Детство
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром по теме «Профессии людей».
Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
“Кто чем занимается”.
Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.
“Кто больше знает профессий”
Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.). Ход игры. Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать… Это моя профессия — воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.) Воспитатель называет и другие профессии — строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.
“Произнеси правильно”.
Цель. Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий. Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; — Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. — Водовоз вёз воду из водопровода. — Старый сторож Том сторожит дом. — Ткёт ткач ткани на платье Тане. — Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку — Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. — Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.
“Профессии”
Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: » Что делает…..?» и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ — воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд «Что делает врач?», «Что делает ветеринар?» (разобрать разницу), а затем так же «учитель» и «ученый». От детей иногда слышишь интересные версии.
“Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).
Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму. Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение. В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). Попов С.А. С огнем бороться мы должны. Мы смелые работники. C водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? – … (пожарники). Я бы летчиком-пилотом Непременно стать хотел, Я тогда на самолете До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В. Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С. Чтоб не мокли люди под дождем Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С. Летят опилки белые, летят из-под пилы: Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С. Каждый день газету в дом нам приносит… (почтальон). На глазах у детворы крышу красят… (маляры). Кукол я лечу с утра. Я сегодня… (медсестра). Шигаев Ю. Красить комнаты пора. Пригласили… (маляра). Баруздин С. Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц… (дрессировать). Южных рыбок нам привёз, юнга будущий… (матрос).
Ход игры:
Перед детьми — плита. На ней — кастрюля, сковорода (игрушки, достаточно крупные, или настоящая посуда)
; рядом — набор овощей (натуральные, миска с водой, нож, ложка.
Воспитатель: — Я научу вас варить из овощей вкусный суп! На плите стоит (показ)
. ?
— Большая кастрюля.
— В этой кастрюле — вода. Посмотрите (зачерпывает воду ложкой и выливает обратно)
. Скоро вода закипит, поэтому пора чистить
картошку.
Воспитатель просит кого — нибудь из детей найти и передать ему картофель, моет его в миске, чистит. Дети называют действия, повторяют названия.
Воспитатель интересуется, как теперь выглядит картошка.
-Она белая, чистая без шкурки (кожицы)
.
— Бросить ее в кастрюлю целиком или. ?
— Надо порезать.
Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю. Затем дети приносят капусту, морковь, наблюдают, как воспитатель моет и шинкует овощи. Отдельно на сковороде он жарит лук (дети называют овощ и действие с ним)
.
Воспитатель: «Послушайте, — говорит воспитатель,- как шипит на горячей сковороде масло: ш-ш-ш. Как оно шипит?»
Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп.
Говорит: «Очень жаль, что «не горит»
наша плита. Но мы сейчас сварим из овощей, овощной суп, на настоящей плите».
Когда приходит повар, воспитатель передают ему кастрюлю. Тот интересуется, что в ней, выслушивает детей, одобряет и уточняет их ответы. Обещает сварить суп.
Примечание. Желательно, чтобы в этот день на обед был приготовлен овощной суп. Это доставит детям радость.
№ 13. «Кто что делает?»
.
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности,при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»
;
«Кто шьет платья?»
,
«Кто продает молоко?»
и т. д. Примеры ответов
детей: «Строитель строит дома»
,
«Портной шьет платья»
,
«Продавец продает молоко»
.
№ 14. «Кому что надо?»
.
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача (с красным крестом)
. Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее,передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит,например:
«Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты»
.
В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.
№ 15. «Петрушка идет трудиться»
.
Цели: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде)
; воспитывать желание помогать взрослым.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната)
Ход игры: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке.Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить)
. Однако, Петрушка, запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.
Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие предметы ему нужны для выполнения заданий бабушки.
№ 16. «Профессии»
.
Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.
Инвентарь: Не требуется.
Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже — несколько примеров.
«Сборник дидактических игр для диагностики трудовых умений и навыков для старшей группы»
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель:
закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий. Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… Если бы не было водителей, то … и т.д.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель:
Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят: Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем. Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»Цель:
Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий. 1) Опрокинуть горшок, из него вынимают растение. 2) Мытьё горшка. 3) Укладывание камушков на дно горшка. 4) Насыпание в горшок песка (высота 1 см). 5) Насыпание в горшок поверш песка немного земли. 6) Отряхивание палочкой старой земли с корней растений. 7) Срезание загнивших корней. Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй. 9) Уплотнение земли. 10) Установка горшка с растением на поддон. 11) Полив растения под корень.
«Кто где работает?»
Цель:
уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»Цель:
расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»Цель:
упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий. Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер. Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка. Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец. Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»Цель:
расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий. Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает… Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит… Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»Цель:
учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий. Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»Цель:
расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… — продавцу. Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… — дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… — прачке. Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… — парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»Цель:
расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий. Учителю — указка, учебник, мел, доска… Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь… Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты… Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски… и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»Цель:
упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)Цель:
учить детей соотносить действия людей различных профессий. Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»Цель:
упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…), Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…). Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)Цель:
закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада. Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)Цель:
учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада. Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
Игра «Накроем стол для кукол»Цель:
Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Домашние задания для детей с ОНР по теме «Профессии»
Тема: «Профессии. Трудовые действия. Инструменты»
1. Вспомни и назови, кем работает человек, который: шьет одежду — ….. (швея,), красит стены — ……, делает прически — ….., учит детей — ……., лечит людей — ……, регулирует уличное движение — ………. Назови, одним словом, что ты сейчас перечислил(а)? (профессии). Расскажи, кто по профессии твои мама и папа.
2. Образуй новые слова, ответив на вопрос: Что делает?: • Сшил – что делает? – шьет • Положил – что делает? — ……. (кладет) • Построил – что делает? — …………. • Починил – что делает? — ……….
3. Назови, какие инструменты ты знаешь. (5 – 6 инструментов). Расскажи, что кому нужно: Кастрюля нужна — ………., пила — ……, мука — …….., кисти — ……., ножницы — …….., молоток — ….., мастерок — ………, расческа — ……., указка — ……., шприц — .
4. Из чего – какой? Из чугуна – чугунный, из металла — ….., из бумаги — ….., из стали — …., из резины — , из камня, из серебра, из пластмассы, из золота, из дуба, из шерсти, из хлопка, из шелка, их меха.
5. Что делают: топором, молотком, лопатой, ножницами, иглой, кистью, пилой.
6. Повтори предложение , четко все слова: ВОЛОСЫ ПОДСТРИГАЮТ В ПАРИКМАХЕРСКОЙ. ВОДОПРОВОДЧИК ЧИНИТ ВОДОПРОВОД. МИЛИЦИОНЕР РЕГУЛИРУЕТ ДВИЖЕНИЕ.
7. Составить рассказ о любой профессии.
8. Что делаем инструментами?
Лопатой – копаем ножницами — …… Пилой — ………… иглой — …………. Топором — ……… молотком — …….. Ножом — ……….. граблями — ………
9. Изменить слова по образцу:
Копает – а ты копай. Сажает – а ты сажай Рыхлит — ……(рыхли) рубит – ……. (руби) Пилит — …….. (пили) режет – …….. (режь) Вырезает — ……(вырезай) шьет – ……… (шей) Забивает — …….. (забивай) помогает — …… (помогай)
Тема: «Строительство. Инструменты. Трудовые действия»
1. Расскажи, кто работает на стройке. Назови 4 – 5 профессий людей, принимающих участие в строительстве. (Архитектор, строитель, каменщик, сварщик, кровельщик, маляр, плотник, штукатур, водопроводчик и т.д.) Раздели слова на слоги: ПЛОТНИК, МАЛЯР, ШТУКАТУР, АРХИТЕКТОР.
2. Как называется человек, который: • Кладет стены из камня – каменщик • Кроет крышу — ………… (кровельщик) • Штукатурит стены — ………(штукатур) • Красит стены — ………….. (маляр) • Делает рамы, двери — ………(плотник) • Сваривает металлические конструкции — … (сварщик)
3. Скажи по образцу: • Маляр – маляры • Штукатур – • Архитектор – • Водопроводчик – • Строитель –
4. Посчитай до 5 инструменты, правильно согласовывая слова: Расскажи, что делают этими инструментами.
ЛОПАТА, МОЛОТОК, ПИЛА, ТОПРОР (Лопатой копают землю, топором рубят деревья и т.д.)
Тема: «Транспорт. Профессии на транспорте»
1. Вспомни и назови какой транспорт ты знаешь. (Не менее 4 названий). • Как называется транспорт который перевозит пассажиров? • Как называется транспорт, который перевозит грузы? • Назвать транспорт (ПО 2 ПРИМЕРА):НАЗЕМНЫЙ – …, ВОДНЫЙ – …, ВОЗДУШНЫЙ –
2. Расскажи, кто управляет транспортом: • Машиной управляет водитель. • Поездом — …………(Машинист) • Самолетом — ………(Летчик, пилот) • Кораблем — ………… (Капитан)
3. Ответить на вопросы, используя предлоги: • В гараж машина заезжает, а из гаража…… (ВЫЕЗЖАЕТ) • От дома машина отъезжает, а к дому……. (ПОДЪЕЗЖАЕТ) • По дороге проезжает, а через мост …….. (ПЕРЕЕЗЖАЕТ)
4. Ответить по образцу: • Машина – машины – много машин • Самолет — ……….. – много………. • Автобус — …………………………. • Троллейбус — ……………………… • Грузовик — …………………………
5. Составить рассказ о любом транспорте по схеме. Записать на альбомном листе, нарисовать или приклеить картинку.
Тема: «Почта. Профессия почтальон»
1. Расскажи, кто носит почту по домам? (Почту по домам носит почтальон.) Какую почту разносит почтальон? (Почтальон разносит газеты, журналы, письма, телеграммы). Что нужно написать перед тем, как отправить письмо, посылку или телеграмму?(Нужно написать свой адрес). Что указывают в адресе? (В адресе указывают свой город, улицу, номер дома и номер квартиры). Для чего его надо знать? Назови свой адрес.
2. Скажи со словом «ПОЧТОВЫЙ»: (голубь, карета, самолет, марка, поезд, ящик, сумка) – НАПРИМЕР: ПОЧТОВЫЙ ГОЛУБЬ, ПОЧТОВАЯ МАРКА и т. д.
3. Назови почтовые принадлежности (газета, журнал, письмо, открытка) по образцу:
• Одна газета – две газеты – пять газет
4. Определи количество слогов в словах: ГАЗЕТА, КОНВЕРТ, ПИСЬМО, ПОСЫЛКА.
5. Скажи по образцу: • Почтальон – почтальоны – много почтальонов • Письмо – письма – много ………………….. • Журнал — ……………………………………… • Газета — ……………………………………….. • Посылка — ……………………………………..
Тема: «ПРОФЕССИИ. Повторение»
1. Вспомни и назови 5 любых профессий. Определи количество слогов в словах: ВОДИТЕЛЬ, ВРАЧ, ПРОДАВЕЦ, УЧИТЕЛЬ. Расскажи, что делают люди этих профессий. (Например: Водитель управляет автобусом)
2. «Один — много» • Водитель – водители – много водителей • Врач – врачи – много ………………….. • Продавец — ………………………………. • Художник — ……………………………… • Пожарник — ………………………………. • Маляр — …………………………………..
3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ВРАЧ, СТРОИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ.
4. Исправь ошибки: • Повар лечит детей. (Нет, повар готовит, а детей лечит врач) • Маляр строит дом. (Нет. Строит дом строитель, а маляр ………………….) • Парикмахер делает прически. (Да, парикмахер делает прически) • Фотограф шьет одежду. • Продавец учит детей. • Фотограф пишет картины.
Автор материала: Кравчук Ирина Анатольевна