Методическая разработка «Методы экологического воспитания дошкольников»
Следующий словесный метод — чтение художественных произведений.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В.В. Бианки, М.М. Пришвин, Паустовский, Сладков. Павлова ввела новый жанр — экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Шорыгиной и Рыжовой.
Практические методы.
Одним их практических методов экологического воспитания является игра.
Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.
Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические, то есть обучающие игры.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
предметные;
настольно-печатные;
словесные;
творческие.
Дидактические игры необходимо использовать, начиная с младшей возрастной группы.
Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры
Строительные игры с природным материалом
(песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств, предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности. Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного, можно лепить куличики).
Теория и методика экологического воспитанияметодическая разработка на тему
Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблема экологического воспитания является актуальной. В современном обществе не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ для решения данной проблемы требует включать в образовательный процесс формирование знаний экологического характера у дошкольников, начиная уже с младшего возраста.
Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой.
Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов друг с другом и окружающей средой.
Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни.
Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.
Экологическое воспитание ребенка предполагает:
- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.
Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.
Экологическое знание — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.
Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.
Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.
Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.
Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:
- создание в группе уголка живой и неживой природы;
- создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;
- взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;
- организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачами экологического воспитания являются:
- формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду;
- воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
- воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы.
В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Большинство из них основано на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие эколого-эстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе.
В работе с детьми по формированию экологической культуры важно знать следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников:
- принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей);
- принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.);
- принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний;
- принцип учета характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
- принцип доступности;
- краеведческий принцип в отборе материала;
- экологический подход к отбору знаний о природе;
- принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе).
Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка.
При организации эколого-развивающей среды необходимо учитывать:
- требования к подбору и размещению растений и животных уголка природы в соответствии с их биологическими особенностями;
- возможностью содержания объектов в условиях, приближенным к естественным;
- возрастными особенностями детей (своеобразием восприятия, уровнем развития и познавательной деятельностью, доступностью для наблюдений и труда);
- безопасностью объектов для жизни и здоровья детей, дидактической и воспитательной значимостью и др.
При организации работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо учитывать следующие методы:
- Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому.
- Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании детей.
- Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе эколого-педагогической работы.
- Труд как один из основных методов экологического образования детей.
- Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.
- Игра как метод экологического образования.
- Моделирующая деятельность как метод экологического образования детей.
- Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней.
- Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
- Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы.
- Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
Вопросы к интервью эколога (воспитателя – специалиста) ДОУ.
- Что Вы понимаете под термином «экология»?
- Что Вы понимаете под термином «экологическое воспитание»?
- Что Вы понимаете под термином «экологические знания»?
- Как Вы понимаете, в чем состоит цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
- Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?
- Назовите, какие формы, методы и средства необходимо использовать в формировании экологического воспитания детей.
- Перечислите, какие условия необходимо создать в ДОУ, для осуществления экологического воспитания детей?
- Какие задачи решает экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?
- Назовите, на какие три вида групп можно условно разделить существующие экологические программы, в соответствии их содержания, цели и задачам.
- Какие требования при организации эколого-развивающей среды должен учитывать воспитатель?
- Назовите, технические средства, которые можно успешно использовать в системе эколого-педагогической работы в ДОУ?
Анализ программ экологического образования дошкольников.
В настоящее время существует целый ряд экологических программ для ДОУ. Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на три основные группы: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности.
Программы экологической направленности (биоэкологической)
название | автор | Цель, задачи, содержание |
«Юный эколог» | С.Н.Николаева | В программе выделяется два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию. |
«Мы» | Н.Н.Кондратьева | Основой содержания программы является «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства человека и природы. |
«Наш дом – природа» | Н.А.Рыжова | Цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формирования целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа рекомендована Министерством образования РФ. |
«Экологическая дорожка» | А.В.Королева | Автор программы подчеркивает, что в процессе освоения ее программы дети получают основные понятия экологии, овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения. |
«Я познаю мир» | Творческий коллектив д/с №232 г.Ульяновска под редакцией Э.Э.Баранниковой | Цель программы — помочь сформировать у ребенка элементарную систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости и действовать в соответствии с полученными знаниями. |
«Паутинка» | Ж.Л.Васякина-Новикова | Формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологического воспитания. Программа включает в себя четыре блока: «Как я живу»; «Где я живу»; «Когда я живу»; «С кем я живу» и составлена по возрастным группам. К программе выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания, представлено примерное распределение материала на год. программа рекомендована Министерством образования РФ. |
Программы эстетико-культурно-экологической направленности
название | авторы | Цель, задачи, содержание |
«Семицветик» | В.И.Ашикова, С.Г.Ашиковой | Программа нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой, саморазвивающейся личности. Авторы считают, что ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит от того как он будет действовать, какие поступки совершать программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и в самом человеке, в его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема «Природа» включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты — в ближайшее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека – созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле. Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля»; «Небо»; «Искусство»; «Светочи». Программа одобрена Министерством образования РФ. |
«Мир вокруг нас» | Т.И.Поповой | Программа определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне. |
«Планета – наш дом» | И.Г.Белавиной, Н.Г.Найденской | Одной из задач программы является «формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы». |
«Природа и художник» | Т.А.Копцева | Программа характеризуется блочно-тематическим планированием: выделены блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. В настоящее время эта программа часто используется в сочетании с программой Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». программа одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию. |
Программы социально-экологической направленности.
«Мы – земляне» | Н.Н.Вересова | В содержании программы отражен комплекс вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.). |
«Экономика и экология» | Л.М.Кларина | Автор отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие сады используют в работе персонажей, придуманных автором, — Гнома Эконома и Фею Экологии. |
«Детский сад XXI века» или «Надежда» | Т.В.Потапова | В программе наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяется формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования (полное название программы – программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что « при ознакомлении ребенка с окружающим миром… следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать…щадящим и сберегающим образом». |
Литература
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко.
- Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. И ст. групп дет.сада: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1999.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве
В пособии представлены методические рекомендации и конспекты занятий по экологии в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.), в монографии автора этой книги «Общение с природой начинается с детства» (Пермь, 1992). Суть нового направления заключается в следующем.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка. /
Данная книга — это методическое пособие к программе «Юный эколог» для работы с детьми подготовительной группы детского сада. Она содержит один из вариантов конкретных технологий формирования начал экологической культуры у детей 6—7 лет. Технология построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающих детей, их практическая деятельность с растениями и животными, разные формы взаимодействия и отражения впечатлений о них выстраиваются вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (М.: Детская литература, 1989), предназначенной для детей старшего дошкольного возраста.
Автор книги в форме отдельных рассказов раскрывает основные понятия и законы экологии, дает упрощенные формулировки. В построении книги, последовательности рассказов отчетливо просматриваются три содержательные линии, которые направлены на:
1) ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания (рассказы «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Где зимуют лягушки?», «Слепые землекопы» и др.);
2) ознакомление с взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов (рассказы «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» и др.);
3) популярное введение детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой — ее загрязнения, охраны (рассказы «Морские коровы и Красная книга», «Что такое кислый дождь» и др.).
Чтение книги осуществляется в течение всего учебного года и органически сочетается со всеми другими формами работы.
Главная задача представленной технологии — формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Поэтому чтение книги перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин. Содержание книги дает детям представление об отдаленных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы. Таким образом ознакомление детей с далекими и близкими явлениями природы выстраивается в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года. Логика этой системы задается сезонными событиями в природе и книгой В. Танасийчука.
Следует остановиться на некоторых формах работы, представленных в данной технологии экологического воспитания самых старших дошкольников.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции.
Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги «Экология в картинках»: само чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном — все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми — четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Занятия такого типа в книге представлены развернуто.
Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников.
Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности — это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Важным делом, в котором участвуют дошкольники на протяжении всего учебного года, является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». Для этого после прочтения каждого рассказа воспитатель печатает его на машинке или ксерокопирует, а дети рисуют иллюстрации к его содержанию. К каждому рассказу может быть приложено несколько рисунков, интересно раскрывающих его содержание. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираются в скоросшиватели, которые оформляются как обложки книг. Чтобы книги получались аккуратными, для рассказов и рисунков следует использовать одинаковую бумагу. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. В данную технологию включены две акции — предновогодняя «Зеленая елочка — живая иголочка» и «Земля — наш дом», которая приурочена к Дню Земли — 22 апреля. Акции — это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.
Структура методического пособия проста — календарная последовательность мероприятий, выстроенных в соответствии с сезонными явлениями природы и параллельным чтением книги. Внутри каждого месяца (условно четырех недель) дается понедельное распределение материала. Третья неделя отводится ежедневным наблюдениям на участке сезонных явлений природы и работе с календарем.
Важное место в технологии занимают темы «Леса», «Воды». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значении леса в жизни человека: лес — это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы), и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем.
В зимние месяцы и в мае раскрывается тема «Вода»: дети уточняют представление о ее свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.
Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи — диалог, описание, объяснение, рассказ.
Конкретная забота о питомцах уголка природы, участие в «Панораме добрых дел» помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
В заключение следует отметить, что данная технология — это целостная система экологического воспитания 6—7-летних детей, апробированная в экспериментальных дошкольных учреждениях Москвы. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Применение технологии требует от воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
(8,3 Мб)
Эффективность педагогических приемов и методов
Воспитание экологической культуры у дошкольников подразумевает вариативность методов и приемов работы в подаче обучающего материала. Их разделяют на:
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание объектов;
- сюрпризный момент;
- художественное слово;
- динамические паузы;
- пальчиковая гимнастика;
- метод проектов, игровых обучающих ситуаций.
Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника либо младшего школьника с природными объектами. Долгосрочные проекты разрабатываются для детей старшего возраста и они рассчитаны на реализацию задач экологического обучения малышей в течение одного учебного года в рамках учебной программы. Проект подразумевает длительный процесс наблюдения, экспериментирования с последующим анализом эффективности применяемых методов, приемов и форм работы с детьми.
Старшие дошкольники к завершению проекта научатся устанавливать связи, проводить параллели, видеть ошибки в деятельности, узнают пути их исправления. Они смогут сравнить результат эксперимента, экологического проекта с первоначально поставленной задачей, объективно прокомментировать результат совпадения их гипотезы с полученными данными. Ребята подведут итог бесполезности либо эффективности своей работы и поставят перед собой задачу достичь нового уровня. В группах среднего возраста подобные проекты могут длиться до 1 месяца, в младших – 1 неделю.
Разнообразие эффективных форм работы
В копилке воспитателя должны быть не только традиционные формы работы с детьми, она пополняется в зависимости от опыта педагога, его творческих поисков. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждении реализуется через следующие виды деятельности:
- Игра-занятие. Этот тип организованной деятельности является ведущим в жизни малыша, поэтому широко планируется для всех возрастов дошкольников. Работа по экологическому воспитанию детей может вестись в ходе сюжетно-ролевых игр: «Магазин семян», «Овощной магазин», «Народная аптека», «Питомник», «Речной дозор», «Зоомагазин», «Ветеринарная аптека».
- Зрелищные мероприятия. Экологические развлечения, праздники по сезонам, способствуют эмоциональному восприятию информации, побуждению беречь богатство природы родного края. К таким мероприятиям относятся: «Хвала хлебу», «Праздник урожая», «Осенняя феерия», «Хрустальная зимушка-зима», «Грачи прилетели», «Здравствуй, лето красное!». Постановка мюзикла «Как звери к зиме готовились», опера «Бал цветов» способствуют образному восприятию и легкому усвоению материала.
- Работа с семьей. Для раскрытия родителям понятия «экология для малышей» можно провести дни открытых дверей, экологические акции, туристические походы, путешествия, Дни доброты.
- Сотрудничество с социумом. Программа по экологическому воспитанию дошкольников предусматривает преемственность в работе дошкольного учреждения и начального звена общеобразовательной школы. Для формирования основ экологической культуры у дошкольников и школьников можно организовать форумы по обмену опытом детей, конкурсы «Юный исследователь», лаборатории «Советы ученого Пробиркина», мастерские «Уроки Самоделкина», клуб «Уроки экологической безопасности».
- Экскурсия в питомник поможет детям осознать кропотливость труда взрослых в процессе выращивания растений из маленьких черенков в большую садовую культуру. Посетить с детьми приемник для бездомных животных вместе с родителями – значит пробудить у воспитанников чувство глубокого сострадания к оставленным питомцам, желание заботиться о них и помочь найти своего хозяина.
- Труд. Задачи программы воспитатель реализует в практической деятельности на участке, в экологическом центре, на тематических площадках.
- Изготовление книжек-самоделок «Экологические сказки» в совместной деятельности детей с родителями позволят активизировать мыслительную деятельность ребят в придумывании сюжета и оформлении книжных страниц. Детям предлагается оформить такие книги, как: «Сказка о любопытной Козявочке», «Как путешествовала капелька», «Сказка о цветке Росянка». Мастерская по изготовлению кукол «Капелька», «Королева Экология», «Пробиркин», «Самоделкин», «Экологическая Безопасность»Подобные книги обогатят развивающие центры новыми персонажами, которые станут главными героями игры малышей, их советчиками в принятии грамотных решений в сохранении экологии своего участка.
Организация предметно-игровой среды
Для реализации задач программы в дошкольном учреждении формируется предметно-развивающая среда, целью которой является пробуждение интереса ребенка к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании.
Экологический центр включает в себя комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью. Перечень растений для каждого возраста детей определен учебной программой.
Здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, черенкования, опрыскивания и полива растений. Для работы дошкольников приобретаются фартуки с расчетом, что в группе будет как минимум 5 человек. В процессе работы в комнатном цветнике дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов.
Рядом можно расположить мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа, ягод. Его можно оформить в виде паровозика, сказочной поляны, персонажей из мультфильмов. Наблюдая за развитием и ростом посадок дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.
В экологическом центре может расположиться живой уголок с 2-3 представителями фауны: хомячок, мышка, морская свинка, попугай. В задачи малышей входит каждодневный уход за своими питомцами. Ребята понимают, что без их заботы обитатели уголка могут погибнуть. Между тем, вместе с ними в группе весело и уютно. Занятие-игра с домашними животными учит дошкольников и школьников сопереживанию, трепетному отношению к ним, наблюдательности за тем, как питомцы растут и ухаживают за собой.
Познавательно-практический центр в группе предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий.
Оснастить такой центр можно микроскопом, зеркалами, колбами, жидкостями для смешения, линзами. Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников и школьников.
Тематические экологические станции организуются на игровых площадках с целью изучения объектов живой и неживой природы.
Экология для детей – это и станции «Лес», «Цветник», «Огород», «Луг», «Поле», «Пруд», «Народная аптека», которые уместнее будет оборудовать на территории детского сада вблизи от игровой площадки.
Здесь ребята наблюдают за растительным миром своего региона, учатся в условиях открытого грунта ухаживать за овощными культурами. Таблички с изображением овощей будут служить ориентиром для наблюдения и работы на своей грядке. Две-три сосны и несколько елей создадут небольшой лесной уголок, где можно наблюдать рост деревьев, появление молодых побегов на ветках, изучать шишки хвойных деревьев и находить их отличия.
Небольшой участок нескошенной травы станет хорошей имитацией луга, где дошкольники будут наблюдать за жизнью и поведением насекомых, жуков, червей. А посеянные пшеница, рожь, ячмень позволят сформировать представление о происхождении хлеба, научат бережному отношению к нему. На искусственном пруду дети могут наблюдать за растениями водоема: кувшинкой, ряской, камышом, осокой. В глубину мини-водоема следует запустить улиток, мелкую рыбешку. Здесь облюбуют себе место для отдыха бабочки и стрекозы.
К функциональным экологическим станциям можно отнести «Столовую для птиц», «Метеорологическую станцию», «Умелые руки».
В них ребята учатся составлять простейшие цепочки экологии, определяют направление и силу движения ветра, погоду. Здесь же, используя природный и бросовый материал, дошкольники занимаются изготовлением поделок, пробуя древесину, стебельки, шишки на прочность, гибкость, ломкость. Игры на станциях помогают развивать у детей мыслительные процессы, нравственные качества, мелкую моторику рук.
Запрещающие знаки, расположенные на станциях, в форме игры закрепят знания малышей о правилах поведения в природе, научат ценить экологию своего региона, помогут привести в систему экологическое воспитание дошкольников в соответствии требованиям учебной программы.
Возрастные особенности
Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возраста ребят. Занятия, посвященные охране природы, начинают проводить в ДОУ, а затем продолжают в младшей школе. Исследования, эксперименты, наблюдения, проекты, беседы, чтение литературы — методы, которые педагог применяет в учебной работе и внеурочной деятельности. Внеклассные общие мероприятия включают поездки, праздники, тематический досуг, а также работу с родителями. Формы и способы могут применяться совместно либо отдельно.
Приложение к программе
Для успешной реализации такой цели Светлана Николаевна разработала специальную программу. Это «Юный эколог» для подготовительной группы Николаевой.
В данном пособии рассматривается вопрос экологического воспитания и культуры детей в дошкольном возрасте. Основа книги состоит из теоретических и практических исследований, посвященных данной теме. Этой работе автор уделила несколько десятилетий.
Обратите внимание! Ориентировочно, читателями книги должны стать практики, занимающиеся дошкольным воспитанием, преподаватели и студенты пединститутов и педагогических училищ.
В приложении «Юный эколог» предусмотрено изучение следующих тем:
- Растения, животные и человек обитают среди живой и неживой природы.
- Растения и животные многообразны, их объединяет среда обитания.
- Растения и животные растут и развиваются в своей среде обитания.
- Человек постоянно взаимодействует с природой.
Занятия на тему экология во 2-х младших группах ДОУ по ФГОС
Для каких групп детских садов подходит данная книга
Экологическую культуру в детсадовском учреждении должен прививать воспитатель. Поэтому именно ему важно понимать значение экологических проблем и причин, их породивших. Данная методика разработана для детей, начиная с младшего детсадовского возраста — подготовительной группы.
«Теория и методика экологического образования детей» Николаевой С.Н.предназначена именно для самых маленьких воспитанников детсадовского учреждения, так как уже тогда малыши могут узнать важную информацию:
- как связаны растительные, животные организмы и среда обитания;
- насколько многообразны живые организмы, находящиеся в экологическом единстве;
- в какие сообщества объединяются живые организмы;
- человек является живым существом, в своей среде обитания он получает все условия здоровой и нормальной, качественной жизнедеятельности;
- человек пользуется природными ресурсами, но при этом загрязняет окружающую среду;
- важно охранять и восстанавливать природные богатства;
- конечным результатом реализации методики должно стать сознательное бережливое отношение к окружающей среде.
Важно! Основные аспекты программы следующие: конечным результатом работы по экологическому воспитанию является отношение. Воспитателю отведена роль носителя экологической культуры.
Воспитатель и малыши детсадовской группы на занятии
О чем книга Николаевой С.Н по методике воспитания дошкольников экологии
Светлана Николаевна Николаева является доктором педагогических наук, главным научным сотрудником института психологии, занимающегося проблемами детства. Автор научных трудов по педагогике известна своими исследованиями, связанными с экологическим образованием. Эту тему она раскрывает и в своей работе «Методика экологического воспитания дошкольников».
Ладони держат детей и радугу
Учебник написан человеком с большим опытом воспитания детей. По мнению Николаевой С. Н., начинать экологическое воспитание надо с рассказов о природе. И когда детское сознание наполнится необходимыми сведениями, можно закрепить у воспитанника определенное отношение к окружающей среде:
- познавательное;
- эстетическое;
- гуманистическое.
Важно! Николаева С.Н «Методика экологического воспитания дошкольников» — произведение, в котором автор выражает уверенность: отношение человека к природной среде — это индикатор, который показывает, насколько он образован в экологическом плане. И начинать такое воспитание важно как можно раньше, с подготовительной группы детского сада, закрепляя в средней и старшей группах.
Педагог предлагает методу экологического образования, которая состоит из двух основных моментов:
- передать знания по экологии;
- модифицировать их в отношения.
Экологическое воспитание дошкольников Николаевой должно заключаться в достижении итогового результата, когда ребенок осознанно будет относиться к природе бережно. Понимая, что и он — часть этой среды.
Планета с бабочкой в человеческих ладонях