Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.статья на тему


Значение экологического воспитания дошкольников

светлана евсеева

Значение экологического воспитания дошкольников

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим,если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе и цветам на участке – вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к живому является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Формируя гуманное отношение к природе,необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Чувства сострадания, сопереживания, определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний,которая включает:

Представления о растениях и животных, их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, осознания того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой взаимосвязей (биологическое равновесие)

и в то же время каждое из них имеет свою
экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Совместно с родителями и детьми мы создали экологическую книгу (на данное мной стихотворение о живой природе, отношение животным, правила поведения в природе, они рисовали рисунок) Обложку книги предлагаю вашему вниманию!

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа очень давно признается в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологическое поведения в природе и бережного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания
  • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные
  • развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности
  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми закрепляли, ежедневно в детском саду и дома.

С 3-4 лет обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. Для закрепления повторяли по несколько раз одни и те же объекты и явления.

Во второй младшей группе, ребят привлекались к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, протирали листья. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания

  1. массовые;
  2. групповые;
  3. индивидуальные.

К массовым формам отнесли — экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли — экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними. В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры – «КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн — ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовления поделок.

Важнейшая форма работы с детьми — это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

  • на родительских собраниях
  • в процессе посещения территории детского сада
  • из консультаций для родителей
  • в совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:

  1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;
  2. Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
  3. Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;
  4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

  1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
  2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.
Следующая >

Принципы отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 24Следующая ⇒

Содержание экологического образования дошкольников должно рассмат­риваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образо­вания. Таким образом, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, должны быть адаптированы, конкретизированы и допол­нены для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемствен­ность. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на по­следующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей.

Принципы отбора содержания экологического образования дошко­льников можно разделить по трем группам: общедидактические, специфические для экологического образования в целом и специфические для дошкольной ступени.

Научность.Впервые в дошкольной педагогике принцип научности был сформулирован А. П. Усовой, которая о. С точки зрения экологического образования принцип научности предпола­гает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ экологического миро­воззрения.

Доступность. Данный принцип тесно связан с принципом научно­сти. Нельзя знакомить детей с абстрактной и мало по­нятной для них информацией. Такой подход отрицательно воспринимается не только детьми, но и самими воспитате­лями, не имеющими достаточно знаний. Кроме того, доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здо­ровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования яв­ляется сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной сре­де. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры по­требления. Со­держание экологического образования должно способствовать также формиро­ванию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на пла­нете, благоговение перед всеми проявлениями жизни. Принцип гуманистичности предполагает воспитание у ребенка представле­ний о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познава­тельной, практической и т.д.

Прогностичность. Применительно к дошкольному возрасту данный прин­цип означает, что в результате экологического образования у детей формируют­ся элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отноше­нию к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых услови­ях. По сравнению со школой в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограни­чивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать свои каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если их реализация может нанести вред природе.

Деятельностность. Экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельно­сти по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность — своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологическо­го воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической куль­туры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».Рыжова. Так, Г.А. Ягодин о.

Принцип деятельностности в отношениях «ребенок — природа» в дошко­льной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода ребенком за ком­натными растениями, животными, работы на огороде. Однако с позиции эколо­гического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния сво­его дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходи­мой для него лично.

Интеграция. Важность учета этого принципа в дошкольном эколо­гическом образовании обусловлена несколькими причинами: во-первых, интег­рированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рас­смотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей ра­боты в дошкольном учреждении.

Кроме того, для дошкольника характерно целостное восприятие окружающий его мира. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это отра­жается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического кол­лектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Он присущ именно дошкольному экологическому образованию и отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира, его единство с миром при­роды. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Конструктивизм. Данный принцип означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан по­казать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуа­ции. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребе­нок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологиче­ских проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм. Экологическое образование дошкольников должно опирать­ся, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологиче­ских представлений (в том числе и о различных экологических проблемах), эко­логически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения: помещения дошкольного учреждения и его территории, собственной квартиры. дачи, ближайшего парка, сквера, леса, озера, аквариума, комнатных растений и животных. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

В процессе экологи­ческого образования важно показать ребенку особенности взаимоотношений че­ловека и природы на примерах региона.

Системность.Материал, опреде­ленным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым прин­ципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принци­пах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последова­тельность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся пред­ставление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на оп­ределенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под ру­ководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научно­сти, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени — о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экоси­стема).

Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют не­сколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — ВУЗ — по­вышение квалификации специалистов. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учре­ждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повыше­ния квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые свя­зи; «детский сад — начальная школа», «детский сад — педколледж», «детский сад — педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для на­чальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологиче­ского образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в со­трудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реали­зации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных уч­реждений называют проблему преемственности детского сада и начальной шко­лы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

Проблема преемственности в содержании экологического образования до­школьников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации прин­ципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста в парциальных программах

Экологическое образование дошкольников- это процесс формирования у детей

осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они

непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи

интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет

нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

Парциальная программа – это программа, реализуемая в рамках основной образовательной деятельности, которая направлена на реализацию одного или нескольких направлений вразвитии ребенка.

Программа «Наш дом- природа»

Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

Основная цель экологической программы «Наш дом- природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных.

Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе- растениям, животным и экосистеме леса, два- взаимодействию

человека с природой.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также

первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Программа имеет методическое обеспечение- разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом

количестве производит человечество и, которые составляют реальную опасность для природы планеты.

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида.

В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

Программа «Мы – земляне»

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую

взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

По мнению авторов основная цель программы- создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе

сознания- ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Программа «Мы- земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к

культуре.

Задачи программы:

• обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых- позиция землянина;

• творческое самовыражение ребенка и педагога;

• развитие способностей ребенка;

• обогащение детей знаниями.

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).

Суть естественнонаучного подхода в том, чтоэкология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы

взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического

воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим,

что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают

изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший

дошкольный и младший школьный возраст.

Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы с другой стороны. Его можно было бы

определить как «экологию среды», ибо в его основе- изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов

деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.

⇐ Предыдущая6Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]