Развивающие игры Воскобовича и их влияние на интеллект ребёнка


Игры, обучающие чтению, звукам, буквам

  • Складушки. Эта игра основана на слоговом принципе русского письма. Она представляет собой книжку, каждый разворот которой посвящён всем возможным слогам с определённой согласной буквой. На этой же странице картинки животных и песенки, в которых выделены ударные слоги. Складушки – это усовершенствованная слоговая азбука. Для самых маленьких прилагается диск с песенками.
  • Теремки Воскобовича. Это кубики, основанные на слоговом принципе русского письма. Кубики-теремки сделаны из дерева. Всего их 12 (по 2 каждого цвета: белые, серые, коричневые, лиловые, жёлтые, голубые). На их гранях написаны согласные. На кубиках-теремках есть окошечки. В эти кубики нужно вкладывать картонные кубики-сундучки с гласными. Синие кубики для букв А, О, У, Э, Ы, обозначающих твёрдость согласных, зелёные – для букв Я, Ё, Ю, Е, обозначающих мягкость предыдущих согласных. Эти же цвета для твёрдых и мягких согласных сохраняются и в складушках.

    Малыши могут играть кубиками как домиками с окошками. В каждый теремок можно посадить картинки животных (или маленькие игрушечки) на букву, нарисованную на кубике. Чтобы научиться читать слоги, надо в кубик-теремок вложить кубик-сундучок, произнести или пропеть слог.

  • Забавные буквы. Это 10 карточек, обозначающих гласные. Все они изображают в разных позах Арлекина. Называются остроумно: Арлекин, Урлекин, Орлекин и т.д. Помогают развить фантазию и запомнить образ буквы.
  • Читайка на шариках. Это квадрат, который нужно сгибать по линиям, читая слова. Можно прочесть до 130 слов.
  • Игры-шнуровки, обучающие чтению: «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка». Это разной формы шнуровки, соединяющие буквы в слова. Ими может играть и ребёнок, не знающий букв, просто как шнуровками.
  • Конструктор букв знакомит с «внешностью» каждой буквы. На фанерной основе закреплены резиночки. Под эти резиночки дети просовывают детали, из которых составляют буквы. Всего деталей 15, форма разная. Создание букв сопровождает сказка о приключениях в Фиолетовом лесу. Именно сказка устанавливает связь между буквой и звуком.

Игры, обучающие цифрам, счёту, умножению и другим математическим действиям

  • Кораблик «Плюх-плюх». Это фанерный объёмный кораблик с деревянными мачтами, пронумерованными от 1 до 5, на которые нужно надеть флажки одного цвета на каждую. Игру сопровождает сказка о капитане и матросе, Гусе и Лягушке.
  • Кораблик «Брызг-брызг». Это плоский кораблик на игровом поле из ковролина, на котором наклеена палуба. Каждой мачте соответствует цифра от 1 до 7. К ней нужно прикреплять липучками разных цветов паруса-флажки.
  • Кораблик «Буль-буль». Он тоже плоский, но мачт у него десять. Соответственно, можно выучить счёт до 100, четыре математических действия. К кораблику прилагаются задания разной сложности.
  • Математические корзинки. Эта игра бывает разных уровней сложности. В каждую корзинку можно вложить до 10 грибков. Ребёнок собирает грибы вместе со зверушками-цифрами. Он должен оценить, сколько грибов нужно добавить до десятка, сравнивает, у кого грибов больше. Игра даёт понятие о составе числа, учит математическим действиям.
  • Набор карточек «Забавные цифры». Каждая цифра имеет образ какой-нибудь зверушки. Карточки развивают воображение и помогают запомнить образ цифры.
  • Прозрачная цифра. Эта игра состоит из полосок на прозрачной плёнке. Ребёнок должен создать из них цифры. Формирует пространственное мышление, комбинаторику. Чем-то похожа на «Конструктор букв», но из других материалов.
  • Чудо-цветик. Игра представляет собой фанерные цветочки, разделённые на части. Ребёнок складывает из частей целое, а также фигурки по инструкции.
  • Шнуровка «Счетовозик» учит сложению и вычитанию до 20 детей от 4 лет. Может использоваться просто как шнуровка.
  • Планета умножения. Это игра для группы дошкольников или младших школьников. В процессе игры можно научиться умножению. Нужно добраться до космического корабля по своей шахте, чередуя ходы. Умножение понадобится при подсчёте голосов.

Методика

У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.

Общие задачи развивающей программы:

  • развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
  • выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
  • тренировка творческого мышления, логической гибкости;
  • психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
  • практика развития навыков устной речи, чтения, счета.

Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.

Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:

  • мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
  • незримка Всюсь и смешной Магнолик;
  • Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
  • паук Юк и Нетающие льдинки;
  • Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.

Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.

Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.

Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.

Как играть в игры Воскобовича

Нужно внимательно изучить правила игры и её сказочную основу (ведь сказку придётся читать или рассказывать родителям). Лучше всего следовать методическим рекомендациям, выполнять задание по очереди, постепенно усложняя игру. Есть родители, которые не любят читать инструкции. Они могут играть с ребёнком как им угодно, и это тоже будет интересно и полезно, но вряд ли будет использован весь потенциал игры.

Если уж играть в игры Воскобовича, лучше приобрести хотя бы три игры: развивающую, обучающую чтению и математике.

Игры Воскобовича не развивают речь, если ребёнок играет в них самостоятельно. Поэтому лучше принимать участие в его играх и спрашивать о порядке и цели его действий, просить пересказать сюжет сказки.

Игры можно отнести к настольным (или «настенным»), поэтому они не способствуют физическому развитию ребёнка, а только интеллектуальному и психологическому. Родители сами должны позаботиться о физической разминке. Помните, что даже шестилетний ребёнок не может сосредотачиваться на чём-то больше 15 минут.

Автор

Вячеслав Владимирович Воскобович — инженер физик из Санкт-Петербурга в начале 90-х был озадачен поиском развивающих игрушек для собственных детей.

Изучение существующих на текущий момент предложений ничего не дало, — ассортимент отечественного методического материала был крайне скуден, международный опыт практически не использовался.

Знакомство с опытом Зайцева и Никитиных подсказало идею создания кардинально новой системы занятий, которая стала бы не только полезна, но и интересна детям, увлекала и развивала без принуждения к занятиям. Главной идеей стало создание инструментов комплексного развития интеллекта, логики, таланта и личности в игровой форме.

Первые игры Воскобовича — «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Складушки», «Двухцветный квадрат». появились в самом начале 90-х. К 1997 году была написана первая методичка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», предлагавшая объединить занятия с головоломками со сказочной подводкой, погружающей ребенка в историю, дающей дополнительный стимул к действию и решению поставленной задачи.

В 1999 году авторская программа «Сказочные лабиринты игры» была официально принята и утверждена комитетом образования Санкт-Петербурга. С этого момента Воскобович презентует развивающие игры в ДОУ в качестве дополнения к развивающим интеллектуально-творческое мышление занятиям. К началу века до 90% детских садов города в той или иной мере использовали методику при организации работы с детьми.

В настоящее время автор системы является директором «Развивающие игры Воскобовича». Компания и принадлежащий ей тьюторский центр активно сотрудничает с Союзом Педагогов России, бесплатно проводит обучающие семинары, в том числе и в онлайн-формате в соответствии с текущей действительностью.

Игры Воскобовича для дошкольников и их описания предлагаются комплектами, рассчитанными на определенный возраст, и являются лицензированными. Покупка аналога не приветствуется, так как сам автор считает, что именно в оригинальной системе учтено все. Точное следование авторской программе, которую педагоги достаточно легко осваивают, дает максимальный результат, несмотря на то, что в рамках самой игры всегда оставлена доле непредсказуемого развития. Ребенок и взрослый становятся сотворцами.

Недостатки игр Воскобовича

А нет никаких недостатков. Всегда есть дети, которым определённая методика не подходит. Игры Воскобовича подходят всем. И это можно объяснить: в дошкольном возрасте именно игра – главное дело человека, в игре он живёт, растёт, развивается и обучается. Поэтому игра подходит всем.

Дети занимающиеся по методике Воскобовича обычно показывают хороший уровень развития памяти, мышления, внимания, а также умение концентрироваться на поставленной задаче и доводить ее до конца. У этих детей хорошо развито стремление к познанию и исследованию чего-то нового, что немаловажно для процесса обучения в школе.

Преимущества

Применяющие методику педагоги отмечают два главных плюса — комплексный подход развитию и образованию детей и законченность предложенных инструментов.

В комплекте с игрой находятся и развивающая предметная среда для действий, и элементы для манипуляций и полноценная инструкция для сотрудника образовательного учреждения. Это помогает и родителям, не имеющим педагогического образования, — они могут в течение пары часов познакомиться с системой (изучить методичку или на сайте производителя познакомиться с рекомендациями к конкретной игре бесплатно) и провести занятие с ребенком самостоятельно.

Сам автор настаивает, что достоинства его системы — качество развития детей:

  1. появление навыка получать и анализировать информацию;
  2. развитие творческого мышления, навыков чтения и счета;
  3. зарождение модели поведения в обществе, эмпатии и сопереживания;
  4. формирование усидчивости, желания добиться цели, здоровой настойчивости.

При этом все происходит в игровой, незаметной форме. Ребенок просто играет, воспринимая дидактический материал как очередное развлечение.

Отметить нужно и качество фабричных игрушек. Для производства применяются одобренные санитарно-контролирующими органами материалы. При использовании в образовательных учреждениях наглядные пособия долго не теряют внешний вид даже при регулярной санитарной обработке. Содержательно-насыщенная среда является еще и трансформируемой и всесторонне безопасной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]