Проект познавательно-исследовательской деятельности “Я-исследователь”
Проект “Я – исследователь”
Актуальность.
Экспериментирование
– эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальных проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Типология проекта:
проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации
: краткосрочный – 2 месяца (февраль, март)
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта:
“Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.
Задачи проекта:
– формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
– развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
– расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
– поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта:
метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры – экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
.
Методическое:
1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
6. Познавательные праздники-досуги для дошкольников. Л.А.Наумова, 2003г.
7. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников. М.А.Давыдова, 2007г.
8. «Тайны воды» Л.Орлова, М.Кретова, С.Леоненко. Музыкальный руководитель №2, 2013г.
Материально-техническое:
– подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
– разработка группового проекта, конспектов занятий и игр
– экспериментирование; – подбор иллюстраций, детской литературы; – подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей; – оформление “детской лаборатории в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный
(мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2.Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
– Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
– Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
– Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
– Беседа и рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме «Вода», чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
– Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1.Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
– для чего нам нужна лаборатория в группе?
– для чего нужны эксперименты?
– вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
– Что такое лупа?
– Какие вещества растворяет вода?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
– Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
– Проделать эксперименты и опыты.
– Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
– Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе “Педагог – Ребенок – Родители
”
Работа с детьми
Месяц (период) | Формы работы |
Февраль | Беседа «Что такое лаборатория? Для чего она необходима?» |
Март | Эксперимент “Какая бывает вода”. Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, воронки. Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами. Интегрированная образовательная деятельность «Тайны воды» Эксперимент “Окрашивание воды”. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, объяснить, для чего они нужны человеку. Эксперимент “Разноцветные сосульки”. Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности. Эксперимент “Твёрдая вода. ”. Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду Беседа “Путешествие Капельки”. Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения. Развлечение познавательного характера «Волшебница вода» Совместно с родителями воспитанников. |
Оформление электронной презентации, оформление детского альбома по экспериментированию; оформление выставки детских рисунков по теме «Вода среди нас»; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов
Работа с родителями
Месяц | Формы работы |
Февраль | Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. |
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. | |
Март | Предложить родителям провести эксперимент с водой дома вместе с детьми. (Семья Кирилычевой Ани) |
Предложить родителям провести опыты в домашних условиях «окрашивание воды» | |
Помощь родителей в проведение опытов принести лупы, бинокли, разноцветные стекла. | |
Организовать родителей для итогового совместного досуга-развлечения «Волшебница вода» (Участники -родители: Журова Е.В., Кирилычева Е.Ю.) |
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
– У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
– Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой
– Сформируются личностные качества соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.