«Имитационные игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста» Авторы – разработчики: воспитатель группы раннего возраста Страхова Наталья. — презентация

Как сделать физкультурные занятия более интересными и доступны­ми для детей? Известно: положи­тельный эмоциональный настрой спо­собствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в заня­тия по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказы­вается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно-игровые движения развива­ют способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фан­тазию и память. Они раскрывают понят­ные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движе­ний, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентиро­ваться в пространстве, приобретают на­вык двигаться в заданном темпе и ритме.

С учетом всего вышесказанного педа­гогу необходимо творчески подходить к организации занятий, заранее самому разучить подражательные движения, готовить картинки с изображением зве­рушек, рассказать о повадках животных, о том, где (в каких странах) они живут, подби­рать фонограммы (негромкая ритмич­ная музыка, записи шумовых эффектов, в том числе звукоподражаний), которые дети должны имитировать, например кваканье лягушек, мяуканье кошки, ры­чанье медведя и т.д.

Предлагаем несколько вариантов уп­ражнений-загадок, где отгадками слу­жат забавные подражательные упраж­нения.

Загадка рядом с зарядкой

1. Легкий бег на носочках, руки — в стороны, плавно поднимать их вы­соко вверх и опускать вниз.

Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, — Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2. Ходьба на внешней стороне стоп. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие.

Кто, позабыв тревоги, Спит в своей берлоге? Летом бродит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос? (Медведь)

3. Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на нос­ках, не теряя равновесия.

В воде купался, а сух остался. По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь)

4. Бег или ходьба с высоким поднима­нием колен. Боковой или прямой галоп.

Я копытами стучу, стучу И по полю все скачу, скачу, Грива вьется на ветру… Кто это? (Конь)

5. Сесть на пет с упором на колени и ладони. Наклоняться вперед, сгибая ру­ки в локтях (движения, имитирующие подлезание кошки под забор).

Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка)

6. Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе.

В реках Африки живет Злой, зеленый пароход. Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит… (Крокодил)

7. Ходьба с высоким подниманием ко­лен, руки высоко вверх, потом вниз.

Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома, Он летает на охоту, За лягушками, к болоту. (Аист)

8. Ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны.

Желтые комочки, Легкие, как вата, Бегают за квочкой. Кто это? (Цыплята)

9. Быстрый, стремительный бег; ру­ки широко расставлены в стороны, пальцы растопырены.

Птица сверху налетает И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

10. Сесть на пол, колени в стороны, пятки чуть приподнять над полом, руки впереди. Прыжками медленно продви­гаться вперед.

Скачет квакушка, Не рот, а ловушка, Попадают в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)

11. Лечь на спину. Немного припод­няться и продвигаться назад с опорой на руки и ноги.

Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (Рак)

12. Прыжки на двух ногах с продви­жением вперед. Руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены вниз.

Прыг-скок, прыг-скок, Длинное ушко — белый бок. (Заяц)

13. Наклониться вперед, руки отвес­ти назад, совершать движения, ими­тирующие клевание зернышек.

Чик-чирик, К зернышкам — прыг, Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

14. Опуститься на колени. Продви­гаться вперед с опорой на колени илокти.

Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

15. Легкий бег на носках. Руки в сто­роны, кисти слегка «дрожат».

Крыльями стрекочет С вечера до ночи. (Стрекоза)

16. Чуть присесть. Маленькие прыжки вперед на двух ногах.

В дупле живет Да орешки жует. По веткам скачет, да не птица, Рыжая, а не лисица. (Белка)

17. Лечь на пол на живот, руки упира­ются в пол, колени согнуты. Прогнуть­ся и тянуться носками ног к голове, не выпрямляя локти.

Крылья есть, а не летает, Ног нет, да не догонишь. У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбка)

18. Быстрая ходьба на носках мел­ким семенящим шагом.

Маленький шарик Под лавкой шарит, Живет в норке, Грызет корки, Короткие ножки, Боится кошки. (Мышка)

19. Подскоками продвигаться вперед, руки скрестить вверху, как рога.

Кто на своей голове Лес носит? (Олень)

20. Ходьба на носках, ноги прямые, ру­ки поднять вверх, кисти соединены. Стараться держать вытянутые руки за ушами, подбородок не опускать.

Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он… (жираф).

21. Большие кругообразные движения руками перед собой.

Крыльями машет, А сама ни с места. (Мельница)

22. Легкий бег по залу. Руки соединить вверху.

Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик, Через несколько минут Опустился… (парашют).

23. Сесть на пол, руками обхватить со­гнутые колени, голову опустить — сгруп­пироваться. Перекаты назад, на спину и возвращение в исходное положение.

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился… (колобок).

24. Руки соединить вверху, локти в стороны. Потянуться на носочках вверх.

Если дома его не оставим — Значит, мы под дождем не растаем. (Зонтик)

По мере усвоения техники исполне­ния движений дети могут сами по оче­реди загадывать загадки. Такие веселые и забавные «загадки вместе с зарядкой» можно использовать в утренней гимна­стике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.

Подвижная игра с героем-персонажем

Известно, что дети любят играть в по­движные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятель­ностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ре­бенка. Чтобы достичь большей заинте­ресованности детей и побудить их при­нимать участие в таких играх, воспита­телю необходимо создавать на занятии радостную, непринужденную обстанов­ку, придумывать веселые сюжеты.

Часто для проведения спортивных праздников или досугов бывает необхо­дима подвижная игра с героем-персона­жем. Такую игру нетрудно придумать самим на основе загадок, стихов, погово­рок В ее ходе могут понадобиться боль­шие яркие игрушки (Мишка, Лиса, Соба­ка), надувные или сделанные из искусст­венного меха, а также маски животных.

Монолог ученика

Та же школа, тот же класс, Тем же классикам подвластный Тот же смысл все тех же фраз На устах у той же классной. И уже в который раз Наблюдаю те же стены… Как сближает их и нас Ожиданье перемены! Все по-прежнему пока, Одного не знаю точно: То ли высплюсь до звонка, То ли выгонят досрочно.

Когда Олег Геннадьевич Парамонов писал эти стихи еще будучи школьником, он совершенно не собирался стать учителем. Но так сложилась судьба, что он стал педагогом и, перечитав эти стихи, он вдруг понял, что работать надо так, чтобы у его ученика никогда не возникали в голове подобные мысли. А для этого надо делать так, чтобы было интересно.

Ведь детям тогда все понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.

Ребенку мало сказать, что знание математики ему необходимо, он должен это прочувствовать, ему нужно проиграть, прожить те ситуации, которые будет ставить перед ним жизнь.

Надо учить детей мыслить, включая в деятельность дело, чувство, эмоции – вот сфера, в которой развивается целостная личность.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке может достигаться за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей. Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать.

Прежде всего следует сказать, что целью математического образования является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе “человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным”. В первую очередь, сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе математика. Это духовное, эстетическое, творческое и интеллектуальное развитие.

При обучении математике на помощь учителю приходит дидактическая игра. Даже при запланированном успехе игра дарит учащимся озарение, интеллектуальное наслаждение, всплеск положительных эмоций. Благодаря планированию и разрешению проблемных ситуаций игры, ученик становится уверенно мыслящим человеком, способным к активным действиям.

Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Игра помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей.

Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. Таким образом, игры ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности… Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.»

Хотелось отдельно поговорить о методике подготовки и проведения имитационной игры на уроках математики.

— Что такое «имитация»?

Имитационная игра занимает одно из главных мест в структуре дидактических игр.

Предметом ее является сама конкретная человеческая деятельность во всех своих проявлениях. Основное средство данной игры – это исполнение роли в имитационной модели конкретной ситуации.

Достижение цели игры удовлетворяет познавательные потребности игрока, которые находят отражение в самостоятельном предвидении результатов игры и выражаются в очевидном усвоении содержания и методов моделируемой деятельности.

В общую структуру имитационной игры входят следующие компоненты:

  • потребность или побуждение, на удовлетворение которых направлена конкретная деятельность;
  • предметы деятельности и/или заменители предметов;
  • самостоятельные действия с предметами или их заменителями;
  • результаты деятельности (свои и чужие достижения).

Методика подготовки и проведения

  • Разработка сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план дидактической игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц.
  • Ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается обстановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Процесс игры

Ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации дидактической игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры

Выступления экспертов, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов; констатация учителем достигнутых результатов, анализа допущенных ошибок, формулирование окончательного итога занятия, установление связи игры с содержанием учебного предмета. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

При организации имитационных игр необходимо придерживаться следующих положений:

  1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только формально.
  2. При проведении игры должен быть обеспечен контроль за его результатами со стороны всего коллектива присутствующих учеников. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры. Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их участником.
  3. На уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи.
  4. В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих условиях она оставит след в сознании ребят.

Имитационная игра является активной самостоятельной деятельностью, которая выступает в учебном процессе как эффективное средство теоретической и экспериментальной подготовки мышления обучающегося игрока к предстоящей практической деятельности. Список использованной литературы:

  1. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания [текст] / Е.А. Богаченко // Начальная школа. — 2010. — № 6. — 18 c.
  2. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника [текст] // О.С. Газман — М.: Педагогика, 2012. — № 9. — 64 c.
  3. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры [текст] / С.А. Шмаков. — М., 1994. — 25-26 с

Мишка косолапый

Большую игрушку (Мишка) распола­гают в центре зала. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с Мишкой садятся дети-ловишки (один или два).

Вариант для младших возрастных групп

Дети:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою — топ!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются по залу. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей, и укладывают их «в корзинки» (сажают на гимнастические скамейки).

Вариант для старших групп

Дети:

Он большой и косолапый. Говорят, сосет он лапу. Громко может он реветь, — Р-Р-Р — А зовут его… (медведь).

Дети, взявшись за руки, идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» Мишку, отходят назад, об­разуя большой круг.

«Мишка» ловит детей. Чтобы он ско­рее справился с этим, ему дают в руки надувную игрушку — булаву.

Как взрослый может играть с ребенком в 4 года?


Недавно рассказала сыновьям, что видела, как дерутся два кота, и показала, как страшно они мяукают, выгибают спину, пристально смотрят и бьют лапой по морде, кусают и набрасываются друг на друга.

После моего рассказа дети тут же перевоплотились в котов. Старший нападал на младшего, они мяукали, катались по полу. Пришлось мне кидаться в них тапками, грозно ругаться, топать ногами. Коты пугались, разбегались в разные стороны.

Потом я превратилась в собаку, загнала котов под диван и грозно на них лаяла. Затем я была мама-кошка, а они мои котята. Потом я снова стала их грозной хозяйкой.

Интересно, что старший сын, 8 лет, будучи котом, только мяукал, не разговаривал (так хорошо он вживается в образ). А младший говорил и мяукал одновременно. Вот такая у нас получилась игра!

Взрослый может поддержать игру, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок.

Например, приходит ваш сын или дочка и говорит: «мама, я кошка!».

Вы: «А я твоя хозяйка, какая же у меня кошечка! — гладим, чешем за ушком. — Дам ей молочка (наливаем в блюдечко и ставим на пол). А давай, я с тобой поиграю!». Делаете веревочку и играете в кошки-мышки.

Тем самым мы даем ребёнку возможность прожить образ котенка. У него самого еще не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. А образ очень хорошо проживается в сюжете. Сюжет — это каркас для образа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]