Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Сенсорное развитие в 1-2 года жизни

Развитие детей 1-2 лет имеет свою специфику.

В год и 1-3 месяца дети:

  • умеют различать два разных по величине и одинаковых по форме предмета, быстро запоминают слова и пользуется ими в моменты радости или движения;
  • воспроизводят в процессе игры разученные ранее движения (хлопки, нанизывание колец пирамидки на стержень и т.д.);
  • начинают ориентироваться в пространстве, могут ходить и менять положение тела.

Лучше всего в этом возрасте дошкольники воспринимают форму квадрата и круга, а также некоторые цвета (красный, синий, зеленый и желтый).

В год и 3-6 месяцев дети:

  • начинают различать три разных по величине и одинаковых по форме предмета;
  • называют вещи и действия в моменты заинтересованности;
  • могут среди сходных предметов найти два одинаковых по значению и различных по другим свойствам;
  • учатся различать звуки по высоте и ритму, в момент игры могут отражать наблюдаемые действия.

Они ориентируются в пространстве и ходят приставным шагом, перешагивают через мелкие препятствия.

В год и 7-9 месяцев дети:

  • из трех-четырех предметов разной формы они могут подобрать одинаковые по образцу или просьбе родителей;
  • начинают понимать короткие рассказы по картинке;
  • сами используют в речи двусложные предложения;
  • во время игры строят домики.

Дошкольники начинают лучше воспринимать форму треугольника, прямоугольника и овала, а также некоторые цвета (оранжевый, голубой, фиолетовый).

В год и 10 месяцев дети:

  • могут по образцу и просьбе найти среди предметов разного цвета два одинаковых;
  • понимают короткие рассказы по знакомым им событиям;
  • в речи пользуются простыми предложениями, используют прилагательные и местоимения;
  • начинают придумывать простые сюжетные игры (пример: кукла одевает куклу).

Ближе к трем годам у детей появляются представления о ширине, длине и высоте предметов, они начинают улавливать различия в сходных звуках.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;
  • запахе.

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.

Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.

На заметку! Дети начинают самостоятельно рисовать фигуры, понимая их предназначение, осваивают навыки вырезания ножницами, склеивания деталей. Вводится понятие конструирования.

К основам сенсорного воспитания детей среднего возраста также можно отнести следующее:

  • Формирование навыков создания построек по своей задумке.
  • Развитие как крупной, так и мелкой моторики.
  • Особое внимание уделяется координации движений и ловкости ребенка. Он должен хорошо держать равновесие, перешагивать через преграды, уметь играть с мячом.
  • Восприятие становится более развитым. Дети должны уметь не только распознавать геометрические фигуры, но и понимать, какие предметы на них похожи.
  • Хорошо развито применение понятий величины, цвета, длины и ширины.
  • Более усовершенствована ориентация в пространстве.
  • У дошколят увеличивается объем памяти. Они могут запоминать по восемь наименований предметов. Формируется произвольное запоминание. Ребенок уже способен понять поставленную перед ним задачу, они запоминают поручения, которые дают им родители или воспитатели.
  • Происходит активное развитие образного мышления. Можно применять схематические изображения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
  • Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, рассказ. Развивается осознание взаимодействия событий.
  • Внимание становится более устойчивым. Ребенок в четыре года уже может сосредоточится на одном задании более 15 минут. Он может при выполнении действия запомнить условие, которое должно быть выполнено.
  • Улучшается дикция и произношение звуков. Речь у детей становится более развитой. В этом возрасте могут исправиться нарушения в речи, которые наблюдались ранее. Хорошо проходит развитие грамматической стороны.
  • Существенно меняется общение ребенка со взрослым. Оно больше становится познавательного характера. У малыша все больший интерес вызывает сложная для него информация.
  • Большую роль в возрасте с 4 до 5 лет для развития играет потребность в уважении со стороны взрослых. Очень важно, чтобы со стороны родителей и воспитателей звучала похвала.

Обучающие игры для развития мышления детям 4 лет

Сенсорное развитие этого возраста отражается и во взаимоотношениях между сверстниками. Появляется избирательность, разделение детей на обособленные группы. Начинает проявляться лидерство. Для развития собственного образа у ребенка важна конкурентность.

Важно! Необходимо направить развитие детей среднего возраста в нужное русло. Помочь им сформировать правильное представление о своем образе, занять позицию среди сверстников в группе!

Развитие в рисовании

Сенсорное развитие детей от 5 лет и старше

С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям.

Задача воспитателей и родителей — закрепить имеющиеся знания. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Это нужно активно использовать в образовательной деятельности. Например, можно устраивать викторины после каждой пройденной темы.

Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.

На заметку! В качестве обучающих игры для дошкольников могут использоваться занятия по теме изучения правил дорожного движения. Здесь можно придумать как викторины, так и ролевые сценки. Такой способ поможет не только эффективно закрепить новый материал, но и натренировать сенсорику.

Отдельное внимание нужно уделить в возрасте после пяти лет коммуникативным способностям у детей. Это важный аспект воспитания для будущих школьников. Для этого чаще нужно применять работы в группах, коллективное творчество. Задача воспитателей помочь дошкольнику найти свое место среди сверстников.

Игры для дошкольников

Основные задачи сенсорики

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Сенсорное развитие в 3-4 года жизни

К трем годам дошкольники начинают задавать вопросы «когда?», «кто?», «где?», «почему?». В своих играх они начинают примерять на себя и друг друга роли (пример: игра «дочки-матери»), а в речи активно используют не только простые, но и сложные предложения.

Они начинают активно рисовать и переносят в свои рисунки увиденное ими ранее. Пытаются наиболее точно передать основные черты людей, животных и окружающей обстановки. У маленьких детей нет пространственного мышления и понятия «перспектива», поэтому все фигуры на бумаге чаще всего одного размера (человек одного размера с домом и т.д.). Дошкольники не могут осмыслить композиции с большим количеством деталей, поэтому их рисунки чаще всего включают от одной до трех фигур.

У детей увеличивается словарный запас, они могут строить простые и сложные предложения с использованием различных прилагательных и местоимений, начинают понимать значения и смысл слов, их эмоциональную окраску.

В три года у них пополняется запас знаний о палитре цветов. Малыши знакомятся с понятиями «насыщенность», «контрастность», «мягкость» учатся различать оттенки одного цвета.

Также на данном этапе жизни дети умеют правильно интерпретировать различные по характеру и высоте звуки, у них развивается чувство ритма и понимания музыки. Они учатся различать интонации в разговорах окружающих и правильно трактовать их.

В этом возрасте они начинают более подробно и детально изучать и описывать окружающий мир, активно ко всему прикасаются и запоминают характер поверхности предметов (гладкий, шершавый, мягкий и т.д.).

Основными сенсорными признаками познания мира для детей в возрасте 1-4 лет являются форма, величина и цвет. Для их развития необходимы занятия, включающие различные игры.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Воспитатель Иголкина Елена Константиновна, МБДОУ детский сад №7 «Полянка» г.Кстово Нижегородская область

ДОКЛАД Тема «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Работая в группе раннего возраста я поняла что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Т.к с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с др.стороны имеет самостоятельное значение т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в д/с, в школе и для многих видов труда. В соответствии с действующими федеральными госуд.требованиями в основной общеобразовательной программе д/с на 1 план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие» которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Сенсорное развитие направлено на то чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков. Сенсорное развитие это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета — о их форме, цвете, величине и т.п. Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по освоению образовательной области «Познание», развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является сенсорное развитие. В педагогическом процессе сенсорного развития детей стоят такие задачи как обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, движения рук по предмету в процессе ознакомления с ним, нахождение сходства и различия между предметами с одинаковыми названиями, формировать умение называть свойства предметов. Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность т.к. играя ребенку легче запомнить. Значение сенсорного развития состоит в том что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Маленькие дети начинают открывать окруж.мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В период 1 года жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет в жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и др.свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными. Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов происходит в 3 этапа: 1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит что это мячик. Т.е. при использовании одного предмета другой используется как образец. 2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, т.к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим. 3этап – на 4-5 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и ознакомление с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон – короткими и длинными. Интеграция образовательной области познания имеет связь с другими образовательными областями, такими как 1. Физическая культуру – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т.д.) 2. Коммуникация – необходимо больше разговаривать с детьми, например что стоит у нас в группе – шкаф какой большой. Стульчик какой маленький и т.д. 3. Художественное творчество – это рисование, разными цветами красок. 4. Чтение художественной литературы – например сказка про машу и трех медведей где описаны размеры большой средний маленький. 5. Социализация – это разные виды игр. Во время игр детей приучаю выполнять элементарные трудовые поручения например: катя положи маленький кубик на большой, или посади большую куклу на большой стул и т.д. Для сенсорного развития детей в моей группе создана развивающая предметная среда. У нас есть дидактической стол для игр с песком и водой. Детям очень нравится переливать воду из одного ведерка (красного) в другое (синее). Смешивать песок с водой и делать формочками разные фигурки. Есть уголок ряженья, где весят у нас фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т.д.). Так же есть у нас дидактический стол по сенсорике. Там у нас есть такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки 2 частей и из 4 частей и др.игры приобретенные в магазине. Работая в группе раннего возраста я изготавливала и создавала множество дидактических материалов для разных тем и игр по сенсорному развитию своими руками. Мой дидактический материал представлен в портфолио. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала. Это – чистые цветовые тона, приятная фактура. (Свой материал я опубликовывала на разных дошкольных сайтах за что получила свидетельства о публикации и принимала участие в ежемесячном конкурсе на лучшую дидактическую игру.) Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели я использую способ повторения тех же занятий но применяя новый материал. Например – найди домик для кубика – найди домик для шарика. Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что мы даем ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители. После общения с родителями на собрании выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не со всеми занимаются дома. Была организована консультацию для родителей на тему «сенсорное развитие детей раннего возраста», я делала выставку дидактических игр и пособий по предметно-игровой деятельности, которые можно не только купить в магазине но и сделать своими руками, например, подбери по цвету, собери «веселые бусинки», ширмы для театров, трек для шариков, шнуровка, и др. Создали для родителей небольшую библиотеку в которую подобрали книги по сенсорному развитию.(Воспитание сенсорной культуры ребенка. Сенсорная комната). Родители прислушались к нашим советам и стали приносить материал созданный своими руками нам в группу – юбки сшитые своими руками, куклы с одежкой и др. Расскажу о динамике диагностических данных по разделу «сенсорное развитие». Диагностика по сенсорному развитию проводилась на основе диагностико-освоения программы. Использовала при этом дидактические игры т.к. они близки и понятны детям. В 1 задании была поставлена игра Найди цветок для бабочки целью которой было выявить умение ребенка различать цвета по принципу такой же –не такой. называть их –красный желтый синий зеленый. Во 2 задании игра занимательная коробочка цель-выявить у ребенка знания о форме (шарик кубик) В 3 задании дид.игра собери пирамидку цель которой выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой маленький. Больше меньше, различать понятия один-много. По проведению этих 3 заданий было выявлено что в начале уч.года не всеми детьми была освоена программа (был низкий уровень показателей), Учитывая специфику работы с детьми чтобы добиться цели я использую способ повторения тех же занятий но применяя новый материал, и уже к концу года уровень показателей повысился, но необходимо закрепление пройденного материала.

Следующая >

Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

История сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]