавательные и научно-популярные произведения; • энциклопедические и справочные издания; • аудио и видеоносители информации; • настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • элементы мультипликации и диафильма; • художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры; • театральные постановки, их фрагменты и элементы; • телевизионные передачи, их фрагменты и элементы; • музеи и картинные галереи; • выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции; • опытные участки в школах, а также прилегающие к ним территории; • элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром. • различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Молодые защитники Природы» (с учетом возрастных характеристик):
• «Природа вокруг нас»; • «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы); • «Времена года»; • «Время суток»; • «Животные и растения»; • «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»; • «Человек не может жить без Природы»; • «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»; • «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» • «Помоги Природе, помоги своему другу!» • «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»; • «Сохрани Природу от пожара»; • «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; • «Природолюбие – учебник нашей жизни».
Рекомендуемые темы занятий по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия» (с учетом возрастных характеристик):
• Будь аккуратен с Природой • Береги Природу • Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе • Умей гулять на Природе • Дружить с Природой • Единство Человека и Природы • Жалеть Природу • Заботиться о Природе • Исследовать, изучать Природу • Красная книга • Любить Природу, любоваться Природой • Многообразие Природы • Наблюдать за Природой • Ответственность перед Природой • Природолюбие • Радоваться вместе с Природой • Сохранить Природу • Трудиться на благо природе • Уважать Природу • Фантазировать вместе с Природой • Ходить в гости к Природе • Ценность Природы • Чудеса Природы • Шёпот Природы • Щедрость Природы • Экология • Юный натуралист • Явления природы
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
КАКИМИ ВЫРАСТУТ НАШИ ДЕТИ, ЗАВИСИТ ОТ НАС!
Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.
Настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример — взрослого. Можно бесконечно говорить об уважении к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездушно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребёнка: «Брось эту гадость!» — то пользы не будет
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, важен личный пример родителей! Их бережное, заботливое отношение к природе. Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и приумножает природные богатства, сколько вкладывает труда.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет, и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Уважение детей к природеначинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы.
Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей среде.
Заинтересовывать ребёнка можно самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Ответственность — важное качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить зеленую травку, пшеничку, овес для домашнего питомца (хомяка, котенка, попугая). Посадить в горшок косточки фруктов и посмотрите, что получится, а весной пересадить саженец и ухаживать за ним. Ну, разве это не чудо.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интереса к природе, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки на природу. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы.
В непосредственном соприкосновении с ней у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Если во время прогулок систематически наблюдать за насекомыми, растениями, птицами вместе с детьми, то у них накопятся определённые знания в этой области. Первые уроки мышления должны быть среди природы.
Большое значение в воспитании детей имеют книги о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют мысли и интересы малыша.
Предлагаемая литература для детей 3 – 4 лет: «Репка», «Цыплёнок» Корнея Чуковского. Книжки Владимира Сутеева «Под грибом»»Цыплёнок и утёнок» «Палочка-выручалочка», «Яблоко» и другие. Стихи Самуила Маршака «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?». В. Бианки «Как муравей домой спешил» другие. Сюда же относятся народные сказки о животных «Хвосты», «Кот и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и другие, басни Сергея Михалкова «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе» и многие другие истории. С возрастом произведения усложняются.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание, которого связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок и родители могут эмоционально общаться – ухаживать, играть, разговаривать. Ребенок становится более общительным, подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Особое значение имеет художественно-творческая деятельность
Организуя дома художественную мастерскую
- лепка: из глины, пластилина, теста
- аппликация, конструирование с применением круп, и природных материалов
- рисование с помощью растительных элементов
Способствует эмоциональному раскрытию ребенка, развивает наблюдательность, внимание, память, воспитывает уважение детей к природе. Творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры, эксперименты, прогулки, на чтение, творчество. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.