Развитие каких навыков требуется старшим дошкольникам
5-6-летние дети весьма любознательны. Отлично стимулирует интерес к познанию окружающего мира чтение сказок и рассказов вместе со взрослыми, обучение чтению, счету и рисованию.
Основные направления занятий в этот период:
- тренировка мелкой моторики;
- развитие внимания;
- развитие логики;
- развитие речи;
- навыки счета.
В связи с этим, можно разделить развивающие занятия для старших дошкольников по вышеуказанным группам.
Занятия для детей проводят в форме игр.
Спокойные занимательные задания
Активные соревнования желательно чередовать со спокойными конкурсами, требующими внимания, сообразительности и изобретательности. В маленьких комнатах их легко проводить, чтобы дети с удовольствием играли в них, они должны быть веселыми, включать веселые задания.
Шиворот-навыворот
Ведущий произносит слова, дети расставляют буквы в обратном порядке, пишут получившееся слово, например, услышав “пенал”, ребенок пишет “ланеп”, слово стол – “лот”. Используйте различные слова, соответствующие возрасту игроков.
Новая сказка
Детям предлагается превратиться в добрых волшебников, чтобы помочь грустной истории. Выберите любую сказку с грустным концом, а затем предложите детям придумать счастливый конец. Подготовьте реквизит и разыграйте сцену.
Проговори без запинки
Участники получают листок с рисунком, и выигрывает тот ребенок, который прочитает его быстрее всех.
Рисунок вслепую
Участвуют две команды, игроки должны нарисовать автомобиль вслепую, детям по очереди завязывают глаза и просят нарисовать одну деталь автомобиля.
Побеждает тот, кто больше похож на настоящий.
Угадай песенку
Это конкурс, в котором группам детей раздаются карточки с изображением различных предметов, животных, растений и вещей из известных песен. Команды должны угадать, какие песни зашифрованы на картинках, нарисованный поезд может означать песню “Голубой вагон”, рыжеволосый мальчик – песню “Красный, красный, в маске”, изображение мамонта – “Песня про мамонта”.
Заботливые родители всегда могут сделать отдых детей интересным, если творчески подойдут к его организации. Подборка веселых игр для детей поможет им в этом!
Развивающие игры для детей 5 – 6 лет по группам целей
Цель | Наименование игры |
Тренировка мелкой моторики | 1. Нанизывание |
2. Раскрашивание | |
3. Оригами | |
4. Театр теней | |
5. Перебираем крупу | |
Развитие внимания | 1. Что изменилось? |
2. Что делать? | |
3. Хлопки | |
4. Стихии | |
5. Угадай игрушку | |
Развитие логического мышления | 1. Рисунки из геометрических фигур |
2. Концовки | |
3. Закрась круг | |
4. Хорошо – плохо | |
5. Что бывает? | |
Развитие речи | 1. Закончи предложение |
2. Режим дня | |
3. Кто это ест? | |
4. 3 слова | |
5. Что чем было? | |
Навыки счета | 1. Где шарик? |
2. Прямой и обратный счет | |
3. Покорми животное | |
4. Замеры | |
5. Карточки с числами |
Игры на развитие мелкой моторики
Поскольку начальное развитие соответствующих навыков в этом возрасте уже заложено, следующие игры помогут дальнейшему совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников:
- Нанизывание. Нанизывать можно бусины, кольца, пуговицы, макароны и прочие предметы. Также потребуется леска или прочная нитка. Можно провести «ярмарку», на которой будут представлены сделанные ребятами бусы, браслеты и прочие украшения.
- Раскрашивание. Игра проводится в виде мастер-класса по раскрашиванию или конкурса. Детям раздают картинки с контурами фигур и объясняют, как штриховать. Картинки нужно закрасить в прямом и диагональном направлениях.
- Оригами. Детям выдают бумагу и объясняют, как складывать фигурки. Затем можно предложить устроить конкурс или поиграть в магазин бумажных игрушек.
- Театр теней. В комнате выключают свет и направляют источник света на экран (с расстояния примерно 4 м). Детям показывают, как при помощи движений рук между источником света и экраном создать картины на экране. Можно разыгрывать сценки с участием персонажей-теней.
- Перебираем крупу. Для этой игры нужно смешать 2 вида круп (например, гречку и рис или пшено) и попросить ребенка помочь разобрать крупу по своим банкам. Впоследствии задачу можно усложнить, добавив еще 1 или 2 вида круп.
Специалисты считают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и интеллекта в целом.
Е. О. Комаровский
Педиатр, к.м.н.
Работа пальцами воздействует на речевые зоны головного мозга. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с полугода и до 6 лет. В результате правильно формируется речь, стимулируется память и воображение.
— Е. О. Комаровский Педиатр, к.м.н.
Игры на развитие внимания
Следующие игры помогут ребенку учиться приобретать, накапливать и применять новые знания:
- Что изменилось? Перед ребенком ставят до 7 (но не меньше 3) разных игрушек. По сигналу ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек. Затем опять по сигналу ребенок должен открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.
- Что делать? До начала игры детям объясняют, какое действие нужно выполнять при назывании того или иного слова. Затем дети ходят по кругу, а ведущий называет какое-либо из оговоренных ранее слов. При этом игроки должны выполнить определенное действие (например, «аист» – встать на одну ногу, «рак» – идти спиной вперед, «заяц» – прыгать и т. д.).
- Хлопки. Это игра, похожая на предыдущую. Только вместо слова дети должны выполнять определенное действие на оговоренное заранее количество хлопков. Так, например, 1 хлопок может означать «аиста», 2 – «рака», 3 – «зайца» и т. д.).
- Стихии. Дети садятся в кружок. При назывании ведущим определенной стихии они должны выполнять заранее оговоренное действие (например, «вода» – опустить руки, «огонь» – поднять, «воздух» – развести руки в стороны, «земля» – скрестить на груди).
- Угадай игрушку. Ребенку нужно изобразить какие-либо действия, которые бы охарактеризовали предложенные игрушки (например, показать, как себя ведет мишка, лиса и т. д.).
Юлия
В педагогической деятельности одним из основных направлений является развитие внимания, так как именно от него в дальнейшем будет зависеть качество обучения.
— Юлия
Игры на развитие логического мышления
Навыки логического мышления необходимы как подготовка к дальнейшему обучению. Развить умение мыслить логически помогут следующие игры:
- Рисунок из геометрических фигур. Детям раздают различные геометрические фигуры, нарисованные на листе бумаги. Ребята должны дорисовать из полученной геометрической фигуры какой-либо предмет или персонажа (например, яблоко из шара и т. д.).
- Концовки. Детям предлагают закончить предложения типа: «Маша вышла из дома раньше Веры, значит Вера – … (позже Маши)».
- Закрась круг. Детям выдают листы с нарисованными несколько раз 6 кругами и предлагают закрасить их таким образом, чтобы закрашенных кругов оказалось столько же, сколько и не закрашенных. Победит тот, кто предложит больше всех вариантов заштриховки.
- Хорошо – плохо. Ребенку предлагается проанализировать любое явление со всех сторон, уделяя внимание положительным и отрицательным аспектам, например: «Много комаров – плохо, кусаются, но хорошо, что птицам есть, чем питаться. Нет комаров – хорошо, но плохо, что птицам нечего есть, они улетят в другие места и станет много комаров».
- Что бывает? Детям предлагается задавать друг другу вопросы и по очереди отвечать, например: «Что бывает белое? (облако, полотенце и т. д.)» «Что бывает большое? (радость, машина, гора и т. д.)».
Елена
Оренбург
Логическое мышление ребенка нужно развивать систематически и своевременно, чтобы в последующем он мог хорошо учиться и добиваться поставленных целей.
— Елена Оренбург
Игры на развитие речи
Развитие речи – важный этап обучения, в этом помогут следующие игры, кстати, тесно связанные с предыдущей группой занятий на логику:
- Конец предложения. Детям предлагается закончить предложения, исходя из контекста (Вита сегодня не пришла потому, что … (заболела); папа принес мороженое и положил … (в холодильник); Марина идет в магазин, чтобы … (купить продукты)).
- Режим дня. Детям показывают картинки, изображающие различные дела в течение дня. Ребятам предлагается расположить их в нужной последовательности.
- Кто это ест? Выдаются картинки, изображающие различных животных, и предлагается определить, кому из них нужно дать, например, зерно, мед, яблоки, траву и т. д.
- 3 слова. Детям предлагают назвать по 3 слова в качестве ответа на один вопрос, например: «Что можно сварить? (яйцо, мясо, макароны)».
- Что чем было? Ведущий задает вопросы типа: «Кем раньше была курица, бабочка, лошадь?», «Чем раньше был хлеб, свитер, стол?», а детям нужно на них ответить.
А. Н. Леонтьев
Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности
Речь занимает центральное место в психическом развитии, процесс ее развития и есть само развитие.
— А. Н. Леонтьев Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности
Подготовительная группа
В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.
Поезд для животных
Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.
Человек или природа
Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «, «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.
Назови растение
Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.
Облака
В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.
Польза, которую приносит детям занятие ритмикой
Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.
Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:
- Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
- Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
- Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
- Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
- У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.
Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.
Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с родительским собранием.
Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.
Игры
Заниматься следует каждый день, и через неделю будет виден первый результат: внимание, мышление, память малыша улучшатся. В процессе игр он узнает много нового, и получится своеобразная школа.
На развитие мышления
«Да-нет-ка»
Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.
Как играть: воспитатель загадывает слово, а дети должны отгадать его помощью вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
«Визуальная да-нет-ка»
Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.
Как играть: воспитатель раскладывает на столе игрушки или картинки. Затем загадывает игрушку или картинку. Задача малыша – отгадать, что загадал воспитатель, с помощью вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».