Методы и способы реализации исследовательской активности
Уровень развития старших дошкольников позволяет им проявлять себя в любом из рассмотренных видов познавательно-исследовательской деятельности. Особой активностью в этом направлении отличаются одаренные дети. Но каждого ребенка можно растормошить, зажечь в нем искорку любопытства и подтолкнуть к более глубокому постижению окружающей действительности.
Существует две основные формы познавательно-исследовательской деятельности:
- Ребенок – это источник деятельности. Он сам ставит цель и стремится ее достигнуть, удовлетворяя свое любопытство.
- Исследовательский процесс организует взрослый, пробуждая интерес, мотивируя к познанию. Дошкольник учится действовать.
Каждая из этих форм направлена на решение единой задачи: помочь ребенку разобраться в проблемном вопросе, прочно усвоить новые знания и приобрести новый опыт.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников варьируются от бесед до выполнения небольших проектов с получением конкретного результата. Они широко применяются в ДОУ. Также отлично подойдут и в домашней обстановке.
Развивающие беседы
Когда речь идет о развивающих беседах, то диалог должен мотивировать ребенка не только на получение готовой информации, но и на желание размышлять, анализировать и делать выводы.
Например, заинтересовался дошкольник, почему внезапно среди лета выпал град. Не нужно спешить с объяснениями. Подведите к рассуждениям, чем является каждая градинка, отчего замерзают капли воды, что происходило в атмосфере накануне. Ребенок размышляет, выстраивает логическую цепочку и формулирует свое предположение. Возможно, потребуется некоторая коррекция, однако юный исследователь уже сможет сделать вывод.
Или ребенок услышал новое слово и интересуется, что оно обозначает. Дайте порассуждать об этом сыну или дочке, и только в конце прокомментируйте и сформулируйте детскую мысль более отчетливо.
Организация наблюдений
Наблюдать с ребенком можно за живой природой (животными, насекомыми, растениями), неживой природой (сезонными изменениями и явлениями природы) и общественной жизнью. Организуя наблюдения, необходимо определить:
- место наблюдения (парк, луг, пруд, городская среда);
- объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы).
При необходимости подготовить и взять с собой специальные приборы (лупу, термометр и т.д) или предметы (корм для птиц, щеточки и пр).
Летние погодные условия способствуют познавательно-исследовательской деятельности дошколят. Организация наблюдений в это время года направлена и на укрепление здоровья ребенка, и на создание условий, в которых он смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.
Можно организовать наблюдение в домашних условиях. Например, за выращиванием лука. Хорошо срабатывает игровая мотивация: обустроим грядку на подоконнике.
Ребенок с помощью взрослого наливает воду в стаканчики, «сажает» в них луковицы и выставляет на подоконник. В течение нескольких дней ведется совместное наблюдение за луковицами. Можно вести «Лист наблюдений» и фиксировать изменения с помощью зарисовок. Когда стрелки лука будут достаточно длинными, их можно срезать и накрошить ребенку в суп. Он будет рад попробовать витамины с собственной «грядки».
Опыты и эксперименты
Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Поэтому так важно, чтобы взрослые организовывали и проводили совместно с ребенком опыты и эксперименты.
Самые интересные эксперименты – это опыты с предметами. Всем известный опыт «Тонет – не тонет» потребует простой инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов (перышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.).
В ходе эксперимента ребенок должен распределить предметы по признаку «тонет – не тонет»:
- Тонет сразу;
- Тонет после намокания;
- Не тонет.
Дошкольник самостоятельно проверяет «плавучесть» каждого предмета. Предварительный осмотр и тактильное обследование предметов подсказывают, какие качества предметов влияют на результат взаимодействия с водой.
Вовлечение в проекты
В современных детских садах широко применяется метод проектной деятельности. В основном, обращаются к трем видам проектов:
- исследовательский (изучение тех или иных явлений);
- творческий (создание творческого продукта);
- нормативный (совместное создание свода правил).
Организация проектной познавательно-исследовательской деятельности позволяет включить детей в общее дело и создать совместный творческий продукт.
С таким же успехом можно организовать проект в домашних условиях для своих детей или для ребенка и его друзей.
Например, увлечь созданием общего рисунка на большом листе. И краски при этом можно совместно приготовить необычные, волшебные (на основе муки, соли и гуаши). Такие краски удобно наносить на лист непосредственно рукой, что необычайно привлекает детей.
Развитие исследовательских задатков у дошкольников
Развитие исследовательских задатков у ребенка во многом зависит от позиции взрослых. Ведь дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.
Поэтому взрослые должны мотивировать детей на выполнение интересных заданий, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать ребенку оценить уровень предложенных решений.
При этом необходимо предоставлять максимальные возможности для самостоятельных действий, поддерживать инициативу дошкольника.
Активизация познавательного интереса
Несмотря на то, что у детей существует естественная потребность в познании, их интерес и поисковую активность необходимо стимулировать. Для этого можно использовать задания на развитие умений оригинально мыслить, видеть проблемы, рассуждать с разных точек зрения.
Упражнения и задания для этого подойдут разноплановые. Вот только несколько из них:
- Составить рассказ от имени Колобка (герой может быть любым);
- Придумать несколько ответов на эвристические вопросы (Почему поют птицы?);
- Упражнения на развитие умения задавать вопросы («Задай вопросы веселому зайчику на рисунке, чтобы узнать о нем»);
- Провести мысленный эксперимент («Что будет, если все люди станут великанами?»);
- Эксперименты с реальными объектами с целью выявить новые свойства (с водой, красками, лучом света, пластмассой, тканью);
- Игры на развитие мышления («Последовательные картинки», «Были-небылицы» и другие).
Поощрение самостоятельности ребенка
Исследовательская и поисковая деятельность принесет мало пользы дошкольнику, если он будет только наблюдателем. Недостаточно и того, что ребенок всего лишь будет выполнять действия. Важно, чтобы он самостоятельно ставил цели, что он хочет проверить, узнать, понять. А обозначив цель, действовал в соответствии с ней.
Чтобы последовательно развивать самостоятельность ребенка, родителям нужно придерживаться соответствующих правил:
- Создавайте в доме среду, способствующую самостоятельности ребенка.
- Давайте возможность решать небольшие проблемные ситуации.
- Поддерживайте интерес к деятельности.
- Дозируйте свою степень активности в совместных с ребенком делах.
- Не ругайте за неудачи. Вместе разберите их причины.
- Хвалите ребенка за успехи. Это ОЧЕНЬ важно!
Влияние познавательно исследовательской деятельности на формирование готовности к школе
Вовлечение дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность дает ему хороший задел для предстоящего обучения в школе. Этот вид деятельности обеспечивает прочное усвоение знания и развивает стремление к познанию нового.
Ребенок учится формулировать цели, логически рассуждать, придерживаться алгоритма в действиях, контролировать шаги, оценивать полученные результаты. Все перечисленное пронизывает учебную деятельность в школе.
В дополнение, поисковые усилия формируют произвольное внимание и оказывают влияние на становление волевых качеств дошкольника. Ребенку приходится повторять эксперименты, возвращаться к наблюдениям, чтобы найти ответы на проблемные вопросы.
Таким образом, познавательно-исследовательское отношение к окружающему миру всесторонне развивает дошкольника и повышает его готовность к обучению в школе.