Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников по теме «Цветы»учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)


Дидактические игры направленные на развитие цветовосприятия

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

Подарки Феям

I
вариант
Цель.

Закреплять представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)

Материал.

Куклы-феи разных цветов и оттенков. Игрушки и предметы разных цветов.

Детям предлагается подарить подарок Феечке-цвета. толь такого же цвета, как сама фея.

На начальных этапах используется одна кукула-фея, определенного цвета.

II
вариант
Цель.

Закреплять представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)

Материал.

Куклы-феи разных цветов и оттенков карточки — «коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

Детям предлагается подарить подарки Феечкам-цвета. Раздать цветные «билетики», назвать цвет, форму, величину.

Найди цветок такого же цвета

Цель.

Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка.

Материал.

Наборное полотно. Цветы разных цветов, оттенков и размеров.

Посади бабочку на цветок нужного цвета

Цель

. Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка.

Материал

. Наборное полотно. Цветы разных цветов, оттенков и размеров. Бабочки.

Воспитатель называет цветок, или описывает его отличительные признаки. Предлагает найти его и посадить на этот цветок бабочку.

Собери цветик-семицветик

Цель.

Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра.

Материал.

Наборное полотно зеленого цвета. Лепестки-сердечки 7 цветов, каждого цвета по 4 шт.

Найди два одинаковых сердечка

Цель.

Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра. Учить соотносить предметы по величине и цвету.

Материал.

Наборное полотно зеленого цвета. Лепестки-сердечки разного цвета и размера цветов, каждого цвета по 2 шт.

Жучок-солнышко

Цель.

Знакомить детей с цветами и оттенками, их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Материал.

Цветы с 6 лепестками разного оттенка — синего, зеленого, красного цветов, 1 цветок с разноцветными лепестками. Жучки- солнышко такого же оттенка как каждый из лепестков.

Подбери предмет по цвету

Цель.

Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Материал.

I
вариант.
Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-квадраты 6 основных цветов.

II
вариант.
Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-пазлы основных цветов и оттенков.

Дети выбирают серединку пазла любого понравившегося цвета, подбирают карточки соответствующего цвета.

Теплые и холодные цвета
Цель.

Закреплять представления о группировке цветов спектра на теплые и холодные.

Материал.

Картинка солнышка и снежинки, круги разных цветов спектра и их оттенков.

Детям предлагается определить цвета которые подходят солнышку, и которые подходят снежинке, объяснить свой выбор.

Подбери палитру

Цель.

Учить детей находить цветовую-палитру в которой создана картина.

Материал.

Карточки-картинки исполненные в разной цветовой гамме и жанре. Карточки-палитры.

Дети выбирают большую карточку с изображением и из карточек-палитр подбирают ту, которая соответствует изображению. (Для удобства, с обратной стороны, приклеены одинаковые цифры-цифра карточки и цифра палитры соответствуют друг другу).

Игру можно проводить как соревнование: кто больше подберет правильных палитр к картинкам.

Составь Дымковский узор

Цель.

Учить детей составлять узор по мотивам Дымковской росписи.

Материал.

Элементы Дымковской росписи вырезанные из губки для посуды.

Я буду парикмахер

Цель.

Развивать умение детей обводить шаблоны и дорисовывать и вырезать «прическу».

Материал.

Шаблоны-портреты, цветная бумага разного оттенка и формата, простые карандаши, ножницы.

Дети моделируют прическу используя шаблон-портрет.

Собери цветок

Цель.

Упражнять в умении подбирать половинки одного цветка в соответствии с цветом и оттенком.

Материал.

Карточки-половинки с изображением цветов, различающиеся окраской и стилем.

Из предложенного набора карточек дети составляют цветок. Когда все цветы собраны, детям предлагается объединить карточки в группы по стилю изображения цветка.

Подбери вазу для цветка

Цель.

Развивать у детей цветовое восприятие – умение различать до пяти оттенков одного цвета, соотносить эти оттенки между собой.

Материал.

Карточки, по пять оттенков одного цвета, с цветами и горшками.

Составь картинку из геометрических фигур

Цель.

Учить детей составлять фигуры-силуэты используя геометрические фигуры. Развивать воображение. Закрепить названия основных цветов.

Материал.

Карточки-образцы, набор геометрических фигур разных цветов и размеров.

Колумбово яйцо

Цель.

Учить детей составлять фигуры-силуэты используя все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Развивать сенсорные способности, пространственные представления, целостность восприятия.

Материал.

Овал размером 15×12см разрезанный на 9 частей: 3 треугольника (2 больших 1 маленький), 2 фигуры похожие на четырехугольник, одна из которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры использован картон, одинаково окрашенный с одной стороны и разноцветный с другой. Карточки-образцы.

На начальном этапе дети находят сходства формы элементов игры с реальными предметами.

Далее детям предлагается составить фигуру-силуэт по предложенному образцу.

Когда дети усвоили приемы: самостоятельно придумывают и составляют фигуры.

Танграмм

Цель.

Упражнять детей в умении составлять новые образы, из имеющихся геометрических фигур, с опорой на образец и по замыслу.

Материал.

Квадрат из картона, окрашенный с одной стороны одним цветом, а с другой- разноцветный, разрезанный на 7 частей: 2 больших, 1 средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллерограмм.

Средняя группа

Дошкольники постарше должны знать, где растут цветы, какие особенности и свойства у разных видов растений. Важно прививать воспитанникам любовь к природе родного края. Нельзя забывать о физической активности ребят.

Где растет цветок

Для игры подготовьте картинки клумбы, поля, леса. Сделайте карточки, изображающие знакомые детям цветы. Предложите игрокам распределить карточки по картинкам мест произрастания.

Конкурс рисунков цветов

Участвуя в художественном конкурсе, дети развивают воображение, творческие навыки, цветовое восприятие.

Для конкурса приобретите или сорвите в своем саду крупный цветок: тюльпан, пион, розу, подсолнух, ирис или другой. Дети подготавливают художественные принадлежности, рассаживаются за мольбертами, если они есть, или столами. Из готовых работ составляют выставку, выбирают победителя конкурса, чья работа им больше всего понравилась.

Цветы

Дидактическая игра «Цветы» развивает речевые навыки, образное мышление, умение подбирать описательные признаки.

Задавайте вопрос, а дети должны давать описания. Повторяться нельзя, за каждый правильный ответ игрок получает балл. Побеждает участник с наибольшим количеством баллов.

Вот примеры вопросов:

  • Роза какая? – красивая, красная, пышная, ароматная, нежная;
  • У каких цветов есть колючки? – роза, шиповник, кактус, терновник, репейник;
  • Из каких цветов делают духи? – жасмин, лаванда, роза, ландыш, пион;
  • Из каких растений делают мед? – одуванчик, липа, акация, клевер;
  • Какие цветы желтого цвета? – подсолнух, одуванчик, нарцисс, лютик.

Цветочные догонялки

Каждый игрок выбирает себе название цветка, они не должны повторяться. Жребием игроки определяют догоняющего. Пусть это будет «Василек». Он называет какое-либо другое растение, например, «Одуванчик». Игрок, который выбрал себе название «Одуванчик», убегает. «Василек» его догоняет. Когда «Одуванчик» чувствует, что вот-вот его настигнут, он может произнести вслух другой цветок, например «Ромашка». Тогда приходится убегать «Ромашке», «Василек» переключается на нее. Если же «Одуванчик» не успевает произнести слово, оказывается пойманным, то становится догоняющим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]