Виды детской деятельности в детском саду. Игра как ведущий вид деятельности


Виды деятельности согласно Федеральным государственным требованиям

Существуют общепринятые требования, которых должны придерживаться все дошкольные учреждения страны. Так, основные виды детской деятельности в соответствии с ФГТ включают игровую составляющую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, продуктивную, а также чтение.


Общеобразовательная программа в детском саду должна осуществляться не только благодаря взаимодействию взрослого и ребенка. Многие задачи малыш должен решать самостоятельно. Такая деятельность позволяет не только приобрести новые навыки, но и закрепить уже имеющиеся.

Федерально-государственные требования разработаны с учетом режимных моментов у детей в соответствии с возрастом. Исходя из этого, основные виды детской деятельности необходимо планировать, принимая во внимание периоды сна и бодрствования.

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Библиографическое описание:

Саяпина, Л. И. Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС / Л. И. Саяпина, Д. С. Чиликова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (15). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3507/ (дата обращения: 03.01.2022).


В 2013 году вступил в силу новый закон «Об образовании», в котором указано, что детский сад является первой обязательной ступенью образовательного процесса [4]. Дошкольное образование должно быть не только доступным, но и качественным. Поэтому все ДОУ с 1 января 2014 года перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

Стандарт преследует следующие цели: «повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования» [3].

Что же меняется в образовательном процессе ДОУ в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования?

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», как специально организованная учебная деятельность. Но процесс обучения остается. Стандарт предполагает проведение обучения в старшей группе через организацию различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Во время образовательного процесса происходит их чередование: дети могут обучаться, сидя на стульях, ковре, стоя, по группам, в парах и др. [1].

Изменился и способ организации детских видов деятельности. Если раньше педагог был главным и управлял ребенок, то теперь оба, и ребенок, и взрослый, являются субъектами взаимодействия, равными по значимости.

На современном этапе наблюдается включение в образовательный процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Также очень важна качественная подготовка наглядных материалов. Они должны быть современными и доступными каждому дошкольнику. Используемые иллюстрации, картины должны быть высокого качества и большого размера. Приветствуется показ мультимедийных презентаций [2].

Например, закрепить знание сказок и их названий, можно использовать презентацию с загадками.

ФГОС ДО предъявляет требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая средавучреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важных критериев оценки качества образования.

Также с введением ФГОС меняется и структура ООД старших дошкольников:

  1. Вводная часть предполагает создание положительного эмоционального настроя для деятельности детей. Ребенок должен сам заинтересоваться процессом, а для это должна быть создана мотивация. Мотивация должна ненавязчиво по средством игры побуждать ребенка к определенным действием. Здесь все зависит от грамотности и компетентности педагога, ведь правильно созданная мотивация — это залог успеха образовательного процесса.

В распоряжении современных педагогов огромный выбор способов за мотивировать воспитанников на образовательный процесс, это и театрализованная деятельность с игровыми персонажами, кукольные инсценировки и постановки, мультимедийное оборудование при помощи которого возможно создавать невероятные сюжеты и даже воспроизводить прямое взаимодействие с детьми по средствам записи голоса и образа.

Так же не маловажен пункт создания проблемной ситуации (или проблемно-поисковую ситуацию) для старших дошкольников, решением которой они будут заниматься на протяжении всей ООД. Проблема должна быть понятна дошкольникам и не требовать лишнего пояснения. Например: Незнайка приехал из Солнечного города на экскурсию в наш город и заблудился. Дети помогают ему добраться до дома, проходя различные препятствия и задания. Данный прием развивает у детей мыслительную деятельность, стимулирует интерес, учить взаимодействию в коллективе или в паре. Или: Дети, я доктор Плюшева. Приглашаю вас в секретную исследовательскую лабораторию, там вы познакомитесь с опытами, которые проводят ученые. А вот что вы будете исследовать, догадайтесь.

  1. Основная часть образовательной деятельности — это замаскированная игра, которая приведет к определенной цели. В основной части ООД педагог не ограничен в способах донесения информации до воспитанников, главное не перенасытить ОД информацией. Здесь могут использоваться различные приемы взаимодействия: наглядные (демонстрация материалов при помощи мультимедийного оборудования, просмотр фильмов, аудио и видео инструкции), практические (экспериментальная деятельность, конструирование, дидактические игры и игры с правилами) и словесные (рассказы, чтение, беседы).

Большую популярность набирают такие способы организации ООД как онлайн-экскурсия и квест игра.

Онлайн-экскурсия (или виртуальная экскурсия) — зрелищный и доступный способ визуализации. Главным преимуществом такой экскурсии является полная безопасность детей, так же не маловажен факт экономия времени и средств. Организация подобных экскурсия не занимает много времени можно использовать уже готовые экскурсии на различных видеохостингах таких как YouTube или самостоятельно организовать экскурсии при помощи Google Maps или Яндекс Карты. Виртуальные экскурсии позволяют совершить увлекательные путешествия и создаёт у зрителя полную иллюзию присутствия. Дополнительную мотивацию создают и нетрадиционные игры Воскобовича. Достоинством игры является внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. (см. приложение 1)

Квест игра — представляет собой набор заданий (квестов) объединенных между собой чем-либо (сюжетом, темой, персонажами и т. п.). Важнейшими элементами является исследование мира (сюжета) и решение задач. ОД организованная в виде квест игры не только эффективно решает проблему мотивации, но и помогает с поддержанием интереса во время процесса деятельности т. к. деятельность в квест игре сменяется достаточно быстро, и ребенок не успевает утомиться.

Обязательной частью любой деятельности является анализ. Педагог отмечает в работе каждого ребенка положительные стороны как основа полагающие, отрицательные моменты упоминаются не четко, но так что бы ребенок обратил на это внимание и смог улучшить свой результат в будущем. Так же вовремя анализа важно поддерживать преобладание положительных эмоций и дружеской атмосферы в детском коллективе. Анализ производится несколькими способами:

  1. Анализ от лица педагога.
  2. Анализ от лица игрового персонажа участвующего в сюжете ООД.
  3. Самоанализ детей (при помощи педагога).

Отличительной особенностью образовательной деятельности по ФГОС ДО является речевая активность дошкольников. Общение педагога и воспитанника должно строиться по принципу ребенок — деятель, а педагог — помощник. Большая часть речевой активности должна приходится на детей, вопросы педагога должны побуждать к активной речевой деятельности, носить проблемно-поисковый характер, развивать логическое мышление. Педагогу необходимо выстраивать свою речь таким образом, чтобы вся речевая активность переходила на ребенка, и он давал полные и развернутые ответы на вопросы.

Например:

1) Дети, Лисята гуляли и потерялись. Они очень хотят домой. Как им помочь? (Ребенок будет самостоятельно предлагать варианты помощи).

2) Что-то я плохо вижу. Кто может мне описать эту картинку? Что на ней нарисовано? (Ребенок будет стремится как можно точнее описать картинку использую большее количество слов и более сложные речевые конструкции)

3) Кто назовет больше предметов похожих на квадрат? (Активизация соревновательного эффекта. Мыслительные и речевые процессы активированы в более продуктивной деятельности. Ребенок использует большее количество слов)

Педагогу не маловажно формулировать свои фразы таким образом что бы избегать навязывание сюжета или действий («Я хочу пригласить…»). Правильнее будет сказать детям так: «Давайте отправимся в путешествие…»

3. Заключительная часть. Часть ООД, где воспитанники достигают цели и находят решения всех проблемных и поисковых ситуаций. В этой части ООД необходимо обращать внимание на итог всех проведенных действий и закрепить приобретенные знания в ходе образовательной деятельности. Закрепление знаний может происходить как в формате беседы, так и в формате практической деятельности (нарисовать рисунок, сделать аппликацию и т. п.). Заключением ООД служит общий анализ проведенной деятельности по окончанию образовательного процесса (3 способа). Нельзя отменять и такой важный факт как поощрения по итогам ООД, такими поощрениями могут служить стикеры со смайлами (смех, улыбка и т. п.) звездочки (3 — отлично, 2 — хорошо, 1 — старайся) и многое другое, что будет мотивировать детей на эффективную деятельность или поддерживать свой высокий уровень активности в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время требования к проведению ООД изменились, т. к. существуют педагогические технологии (проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и др.), которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Приложение 1

Театрализованная деятельность

«Чудо-дерево»

Игры Воскобовича

Литература:

  1. Денисова Н. И. Практические советы проведения занятия по ФГОС ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wwwukdou15.caduk.ru/DswMedia/praktsovetyipoprovedeniyuzanyatiypofgos.pdf.
  2. Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебно-практическое пособие / А. А. Майер. — Москва: Пед. о-во России, 2014. — 93 с.
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013 г.
  4. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: принят Гос Думой 12 декабря 2012 года // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. –

Основные термины
(генерируются автоматически)
: дошкольное образование, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, педагог, мультимедийное оборудование, основная часть, проектная деятельность, речевая активность, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Игровая деятельность в детском саду

Игру можно по праву назвать основным видом деятельности в дошкольном учреждении. Ролевые игры помогают развитию личности, активные способствуют быстрому физическому становлению ребенка. Любое обучение проходит значительно продуктивнее, если оно интересно малышу. Неслучайно многие образовательные программы построены именно в форме игры.


Весь дошкольный возраст ребенка можно подразделить на две группы. В младшем дошкольном возрасте игры по большей мере приобретают предметный характер. Дети изучают окружающий мир визуально. Они стараются отличить один предмет от другого, попробовать его на вкус. В старшем дошкольном возрасте малыши уже начинают взаимодействовать друг с другом. Популярными становятся ролевые игры. А если воспитатель правильно построит образовательный процесс, в форме игры можно будет научить детей письму и чтению. Все виды детской деятельности в детском саду в той или иной степени должны быть с ней связаны.

Виды детской деятельности и способы ее поддержки

Светлана Мальцева

Виды детской деятельности и способы ее поддержки

1. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива»

можно определить как почин,
«первый шаг»
, к началу какого-нибудь действия.

2. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования»

, в Законе Российской Федерации
«Об образовании в РФ»
и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

3. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие • проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; • выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; • проявлять способность к волевым условиям; • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; • проявлять способность к принятию собственных решений.

4. Развитие детскойинициативы и самостоятельности осуществляется:

В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. игровая; коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно организованной; в режимных моментах в самостоятельной; деятельности; 5. Без самостоятельности мы не получим инициативы. Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Ребенок должен выполнять требования, которые диктует взрослый без проявления собственной инициативы и самостоятельности. По принципу «сказал — сделал»

. И только в последнее время у нас утвердился
«позитивный»
подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.

6.Развитие самостоятельности:

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды; говорим «здравствуйте»

,
«до свидания»
,
«спасибо»
,
«пожалуйста»
; убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.)

.

Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены и ребенок им пользуется в любой ситуации.

7.Характерные черты развитой самостоятельности :

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его)

;

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат)

;

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

8 Отставание в развитии самостоятельности и инициативы у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей,ошибок воспитания:

а)излишняя регламентация деятельности,

б)постоянный контроль и опека,

в)преобладание прямых приемов руководства действиями детей,

г)обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.

9. Этапы развития самостоятельности замысла ребенка.

2-3 года — апробирование себя во внешнем поле (кто я)

;

3-5 лет — появление осознаваемого и словесно оформленного замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу)

;

5-7 лет — подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу, отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу)

10 Инициатива и самостоятельность у детей дошкольного возраста формируется постепенно, одна за другой.

11 Способы и направления поддержки детской инициативы.

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Проектная деятельность.

3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование

4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.

5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

12. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности

13. Условия, необходимые для развития инициативы детей.

1. Развивающая предметно-пространственная среда.

2. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

3. В группе должен преобладать демократический стиль общения воспитателей с детьми. 4. Воспитатели и родители должны развивать умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

5. Родители должны быть в курсе всего,что происходит в жизни ребенка: чем он занимается, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиску.

14. Виды и направления детской инициативы :

1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

15. Проявления детской инициативы в разном возрасте.

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность.

4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

16. «Баланс взрослого и детской инициативы:

Достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»

Рекомендации педагогам для стимуляции инициативы творческой активности детей.

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

.

2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

8. Совместные (обучающие)

игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Познавательно-исследовательская деятельность

Не менее важной деятельностью можно считать познавательно-исследовательскую. Этот вид достаточно тесно связан с игрой. Ведь именно благодаря последней ребенок знакомится с окружающим миром. Познавательная активность имеет огромное значение в любом детском возрасте. В зависимости от целей, которые ставит перед детьми воспитатель, этот вид деятельности может включать экспериментирование, наблюдение, экскурсии.


Отдельно следует обратить внимание на целевые прогулки. В теплое время года благодаря походам в парк или за город воспитатель помогает детям решить сразу несколько задач. Активный отдых можно совместить со знакомством с природой и животными родного края. Кроме того, свежий воздух способствует улучшению детского аппетита и сна. Препятствием для ежедневных прогулок может стать слишком низкая температура воздуха или осадки. В летнее же время года воспитатели должны следить за тем, чтобы дети меньше времени проводили на открытом солнце и носили головные уборы. Практически все виды детской деятельности в детском саду летом могут быть осуществлены на свежем воздухе.

Коммуникативный вид деятельности

Основная задача дошкольного учреждения состоит в подготовке ребенка к будущей взрослой жизни. Маленький человек должен приобрести много навыков, прежде чем он попадет в общество. Это не только умение разговаривать или по назначению использовать бытовые предметы, но и правильное общение с окружающими.

Большинство детей достаточно просто находят общий язык как с ровесниками, так и со взрослыми. Но в каждом детском дошкольном учреждении обязательно находится группа замкнутых малышей, которым трудно дается социализация. Такое поведение может быть связано с особенностями характера или родительским воспитанием. Нередко неурядицы в семье приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и не хочет общаться со своими товарищами. Основные виды детской деятельности направлены на то, чтобы помочь такому малышу. В игровой форме воспитатель помогает ему раскрыться и наладить контакт с ровесниками.


Правильно организованная коммуникативная деятельность в детском саду способствует также и развитию речевого аппарата малышей. Занятия могут включать общение с детьми на определенные темы, ситуативные задачи, беседу, отгадывание загадок. Огромной популярностью у малышей пользуются сюжетные игры. В роли любимых сказочных героев дети становятся более самоуверенными, раскрывают свой творческий потенциал.

Специфически детские виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей в контексте ФГОС ДО.

Назмутдинова Ольга Сергеевна, методист МБДОУ «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Специфически детские виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей в контексте ФГОС ДО.

В п.2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится, что содержание дошкольного образования определяется целями и задачами Программы и может реализовываться я в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Далее представлена таблица специфически детских видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

Младенческий возраст (2мес.-1 год) Ранний возраст (1-3 года) Дошкольный возраст (3-7 лет)
Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми(ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого) Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами)
Манипулирование с предметами Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.) Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательские действия Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Восприятие музыки, детских песен и стихов Самообслуживание (умываться, чистить зубы, расчесываться, раздеваться и одеваться с частичной помощью взрослого), и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка) Восприятие художественной литературы и фольклора (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи)
Двигательная активность Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок Самообслуживание (умываться, чистить зубы, расчесываться, одеваться и убирать одежду на место, завязывать шнурки на обуви) и элементарный бытовой труд в помещении и на улице (развешивать одежду в шкафу, поливать комнатные растения, на огороде рвать зелень, убирать граблями листья)

Трудовая деятельность в дошкольном учреждении

Для того чтобы существовать в полноценном обществе, ребенку необходимо не только научиться правильно общаться, но и обслуживать себя. Все виды детской деятельности в детском саду способствуют обучению малышей самостоятельности. Они должны уметь правильно одеваться и держать кухонные приборы без помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд также стоит не на последнем месте. Ребенок должен быть ознакомлен с деятельностью взрослых. Особенно это касается бытовых задач. Не только воспитатель обучает малышей культуре быта, но и родители в домашних условиях. Еще в детском дошкольном возрасте родители вместе с воспитателями должны научить ребенка аккуратности. Все малыши должны убирать за собой игрушки и кухонные приборы. Дошкольник обязан знать о том, что все вещи имеют свои места.

Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует также и социальному развитию. Малыш быстрее учится решать те или иные бытовые задачи, начинает понимать степень своей значимости в обществе.

Продуктивная деятельность

Занятия в детском саду невозможно представить без рисования, лепки и аппликаций. Все это продуктивная деятельность, которая способствует умственному развитию. На занятиях малыши учатся высказывать свои мысли, проявлять фантазию. Именно в детском саду может заложиться любовь к искусству, а родители обычно в это время выявляют у ребенка тот или иной талант.

Похвала является очень важным моментом продуктивной деятельности. Ни в коем случае нельзя указывать ребенку дошкольного возраста на ошибки. Воспитатель может только направить ребенка, подсказать, как было бы оптимально решить конкретную задачу. Неслучайно в дошкольных учреждениях отсутствует система оценок. Ребенок не должен знать, что он рисует или делает аппликацию хуже других.

Продуктивные виды деятельности в детском саду помогают познакомить ребенка с окружающей природой, с основными цветами и формами. Кроме того, рисование и лепка способствуют развитию координации движений.

Характеристика основных видов деятельности детей и особенности их организации в ДОУ

Определение 1
Деятельность — это процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно в игре ребенок имеет возможность «примерить» на себя различные социальные роли, в процессе игры у детей развиваются речь, мышление, фантазия, познавательные процессы и формируются необходимые практические навыки.

Различают следующие формы организации игры:

  1. Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые предусматривают наличие определенного сюжета и распределение ролей между участниками.
  2. Театрализованные игры – это разнообразные диалоги по ролям, драматизации, игры-имитации, игры-импровизации и инсценировки.
  3. Режиссерские игры – это игры, в которых используются игрушки-персонажа или предметы-заместители.
  4. Игры с фантазиями – это игры, которые в основном представлены ТРИЗ технологиями.
  5. Игры с использованием строительного материала (кубики, строительные наборы, природный материал и т.д.).
  6. Игры-экспериментирования – игры, с использованием разнообразных материалов (вода, лёд, свет, бумага, магниты и т.д.)
  7. Дидактические игры – представлены настольно-печатными, словесными и играми с предметами.
  8. Интеллектуальные развивающие – это игры, в которых использованы головоломки, лабиринты и т.д.
  9. Подвижные игры – представлены сюжетными, бессюжетными, народными, спортивными и т.д. играми.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Вне зависимости от вида и формы организации, все игры направлены на личностное развитие ребенка и удовлетворение его возрастных потребностей.

Определение 2

Образовательная деятельность – это специально организованный или самостоятельный процесс, во время которого ребенок получает определенные знания, умения, расширяет собственный кругозор и приобретает навыки практической деятельности.

Различают следующие виды организации образовательной деятельности:

  1. Организованная партнерская (совместная) деятельность педагога и детей – подразумевает включение педагога в организованную деятельность наравне с детьми. Включенность детей в совместную деятельность основана на добровольном желании детей, не допускается какое-либо принуждение на участие.
  2. Организация образовательной деятельности в разных режимных моментах – это образовательная деятельность, которую педагог организует и проводит во время прогулки, в утренние и вечерние часы и в иные режимные моменты в течение дня. Данный вид деятельности может быть организован в форме подвижных игр с правилами, бесед, закаливания, анализа различных проблемных ситуаций и т.п.
  3. Организованная образовательная деятельность, подразумевающая непосредственное взаимодействие педагога с одним ребенком, с подгруппой детей или со всей группой. Выбор воспитанника или воспитанников зависит от их возраста, индивидуальных особенностей и организуемого вида деятельности.
  4. Самостоятельная деятельность детей – осуществляется в режимные моменты дня, продолжительностью не менее 3-4 часов в день. Самостоятельная деятельность не подразумевает того, что дети предоставлены сами себе. Задача воспитателя создать им необходимые условия и организовать предметно-пространственную среду для продуктивной и интересной самостоятельной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Организация различных видов деятельности и общения детей 460 ₽ Реферат Организация различных видов деятельности и общения детей 270 ₽ Контрольная работа Организация различных видов деятельности и общения детей 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 3

Трудовая деятельность – это целенаправленная деятельность, основной задачей которой является формирование у детей уважительного отношения к труду, а также развитие необходимых трудовых умений и навыков.

Трудовая деятельность детей может быть организована в форме:

  1. Самообслуживания – это деятельность, направленная на обслуживание ребенком самого себя во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания-раздевания и т.д.
  2. Дежурство – организуется по столовой, в уголке природе и совместной образовательной деятельности, когда 2-3 ребенка оказывают помощь младшему воспитателю или воспитателю.
  3. Хозяйственно-бытовой труд – представлен организованной уборкой групповой комнаты, игрушек, ремонтом книг, одежды, игрушек и т.д., под руководством воспитателя.
  4. Труд в природе – организованная уборка участка, заготовка природного материала, уборка снега, изготовление кормушек для птиц, работа на летнем участке (полив клумб, прополка сорняков и т.д.).
  5. Ручной труд – это организованная деятельность по изготовлению поделок из бросового и природного материала, изготовление различных атрибутов для игры и т.д.

Музыкально-художественная деятельность

Музыкальные виды детской деятельности в детском саду включают пение, подпевание, игру на инструментах, а также подвижные игры с музыкальным сопровождением. На таких занятиях у ребят развиваются творческие способности. Многим деткам нравятся занятия с вокальной импровизацией. Именно музыкально-художественная деятельность создана для подготовки малышей к выступлениям. Дети учатся прекрасно чувствовать себя перед большой аудиторией.

Чтение в детском саду

Несмотря на то что читать дети начинают только лишь в школьном возрасте, обучать такому навыку воспитатели должны задолго до этого. Ребенок в первую очередь должен научиться слушать и понимать произведение. Очень важным навыком можно назвать умение обращаться с книгой. Малыш должен знать, что нельзя рвать страницы, рассматривая иллюстрации.

В средней группе воспитатель начинает знакомить детей с буквами. В первую очередь дети учат легко произносимые буквы. Это простые гласные и согласные. Далее малыши учатся складывать буквы в слоги, а их — в слова.

Деятельность ребенка в детском саду обязательно должна быть связана с разучиванием небольших стихотворений. Занятия такого рода способствуют умственному развитию, тренируют память ребенка. Изучать небольшие рассказы и прибаутки родители могут с детьми также и дома.

Правильная организация досуга также важна

Обучение основным навыкам ребенка в детском дошкольном учреждении стоит на первом месте. Но правильно организованная кульурно-досуговая деятельность в детском саду также важна. Чтобы дети смогли с пользой проводить свободное время в группе, должно быть грамотно организовано пространство. Особое внимание взрослым следует обратить на игрушки. Огромную пользу имеют соответствующие зоны в виде живого уголка, кухни или аптеки. Специальные игрушки делают детские ролевые игры более насыщенными.

Условия реализации видов деятельности детей в детском саду включают также и театрализованные мероприятия. Представления и сказки помогают детям лучше закрепить пройденный материал. Кроме того, создаются благоприятные условия для всестороннего развития ребенка в стенах детского дошкольного учреждения.

Няня или детский сад?

Сегодня все больше родителей отдают предпочтение воспитанию детей в домашних условиях. Между тем именно в дошкольном учреждении малыш может получить навыки социально-ролевого поведения. Между детьми устанавливается опыт общения в самых разнообразных формах. Даже негативный опыт, который невозможно получить в стенах родного дома, пойдет малышу на пользу. А игра как ведущий вид детской деятельности будет способствовать всестороннему развитию малыша в коллективе.

Вместе с этим имеет преимущества и воспитание ребенка дома. Няня с педагогическим образованием будет прилагать все свои силы для воспитания конкретного ребенка с учетом особенностей его характера. Это даст возможность воспитать в нем самые лучшие качества.

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей

.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка

. От качества
речи
, умения пользоваться ею в игре, во время совместной
деятельности педагога и ребенка
, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность
деятельности ребенка
, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в
детском сообществе
.

Формирование правильной речи

является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная

, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании
речи детей
, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития

.

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия

, наблюдения, экспериментальную
деятельность
, речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности

.

4. Поддерживать условия для развития

познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах
деятельности
.

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности

.

— режимные моменты

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей

.

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи

способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности
ребенка
.

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников

.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности

: в игре, труде, бытовой, учебной
деятельности
и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для
развития речи любую деятельность
. Прежде всего,
развитие речи
происходит в контексте ведущей
деятельности
. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная
деятельность
, детей дошкольного возраста — игровая
деятельность
.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]