Обычно обучением детей 3-4 лет занимается детский сад. Работая по специализированным программам, педагоги дают там маленьким дошколятам весь необходимый им набор знаний и навыков. Но бывают и такие ситуации, когда ребёнок не может посещать это заведение или много пропускает из-за частых болезней. Тогда родители сами берутся за образованием крохи. Посредством систематических развивающих занятий для детей 3-4 лет даже дома дети могут усвоить всё, что положено их возрасту, если знать чему и как их учить.
Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет дома
Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?
Принципы организации домашних занятий
Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?
- Во-первых, для детей 3 лет ведущей деятельностью является игра. Только играя, малыш может полностью погрузиться в обучающий процесс и прочно усвоить необходимые знания.
- Во-вторых, все занятия с ребёнком должны носить системный характер. Ежедневные уроки, задания которых планируются заранее, усложняются по мере их усвоения.
- В-третьих, деятельность ребёнка должна постоянно меняться – чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями и заданиями творческого характера.
Условия проведения «уроков» для дошколят
В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.
Тематический материал:
- Развивающие игры для мальчиков 3 лет
- Игры для девочек 4 лет — развивающие
Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.
Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.
Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.
Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.
Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.
Задачи и планирование
Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.
К основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:
- формирование мыслительных навыков;
- развитие моторики, воображения и творческих способностей;
- совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
- формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
- воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.
Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.
Математические
Что должно быть изучено ребенком?
- Счет до пяти.
- Знание небольшого количества геометрических фигур.
- Базовые навыки сравнения.
- Верный подбор пары.
Помните, что в три года у детей не имеется долгой фиксации на одном предмете, поэтому занятия необходимо проводить часто и понемногу (лучше провести три занятия по 20 минут, чем одно по часу).
Учим фигуры по рисункам
Развивающие занятия могут включать в себя использование карточек, пазлов, прописей и творческих заданий.
Карточки
В три года малыш все еще может жевать бумагу, поэтому не поленитесь заламинировать карточки, чтобы Вам не приходилось на каждое занятие распечатывать новый комплект. Обычно развивающие игры с детьми проводятся по следующей схеме: Вы показываете малышу карточку с каким-либо изображением (для детей лучше выбирать максимально простые и понятные рисунки) и просите повторить рисунок, либо сказать, сколько предметов изображено на картинке. Если у вас имеется комплект парных карточек, то Вы можете попросить детей сыграть в развивающие память игры: “найди пару”, “вспомни спрятанное изображение”, “найди отличие” и так далее.
Занятие с карточками решает сразу несколько задач
Помните, что подобные занятия можно проводить не только дома, но и на улице.
Например, в теплое время года Вы можете сделать игру по поиску сокровищ: вручите ребенку настоящую пиратскую карту (с помощью обыкновенного кофе бумагу можно состарить на несколько лет), на которой крестиками будут указаны развивающие карточки. Объясните ребенку, что ему необходимо решить задачку, чтобы иметь возможность пройти дальше.
Если у Вас несколько детей, то можно провести настоящее соревнование (помните, что каждый из детей должен получить собственный поощрительный приз).
Если на улице холодное время года, то подобное соревнование можно провести и дома, предварительно спрятав все хрупкие предметы.
Пазлы
Для детей трех лет лучше всего подбирать крупные картинки, состоящие из небольшого числа деталей.
Обучающие пазлы для маленьких “Ферма”
Разрежьте развивающие картинки на вертикальные линии (они должны быть достаточно крупными). Суть занятия состоит в том, чтобы малыш собирал пазл и одновременно учил название, облик и расположение числа на числовой прямой.
Прописи
Данный материал поможет малышам развивать ручки, а также правильно писать цифры, свободно составляя из них числа. Подбирайте прописи так, чтобы линии в них были достаточно крупными и четкими.
Раскраски
Раскраски с цифрами можно давать детям с 3-х лет
Они особенно любимы детьми, поэтому старайтесь использовать эти развивающие материалы как можно чаще. Благодаря своей компактности, раскраски могут быть использованы как дома, так и на улице в любое время года. Для детей трех лет постарайтесь подобрать раскраски, в которых употребляется не только изображение числа, но и его письменное название (это поможет тренировать чтение и речь).
Игры для детей 4 лет
Игра 13. «Не вижу и не слышу»
Это отличная подвижная игра для двух и более игроков, которая очень нравится детям. Правила: когда ведущий произносит “не вижу”, игроки бегают, прыгают, резвятся, но в абсолютной тишине. Если кто-то произнесёт звук, то проигрывает. Если ведущий говорит “не слышу”, то игрокам можно и нужно шуметь, кричать, петь, смеяться, но стоять на одном месте. Кто сдвинулся — проиграл.
Игра больше подходит для улицы, чтобы дети могли вдоволь набегаться и накричаться, не тревожа соседей.
Игра 14. «Цветные краски»
Это замечательная игра для закрепления знаний цветов и их оттенков. Для неё требуются минимум три участника.
Уверены, многие родители вспомнят правила! Нужно начертить линию (или проложить верёвку или шнурок), с одной стороны которой стоит ведущий, а с другой — игроки. Ведущий поворачивается спиной, называет любой цвет и разворачивается обратно. У кого на одежде есть такой цвет, легко переходит на другую сторону, остальные же участники должны перебежать, пока их не схватил ведущий. Кого из игроков он поймал, занимает место ведущего.
Игра 15. «Полоса препятствий»
Эта игра потребует небольшой подготовки, так как нужно создать «трудности», которые будут преодолевать дети. Лучше всего играть в компании или даже командами на скорость.
Ориентируясь на интересы малыша, создайте полосу препятствий (стулья, под которыми надо проползти, туннель из подушек, листочки, которые спасут от лавовой реки и так далее). Тематика может быть разной, например, охота на динозавров, спасение принцессы от дракона, джунгли, пиратский остров и любые другие фантазии.
Если играют команды, можно подготовить главный приз для победителей и поощрительный для проигравших. Но самой важной наградой в “Полосе препятствий” будет отличное настроение и заряд бодрости!
Игра 16. «Снова и снова»
Отличная игра, которая развивает навыки классификации и анализа.
Вам понадобятся карточки с изображениями животных, растений, предметов мебели, цветов, транспорта и того, что можно классифицировать.
Суть игры — выложить перед ребёнком все картинки, например, с мебелью и попросить отделить предметы небольшого размера от крупных, затем деревянные от пластмассовых и так далее. Чем больше вы найдёте вариантов для анализа и сравнения, тем лучше.
Игра 17. «Что в уме?»
Цель забавы: весело и интересно развивать внимание, слуховое восприятие, речь.
Подготовьте несколько несложных картинок с разным содержанием и попросите малыша выбрать одну, но не говорить, какую именно. Затем взрослый задаёт вопросы, чтобы разгадать, какое же изображение было выбрано, а ребёнок отвечает либо да, либо нет. Например: “На этой картинке человек?”, “Есть ли жёлтый цвет в одежде человека?”. Затем поменяйтесь ролями — кто быстрее справится с заданием?
Готовые сюжетные картинки или изображения животных можно приобрести в любом книжном магазине или сделать самим, вырезав из журналов.
Игра 18. «Загадочные действия»
Играют два и более человек, которым нужно понять, что показывает ведущий своими жестами или действиями. Например, взрослый зажимает нос, закрывает глаза и приседает — это ныряние в воду. Загадать можно любые реальные предметы или занятия: письмо, плавание, сон, стук молотка и так далее. Ведущий может заранее подготовить возможные варианты и записать их на карточках. Выигрывает тот участник, который называл правильные ответы быстрее остальных.
Игра 19. «Кто так может?»
Ещё одна интересная игра на развитие речи. Задача проста — быстрее остальных игроков отгадать, о чём идёт речь. Ведущий описывает предмет, человека или персонаж, например: “Это небольшой металлический предмет, который издаёт тонкий звук. Такие маленькие предметы часто вешают домашним животным на шею” (колокольчик).
Игра помогает закреплять любые полученные знания: о профессиях, транспорте, растениях, животных, временах года и множестве других предметов и явлений.
Игра 20. «Сравнения»
Взрослый показывает ребёнку два предмета и просит рассказать, в чём их сходства и отличия. Например: “Вот мячик и воздушный шарик разных цветов, сравни их!”. Сходство — оба предмета круглой формы. Отличия: цвет, материал. Чем больше признаков назовёт малыш, тем лучше. Постепенно усложняйте задачу, подбирая похожие предметы, например, кубики одного цвета, но немного отличающиеся по размеру. Можно также увеличивать количество сравниваемых предметов.
Эта игра отлично развивает внимание и совершенствует навыки классификации и анализа.
Повтори узор
Одинаковые картинки
Два одинаковых предмета
Игра 21. «Вопросы-ответы»
Суть игры — ответить на разнообразные вопросы, которые задаёт взрослый. Это могут быть как смешные вопросы, так и познавательные и закрепляющие. Например: “Бывают ли грозы зимой?”, “Какого цвета солнце?” или “Зачем нужно кушать?”.
Игра развивает речь и память, а также навыки обобщения предметов и подходит для тихих семейных вечеров.
Игра 22. «Команды»
Интересная спокойная игра на развитие речи. Ведущий заранее готовит забавные команды: «Сядьте те, кто любит компот», «Закройте один глаз те, кто пил сегодня сок» и так далее. Забава подходит для знакомства в новой компании, потому что позволяет узнать интересы новых друзей и создать весёлую атмосферу.
Игра 23. «Сигналы»
Очень интересная игра, которая развивает внимание и увеличивает его концентрацию, а также улучшает память. Задача проста — ведущий заранее готовит «сигналы» (любые картонные фигуры разного цвета) и показывает их детям. Каждый цвет обозначает какое-то действие, например, жёлтый — стоять на месте, красный — присесть, синий — поднять вверх руки. В произвольном порядке показывайте игрокам эти сигналы. Постепенно усложните задачу и произносите команды, показывая карточки другого цвета. Выигрывает тот, кто не запутался и верно следовал сигналам.
Игра 24. «Собираем игрушки»
Отличная активная игра, которая помогает не только развивать внимание и память, но и быстро убраться в комнате! Желательно, чтобы в игре было как минимум два участника, чтобы получилось соревнование.
Возьмите несколько предметов и разложите их по комнате в различные места (или просто озвучьте то, что нужно искать). Детям нужно как можно скорее найти все вещи и убрать в ящик или корзину. Выигрывает тот, кто оказался первым.
Потом усложните задачу и предложите продолжать поиски, стоя на одной ноге, хлопая, идя гуськом или ползая.
Какие предметы были на картинке?
Развитие речи
В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?
- Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
- Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
- Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
- Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.
На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:
- всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
- застегивание пуговиц, шнуровка;
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- игры с водой.
Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.
Физическое развитие ребенка
Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:
- перешагивание через небольшие препятствия;
- хождение по наклонной плоскости;
- прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
- хождение по бечевке, положенной на пол;
- прыжки на обеих ногах вперед себя;
- прыжки с маленькой высоты.
Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.