Дидактические игры по экологии для 2 младшей группы


Дидактические игры по экологии для 2 младшей группы

Дидактические игры по экологии для 2 младшей группы.

1.«Где спрятался зайчик!»

Цель:

описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры:

назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

2.«Где растет?»

Цель:

учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры:

разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

3.«Наши друзья»

Цель:

Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:

карточки-лото с изображением животных: попугаи, рыбки аквариумные, хомячки, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.

Ход игры:

Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

4.«Цветочный магазин»

Цель:

закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал:

можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий воспитатель, а за тем выбирается ребенок по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

5.«Почтальон принес посылку»

Цель:

Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал:

предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

6.«Съедобное – не съедобное»

Цель:

формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал:

Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).

7.«Чудесный мешочек»

Цель:

Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал:

Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

8.«Что сначала, что потом?»

Цель:

Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал:

Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

9.Магазин «Семена»

Цель:

Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал:

Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

10.«Все по домам!»

Цель:

Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал:

Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

11.«Собери грибы в лукошко»

Цель:

Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал:

Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

12.«С какой ветки детки»

Цель:

Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал:

Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

13.«Когда это бывает?»

Цель:

Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал:

Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

14.«Угадай по описанию»

Цель:

Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал:

Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры:

Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

15.«Соберем урожай»

Цель:

Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произростания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал:

Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

16.«Овощехранилище»

Цель:

Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал:

Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.

17.«Зоопарк»

Цель:

Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:

карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

Экологические игры для детей 2 – 3 лет «Познаём мир, играя»

Описание:

«Экологические игры для детей 2 – 3 лет «Познаём мир, играя»

Проект представляет собой разработку сборника интерактивных дидактических игр по азам экологического развития детей 2 – 3 лет и является практическим приложением к серии конспектов совместной игровой деятельности родителей с детьми по экологии «Познаём мир, играя». Методическая разработка включает в себя пять разделов из 15 дидактических игр, объединённых лексическими темами: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Насекомые», «Растения».

Возрастная группа: I младшая

Особенности обучающихся: основной вид деятельности – предметно-игровой, мышление – наглядно-действенное, длительность сосредоточения внимания детей на игровом задании составляет примерно от 3 до 5 минут, недостаточно развита речь, мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Дошкольники стремятся к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях.

Цель проекта: развитие первоначальных экологических представлений об окружающем мире у детей 2 – 3 лет.

Организация и проведение игр

Оборудование: интерактивный стол «Интокс».

Длительность проведения каждой игры составляет от 3 до 5 минут.

При выполнении игровых развивающих заданий детям оказывается индивидуальная помощь педагогом и родителями.

индивидуальная помощь педагогом и родителями.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развивать коммуникативные навыки детей и родителей в процессе коллективной развивающей игры.
  2. Активизировать интерес у детей и родителей совместным познавательно-игровым действиям.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Расширять и закреплять знания детей по экологической тематике.
  2. Развивать познавательную активность детей.
  3. Развивать внимание, мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Стимулировать речевую активность дошкольников, учить детей отвечать на вопросы.
  2. Расширять словарь.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Воспитывать любовь к природе и эстетический вкус.

По образовательной области «Физическое развитие»

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук и зрительно-моторную координацию.

Актуальность проекта

В настоящее время актуален поиск новых направлений и форм работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения, повышение родительской компетенции в вопросах формирования первичных экологических представлений у детей об окружающем мире.

В опыте своей работы я комплексно применяю информационно-коммуникативную технологию, игровую технологию, а также технологию исследовательской деятельности.

Благодаря совместной игровой деятельности, выполнению развивающих игровых заданий интерактивного проекта «Познаём мир, играя» дети и родители учатся вместе приобретать новые экологические знания, общаться, экспериментировать и решать творческие задачи. Интерактивные развивающие игровые задания экологической тематики повышают эффективность занятий с детьми, так как комплексно воздействуют на процессы восприятия (зрительного, слухового и тактильного), внимания дошкольников в связи с одновременным действием изображений, звука и движения объектов, доступны и просты в использовании детьми, разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанников I младшей группы.

Интерактивные игры можно использовать на занятиях с группой детей и в индивидуальной работе.

Рисунки проекта (автор Исадская А.И.).

Домашние животные

Игра 1 «Как говорят домашние животные?»

Цель: знакомство детей с голосами домашних животных, развитие внимания и памяти.

Описание игры:

Детям нужно рассмотреть всех домашних животных на картинке «Ферма» и правильно назвать их. Нажимая пальчиком на изображения животных, послушать и запомнить их голоса. Учить детей отвечать на вопрос «Кто это?» и звукоподражанию.

Игра 2 «Чьи мамы, чьи детки?»

Цель: закрепление знаний детей о домашних животных и их детёнышах, развитие памяти, речи и мелкой моторики рук.

Описание игры:

Игровой персонаж Солнышко предлагает детям открыть все изображения домашних животных и их детёнышей, назвать животных и запомнить расположение. Нажимая пальчиком на шарики, которые лопаются с весёлым звуком, дети открывают картинки животных. После повторного закрытия картинок шариками детям необходимо вспомнить, где находился у каждой мамы её детёныш и правильно открыть парные картинки. Дошкольники открывают по два шарика. Если правильно находят парные картинки (мама – детёныш), то открывают ещё два шарика, если разные, то закрывают. Игра повторяется до тех пор, пока все картинки не будут верно открыты. После этого детям нужно нарисовать дорожки пальчиками по полянке от каждого детёныша к своей маме (инструмент Карандаш). В случае ошибки дети могут стереть инструментом Ластик неправильную линию. После выполнения задания при нажатии на картинку «солнышко» звучат аплодисменты всем участникам игры.

Игра 3 «Какое животное лишнее?»

Цель: развитие мышления и речи.

Описание игры:

Детям необходимо выбрать из предложенных в таблице картинок животных одно лишнее, которое не подходит к ним по главному признаку, объяснить ответ. Игра разработана с проверочной областью. При правильном выборе лишней картинки (заяц) отображается синяя галочка и звучит весёлый звуковой сигнал. При неверном выборе картинки отображается красный крестик и звучит соответствующий звуковой сигнал.

Домашние птицы

Игра 4 «Как говорят домашние птицы?»

Цель: знакомство детей с голосами домашних птиц, развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук.

Описание игры:

Задание детям – рассмотреть всех домашних птиц на картинке, назвать их. Нажимая пальчиком на изображения птиц, послушать и запомнить их голоса. Учить отвечать на вопрос «Кто это?» и звукоподражанию. В заключении игры детям предлагается нарисовать зёрнышки (инструментом Карандаш) и покормить птиц.

Игра 5 «Какая птица лишняя?»

Цель: развитие мышления и речи.

Описание игры:

Детям необходимо выбрать из предложенных в таблице картинок птиц одну лишнюю, которая не подходит к остальным по главному признаку и объяснить ответ. Игра разработана с проверочной областью. При правильном выборе лишней картинки и последующем нажатии пальчиком на картинку – она исчезает.

Игра 6 «Что сначала, что потом?»

Цель: развитие мышления, речи и мелкой моторики пальцев рук.

Описание игры:

Дошкольникам нужно расположить в логической последовательности три картинки: «яйцо», «цыплёнка», «курицу». Затем проверить свой ответ с помощью прозрачной проверочной области, которая выдвигается эффектом анимации «Выдвижение снизу» при нажатии на серый треугольник.

Дикие животные

Игра 7 «Кто спрятался в лесу?»

Цель: развитие внимания и речи.

Описание игры:

Детям нужно внимательно рассмотреть картинку «Лес» и найти спрятавшихся в нём диких животных. Дети последовательно «вытаскивают» пальчиками изображения лесных зверей (медведя, зайца, лису, волка) из их укрытий: из-за деревьев, кустов. Называют животных, отвечают на вопросы: «Кто это?», «Какого цвета шерсть у животных?», «Где спрятался волк?» «Где спряталась лиса?» и т.п.

Игра 8 «Угадай дикое животное по голосу»

Цель: развитие внимания, слухового восприятия и памяти.

Описание игры:

Детям предлагается послушать голоса диких животных в лесу и назвать их. Изображения зверей спрятаны за шторками. При правильном ответе ребёнка шторки последовательно открываются, таким образом дети проверяют свои ответы.

Игра 9 «Какое животное лишнее?»

Цель: развитие мышления и речи.

Описание игры:

Детям необходимо выбрать из предложенных в таблице картинок животных одно лишнее, которое не подходит к ним по главному признаку, объяснить ответ. Игра разработана с проверочной областью. При правильном выборе лишней картинки (коза) и нажатии пальчиком на изображение, раздаётся голос животного.

Игра 10 «Помоги зайцу добраться до морковки»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Описание игры:

Детям надо выбрать одну из двух дорожек, которая приведёт зайца к морковке. Провести зайца (перетащить картинку, удерживая пальчиком) к морковке и дать ему её «съесть». При нажатии пальчиком на морковку – картинка исчезает.

Игра 11 «Яблоки для ёжика»

Цель: обучение навыку сортировки предметов по цвету, развитие речи и мелкой моторики рук.

Описание игры:

Детям предлагается помочь ежику собрать яблоки в две корзинки: в корзинку слева от яблони положить все красные яблоки, в корзинку справа от яблони сложить все жёлтые яблоки. Игра разработана таким образом, что красные и жёлтые яблоки могут «попасть» только в свои корзинки. Зелёные яблоки не попадают ни в одну из корзин. Этот приём помогает детям самостоятельно исправить свои ошибки, если они есть.

Насекомые

Игра 12 «Кто спрятался в цветах?»

Цель: развитие внимания, познавательного интереса, речи и мелкой моторики рук.

Описание игры:

Детям предлагается провести маленький эксперимент: найти с помощью лупы насекомых, спрятавшихся в цветах. Дошкольники передвигают лупу к каждому цветку и находят там бабочку, жука и стрекозу (изображение насекомых проявляется только с помощью лупы). Затем называют цвет насекомых и их количество.

Растения

Игра 13 «Волшебные краски»

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук, закрепление знаний цветов.

Описание игры:

Детям предлагается назвать растения и закрасить их с помощью инструмента Кисть красками, расположенными на палитре страницы (зелёным, красным и синим цветом). При раскрашивании следует выбрать инструмент Кисть, затем переключиться на Пипетку, определить Пипеткой желаемый цвет (образец на палитре), этот цвет будет присвоен карандашу.

Игра 14 «Что неправильно нарисовал художник?»

Цель: развитие мышления, внимания, речи и мелкой моторики рук.

Описание игры:

С помощью выдвижения за ярлычок-картинку «солнышко» текстового задания, детям предлагается догадаться, что художник нарисовал неправильно. Необходимо найти нелепицы и нажать на них пальчиком на картинке: на месте «неправильных» объектов появляются бабочки, подтверждающие верный ответ (используется анимация объектов эффектом Плавное усиление).

Игра 15 «Дорожка из листьев для ежа»

Цель: развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.

Описание игры:

Задание детям выложить дорожку для ежа из листьев по образцу: 2 красных листочка, 1 жёлтый, 1 зеленый лист. Игра разработана с выдвижной проверочной областью для самопроверки детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]