Программа и задания для развивающих занятий с детьми 4-5 лет

Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.

С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».

Возрастные особенности ребенка 4-5 лет

4-5 лет — один из благоприятных периодов в жизни малыша для усвоения новых знаний и умений. Все это возможно уже благодаря достаточному уровню эмоционального и физического развития. Главные особенности развития в 4-5 лет:

  • Ребенок научился мыслить образно, воображать. Может найти что-либо похожее на заданный предмет, из нескольких вычленяет один по размеру, цвету, форме и другим параметрам.
  • Развивается произвольная память: малыш уже способен выучить стихотворение, запомнить данное ему поручение. Формируется образная и словесная память.
  • Увеличивается время концентрации внимания. Теперь дошкольника можно занять одним действием на 20 минут.
  • Совершенствуются двигательные навыки. Улучшается координация, равновесие, моторика (как крупная, так и мелкая).
  • Рисунки становятся более детальными, дошкольнику уже дается склеивание, вырезание, конструирование по образцу и собственной фантазии.
  • Речь становится богаче. Улучшается дикция, произношение звуков. Ребенок легко имитирует большинство звуков, разговаривают с интонацией. Активизируется познавательный мотив, так называемый «режим почемучки». Дошкольник стремится освоить новые знаний, в этом ему должны помочь взрослые.
  • Центральная форма развития — игровая деятельность. Теперь преобладают сюжетно-ролевые игры. Поэтому и все занятия рекомендовано строить именно на играх.

Что я сделала для себя

Применение методики Монтессори начинается не с ребёнка, а с родителей. Чтобы понять, как развивать ребёнка в 4,5 года и создать дома благоприятную среду, нужно в первую очередь работать над собой. Потому что родитель не в ресурсе мало на что способен.

Раньше я каждые свободные 5 минут отвлекалась на чаты, никак не связанные с моим развитием. Сейчас пришло осознание, что это пустое занятие, которое отнимает много времени. А ведь его можно проводить с пользой: загружать посудомойку и стиральную машину, убирать со стола, развешивать бельё, пылесосить, наблюдать за детьми, записывать свои мысли.

Если дети увидят, что я просто сижу и пью чай, они бросят свои дела и прибегут. То же будет, если прилягу. Поэтому разумнее всего посвятить время дому, и заодно вовлечь детей. Это не сложнее, чем переписываться в чатах, зато сколько пользы.

Вот ещё несколько небольших достижений, которые заметно улучшили качество моей жизни:

  • На курсе я познакомилась с графиком эмоций и каждой из них в отдельности. Теперь могу себя лучше контролировать, при общении с детьми это ценный навык.
  • Научилась находить время на себя. Не реже одного раза в неделю выбираемся с мужем по делам или на прогулку, а детей оставляем бабушке — они уже достаточно подросли. Спустя три таких недели научилась концентрироваться на себе и полноценно отдыхать.
  • Общаюсь с Монтессори-мамами в чате выпускников. Мы обсуждаем, что нового узнали, какие книги прочитали — и так совместно развиваемся. Это моя точка интереса и источник вдохновения.

Привычку не убираться, когда дети спят, я освоила сразу после рождения дочки. В такие моменты сплю, смотрю вебинары, фильмы. Начинаю «своё» время с чашечки кофе, чего-нибудь вкусного и томного взгляда в окно.

Хочу, чтобы дети видели маму счастливой и красивой. Сложнее всего было осознать себя главной частью развивающей среды для детей. Я создавала условия, при которых детям стало проще развиваться и познавать мир, но забыла о себе: это относилось и к внутренним, и к внешним ресурсам. Даже муж стал возмущаться, что деньги, которые он даёт мне, трачу на детей. Я начала меняться и позволять себе то, в чём долго отказывала. Будь то пирожные, новый шампунь, поход в салон красоты или кафе, прогулка.

Развиваем речь

Вот несколько простых, но эффективных упражнений, проводить которые можно в любое время:

  • «Что бывает…». Называйте ребенку признак предмета и спрашивайте, что бывает именно с такими характеристиками. Постепенно задание можно усложнять, совмещая одновременно несколько признаков.
  • «Что произойдет, если…». Придумывайте любые сюжетные ситуации и интересуйтесь, что произойдет в этом случае.
  • «Что можно сделать…». Берется любой предмет и задается вопрос, что с ним можно сделать. Можно также спросить, чего нельзя делать и почему.
  • «Что и где». Задавайте малышу элементарные вопросы. Например, где находится сковородка или телевизор. Просите как можно детальнее описать все предметы из любой комнаты.
  • Описывайте крохе любое животное и попросите его отгадать. Меняйтесь ролями: пусть и ребенок попробует выступить в роли загадывающего.
  • Играйте в звукоподражание. Больше внимания уделяйте проблемным звукам (обычно это с, ш, з и р).

ВАЖНО! Обязательно разучивайте стихи, песни, сказки, много читайте. Обсуждайте увиденное и услышанное. Процесс развития должен быть непрерывным.

Также почитайте про игрушки для развития речи детей.

Игры на развитие логического мышления

Хорошо задействуются логические навыки в следующих упражнениях:

  • Обобщить предметы по любому признаку (например, найти все круглое, плоское, желтое).
  • Определить схожесть и различие между картинками либо отдельными предметами.
  • Выделить из множества предметов одинаковые.
  • Собрать конструктор по образцу.
  • Найти лишний предмет, объяснить свой выбор.
  • Выбрать парные предметы, назвать признак, по которому сделан выбор.
  • Отыскать выход из лабиринта. Такие задания встречаются во всех детских журналах и развивающих изданиях).

Память не только зрительная

Человеку свойственно запоминать то, что он видит, слышит и делает. Поэтому развитие памяти должно быть направлено на все названные аспекты.

  • Зрительная память хорошо тренируется при рассматривании картинок с их последующим описанием, а также запоминанием расположения предметов в комнате. Можно спрашивать малыша, в чем он был одет вчера. Развивает зрительную память игры на перестановку игрушек: расставляется несколько предметов, а когда ребенок отворачивается, их меняют местами. Задача дошкольника — отгадать, что изменилось.
  • Слуховую память тренирует разучивание потешек и стишков. Желательно в день учить по четыре строчки. Обязательно нужно пересказывать сказки и делиться впечатлениями от увиденного, причем рассказывать все нужно в деталях. Также можно давать малышу игровые задания: купить в «магазине» по устному списку или сервировать стол по определенной инструкции, озвученной также устно.
  • Двигательная память тренируется во время игр, в которых нужно повторять движения за взрослыми. Как только определенная игра будет разучена, взрослый может «случайно» ошибиться, задача ребенка — найти и исправить ошибку.

Интересные уроки рисования

Дети старшего дошкольного возраста очень любят рисовать. Они уже имеют навыки обращения с кисточкой и красками, фломастерами, карандашами. Рисование развивает речь, мелкую моторику, воображение, усидчивость, внимательность.

Чтобы научить малыша изображать различные объекты, можно использовать такие способы:

  • обведение фигур, имеющих точечный контур. Ребенок будет запоминать формы разных объектов;
  • применение раскрасок;
  • рисование под копирку (обведение уже готовых изображений и дальнейшая их раскраска).

При обучении ребенка рисованию нужно использовать простые линии, геометрические фигуры. Существует множество интересных уроков.

Мастер-класс по изображению лиственного дерева:

  • начертить внизу листа бугорок;
  • над ним (в верхней части бумаги) изобразить круг;
  • два объекта соединить прямыми линиями (это ствол);
  • пририсовать ветки;
  • придать краю кроны неровность (выделить те места, в которые входят ветки);
  • на бугорке прорисовать траву.

Развитие внимания

Чтобы дошкольник мог легко переключаться с одного вида деятельности на другую, концентрировать свое внимание на работе в течение длительного времени и при этом не уставать, внимание также нужно регулярно развивать.

Варианты игр:

  • Найти изменения во внешнем виде взрослого, в расстановке предметов.
  • Всевозможные вариации игры «съедобное-несъедобное» (обувь — не обувь, говорит — не говорит).
  • Найти отличия на двух картинках.
  • Игра «Вагончики». Мама называет предмет, ребенок повторяет и добавляет свой, мама повторяет теперь два предмета и добавляет третий. И так до тех пор, пока кто-то не ошибется.
  • Во время прогулки возле дома нужно запомнить как можно больше деталей, а на следующий день обсудить, что же изменилось в окружении.
  • С закрытыми глазами описать, что и конкретно где находится в комнате.

Чтение и письмо

К пятому году жизни ребенку уже необходимо тренировать руку для дальнейшего письма в школе. То же самое касается и чтения. Помогут в этом простые прописи. Эти пособия помогут развить мышцы кисти ребенка, подготовить их к дальнейшему письму. Начинать нужно с самых простых элементов — обведения узоров и соединения точек. И только после этого можно переходить к самостоятельному письму.

Обязательно прорабатывается восприятие первого звука в слове. Для этого можно клеить буквы на любые предметы в доме. Задача ребенка — догадаться, правильно ли выбрана карточка с буквой.

СПРАВКА! В этом деле хорошим помощником родителей станет букварь Жуковой. В нем подробно описан алгоритм слияния звуков и другие рекомендации для взрослых.

ИЗУЧАЕМ МАТЕМАТИКУ

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и геометрия. К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Музыкальность, сенсорика и движение

Любой дошкольник должен много двигаться. Движение помогает укреплять скелет и мышцы, улучшает ловкость, координацию, выносливость. Поэтому в жизни ребенка должны присутствовать гимнастика, зарядка, танцы, любые подвижные игры, а также езда на велосипеде.

Если сопроводить физические упражнения музыкой, это будет способствовать развитию музыкальности. Чтобы развить сенсорное восприятие дошкольника, ему нужно давать возможность трогать различные фактуры и материалы.

Необходимо стремиться к совершенствованию мелкой моторики, которая улучшит речь, мышление, логику и память. Хорошо подходят любые игры с мелкими предметами, в том числе и пальчиковые.

План логопедических занятий

Дети к пяти годам должны полностью овладеть системой родного языка: связно разговаривать, понятно излагать свои мысли, строить сложные предложения, пересказывать сказки, правильно произносить все звуки.

Если у ребенка есть нарушения речи, то он будет совершать ошибки лексико-грамматического, фонетико-фонематического строя. У таких детей ограничен лексикон, они не могут составлять сложные и простые предложения. Речь малышей может быть несвязной.


Причин отклонений немало:

  • нарушение памяти, рассеянность;
  • слабость мышц артикуляционных органов;
  • проблемы с мелкой моторикой;
  • несформированное словесно-логическое, наглядно-образное мышление.

Для решения проблем с речью проводятся логопедические занятия. Программу уроков должен разрабатывать специалист. Простые упражнения родители могут выполнять дома.

Условия для коррекции фонетико-фонематической системы:

  • соблюдение членами семьи стилистических, орфоэпических и грамматических форм при пользовании речью;
  • создание полноценной речевой среды. Родители должны много и часто общаться друг с другом в присутствии ребенка;
  • развитие слуховой функции;
  • стимулирование детей подражать предметным и речевым действиям взрослых лиц.

Родители способны помочь детям обогатить лексикон, освоить правильный грамматический строй речи, улучшить звуковую культуру.

Логопедические занятия должны проходить с учетом таких правил:

  • регулярность;
  • упражнения выполнять в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка;
  • хвалить малыша за его достижения. Не ругать его, если он показывает плохие результаты.

Для улучшения речи применяют пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику.

План логопедических уроков может выглядеть следующим образом:

  • психологический настрой;
  • анализ букв и звуков слов;
  • постановка звука;
  • автоматизация звука в речи;
  • пальчиковые игры.

Прочие знания

Дошкольнику нужно развивать, например, и географические знания (понятия о живой и неживой природе, временах года).

Рекомендуется читать чаще энциклопедии, рассматривать глобусы или географические карты. Стоит отметить, что география — одна из важнейших наук для ребенка 4-5 лет. Изучая эту науку, дошкольник найдет ответы на множество интересующих вопросов.

Показывайте малышу картины русских художников, описывайте каждую деталь, ее происхождение и назначение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]