Детям о деньгах: обучаем ребёнка финансовой грамотности

Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практически всё. А достаточно ли они знают о мире финансов? Умеют ли грамотно обращаться с деньгами и защищать их?

Эта статья посвящена теме финансовой грамотности детей. В ней вы узнаете, как правильно знакомить дошкольников и школьников с миром финансов, какие экономические понятия должен знать ребёнок, а также получите много полезных материалов по финансовому воспитанию и просвещению.

Содержание:

  • Что такое финансовая грамотность?
  • Финансовое воспитание детей В чём важность?
  • Что должен знать ребёнок?
  • Знакомим дошкольников с миром финансов
      Финансово-экономические игры
  • Основы финансовой грамотности для школьников
  • Полезные материалы для детей и родителей
      10 лучших книг по финансовой грамотности для детей всех возрастов
  • 5 лучших онлайн игр
  • 5 лучших мультфильмов
  • 5 лучших настольных игр
  • Что такое финансовая грамотность?

    Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.

    Финансово грамотный человек – это человек, который:

    • умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;
    • ведет учёт доходов и расходов;
    • ориентируется в экономической обстановке страны;
    • может распознать признаки финансового мошенничества;
    • выполняет свои обязательства налогоплательщика;
    • умеет ориентироваться в банковских услугах.

    Долгое время считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но опрос, проведённый в 2017 году Национальным агентством финансовых исследований, выявил, что люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в сомнительных денежных операциях. И только 12% опрошенных считают, что обладают достаточным уровнем финансовой осведомлённости.

    Поэтому сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами.

    Финансовое воспитание детей

    В чём важность?

    Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки.

    Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.

    Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.

    Что должен знать ребёнок?

    Теперь давайте поговорим о том, что должны знать дети о мире денег и финансов. Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.

    Первая группа – знания о деньгах:

    • какие бывают деньги;
    • как можно пользоваться деньгами;
    • как правильно считать деньги;
    • разумная трата денег;
    • как научиться экономить деньги;
    • способы защиты денежных средств.

    Вторая группа – знания о потребностях:

    • какие бывают потребности;
    • желания и возможности человека.

    Третья группа – знания о товаре:

    • знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
    • от чего зависит цена товара;
    • как определить качество товара.

    Четвертая группа – знания о труде:

    • какой бывает труд, знакомство с профессиями;
    • как определить продукт труда;
    • оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;

    Пятая группа – знания о бюджете:

    • что такое бюджет, из чего он состоит;
    • расходы и доходы семьи;
    • какие могут быть источники дохода;
    • способы экономии бюджета.

    Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.

    ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

    «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»

    Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

    Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

    Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

    Цель — сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    • сформировать первичные экономические понятия
    • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
    • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
    • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

    Подтолкнуло к тому, чтобы серьезно заняться проблемой финансовой грамотностью игра «Я выбираю». Что же в нее входит? Это набор карточек «товары» (продукты, овощи, фрукты, игрушки, одежда.), карточек «деньги» (монеты по 1 и 2 рубля, банкноты по 5 и 10 рублей). С одной стороны, стоит цифра, а на обороте карточки число дублируется точками, для тех, кто не знает цифр. С помощью этой игры можно провести такие занятия: «Дорого – дешево», «Хочу» и «надо», «Что почем», «Запланированная покупка».

    Играя в настольно-печатные и дидактические игры ( «Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продаётся»), дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера и др.). А настольные игры «Монополия», «Миллионер» помогут закрепить экономические понятия. Дети знакомились с предприятиями города (хлебозавод, молзавод, мебельная фабрика, кожзавод и др.), которые выпускают товары, в ходе дидактической игры «Предприятия города». Цель этой игры: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

    Дети также осваивали теоретические знания о следующих профессиях: визажист, стилист, мастер маникюра, официант, музыкант, каменщик, монтажник, маляр, фармацевт, ветеринар, педиатр, банкир, бухгалтер, личный финансовый консультант, кредитный эксперт и их практическое применение в сюжетно – ролевых играх ( «Салон красоты», «Ресторан», «Строители», «Ветеринарная клиника», «Банк»).

    Для поддержания у детей интереса по данной тематике разработаны лэпбуки, в которых через игровые ситуации раскрываются такие важные темы финансовой направленности, как «хочу» и «надо», «можно/нельзя купить за деньги», семейный бюджет, профессии и атрибуты профессий, история денег, валюта других стран.

    Знакомство детей с потребностями происходило в процессе образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности современного человека». Также в ходе образовательной деятельности дети познакомились с монетами разного достоинства, с бумажными купюрами, рассмотрели, что на них изображено, что написано. Также узнали, как раньше люди обходились без денег, что служило им заменой.

    В ходе деятельности уделялось внимание вопросам бережливости и экономии, освещались такие вопросы, как экономия воды, сбережение электроэнергии, хождение пешком (вместо автомобиля), вторая жизнь вещам и создаем своими руками, а также сравнению цен и выбору по цене и качеству.

    Игра «Магазин» очень полезна для детского развития. Дети могут выступать и в роли продавца, и в роли покупателя. Необходимый атрибут для этой игры – это деньги. Монетки притягивают детей, и они любят с ними играть, а значит, это нужно использовать. Мы распечатали монеты по 1, 2, 5, 10 рублей. Игра «Магазин» учит принципу товарно–денежных отношений: чтобы приобрести какую – то вещь, нужно за нее заплатить. Объяснили детям значение слов «цена», «товар». Но игра «Магазин» не единственная игра, где наши дети используют деньги.

    Например, сюжетно – ролевая игра «Шоферы». Наши мальчишки с огромным удовольствием играют в эти машинки. Но порой игра заключалась лишь в гонках машин по группе. И тогда нам пришлось ввести определенные правила, ввели штрафы. Перед началом игры все шоферы получали определенное количество монет, обговаривали, на что они их могли потратить (на заправку машины, либо на посещение кафе). Если ребенок нарушает правила дорожного движения, ему выписывается штраф, и он отдает все свои монетки. Без денег машину заправить нельзя, значит для него игра закончена. Зато в следующий раз он уже задумается. Поэтому игры с монетами – это отличный инструмент, чтобы совместить приятное с полезным и научить ребенка важным вещам: понимать ценность денег, различать их номинал, складывать их и вычитать (по математике: начинаем решать задачи, знакомимся с составом числа).

    Познакомили детей с понятиями: «бюджет семьи», «доходы», «расходы». В мешочек сложили деньги, которые папа заработал, мама заработала, плюс еще бабушкина пенсия. Затем круг разделили на сектора. Это расходы, на что семья каждый месяц тратит деньги. (один сектор — это продукты, второй — одежда, третий — оплата за свет, воду, газ, за детский сад, четвертый – лекарства, если кто-то в семье заболел, у папы сломалась машина – на ремонт). Доставали из мешочка монетки и раскладывали их по секторам. А потом посмотрели, остались ли в мешочке еще деньги. Сделали вывод, что расходование финансов надо планировать.

    Бартер – это обмен одних товаров на другие. Как можно объяснить пятилетнему человечку о таком понятии как «бартер»? Очень легко, если призвать на помощь сказочных героев. Естественно, перед этой игрой детям читали сказки, обсуждали поведение героев. На столе появляется чудесный сундучок – хранитель сказок. Из сундучка достается горшочек из сказки «Горшочек каши» братьев Гримм (старушка за ягоды дала девочке горшочек). Следующий предмет из сундучка – скалочка из сказки «Лисичка со скалочкой». Следующие предметы: кувшинчик и дудочка. На примере этих сказок дети учились отличать равноценный (выгодный) бартер от невыгодного.

    Также знакомиться с экономическими понятиями нам помогал просмотр цикла серий обучающих мультфильмов: «Смешарики: Азбука финансовой грамотности», «Фиксики», «Азбука денег. Уроки тётушки Совы». В них раскрываются понятие денег, цены, семейного бюджета, финансового планирования, заработка, кредита и депозита, и структуры экономики. Помимо финансовых вопросов, мультфильм обращает внимание на то, что нужно для достижения богатства: образование, трудолюбие, смекалка, упорство и взаимодействие с окружающими.

    Копилка – это символ взросления и самостоятельности. Ребенку нужно иметь небольшую копилку и складывать в нее монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить. У многих детей нашей группы есть копилки. Каждый поделился своей заветной мечтой, на что копит деньги. (Это и велосипед, и конструктор, и кукла, и ролики.)

    Реклама, как явление, прочно вошла в обыденную жизнь. Следует воспитывать правильное отношение к рекламе – невозможно купить всё, что рекламируется, потребности должны быть разумными, а желания и возможности совпадать. А почему бы не использовать интерес к рекламе в образовательных целях? Предложили детям сделать рекламу конфет. К созданию рекламы дети подключаются с большим энтузиазмом. «Играя» в рекламу, дети узнали, что такое реклама, для чего она нужна. Познакомились с профессиональной терминологией: рекламодатель, рекламный агент, художник-оформитель. Узнали о видах рекламы: печатная, радио- и видеореклама. Сделали вывод, что реклама нужна для получения информации о товарах, местах их продажи. Товары, хорошо рекламируемые, продаются быстрее.

    Дети – это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Поэтому формирование финансовой грамотности невозможно без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Мы провели анкетирование среди родителей по финансовой грамотности, в уголке разместили наглядно – текстовую информацию «Дети и деньги», провели консультации «Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?», «Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»

    В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 36 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 22 %. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

    Следующая >

    Знакомим дошкольников с миром финансов

    Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

    • Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи

    Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

    • Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком

    Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.

    • Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
    • Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях

    По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

    • Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки

    Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

    Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

    Педагоги предлагают использовать следующие финансово-экономические игры:

    «Магазин»

    Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

    С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

    «Банк»

    Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.

    Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.

    Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях

    «Профессии»

    Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.

    Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

    Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

    «Знакомимся с деньгами»

    В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

    Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

    Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

    Библиографическое описание:

    Чекина, А. А. Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры / А. А. Чекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (44). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6489/ (дата обращения: 03.01.2022).
    

    В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

    Ключевые слова: финансовая грамотность, денежные средства, деньги, товарно-денежные отношения, игры, игровая деятельность.

    На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предъявляет жесткие требования к развитию личности ребенка, к методам развития, воспитания, образования.

    Сегодня современное общество запрашивает образованного, умного, финансово грамотного, коммуникабельного, успешного, экономически воспитанного человека. Для того чтобы отвечать современным требованиям жизни с малых лет каждый ребенок должен получать необходимые знания, опыт.

    Важное место занимает в развитии и воспитании дошкольника развитие финансовой грамотности. Как известно, дети с рождения знакомятся с экономической составляющей в семье, а именно посещают с родителями магазины, кино, театры, парки, видят, как родители пользуются денежными средствами, как оплачивают счета в банке, знакомятся с рекламой. Все это формирует у ребенка первые представления о финансовой грамотности. Стоит отметить, что многие дети сегодня не знают цену деньгам, требуют покупать дорогие игрушки, с которыми просто не играют, требуют дорогие подарки, не умеют копить деньги, тратят сами деньги на ненужные вещи. А ведь раньше в области образования не был этот вопрос настолько актуальным. Не только дошкольники, но и многие взрослые люди не владеют финансовой грамотностью. С развитием капитализма товарно-денежные отношения приобрели важную роль. И чтобы люди умели грамотно планировать свои финансы, грамотно распоряжаться, достойно жить, не нуждаясь ни в чем, детей необходимо учить этому с младенчества, требуется научить их распоряжаться своими средствами, умело накапливать, и даже вкладывать накопленные средства в развитие различных предприятий и бизнеса. Вся эта деятельность по «общению» с финансами, важна не только для отдельных граждан, но и в целом выгодна государству. Ему /государству/ важно, чтобы любой человек умел зарабатывать и приумножать денежные средства, чтобы мог обеспечить свою семью, организовывать свой бизнес, обеспечивать себя и других людей рабочими местами. С развитием экономики, новых технологий, государству требуется обеспечить в будущем себя финансово грамотными людьми, которые смогут править страной достойно, преувеличивать её богатства, тратить с умом имеющиеся ресурсы, умело вкладывать деньги. Следовательно, сегодня в дошкольных образовательных учреждениях включаются в воспитательный процесс программы по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.

    Развитие финансовой грамотности оказывает благоприятное воздействие на дошкольника. Во-первых, жизнь показывает в действительности, какая она есть, во-вторых, развивает экономическое мышление, коммуникабельность, грамотность и, наконец, в-третьих, развивает личность. Стоит подчеркнуть, что в дошкольном возрасте формируются вместе с финансовой грамотностью и желание к познанию, и образованию в течение всей жизни. Вследствие этого все занятия по программе экономического воспитания очень нужны дошкольникам. Такие программы создают мощную базу финансовой культуры, развивают нравственность, нестандартное мышление в сфере финансов [1].

    Как уже отметили, обучение финансовой грамотности дошкольников сегодня является абсолютно новым направлением в области дошкольной педагогики. Сегодня это является чуть ли не глобальной социальной проблемой всего человечества. Ведь только финансово грамотный человек сможет обеспечивать себе спокойную жизнь, путешествовать, дать достойное, хорошее образование своим детям, жить в лучшем доме, а не сидеть и ждать от кого-нибудь финансовой поддержки.

    Финансовая грамотность в дошкольном возрасте представляет собой воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем [1].

    Финансовая грамотность в свою очередь состоит из умения зарабатывать, умения тратить деньги, умения экономить, учитывать, планировать.

    Учитывая внедрение финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, стоит безусловно говорить не о полных знаниях, умениях или навыках эффективного пользования денежными средствами. Но данный возраст является базой для заложения ответственности, бережливости, силы воли, которые так нужны для формирования в будущем финансово грамотного человека. Именно данные свойства личности непосредственно воздействуют на успех принимаемых взрослым человеком решений в будущем.

    Каждый родитель желает в будущем успех своему ребенку, желают, чтобы и дети жили достойно, в достатке, обеспеченно, поэтому им следует с маленького возраста объяснять детям, что такое деньги, откуда они берутся, как ими пользоваться.

    Следовательно, если у дошкольника не формировать правильное представление о деньгах, то в будущем у него образуется свое, неправильное мышление по поводу денег. Дети с детства должны знать, что деньги не достаются просто так, для этого требуется работать, прилагать усилий. Должны знать, откуда берется каждый товар и, что он имеет свою цену. Стоит объяснять, что деньги представляют собой универсальное средство обмена разных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. В свою очередь они бывают бумажные, металлические, железные.

    Сегодня деньги имеют особую важность. Они осуществляют такие функций, как:

    – во-первых, средство платежей. Благодаря деньгам можно оплатить товар, услугу.

    – во-вторых, оценка труда людей. Выдается в виде зарплаты.

    – в-третьих, средство создания накоплений [2].

    Каждый дошкольник должен понимать, что деньги — это итог трудовой деятельности. За работу родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию, все деньги, которые являются результатом трудовой деятельности, называются доходом, который формирует семейный бюджет. Научить ребенка правилам использования денег очень важно. Даже если работа хорошая и зарплата устраивает, нужно стремиться к большему, формировать «подушку безопасности», пассивный доход. Сегодня особую актуальность начинает приобретать умение инвестировать денежные средства и получение хорошей прибыли с этого направления.

    Дошкольник должен понимать, что тратить все заработанные деньги не нужно, потому что требуется для начала делить доходы и накопления: часть тратить на постоянные платежи, например, за услуги ЖКХ, а часть откладывать на какую-нибудь, например, крупную покупку. Умению экономить требуется учиться с малых лет. Ведь именно умение экономить даст возможность откладывать денежные средства и жить спокойно, не подвергая трудностям семейный бюджет.

    Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы: непосредственно-образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывает интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные практические, игровые задачи. Проводятся экскурсии, беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, сказок, пословиц и поговорок.

    Все рассмотренные методы и приемы позволяют образовать финансовую грамотность детей.

    Главным приемом развития финансовой грамотности дошкольника является использование игровой деятельности. Игровая деятельность является основным в организации воспитательного процесса дошкольников. Следовательно, использование игр является самым основным, ключевым и результативным приемом обучения.

    Основной формой обучения детей является игра. Непосредственно через игры ребенок осваивает и познает мир. Обучение, реализуемое при помощи игр, естественно для дошкольника. Дети дошкольного возраста быстро устают, долго не могут концентрировать внимание, плохо воспринимают информацию, постоянно отвлекаются, бывают неусидчивыми, поэтому воспитательная деятельность, формирование финансовой грамотности основывается на использовании игровой деятельности.

    Потребность применения игры в качестве формирования финансовой грамотности детей в дошкольный период определяется рядом причин [2]:

    – игровая деятельность, являясь основной в дошкольном возрасте также продолжает иметь свой вес;

    – освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет не быстро;

    – возрастные особенности детей, которые зависят от недостаточной устойчивости, произвольности внимания, в большинстве случаях непроизвольного развития памяти, существования наглядного типа мышления;

    – нехватка мотивации.

    Поэтому именно игры дают возможность справиться со всеми трудностями и прийти к результату. Воспитатели в детских садах дают азы финансовой грамотности. Игры для детей дошкольного возраста — возможность постичь взрослую жизнь, моделируя её путём распределения ролей, представляя себя в разных лицах и качествах. Даже самые маленькие дети уже приучаются к счёту через игры по применению числительных: раз хлопок, два хлопка, три, четыре и т. д. Во время проведения гимнастики с детьми также используется счёт: и раз, и два присели, три, четыре — встали, и пять, и шесть подпрыгнули и т. д. Во многих народных сказках используются числительные: трижды дед ходил к морю просить у золотой рыбки себе блага. Семеро козлят проучили злого волка. Многие дети любят играть в магазин, где учатся покупать товары, считать деньги.

    Таким образом, используются абсолютно разные игры в воспитательно-образовательном процессе в процессе развития финансовой грамотности. При этом дети даже не осознают, что получают какие-то знания, они настолько бывают увлечёнными, тем самым учатся культуре общения и поведения. Весь комплекс игр включает в себя познавательное и воспитательное содержание, что в свою очередь дает возможность решать задачи по формированию у дошкольников основ экономических знаний.

    Литература:

    1. Морозова О. В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2022. — 50 с.
    2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» — Нефтеюганского района, 2019 г.

    Основы финансовой грамотности для школьников

    В школьном возрасте ребёнок непосредственно сталкивается с миром денег. Оплачивает обед в столовой и проезд в транспорте, получает карманные деньги. Поэтому важной задачей становится формирование у ребёнка разумного отношения к денежным средствам:

    • Заранее обговаривайте с ребёнком сумму карманных денег

    Распланируйте, куда и на что они пойдут. Объясните, что если ребёнок купит на эти деньги мороженое, ему не хватит на проезд.

    • Проведите беседу о защите денег

    Что делать, если в школе кто-то начинает вымогать у ребёнка деньги и как их лучше хранить, чтобы случайно не потерять.

    Убедитесь, что никто не угрожает безопасности вашего ребёнка и не вымогает денежные средства в ваше отсутствие. Всегда знайте, где находится школьник, слушайте, что происходит вокруг и быстро связывайтесь, чтобы вовремя помочь с помощью приложения «Где мои дети».

    • Чтобы ребёнок научился управлять личными финансами, составьте вместе с ним финансовый план, где будут прописаны все доходы и расходы

    Можно начать с плана на месяц, затем – на полгода и год.

    • Ребёнок должен знать, что есть товары, которые ему ни в коем случае нельзя покупать, даже если его кто-то об этом попросит

    К ним относятся сигареты, алкоголь и курительные смеси.

    • Учителя начальных классов советуют не давать ученикам в школу крупные суммы денег, поскольку дети в этом возрасте ещё не умеют бережно относиться к денежным средствам и часто оставляют их без присмотра на видном месте. Например, в открытом кармане рюкзака или на парте.
    • Привлекайте сына или дочь к обсуждению семейного бюджета, планированию крупных покупок и отпуска. Вместе обговорите возможные способы экономии и сокращения расходов.
    • Сейчас популярными становятся детские банковские карты (СберKids, Tinkoff Junior, детская карта Альфа-Банка и другие)

    С помощью такой карты ребёнок может самостоятельно оплатить проезд, питание в столовой и совершить покупку в магазине. При этом все операции по карте контролируются родителями.

    Если решили приобрести ребёнку детскую карту, убедитесь, что он умеет ей правильно пользоваться.

    Всем родителям, которые задумываются об оформлении такой карты для своего ребёнка, рекомендуем ознакомиться с подробным материалом о нюансах выбора, возможностях и опасностях – Детская банковская карта: стоит ли её оформлять, где и в каком возрасте?

    • Не поощряйте хорошую успеваемость ребёнка деньгами. Не устраивайте рыночных отношений там, где место любви и доверию.
    • Подарите ребёнку копилку, чтобы он смог откладывать деньги на нужную ему вещь.
    • Способствуйте развитию у детей экономического мышления

    Решайте проблемные ситуации, играйте в финансовые игры, читайте вместе с ребёнком познавательные истории. А какие материалы помогут вам в этом, вы узнаете в следующем разделе.

    Старший школьный возраст (11–14 лет)

    Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.

    Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги

    С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.

    Доверьте ребёнку большую сумму денег

    Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.

    Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.

    Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании

    Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.

    Сделайте ребёнку банковскую карту

    Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.

    Выбирайте более сложные настольные игры

    Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.

    Полезные материалы для детей и родителей

    10 лучших книг по финансовой грамотности для детей всех возрастов:

    1. Евгения Блискавка. Дети и деньги.
    2. Бодо Шефер. Пёс по имени Мани.
    3. Игорь Липсиц. Удивительные приключения в стране Экономика.
    4. Анна Воронина. Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем.
    5. Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. Волшебный банкомат.
    6. Елена Ульева. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей.
    7. Хайдли Фидлер. Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов.
    8. Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка.
    9. Сергей Биденко, Ирина Золотаревич. Финансовые истории для подростков.
    10. Джерри Бейли, Фелиция Ло. Твои деньги.

    5 лучших онлайн игр:

    1. «Путь к финансовому успеху», (игра от Волгоградского государственного университета) https://pfu.volsu.ru/index.php/site/index
    2. Финансовая игра Portfolio https://fgramota.org/game/
    3. Финзнайка https://финзнайка.рф/site/abilities-kids
    4. Монеткины https://монеткины.рф/
    5. Финансовый тренажер «CachGo», основанный на игре Роберта Кийосаки «Денежный поток» https://cashgo.ru

    5 лучших мультфильмов:

    Кадр из мультипликационного сериала «Смешарики», Россия, 2020 год.

    1. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
    2. Серии мультфильма «Фиксики»:
        Деньги;
    3. Копилка;
    4. Как делают деньги.
    5. «Богатый бобрёнок»
    6. «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
    7. «Незнайка на Луне»

    5 лучших настольных игр:

    1. Игра для самых маленьких – «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей».
    2. «Денежный поток» – финансовая игра от Роберта Кийосаки, американского предпринимателя, автора книги «Богатый папа, бедный папа».
    3. «Монополия» – экономическая игра, получившая большую популярность ещё в 20 веке.
    4. LikeGame – настольная игра о бизнесе в России. Подходит для старших школьников.
    5. Тренинг-игра «Не в деньгах счастье». Предназначена для школьников и подростков.

    Другие настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.

    Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

    Младший школьный возраст (7–11 лет)

    Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.

    Дайте понять, что у каждой вещи есть цена

    В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.

    Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.

    Читайте книги по финансовой грамотности для детей

    Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».

    Скачайте приложения по финансовой грамотности для детей

    При поддержке Министерства финансов РФ разработана игра «Финзнайка» для детей 1–4 классов. Она доступна на Android или IOS. Там можно решать тесты, квесты, кроссворды и загадки на тему бюджета, банков, валюты и бизнеса. Плюс приложения в том, что родители могут зарегистрироваться как наставники и создавать свои задания.

    Ещё можно пройти уроки по финансовой грамотности в «Умназии». Это онлайн-платформа, где есть целый интерактивный курс по финансовой грамотности для младших и средних школьников. В программе курса 5 ступеней, а задания сделаны в игровой форме. Они улучшат навыки обращения с деньгами, разовьют самостоятельность ребёнка, повысят интерес к учёбе, познакомят с банковскими продуктами и главными законами денег.

    Поиграйте в «Монополию»

    Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]