Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста


Физическое развитие детей раннего возраста

Движение – первичный стимул ума ребенка.
Н.Н. Амосов

Дети постоянно находятся в движении, познают окружающий мир. А потому физическая активность столь же важна для умственного развития, как и любая игра.

Движение – это естественная потребность ребенка, особенно 2- и 3-летнего возраста.

На третьем году жизни возрастает двигательная активность. Ребенок осваивает умение свободно ходить, хорошо владеть лазанием, уметь выполнять упражнение в равновесии, катать, бросать мяч.

Ему просто необходимо – шумные подвижные игры, бег, лазание, подскоки. Правда, еще не все у него умело получается. Поэтому ваша главная задача – научить малыша более совершенным движениям, развивать его двигательные умения, учить более сложным действиям. Это позволяет одновременно формировать такие личностные качества, как сообразительность, воля, настойчивость, и приучать к дисциплине. Правильное физическое воспитание, начатое с самого раннего возраста, вырабатывает у ребенка привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Но достичь этого можно только тогда, когда девиз «Мама, папа и я – все вместе» будет основным.

От 1 года до 3 лет у малыша практически надо развивать все основные виды движений. Прежде всего, обратите внимание на ходьбу. Ее необходимо совершенствовать в течение второго и даже третьего года жизни.

От того, насколько правильно он научиться ходить, зависит его дальнейшее здоровье, хорошая осанка, красивое телосложение [1, c. 19].

Ребенок 2 – 3 лет должен уметь бегать. Бег порой может развиваться так же быстро, как и ходьба, но хорошо бегать он сможет еще не скоро.

Более сложны для малыша лазание и метание, где параллельно развиваются многие полезные движения, особенно кисти и пальцев, совершенствуются координация движений, ловкость, глазомер.

Обучать надо систематически и настойчиво, опираясь на уже достигнутые успехи, согласуя занятия с возрастными особенностями ребенка.

Помните, что от правильного физического воспитания в этом возрастном периоде во многом зависит дальнейшее успешное развитие малыша.

Первое, что надо четко усвоить: движения у детей раннего возраста развиваются в основном во время игры и самостоятельной двигательной деятельности.

Если не сдерживать естественной активности ребенка, а предоставлять ему возможность свободно ходить, бегать, залезать на горку, спускаться с нее, бросать мяч, снежки, копать лопаткой, катать машину, санки, то у него постепенно окрепнут мышцы, появится хорошая координация движений, он станет ловким.

Вместе с тем, предоставляя ребенку определенную свободу, одновременно учите его, показывайте и объясняйте, как лучше выполнить то или иное движение, чтобы малыш не только повторил за вами, но и осмысливал его.

Воспитывая физически малыша, надо учитывать его индивидуальные особенности. Если он по своей натуре робок, не уверен в себе, его надо подбадривать, хвалить за успехи. Если же он уравновешен, имеет спокойный характер, даже несколько вял и инертен, то вовлекайте его в подвижную игру, заинтересовывая какой-либо новой игрушкой или придумывая увлекательную ситуацию.

Включать некоторые гимнастические упражнения в игру ребенка 2 – 3 лет просто необходимо. Поэтому все рекомендуемые для данного возраста комплексы физических упражнений следует проводить с малышом в виде игры. Это можно делать и дома, и во время прогулки, обыгрывая каждое упражнение соответствующим образом.

Очень важно создать условия дома для двигательной деятельности ребенка. Хорошо, если вы сможете организовать дома «мини – стадион». Ведь ребенок уже в 2,5 – 3 года, а иногда и раньше с интересом будет влезать на лесенку, и спускаться с нее, качаться на качелях, ходить по ровной и наклонной доске и т.д.

Каждому возрасту – своя физкультура.

Не заставляйте малыша делать какое – либо упражнение, если он не захочет.

Утреннюю гимнастику можно и нужно проводить систематически уже с двух лет, так как она развивает двигательные навыки, укрепляет мышцы, создает правильную осанку, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем.

Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к той нагрузке, которую ему предстоит испытать в течение дня. Ну, а если вы ее делаете вместе с ним, всей семьей, то это имеет большое воспитательное значение.

Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней. Она проходит весело, содействует развитию самостоятельности; координированности и ритмичности движений [4, c. 15].

Подберите для гимнастики ритмическую музыку. Больше подбадривайте ребенка, старайтесь создать у него хорошее настроение. А главное занимайтесь с ним сами.

Не думайте, что физическое воспитание может ограничиться только проведением комплекса упражнений или утренней гимнастики. Используйте каждый удобный случай, любую возможность!

Например, летние прогулки. Постарайтесь почаще бывать с малышом в парке, в саду, выезжать за город. Если вы летом живете на даче, не ограничивайтесь пределами своего участка, выходите в поле, в лес, на речку. Во время таких прогулок малыш постепенно привыкает владеть своими движениями в различной обстановке, попадая в естественные условия.

Заранее составьте себе маршрут прогулки, чтобы пройти с малышом определенное расстояние. Это вырабатывает у него выносливость.

Можно немного поиграть (в догонялки, прятки и др.) и, еще раз отдохнув, отправиться в обратный путь.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш на прогулке в зимнее время года мог активно двигаться и не мерзнуть. Можно сделать хорошо утрамбованные горки разной высоты и ширины с лесенками, со спиральной дорожкой и т.п. На прогулку дайте малышу лопатку, санки, чтобы он мог копать и перевозить снег, а также веник – разметать дорожки.

Постарайтесь организовать подвижную игру с небольшой группой детей или какую-нибудь совместную деятельность с одним или двумя детьми (печь куличики, что-нибудь строить, перевозить грузы и т.п.). Вашему ребенку это принесет только пользу, особенно если он не посещает дошкольное учреждение. Во время совместной игры ребенок получает первые уроки общественного поведения, приобретает товарищей.

Запомните: ребенку раннего возраста нельзя прыгать с большой высоты, поднимать тяжести.

Уже с 1,5 лет ребенок может съезжать на санках с небольших пологих горок, а потом самостоятельно подниматься. Малыши могут катать друг друга на санках по ровным дорожкам. Все это развивает силу, ловкость, решительность. С 2,5 лет его уже можно учить кататься на лыжах. Но при этом важно соблюдать необходимую постепенность и последовательность, чтобы не отбить охоты к этому занятию. Сначала малыш ходит на лыжах без палок, может даже с поддержкой за одну руку, а затем с палками. В 3 года некоторые ребята уже довольно прилично ходят на лыжах и даже съезжают с небольших горок. Эти упражнения развивают все основные группы мышц, вырабатывают выносливость, смелость, способствуют хорошей координации движений. С 1,5-2 лет ребенок может кататься на трехколесном велосипеде. Надо только следить, чтобы размеры велосипеда соответствовали росту ребенка, и чтобы он не переутомлялся.

Главное обеспечить гармоничное физическое развитие: совершенствовать умения и навыки в основных видах движений, воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений, формировать правильную осанку.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Развивать инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активность в самостоятельной двигательной деятельности [3].

Физическое развитие ребенка в первые годы жизни играет главенствующую роль, оно предопределяет дальнейшую жизнь ребенка. В первую очередь, отвечает за здоровье и интеллектуальное развитие малыша. Хорошо развитый ум следствие гармоничного физического развития в детские годы.

К двум годам ребенок уже достаточно хорошо осваивает ходьбу, его теперь увлекают бег и прыжки. Он может быстро бежать, если необходимо, резко остановиться и что-либо поднять с пола. В это время, стоит уделить внимание и мелкой моторике, которая отлично тренирует мозг. Для этого существуют различные игры: песочница, рисование пластилином, мозаика, простые пазлы, пальчиковое рисование, аппликация.

В три года физическое развитие сбавляет темпы и уступает развитию умственному. Движения в этом возрасте уже более отточены и целенаправленны. Дети могут синхронно работать руками и ногами. В это время ребенок самостоятельно может подняться по лестнице вверх по гимнастической стенке, пролезть под препятствием, прыгать на двух ногах.

Развивая ребенка физически, самое главное, проявлять уважение к воле, желаниям и настроению ребенка. С первых дней жизни важно научиться понимать настроение ребенка, распознавать что ему по душе, а что расстраивает. Все дети растут и развиваются в собственном темпе. Ничего страшного, если ребенок не владеет всеми вышеперечисленными навыками, важен прогресс и совершенствование способностей по мере роста и развития малыша.

Мы, взрослые, в ответе за то, насколько совершенна и полноценна будет двигательная система ребенка в будущем.

Литература:

  1. Литвинова М.Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 288 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987.160 с.
  3. От рождения до школы: основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 352 с.
  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986. 304 с.

Распространенные виды физического воспитания детей

  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия
    (массаж, гимнастика, зарядка, физкультминутки, разминки). Ежедневные занятия, проводимые в домашних условиях или в рамках образовательного процесса в учреждениях образования;
  • Уроки физкультуры
    . Проводятся на базе дошкольных или школьных учреждений образования, в домашних условиях с определенной периодичностью;
  • Спортивные секции, кружки, школы.
    Специализированные занятия проводятся профессиональными тренерами;
  • Дворовые игры и соревнования.
    Внезапные или периодические занятия на свежем воздухе с применением определенных правил, постановкой задач перед ребенком. Оптимально привлекать к ним его сверстников.
  • Спортивные праздники.
    Сложный, но полезный в образовательном и физическом плане вариант развития ребенка. Возможно как посещение организованного мероприятия или подготовка собственного;
  • Совместный спортивный отдых
    : походы, велопрогулки и т. д.

Указанные виды физического воспитания — наиболее рекомендуемые педагогами и врачами варианты, которые можно применять как по отдельности, так и совместно. Выбор конкретного вида должен производиться исходя из возраста и общего физического развития ребенка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия (зарядка, физкультминутки, разминки)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия рекомендуется вводить в ежедневный воспитательный процесс с 1 года, не учитывая формы, применяемые для младенцев (массаж, фитбол и т.д.)

В первую очередь ребенка знакомят с зарядкой, проводимой утром до еды. Ее длительность для дошкольников не превышает 10 минут, для школьников — до 20 минут. В рамках зарядки основной целью считается разминка всех суставов, активизация работы всех клеток организма. В будние дни можно ограничиться небольшим комплексом на 5 минут, а в выходные сделать полноценный набор упражнений.

С 5-6 лет при использовании методик обучения, требующих от ребенка находиться некоторое время в статическом положении (сидя за столом), целесообразно введение новых форм физкультурно-оздоровительного направления — физкультминутки и разминки. Их проводят с целью профилактики развития сколиоза и нарушения зрения. Время проведения до 5 минут. Форму можно выбрать исходя из возраста ребенка.

Прекрасно на развитие физических навыков влияет ежедневная гимнастика, проводимая в дневное время. Ее можно вводить в жизнь ребенка с 3 лет, но наиболее подходящим считается возраст 5-6 лет. В рамках гимнастики можно предложить освоить упражнения, улучшающие гибкость, выносливость, стойкость.

Уроки физкультуры

Уроки физкультуры для детей разного возраста должны выстраиваться в соответствии с их физическими и психическими особенностями. Вводить эту форму физического воспитания целесообразно с 3-х лет.

Для детей 3-4 лет максимальная длительность занятия не должна превышать 15 минут и должна базироваться на частой смене упражнений (не более 3 повторов одного упражнения).

Для детей 4-5 лет урок физкультуры может длиться до 20 минут. Возможно включение более сложных элементов, доступных ребенку.

С 5 до 7 лет уроки физкультуры составляют 20-30 минут и выстраиваются на основе совершенствования таких качеств, как скорость, выносливость, гибкость.

С 7 до 9 лет длительность занятия до 35 минут. Основное направление развития — гибкость, выносливость, скорость. Следует внимательно следить за реакцией организма на нагрузку. В этом возрасте возможна активизация роста, проявление на этом фоне незначительного снижения активности (внутренние органы растут чуть медленнее, чем костный и мышечный аппарат);

С 9 до 17 лет урок физкультуры может длиться от 45 до 60 минут, включать в себя активные игры, постепенно усложняющиеся элементы, сложные техники.

Проведение занятия требует соблюдения некоторых правил:

  1. Ребенок должен быть полностью здоров, находиться в хорошем расположении духа;
  2. После последнего приема пищи должно пройти не менее 30 минут, оптимально около часа;
  3. Проведение уроков физкультуры необходимо планировать, проводить 1 раз в 2-3 дня;
  4. Возможно проведение урока физкультуры с элементами, применяемыми во время зарядки, но урок физкультуры не заменяет ее, а дополняет.
  5. Принцип проведения занятия выстраивается по классической схеме: разминка, основной блок упражнений и игр, расслабляющий комплекс упражнений, самомассаж, спокойная ходьба.

Спортивные секции

Посещение спортивных секций, кружков и школ — 2-я ступень физического развития ребенка, вводимая в образовательный процесс после достижения им определенного уровня физической подготовки. Ограничения на нагрузку для детей введены на государственном уровне. Так, дети до 6-7 лет при посещении спортивных секций выполняют упражнения, направленные на формирование общих умений и навыков, воспитание понимания о необходимости соблюдения здорового образа жизни.

После достижения ребенком возраста 6-7 лет физическая нагрузка увеличивается в зависимости от уровня подготовки. Так, профессиональные занятия доступны детям, выполнившим установленные нормы без значительных энергетических затрат.

Цель секции — совершенствование общефизических навыков, достижение максимального развития в выбранном направлении. Стоит правильно подходить к выбору спортивной секции для ребенка.

Дворовые игры

Дворовые игры, как форма физического развития, вводятся в 3-4 года с привлечением сверстников ребенка. Основной целью является стимулирование развития таких качеств, как скорость, ловкость, выносливость. В игровой форме детям предлагается играть по определенным правилам, при этом стремиться достигнуть обозначенной цели: догнать, перегнать, прийти первым, выполнить лучше.

Эта форма физического воспитания является самой привлекательной для детей, обеспечивая их самыми важными элементами: общением, движением, развитием.

Спортивные праздники

Организация спортивных праздников — одна из сложных, но самых продуктивных в образовательном плане форм физического развития ребенка. Наблюдая, как взрослые подготавливают, проводят и организуют спортивные соревнования, ребенок развивает умственные способности, при этом усваивая необходимость активно проводить время. Участие и стремление к победе позволяют крохе соревноваться на верхней планке своих возможностей.

Походы, прогулки, совместный активный отдых

Совместный отдых с применением форм физического развития — отличный способ не только улучшить физические навыки, но и улучшить внутрисемейные отношения, подчеркнуть важность здорового образа жизни.

Подбор вида активности должен осуществляться исходя из возраста и физической подготовки ребенка.

Начинать применение совместных походов и прогулок рекомендуется с постепенного увеличения расстояния, пройденного ребенком пешком, во время дневной прогулки. Это может быть посещение магазина, находящегося поодаль, отказ от транспортного средства при посещении поликлиники, постоянный пеший ход до садика или кружка.

После уверенного освоения длительной прогулки взрослые могут организовать поход с отдыхом по достижению обозначенной цели. Чтобы мероприятие было комфортно для всех участников, следует предусмотреть возможные остановки с интересными вариантами отдыха, перекус.

С 6-7 летнего возраста возможно применение велосипедных прогулок, если ребенок уверенно пользуется этим видом транспорта. Выбор маршрута должен происходить тщательно, исключая опасные участки или организуя их прохождение с максимальной безопасностью. Например, если участок дороги проходит вдоль трассы, целесообразно будет его пройти пешком.

Активный семейный отдых — один из способов физического развития ребенка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]