Развивающие игры для детей 5 – 6 лет: полезные занятия для старших дошкольников


Развитие каких навыков требуется старшим дошкольникам

5-6-летние дети весьма любознательны. Отлично стимулирует интерес к познанию окружающего мира чтение сказок и рассказов вместе со взрослыми, обучение чтению, счету и рисованию.

Основные направления занятий в этот период:

  • тренировка мелкой моторики;
  • развитие внимания;
  • развитие логики;
  • развитие речи;
  • навыки счета.

В связи с этим, можно разделить развивающие занятия для старших дошкольников по вышеуказанным группам.

Занятия для детей проводят в форме игр.

Спокойные занимательные задания

Активные соревнования желательно чередовать со спокойными конкурсами, требующими внимания, сообразительности и изобретательности. В маленьких комнатах их легко проводить, чтобы дети с удовольствием играли в них, они должны быть веселыми, включать веселые задания.

Шиворот-навыворот

Ведущий произносит слова, дети расставляют буквы в обратном порядке, пишут получившееся слово, например, услышав “пенал”, ребенок пишет “ланеп”, слово стол – “лот”. Используйте различные слова, соответствующие возрасту игроков.

Новая сказка

Детям предлагается превратиться в добрых волшебников, чтобы помочь грустной истории. Выберите любую сказку с грустным концом, а затем предложите детям придумать счастливый конец. Подготовьте реквизит и разыграйте сцену.

Проговори без запинки

Участники получают листок с рисунком, и выигрывает тот ребенок, который прочитает его быстрее всех.

Рисунок вслепую

Участвуют две команды, игроки должны нарисовать автомобиль вслепую, детям по очереди завязывают глаза и просят нарисовать одну деталь автомобиля.

Побеждает тот, кто больше похож на настоящий.

Угадай песенку

Это конкурс, в котором группам детей раздаются карточки с изображением различных предметов, животных, растений и вещей из известных песен. Команды должны угадать, какие песни зашифрованы на картинках, нарисованный поезд может означать песню “Голубой вагон”, рыжеволосый мальчик – песню “Красный, красный, в маске”, изображение мамонта – “Песня про мамонта”.
Заботливые родители всегда могут сделать отдых детей интересным, если творчески подойдут к его организации. Подборка веселых игр для детей поможет им в этом!

Развивающие игры для детей 5 – 6 лет по группам целей

ЦельНаименование игры
Тренировка мелкой моторики1. Нанизывание
2. Раскрашивание
3. Оригами
4. Театр теней
5. Перебираем крупу
Развитие внимания1. Что изменилось?
2. Что делать?
3. Хлопки
4. Стихии
5. Угадай игрушку
Развитие логического мышления1. Рисунки из геометрических фигур
2. Концовки
3. Закрась круг
4. Хорошо – плохо
5. Что бывает?
Развитие речи1. Закончи предложение
2. Режим дня
3. Кто это ест?
4. 3 слова
5. Что чем было?
Навыки счета1. Где шарик?
2. Прямой и обратный счет
3. Покорми животное
4. Замеры
5. Карточки с числами

Игры на развитие мелкой моторики

Поскольку начальное развитие соответствующих навыков в этом возрасте уже заложено, следующие игры помогут дальнейшему совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников:

  • Нанизывание. Нанизывать можно бусины, кольца, пуговицы, макароны и прочие предметы. Также потребуется леска или прочная нитка. Можно провести «ярмарку», на которой будут представлены сделанные ребятами бусы, браслеты и прочие украшения.
  • Раскрашивание. Игра проводится в виде мастер-класса по раскрашиванию или конкурса. Детям раздают картинки с контурами фигур и объясняют, как штриховать. Картинки нужно закрасить в прямом и диагональном направлениях.
  • Оригами. Детям выдают бумагу и объясняют, как складывать фигурки. Затем можно предложить устроить конкурс или поиграть в магазин бумажных игрушек.
  • Театр теней. В комнате выключают свет и направляют источник света на экран (с расстояния примерно 4 м). Детям показывают, как при помощи движений рук между источником света и экраном создать картины на экране. Можно разыгрывать сценки с участием персонажей-теней.
  • Перебираем крупу. Для этой игры нужно смешать 2 вида круп (например, гречку и рис или пшено) и попросить ребенка помочь разобрать крупу по своим банкам. Впоследствии задачу можно усложнить, добавив еще 1 или 2 вида круп.

Специалисты считают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и интеллекта в целом.

Е. О. Комаровский

Педиатр, к.м.н.

Работа пальцами воздействует на речевые зоны головного мозга. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с полугода и до 6 лет. В результате правильно формируется речь, стимулируется память и воображение.

— Е. О. Комаровский Педиатр, к.м.н.

Игры на развитие внимания

Следующие игры помогут ребенку учиться приобретать, накапливать и применять новые знания:

  • Что изменилось? Перед ребенком ставят до 7 (но не меньше 3) разных игрушек. По сигналу ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек. Затем опять по сигналу ребенок должен открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.
  • Что делать? До начала игры детям объясняют, какое действие нужно выполнять при назывании того или иного слова. Затем дети ходят по кругу, а ведущий называет какое-либо из оговоренных ранее слов. При этом игроки должны выполнить определенное действие (например, «аист» – встать на одну ногу, «рак» – идти спиной вперед, «заяц» – прыгать и т. д.).
  • Хлопки. Это игра, похожая на предыдущую. Только вместо слова дети должны выполнять определенное действие на оговоренное заранее количество хлопков. Так, например, 1 хлопок может означать «аиста», 2 – «рака», 3 – «зайца» и т. д.).
  • Стихии. Дети садятся в кружок. При назывании ведущим определенной стихии они должны выполнять заранее оговоренное действие (например, «вода» – опустить руки, «огонь» – поднять, «воздух» – развести руки в стороны, «земля» – скрестить на груди).
  • Угадай игрушку. Ребенку нужно изобразить какие-либо действия, которые бы охарактеризовали предложенные игрушки (например, показать, как себя ведет мишка, лиса и т. д.).

Юлия

В педагогической деятельности одним из основных направлений является развитие внимания, так как именно от него в дальнейшем будет зависеть качество обучения.

— Юлия

Игры на развитие логического мышления

Навыки логического мышления необходимы как подготовка к дальнейшему обучению. Развить умение мыслить логически помогут следующие игры:

  • Рисунок из геометрических фигур. Детям раздают различные геометрические фигуры, нарисованные на листе бумаги. Ребята должны дорисовать из полученной геометрической фигуры какой-либо предмет или персонажа (например, яблоко из шара и т. д.).
  • Концовки. Детям предлагают закончить предложения типа: «Маша вышла из дома раньше Веры, значит Вера – … (позже Маши)».
  • Закрась круг. Детям выдают листы с нарисованными несколько раз 6 кругами и предлагают закрасить их таким образом, чтобы закрашенных кругов оказалось столько же, сколько и не закрашенных. Победит тот, кто предложит больше всех вариантов заштриховки.
  • Хорошо – плохо. Ребенку предлагается проанализировать любое явление со всех сторон, уделяя внимание положительным и отрицательным аспектам, например: «Много комаров – плохо, кусаются, но хорошо, что птицам есть, чем питаться. Нет комаров – хорошо, но плохо, что птицам нечего есть, они улетят в другие места и станет много комаров».
  • Что бывает? Детям предлагается задавать друг другу вопросы и по очереди отвечать, например: «Что бывает белое? (облако, полотенце и т. д.)» «Что бывает большое? (радость, машина, гора и т. д.)».

Елена

Оренбург

Логическое мышление ребенка нужно развивать систематически и своевременно, чтобы в последующем он мог хорошо учиться и добиваться поставленных целей.

— Елена Оренбург

Игры на развитие речи

Развитие речи – важный этап обучения, в этом помогут следующие игры, кстати, тесно связанные с предыдущей группой занятий на логику:

  • Конец предложения. Детям предлагается закончить предложения, исходя из контекста (Вита сегодня не пришла потому, что … (заболела); папа принес мороженое и положил … (в холодильник); Марина идет в магазин, чтобы … (купить продукты)).
  • Режим дня. Детям показывают картинки, изображающие различные дела в течение дня. Ребятам предлагается расположить их в нужной последовательности.
  • Кто это ест? Выдаются картинки, изображающие различных животных, и предлагается определить, кому из них нужно дать, например, зерно, мед, яблоки, траву и т. д.
  • 3 слова. Детям предлагают назвать по 3 слова в качестве ответа на один вопрос, например: «Что можно сварить? (яйцо, мясо, макароны)».
  • Что чем было? Ведущий задает вопросы типа: «Кем раньше была курица, бабочка, лошадь?», «Чем раньше был хлеб, свитер, стол?», а детям нужно на них ответить.

А. Н. Леонтьев

Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности

Речь занимает центральное место в психическом развитии, процесс ее развития и есть само развитие.

— А. Н. Леонтьев Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности

Подготовительная группа

В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.

Поезд для животных

Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.

Человек или природа

Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «, «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.

Назови растение

Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.

Облака

В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.

Польза, которую приносит детям занятие ритмикой

Помимо занятий по подготовке к обучению грамоте, чтению и первоначальным математическим понятиям программой дошкольных учреждений предусмотрено развитие музыкально-ритмических способностей у детей. Для этого в неё многие ДОУ включили занятия ритмикой.

Как показывает опыт, такие занятия в детском саду в старшей группе не только приносят радость ребёнку и забавляют его, но и имеют множество других положительных факторов. Среди них выделяют следующие:

  • Они прививают любовь к танцам и музыке и воспитывают музыкальный вкус.
  • Застенчивые дети благодаря им могут раскрепоститься, а активные получают хорошую физическую разрядку.
  • Все детишки начинают разделять такие понятия, как стиль музыки, её ритм и темп.
  • Значительно улучшается как физическая форма ребёнка, так и координация движений.
  • У детишек появляется возможность научиться реагировать на любую ситуацию адекватно, контролировать своё душевное состояние и правильно выражать эмоции.

Всё это привело к тому, что занятиям ритмикой в дошкольной системе воспитания стали уделять большое внимание.

Так как мамам и папам всегда хочется знать, чем их чадо занимается в садике и чему там учится, особенно если в программе учреждения имеются занятия, не входящие в обязательную дошкольную программу, открытое занятие по ритмике в старшей группе детский сад чаще всего стремится проводить одновременно с родительским собранием.

Это делается для того, чтобы была возможность продемонстрировать родителям навыки и умения, полученные их детьми, а также стиль проведения уроков.

Игры

Заниматься следует каждый день, и через неделю будет виден первый результат: внимание, мышление, память малыша улучшатся. В процессе игр он узнает много нового, и получится своеобразная школа.

На развитие мышления

«Да-нет-ка»

Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.

Как играть: воспитатель загадывает слово, а дети должны отгадать его помощью вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

«Визуальная да-нет-ка»

Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.

Как играть: воспитатель раскладывает на столе игрушки или картинки. Затем загадывает игрушку или картинку. Задача малыша – отгадать, что загадал воспитатель, с помощью вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]